FIRST INTERNATIONAL CONFERENCE ON ETHICS FOR PSYCHOLOGICAL COUNSELING AND PSYCHOTHERAPY

Cover Page

Abstract



Первая Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии состоялась 26 мая 2017 года в Психологическом институте Российской академии образования. Это событие стало значимой вехой в жизни профессионального сообщества помогающих практиков и охватило более 300 очных и более 200 заочных участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. Организаторами выступили: Коллегия по этике в психологии и психотерапии, ФГБНУ «ПИ РАО», Центр семейной системной терапии, Университет «Туран» (Алматы, Казахстан). Целью конференции стало обсуждение проблем этической регуляции деятельности психологов-консультантов и психотерапевтов, инициация диалога между практиками, исследователями, преподавателями и представителями смежных специальностей. Ведущие представители профессионального сообщества собрались, чтобы обозначить острые вопросы обеспечения безопасности клиентов и специалистов, задать вектор движения к становлению этических стандартов профессии в современной России. Конференцию открыли организаторы - члены Коллегии по этике в психологии и психотерапии. В.В. Федоряк, А.Г. Покрышкин, Ю.В. Захарова, Н.В. Кисельникова рассказали об инициативах в области этического просвещения и регуляции и о перспективах работы Коллегии. Пленарное заседание началось с доклада Д.А. Леонтьева «Этика в неравновесном мире». С опорой на идеи В. Лефевра, К. Войтылы, Р. Мэя, М. Эпштейна и др. в выступлении обсуждался подход к этике как смысловой опоре индивидуального выбора в ситуации неопределенности. Шаболтас А.В. в своем докладе обсудила сложности и пути решения этических проблем в психологическом консультировании и психотерапии, проиллюстрировав их примерами из работы Этического комитета РПО. Варга А.Я. увлекла слушателей своим взглядом на ключевые этические проблемы в консультативной и психотерапевтической практике в российских реалиях. Затем работа конференции продолжилась в рамках шести секционных заседаний. Во вступительном слове руководителя секции «Риски дискриминации в работе психотерапевта и антидискриминационные практики» И.Ю. Хамитовой был затронут вопрос о необходимости учитывать квалификацию психолога и его опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и др.), при принятии решения о начале работы. Очень важно осознавать свои предубеждения и стереотипы и заботиться о том, чтобы антидискриминационный подход стал неотъемлемой частью консультативной практики. Кажется, что очевидный принцип, однако психологи - люди со своими моральными принципами и жизненными ценностями, которые могут вступать в противоречие с клиентскими, порождая этические дилеммы. В докладе А.А. Акбаровой «Социальные стереотипы относительно гомосексуальности и их влияние на позицию терапевта» прозвучала мысль о том, что гомосексуалы, как любая группа, которая обозначается как меньшинство, наиболее уязвима и подвержена социальному давлению и осуждению. В этой связи требования к позиции терапевта и соблюдению им этических норм являются особенно необходимыми и высокими. Акбаровой А.А. были рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются гомосексуалы при обращении за психологической помощью, а также возможные «ловушки» психолога-консультанта в индивидуальной терапии и в работе с гомосексуальными парами. В докладе М.Л. Сабунаевой прозвучали этические цели, принципы и методы оказания психологической помощи в структуре ЛГБТИК-организаций, поставлены важные этические акценты в помощи ЛГБТИК-клиентам. Бедник Т.А. в своем докладе рассказала о том, что, с одной стороны, ситуации применения родителями морального и физического насилия по отношению к ребенку, отвержения вызывают сильные негативные чувства у практикующего психолога. С другой стороны, согласно принципа антидискриминационной практики Этического кодекса, психолог не имеет права отказать в помощи клиентам с установками и принципами, отличными от его собственных. Пути решения этой дилеммы обсуждались в докладе, с примерами из практики, иллюстрирующими подобные ситуации. Схожие проблемы, однако в другом ракурсе, обсуждались в докладе В.Г. Мещериной «Этические дилеммы в работе с множественными изменами, агрессивным и унижающим поведением». Она подчеркнула, что часто практикующий психолог сталкивается с клиентами, демонстрирующими поведение, личностные ценности или нестандартные личные границы, которые рискуют быть оценены как неприемлемые, неэтичные, агрессивные и т.д. В тоже время, приход в терапию подобного человека не может не вызывать профессионального уважения и предположений о том, что эти негативные особенности приносят такому клиенту боль и страдания. В докладе были представлены эффективные инструменты, помогающие терапевту не принимать решения об отказе от терапии, оставаться в профессиональной принимающей позиции, поддерживать близкий эмпатический контакт и помогать клиенту корректировать неоднозначное поведение, негативно влияющее на его жизнь и на жизни его близких людей. Кадиева Е.Х. в видеодокладе «Этические дилеммы, возникающие в работе с клиентами иных культур» рассказала о том, что психотерапевты все чаще встречаются с клиентами, принадлежащими к другим, нежели они сами, культурам, сформировавшимися на основе чуждых терапевту религиозных, этнических или других систем ценностей. Между тем, для оказания помощи клиентам, терапевту следует уметь успешно строить отношения и в этой ситуации. В докладе были намечены некоторые направления решения проблем, возникающих в подобной ситуации. Работу секции «Ответственность перед клиентами: этические и юридические аспекты» открыло вступительное слово Ю.В. Захаровой, подчеркнувшей, что принцип ответственности является одним из базовых в работе психолога-консультанта и психотерапевта. Он значительно шире, чем этическая ответственность перед клиентами, включает в себя и ответственность перед теми, с кем связан клиент, и ответственность перед профессиональным сообществом, и перед обществом в целом. Однако зачастую не только клиентам, но и профессионалам непонятны правила взаимодействия, уровень ответственности. Затем прозвучало четыре интересных доклада. Гаранян Н.Г. представила три случая, связанных с осложнениями, которые возникают в результате несоблюдения профессиональной этики. Ялтонская А.В. навела фокус внимания на этические проблемы, возникающие при работе с клиентами с личностными расстройствами. Прихидько А.И. в видеодокладе рассказала о том, почему важно предупреждать клиентов о рисках и правилах профессиональных взаимоотношений и как это сделать с помощью информированного согласия. Вечерин А.В. удивил тех, кто думает, что деятельность российских психологов вообще не регулируется законодательством, раскрыл вопрос места и роли этического кодекса в уровнях правовой регуляции профессиональной деятельности. Покрышкин А.