ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭТИКЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полный текст

Первая Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии состоялась 26 мая 2017 года в Психологическом институте Российской академии образования. Это событие стало значимой вехой в жизни профессионального сообщества помогающих практиков и охватило более 300 очных и более 200 заочных участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. Организаторами выступили: Коллегия по этике в психологии и психотерапии, ФГБНУ «ПИ РАО», Центр семейной системной терапии, Университет «Туран» (Алматы, Казахстан). Целью конференции стало обсуждение проблем этической регуляции деятельности психологов-консультантов и психотерапевтов, инициация диалога между практиками, исследователями, преподавателями и представителями смежных специальностей. Ведущие представители профессионального сообщества собрались, чтобы обозначить острые вопросы обеспечения безопасности клиентов и специалистов, задать вектор движения к становлению этических стандартов профессии в современной России. Конференцию открыли организаторы - члены Коллегии по этике в психологии и психотерапии. В.В. Федоряк, А.Г. Покрышкин, Ю.В. Захарова, Н.В. Кисельникова рассказали об инициативах в области этического просвещения и регуляции и о перспективах работы Коллегии. Пленарное заседание началось с доклада Д.А. Леонтьева «Этика в неравновесном мире». С опорой на идеи В. Лефевра, К. Войтылы, Р. Мэя, М. Эпштейна и др. в выступлении обсуждался подход к этике как смысловой опоре индивидуального выбора в ситуации неопределенности. Шаболтас А.В. в своем докладе обсудила сложности и пути решения этических проблем в психологическом консультировании и психотерапии, проиллюстрировав их примерами из работы Этического комитета РПО. Варга А.Я. увлекла слушателей своим взглядом на ключевые этические проблемы в консультативной и психотерапевтической практике в российских реалиях. Затем работа конференции продолжилась в рамках шести секционных заседаний. Во вступительном слове руководителя секции «Риски дискриминации в работе психотерапевта и антидискриминационные практики» И.Ю. Хамитовой был затронут вопрос о необходимости учитывать квалификацию психолога и его опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и др.), при принятии решения о начале работы. Очень важно осознавать свои предубеждения и стереотипы и заботиться о том, чтобы антидискриминационный подход стал неотъемлемой частью консультативной практики. Кажется, что очевидный принцип, однако психологи - люди со своими моральными принципами и жизненными ценностями, которые могут вступать в противоречие с клиентскими, порождая этические дилеммы. В докладе А.А. Акбаровой «Социальные стереотипы относительно гомосексуальности и их влияние на позицию терапевта» прозвучала мысль о том, что гомосексуалы, как любая группа, которая обозначается как меньшинство, наиболее уязвима и подвержена социальному давлению и осуждению. В этой связи требования к позиции терапевта и соблюдению им этических норм являются особенно необходимыми и высокими. Акбаровой А.А. были рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются гомосексуалы при обращении за психологической помощью, а также возможные «ловушки» психолога-консультанта в индивидуальной терапии и в работе с гомосексуальными парами. В докладе М.Л. Сабунаевой прозвучали этические цели, принципы и методы оказания психологической помощи в структуре ЛГБТИК-организаций, поставлены важные этические акценты в помощи ЛГБТИК-клиентам. Бедник Т.А. в своем докладе рассказала о том, что, с одной стороны, ситуации применения родителями морального и физического насилия по отношению к ребенку, отвержения вызывают сильные негативные чувства у практикующего психолога. С другой стороны, согласно принципа антидискриминационной практики Этического кодекса, психолог не имеет права отказать в помощи клиентам с установками и принципами, отличными от его собственных. Пути решения этой дилеммы обсуждались в докладе, с примерами из практики, иллюстрирующими подобные ситуации. Схожие проблемы, однако в другом ракурсе, обсуждались в докладе В.Г. Мещериной «Этические дилеммы в работе с множественными изменами, агрессивным и унижающим поведением». Она подчеркнула, что часто практикующий психолог сталкивается с клиентами, демонстрирующими поведение, личностные ценности или нестандартные личные границы, которые рискуют быть оценены как неприемлемые, неэтичные, агрессивные и т.д. В тоже время, приход в терапию подобного человека не может не вызывать профессионального уважения и предположений о том, что эти негативные особенности приносят такому клиенту боль и страдания. В докладе были представлены эффективные инструменты, помогающие терапевту не принимать решения об отказе от терапии, оставаться в профессиональной принимающей позиции, поддерживать близкий эмпатический контакт и помогать клиенту корректировать неоднозначное поведение, негативно влияющее на его жизнь и на жизни его близких людей. Кадиева Е.Х. в видеодокладе «Этические дилеммы, возникающие в работе с клиентами иных культур» рассказала о том, что психотерапевты все чаще встречаются с клиентами, принадлежащими к другим, нежели они сами, культурам, сформировавшимися на основе чуждых терапевту религиозных, этнических или других систем ценностей. Между тем, для оказания помощи клиентам, терапевту следует уметь успешно строить отношения и в этой ситуации. В докладе были намечены некоторые направления решения проблем, возникающих в подобной ситуации. Работу секции «Ответственность перед клиентами: этические и юридические аспекты» открыло вступительное слово Ю.В. Захаровой, подчеркнувшей, что принцип ответственности является одним из базовых в работе психолога-консультанта и психотерапевта. Он значительно шире, чем этическая ответственность перед клиентами, включает в себя и ответственность перед теми, с кем связан клиент, и ответственность перед профессиональным сообществом, и перед обществом в целом. Однако зачастую не только клиентам, но и профессионалам непонятны правила взаимодействия, уровень ответственности. Затем прозвучало четыре интересных доклада. Гаранян Н.Г. представила три случая, связанных с осложнениями, которые возникают в результате несоблюдения профессиональной этики. Ялтонская А.В. навела фокус внимания на этические проблемы, возникающие при работе с клиентами с личностными расстройствами. Прихидько А.И. в видеодокладе рассказала о том, почему важно предупреждать клиентов о рисках и правилах профессиональных взаимоотношений и как это сделать с помощью информированного согласия. Вечерин А.В. удивил тех, кто думает, что деятельность российских психологов вообще не регулируется законодательством, раскрыл вопрос места и роли этического кодекса в уровнях правовой регуляции профессиональной деятельности. Покрышкин А.