ВЛИЯНИЕ КИНО НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ

Обложка

Аннотация


В условиях медиатизации современного общества кино продолжает занимать одно из ведущих мест в досуге, оставаясь при этом влиятельным массмедиа, воздействующим на картину мира, ценности, мотивы, стереотипы, поведение зрителей и др. Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме влияния кинофильмов на молодежную аудиторию. Изучались различные эффекты воздействия кино на молодых зрителей, связанные с их представлениями о пожилых людях. С помощью психосемантической методики, включившей 25 шкал, разработанных специально для выявления содержания представлений о пожилых людях, респонденты оценивали различные их характеристики до и сразу после просмотра фильма, а также спустя 2 недели после показа. При анализе эффектов воздействия учитывались также пол респондентов, привлекательность показанного фильма и значимость кино в досуге. Определено, что сразу после просмотра фильма, повествующего о пожилых людях, у респондентов изменились представления об их мотивационно-регулятивных, когнитивных и эмоциональных особенностях. Однако направленность этих изменений, в целом, выявила отрицательное влияние фильма на восприятие пожилых людей. В то же время было показано, что представления молодежи о пожилых людях и о себе в будущем в роли пожилых сблизились. Обнаружено, что фильм оказал большее влияние на женщин, чем на мужчин. При этом определено, что наблюдаемые непосредственно после просмотра фильма изменения представлений преимущественно не сохранились во времени. В целом данное исследование продемонстрировало важность комплексного подхода к прогнозированию результатов воздействия кино.


Тина Анатольевна Кубрак

Лицо (автор) для связи с редакцией.
kubrak.tina@gmail.com
Институт психологии РАН Ярославская ул., 13, корп. 1, Москва, Россия, 129366

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии Российской Академии наук (Москва, Россия).

Таисия Александровна Гребенщикова

gretiya@mail.ru
Институт психологии РАН Ярославская ул., 13, корп. 1, Москва, Россия, 129366

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии Российской Академии наук (Москва, Россия).

  • Журавлев А.Л., Павлова Н.Д. К междисциплинарной проблематике дискурса // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2007. С. 6-11.
  • Журавлев А.Л., Павлова Н.Д. Предисловие // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2012. С. 5-8.
  • Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России (вместо предисловия) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 5-21.
  • Кубрак Т.А. Проблема информационно-психологической безопасности в кинодискурсе // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.02.2018).
  • Кубрак Т.А. Роль психологических характеристик восприятия кино в процессе его воздействия // Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Отв. ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 94- 111.
  • Кубрак Т.А. Специфика психологического воздействия кинодискурса // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 202-222.
  • Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия. М.: Институт психологии РАН, 2013. 368 с.
  • Лемиш В.В. Представления студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», о пожилых и старых людях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 36-48.
  • Марцинковская Т.Д. Социальная и эстетическая парадигмы в методологии современной психологии // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.02.2018).
  • Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. 448 с.
  • Anderson C.A., Berkowitz L., Donnerstein E.Р., Huesmann L.R., Johnson J.D., Linz D., et al. The Influence of Media Violence on Youth // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. P. 81- 110. doi: 10.1111/j.1529-1006.2003.pspi_1433.x
  • .Appel M. Fictional narratives cultivate just-world-beliefs // Journal of Communication. 2008. Vol. 58. P. 62-83. doi: 10.1111/j.1460-2466.2007.00374.x
  • .Behm-Morawitz E., Mastro D. Mean girls? The influence of gender portrayals in teen movies on emerging adults’ gender-based attitudes and beliefs // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2008. Vol. 85. P. 131-146.
  • Dahl G., DellaVigna S. Does Movie Violence Increase Violent Crime? // Quarterly Journal of Economics. 2009. Vol. 124. No. 2. P. 677-734. doi: 10.3386/w13718
  • .Encyclopedia of Crime and Punishment / Ed. by D. Levinson. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2002. 2104 р.
  • Harwood J., Giles H. Don’t make me laugh: Age representations in a humorous context // Discourse and Society. 1992. No. 3. P. 403-436. doi: 10.1177/0957926592003004001
  • .Mastro D., Behm-Morawitz E., Kopacz M. Exposure to television portrayals of latinos: The implications of aversive racism and social identity theory // Human Communication Research. 2008. Vol. 34. P. 1-27. doi: 10.1111/j.1468-2958.2007.00311.x
  • .McGreavy, B., Liendfield, L. Entertaining our way to engagement? Climate change films and sustainable development values // Int. J. Sustainable Development. 2014. Vol. 17. No. 2. P. 123-136
  • Mirrlees T. Global entertainment media: between cultural imperialism and cultural globalization. New York, London: Routledge, Taylor & Francis, 2013. 320 р
  • The handbook of language and gender / Ed. by J. Holmes & M. Meyerhoff. Maiden, Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2003. 776 р
  • Morgan S.E., Movius L., Cody M.J. The power of narratives: The effects of entertainment television organ donation storylines on the attitudes, knowledge, and behaviors of donors and nondonors // Journal of Communication. 2009. Vol. 59. No. 1. P. 135-151. doi: 10.1111/j.1460-2466.2008.01408.x
  • .Lowe, T., Brown, K., Dessai, S., de Franca Doria, M., Haynes, K. Vincent, K. Does tomorrow ever come? Disaster narrative and public perceptions of climate change // Public Understanding of Science. 2006. Vol. 15. No. 4. P. 435-457 doi: 10.1177/0963662506063796.

Просмотры

Аннотация - 18

PDF (Russian) - 12


© Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.