Г., начиная работу секции «Этика в отношениях с коллегами», сказал, что несмотря на то, что в помогающих профессиях этика сфокусирована на отношениях «специалист-клиент», между самими профессионалами нередко возникают ситуации, которые требуют этической регуляции, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. Это касается как взаимодействия между сотрудниками внутри одной организации, так и вне ее, как общения специалистов одного профиля, так и общения со специалистами в других областях (врачами, социальными работниками, педагогами и др.). Лапина Ю.В. рассказала об этических аспектах взаимодействия психологов и психиатров, сложностях, с которыми сталкиваются психологи в общении с врачами и способах их преодоления. Нестерова А.А. осветила вопрос двойственных ролевых отношений с коллегами, представив обзор исследований по этой теме и рассмотрев последствия нарушений границ в отношениях с коллегами. Петрусенко Е.А. подняла проблему этических дилемм внутри междисциплинарной команды детского хосписа и путей их решения. В рамках секции «Проблемы этики в профессиональной подготовке психологаконсультанта и психотерапевта» (руководитель - Н.В. Клюева) было обсуждено пять докладов. Основное внимание выступающих было уделено вопросам содержания и технологий развития этических оснований деятельности психологов- консультантов и психотерапевтов на разных этапах профессионализации (чему и как учить?). Было отмечено, что, с одной стороны, существует большое количество этических кодексов, в которых прописаны принципы и правила поведения в ситуациях профессионального взаимодействия (институциональная этика). С другой стороны, необходимо учитывать, что без опоры на глубинное ценностно-смысловое измерение профессиональной деятельности (этика ответственности) надеяться на этическую выверенность поведения специалиста трудно. Формирование в образовательном процессе этического дискурса является важной его составляющей. Большой интерес вызвал доклад А.Б. Армашовой, в котором были представлены результаты исследования этической зоркости психолога-консультанта (подход к его диагностике, результаты эмпирического исследования на выборке профессионалов и студентов). В выступлениях Л.Г. Жедуновой, Е.Ю. Мишуровой и Е.Г. Руновской был представлен опыт этической подготовки будущих психологов-консультантов и уже работающих специалистов. Акцент был сделан на создании образовательного пространства, в котором «здесь и теперь» обучающийся может пережить опыт этически сложных ситуаций, осмыслить их, осознать и отрефлексировать как регулятор профессиональной деятельности. Отмечено, что не в каждом вузе есть возможность организации личной терапии и супервизии для студентов, не все преподаватели, ведущие курсы по этике являются практиками, не хватает учебников и методических разработок по данной дисциплине. В рамках секции «Этика продвижения психологических услуг» выступили не только психологи, но и маркетологи. Быковская А.А. в докладе «Этика в рекламе и продвижении: манипуляции, влияние, эмоциональные триггеры» поставила острые вопросы допустимости манипулятивных приемов в привлечении клиентов. Назаралиева А.А. рассмотрела эволюцию продвижения на разных этапах психотерапевтической карьеры и этические дилеммы в продвижении психологических услуг в разных нишах - государственной клинике, частной практике, своем бизнесе. Василькова В.В. на примере продвижения в социальных сетях раскрыла ключевые проблемы позиционирования психолога в публичном пространстве и использования этичной рекламы. Вступительным словом открыли работу секции «Этические вопросы работы с семьей» ее руководители А.Р. Дзкуя, М.Р. Травкова. Филиппова Г.Г. представила доклад «Этические проблемы в работе перинатального и репродуктивного психолога» о современном положении в обучении и практике перинатальных психологов и этических вопросах, сопряженных с поддержкой родительского выбора. Бойко О.М. выступила с докладом «Этические аспекты работы группы психологической поддержки для родственников людей, страдающих психическим заболеванием», описывающем опыт организации групп такого рода и заслуживающих особого внимания этических аспектах психологической работы в этом контексте, связанных в том числе с вопросами о хранении частной информации. Ivan Ilic (Сербия) в своем докладе «Психотерапия подростков как этический вызов» сделал акцент на специфических этических трудностях работы с подростками и предложил несколько вариантов решения таких этических задач. Фисун Е.В. в сообщении «Двойной капкан или этические риски при работе с супружеской парой» описала технические приемы, помогающие уменьшить обозначенные ею риски. Бегунова Л.А. рассмотрела в докладе «Профессиональная этика при производстве судебно-психологических экспертиз по спорам о воспитании детей» этические ловушки проведения судебно-психологических экспертиз и наиболее частые нарушения профессиональной этики в этой сфере. Завершил работу конференции Круглый стол «Этическая регуляция работы психотерапевта и консультанта: ценностные основания и механизмы осуществления» (модератор А.В. Шаболтас). В дискуссии, посвященной подведению итогов работы конференции и перспектив решения обозначенных проблем, приняли участие лидеры различных психотерапевтических школ и представители психологических учреждений: А.Я. Варга, В.Е. Иноземцева, Я.А. Кочетков, С.Ю. Мазур, А.Б. Орлов, Т.И. Орлова, Д.Н. Хломов, С.В. Штукарева, Г.Г. Филиппова. Параллельные заседания в рамках конференции проводились казахстанскими коллегами из Алматы. Для казахстанского психотерапевтического сообщества это стало знаменательным событием. Впервые на единой площадке в рамках круглого стола собрались представители разных направлений в психологическом консультировании и психотерапии. Коллеги были единодушны в необходимости построения открытого диалога о стандартах этики в профессии. На очных заседаниях в Алматы наиболее важными стали две темы. Ковальчук O.M. осветила проблемы множественных отношений среди коллег, актуальных для узкого профессионального сообщества, где очень трудно избежать пересечений. Аубекерова Л.Х. сделала доклад на тему: «Нормы морали и этики в условиях особенностей национальной культуры. Задачи сообщества психологов в традиционных культурах», где показала специфику работы в рамках кланового менталитета. Заключением стали выступления членов Коллегии, подчеркнувших, что профессиональному сообществу в России предстоит долгий путь к налаживанию этической и законодательной регуляции работы психологов и психотерапевтов, и только систематически совместные усилия практиков, преподавателей, исследователей принесут свои плоды. Конференция - первая попытка на этом пути сделать этические проблемы предметом публичного обсуждения. Отдельные тезисы выступлений опубликованы в электронном сборнике материалов конференции на сайтах www.pirao.ru и www.psyethics.ru. В 2018 году планируется публикация ряда статей, подготовленных на основе докладов конференции в журнале «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика».