Г., начиная работу секции «Этика в отношениях с коллегами», сказал, что несмотря на то, что в помогающих профессиях этика сфокусирована на отношениях «специалист-клиент», между самими профессионалами нередко возникают ситуации, которые требуют этической регуляции, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. Это касается как взаимодействия между сотрудниками внутри одной организации, так и вне ее, как общения специалистов одного профиля, так и общения со специалистами в других областях (врачами, социальными работниками, педагогами и др.). Лапина Ю.В. рассказала об этических аспектах взаимодействия психологов и психиатров, сложностях, с которыми сталкиваются психологи в общении с врачами и способах их преодоления. Нестерова А.А. осветила вопрос двойственных ролевых отношений с коллегами, представив обзор исследований по этой теме и рассмотрев последствия нарушений границ в отношениях с коллегами. Петрусенко Е.А. подняла проблему этических дилемм внутри междисциплинарной команды детского хосписа и путей их решения. В рамках секции «Проблемы этики в профессиональной подготовке психологаконсультанта и психотерапевта» (руководитель - Н.В. Клюева) было обсуждено пять докладов. Основное внимание выступающих было уделено вопросам содержания и технологий развития этических оснований деятельности психологов- консультантов и психотерапевтов на разных этапах профессионализации (чему и как учить?). Было отмечено, что, с одной стороны, существует большое количество этических кодексов, в которых прописаны принципы и правила поведения в ситуациях профессионального взаимодействия (институциональная этика). С другой стороны, необходимо учитывать, что без опоры на глубинное ценностно-смысловое измерение профессиональной деятельности (этика ответственности) надеяться на этическую выверенность поведения специалиста трудно. Формирование в образовательном процессе этического дискурса является важной его составляющей. Большой интерес вызвал доклад А.Б. Армашовой, в котором были представлены результаты исследования этической зоркости психолога-консультанта (подход к его диагностике, результаты эмпирического исследования на выборке профессионалов и студентов). В выступлениях Л.Г. Жедуновой, Е.Ю. Мишуровой и Е.Г. Руновской был представлен опыт этической подготовки будущих психологов-консультантов и уже работающих специалистов. Акцент был сделан на создании образовательного пространства, в котором «здесь и теперь» обучающийся может пережить опыт этически сложных ситуаций, осмыслить их, осознать и отрефлексировать как регулятор профессиональной деятельности. Отмечено, что не в каждом вузе есть возможность организации личной терапии и супервизии для студентов, не все преподаватели, ведущие курсы по этике являются практиками, не хватает учебников и методических разработок по данной дисциплине. В рамках секции «Этика продвижения психологических услуг» выступили не только психологи, но и маркетологи. Быковская А.А. в докладе «Этика в рекламе и продвижении: манипуляции, влияние, эмоциональные триггеры» поставила острые вопросы допустимости манипулятивных приемов в привлечении клиентов. Назаралиева А.А. рассмотрела эволюцию продвижения на разных этапах психотерапевтической карьеры и этические дилеммы в продвижении психологических услуг в разных нишах - государственной клинике, частной практике, своем бизнесе. Василькова В.В. на примере продвижения в социальных сетях раскрыла ключевые проблемы позиционирования психолога в публичном пространстве и использования этичной рекламы. Вступительным словом открыли работу секции «Этические вопросы работы с семьей» ее руководители А.Р. Дзкуя, М.Р. Травкова. Филиппова Г.Г. представила доклад «Этические проблемы в работе перинатального и репродуктивного психолога» о современном положении в обучении и практике перинатальных психологов и этических вопросах, сопряженных с поддержкой родительского выбора. Бойко О.М. выступила с докладом «Этические аспекты работы группы психологической поддержки для родственников людей, страдающих психическим заболеванием», описывающем опыт организации групп такого рода и заслуживающих особого внимания этических аспектах психологической работы в этом контексте, связанных в том числе с вопросами о хранении частной информации. Ivan Ilic (Сербия) в своем докладе «Психотерапия подростков как этический вызов» сделал акцент на специфических этических трудностях работы с подростками и предложил несколько вариантов решения таких этических задач. Фисун Е.В. в сообщении «Двойной капкан или этические риски при работе с супружеской парой» описала технические приемы, помогающие уменьшить обозначенные ею риски. Бегунова Л.А. рассмотрела в докладе «Профессиональная этика при производстве судебно-психологических экспертиз по спорам о воспитании детей» этические ловушки проведения судебно-психологических экспертиз и наиболее частые нарушения профессиональной этики в этой сфере. Завершил работу конференции Круглый стол «Этическая регуляция работы психотерапевта и консультанта: ценностные основания и механизмы осуществления» (модератор А.В. Шаболтас). В дискуссии, посвященной подведению итогов работы конференции и перспектив решения обозначенных проблем, приняли участие лидеры различных психотерапевтических школ и представители психологических учреждений: А.Я. Варга, В.Е. Иноземцева, Я.А. Кочетков, С.Ю. Мазур, А.Б. Орлов, Т.И. Орлова, Д.Н. Хломов, С.В. Штукарева, Г.Г. Филиппова. Параллельные заседания в рамках конференции проводились казахстанскими коллегами из Алматы. Для казахстанского психотерапевтического сообщества это стало знаменательным событием. Впервые на единой площадке в рамках круглого стола собрались представители разных направлений в психологическом консультировании и психотерапии. Коллеги были единодушны в необходимости построения открытого диалога о стандартах этики в профессии. На очных заседаниях в Алматы наиболее важными стали две темы. Ковальчук O.M. осветила проблемы множественных отношений среди коллег, актуальных для узкого профессионального сообщества, где очень трудно избежать пересечений. Аубекерова Л.Х. сделала доклад на тему: «Нормы морали и этики в условиях особенностей национальной культуры. Задачи сообщества психологов в традиционных культурах», где показала специфику работы в рамках кланового менталитета. Заключением стали выступления членов Коллегии, подчеркнувших, что профессиональному сообществу в России предстоит долгий путь к налаживанию этической и законодательной регуляции работы психологов и психотерапевтов, и только систематически совместные усилия практиков, преподавателей, исследователей принесут свои плоды. Конференция - первая попытка на этом пути сделать этические проблемы предметом публичного обсуждения. Отдельные тезисы выступлений опубликованы в электронном сборнике материалов конференции на сайтах www.pirao.ru и www.psyethics.ru. В 2018 году планируется публикация ряда статей, подготовленных на основе докладов конференции в журнале «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика».
×

