СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И НАСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ

Обложка

Аннотация


В статье рассматриваются три типа оснований для самоуважения: два здоровых (самоуважение, основанное на проявлении усилий и достижении компетентности и высоких результатов в деятельности и самоуважение, основанное на позитивной оценке своих достижений значимыми другими) и вариант невротического самоуважения, основанного на псевдодостижениях. В соответствии с базовыми положениями А. Маслоу о двух типах потребности в уважении было выдвинуто предположение о том, что различные основания самоуважения будут иметь разные следствия для удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости школьников. В результате проведенного исследования показано, что чем больше самоуважение подростков было основано на собственных достижениях, достигнутых собственными усилиями и стараниями, тем выше была их удовлетворенность жизнью, также этот тип само-уважения позитивно сказывался на продуктивных формах учебной мотивации и настойчивости. Результаты свидетельствуют также о том, что самоуважение, основанное на признании компетентности индивида значимыми другими, позитивно связано с уровнем удовлетворенности жизнью и мотивацией уважения родителями. Третий тип самоуважения, основанный на достижении самоуважения компенсаторными способами, является негативным предиктором настойчивости и предиктором наличия у подростка экстернальной мотивации как наименее продуктивного типа учебной мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о важности разработки тренингов, помогающих подросткам научиться уважать себя за приложение усилий при реализации учебных задач, постановку целей и их самостоятельное достижение, умение справляться с трудными жизненными ситуациями.


Т О Гордеева

Лицо (автор) для связи с редакцией.
tamgordeeva@gmail.com
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 1250092

Гордеева Тамара Олеговна - доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

М В Лункина

marusamendelevich@gmail.com
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 1250092

Лункина Мария Владимировна - аспирант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

  • Гижицкий В.В., Гордеева Т.О., Гавриченкова Т.К. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2-х т. / отв. ред. Н.А. Батурин и др. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 66-74.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65-74. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:10.17759/pse.2017220206
  • .Молчанова О.Н., Некрасова Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 65-74. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.17759/chp.2015110402
  • Психологическая диагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Московского университета, 1987.
  • Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological science in public interest. 2003. V. 4. No. 1. P. 1-44. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1111/1529-1006.01431
  • Cheng-Hong L., Yi-Hsing C.C., Jen-Ho C. Why do easterners have lower well-being than westerners? The role of others’ approval contingencies of self-worth in the cross-cultural differences in subjective well-being // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. V. 48. No. 2. P. 217-224. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1177/0022022116677580
  • Crocker, J., Luhtanen R.K. Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social, and financial problems in college freshmen // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. V. 29. P. 701-712. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1177/0146167203029006003
  • Crocker J., Wolfe C. Contingencies of Self-Worth // Personality and Social Psychology Review. 2001. V. 108. No. 3. P. 593-623. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/0033-295x.108.3.593
  • Crocker J., Luhtanen R., Cooper M.L., Bouvrette S.A. Contingencies of self-worth in college students: Measurement and theory // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. No. 85. P. 894-908. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/0022-35.14.85.5.894
  • Deci E., Ryan R. (Eds). Handbook of Self-Determination Research. University of Rochester Press, 2002. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1017/CBO9780511596544
  • Greenberg J., Solomon S., Pyszczynski T., Rosenblatt A., Burling J., Lyon D., Pinel E., Simon L. Assessing the terror management analysis of self-esteem: Converging evidence of an anxiety buffering function // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. V. 63. P. 913-922. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/0022-3514.63.6.913
  • Luhtanen R.K., Crocker J. Alcohol use in college students: Effects of level of self-esteem, narcissism, and contingencies of self-worth // Psychology of Addictive Behaviors. 2005. V. 19. P. 99-103. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/0893-167x.19.1.99
  • Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. V. 50. No. 4. P. 370-396. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/h0054346
  • Mecca A.M., Smelser N.J., Vasconcellos J. The social importance of self-esteem. Berkeley: University of California Press, 1989. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:10.1093/sf/69.3.974
  • .Sowislo J.F., Orth U. Does low self-esteem predict depression and anxiety? A meta-analysis of longitudinal studies // Psychological Bulletin. 2013. V. 139. P. 213-240. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/a 0028931
  • White R. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. V. 66. P. 297-333. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1037/h0040934

Просмотры

Аннотация - 337

PDF (Russian) - 206


© Гордеева Т.О., Лункина М.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.