Natalya V Kiselnikova

FSBSI “Psychological Institute of Russian Academy of Education” (Moscow, Russia)

Email: nv_psy@mail.ru
Natalya V. Kiselnikova - Ph.D. in Psychology, Head of Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy, FSBSI “Psychological Institute of Russian Academy of Education” (Moscow, Russia).

Yulia V Zakharova

Email: mail@zakharova.info
Yulia V. Zakharova - clinical psychologist, cognitive-behavioral therapist (Moscow, Russia).

Nadezhda V Klueva

Yaroslavl State University named after P.G. Demidov (Yaroslavl, Russia)

Email: nadejda@uniyar.ac.ru
Nadezhda V. Klueva - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Counseling Psychology, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov (Yaroslavl, Russia).

Irina Y Khamitova

Center of Systemic Family Psychotherapy

Email: i_hamitova@mail.ru
Irina Y. Khamitova - CEO of the Center of Systemic Family Psychotherapy, family systems psychotherapist, clinical psychologist (Moscow, Russia).

Alexander G Pokryshkin

Email: alexander.pokryshkin@gmail.com
Alexander G. Pokryshkin - child psychologist, play therapist (Moscow, Russia).

Anastasia R Dzkuya

Email: adzkuya@gmail.com
Anastasia R. Dzkuya - child psychologist (Moscow, Russia).

Elina V Belyaeva

Email: cvetlove@gmail.com
Elina V. Belyaeva - Master of Psychology, Coach, Co-Chaper and Member of the Almaty Association of Transactional Analysis, Member of the European Association for Transactional Analysis (Almaty, Kazakhstan).

Valeria V Fedoryak

Email: valerya.fedoyak@gmail.com
Valeria V. Fedoryak - Master of Psychology, psychologist, gestalt-therapist (Moscow, Russia).

Views

Abstract - 427

PDF (Russian) - 156


Copyright (c) 2017 Kiselnikova N.V., Zakharova Y.V., Klueva N.V., Khamitova I.Y., Pokryshkin A.G., Dzkuya A.R., Belyaeva E.V., Fedoryak V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.