Об авторах

Н В Кисельникова

Психологический институт Российской академии образования (Москва, Россия)

Email: nv_psy@mail.ru
Кисельникова Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования (Москва, Россия).

Ю В Захарова

Email: mail@zakharova.info
Захарова Юлия Владимировна - клинический психолог, когнитивно-бихевиоральный терапевт (Москва, Россия).

Н В Клюева

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; Центр корпоративного обучения и консультирования (Ярославль, Россия)

Email: nadejda@uniyar.ac.ru
Клюева Надежда Владимировна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, директор Центра корпоративного обучения и консультирования (Ярославль, Россия).

И Ю Хамитова

Центр системной семейной терапии (Москва, Россия)

Email: i_hamitova@mail.ru
Хамитова Инна Юрьевна - директор Центра системной семейной терапии системный семейный психотерапевт, клинический психолог (Москва, Россия).

А Г Покрышкин

Email: alexander.pokryshkin@gmail.com
Покрышкин Александр Григорьевич - детский психолог, игротерапевт (Москва, Россия).

А Р Дзкуя

Email: adzkuya@gmail.com
Дзкуя Анастасия Руслановна - детский психолог (Москва, Россия).

Э В Беляева

Email: cvetlove@gmail.com
Беляева Элина Викторовна - магистр психологии, сертифицированный коуч, соучередитель и член Алматинской Ассоциации Транзактного Анализа, член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (Алматы, Казахстан).

В В Федоряк

Email: valerya.fedoyak@gmail.com
Федоряк Валерия Валерьевна - магистр психологии, практикующий психолог, гештальттерапевт (Москва, Россия).

Список литературы


© Кисельникова Н.В., Захарова Ю.В., Клюева Н.В., Хамитова И.Ю., Покрышкин А.Г., Дзкуя А.Р., Беляева Э.В., Федоряк В.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах