PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE CONTEXT OF STUDENTS SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT HIGH SOCIAL STATUS

Abstract


The article presents the results of the study of social representations in students about the high status in a society where psychological well-being acts as an integral component. During the analysis of literature it has been revealed that at youthful age, a key factor in determining psychological well-being is a successful self-identity in society, as well as the achievement of a certain status. In addition, during this period there can be observed the formation of social representations in the context of personal and professional self-determination. The object of our research was to study the structure and specificity of the social representations in students about the high status in modern society. We hypothesized that the perceptions of students about the high position in society must include the components of psychological well-being. In the course of the research P. Verges’ method was used to study the structure of social representations. The 594 associations obtained were subjected to a categorical analysis. In the study it was found out that the structural components of psychological well-being (K. Riff) are reflected in the characteristics of the social representations of high status. It was concluded that according to the social representations of the modern young people a person of a high status is represented as a psychologically prosperous person, which confirms the hypothesis of the study.

Современный темп жизни в мегаполисе навязывает его жителю постоянную и быструю смену деятельности. В связи с этим часто возникает повышенная утом- ляемость, что в дальнейшем может приводить к психосоматическим и личностным расстройствам. Кроме того, социальные, экономические, политические кризисы также неблагоприятно влияют на оценку качества жизни людей. В свете пере- численных проблем особое значение приобретает такой показатель качества жиз- ни, как уровень психологического благополучия личности.На данный момент существует несколько взглядов на трактовку понятия «пси- хологическое благополучие». Гедонистический подход описывает психологиче- ское благополучие в дихотомии «удовлетворенность - неудовлетворенность». При этом достижение психологического благополучия возможно при успешной социальной адаптации. Эвдемоническое понимание данного вопроса связано с тем, что личностный рост и самореализация рассматривается в качестве главно- го и самого необходимого элемента психологического благополучия. Комплекс- ный подход к определению данного понятия был предложен К. Рифф. Она вы- делила шесть компонентов психологического благополучия, основанных на по-зитивном функционировании личности в окружающей ее среде [15]: 1) высокая автономия и способность противостоять мнению большинства, вести себя не- стандартно; 2) возможность управлять окружающей средой, т.е. преодолевать трудности, овладевать различными видами деятельности; 3) личностный рост, подразумевающий желание и стремление учиться, развиваться; 4) позитивные отношения с окружающими, способность сопереживать, быть открытым для об- щения и обладать развитыми коммуникативными навыками; 5) наличие целей, ощущение ценности своего существования; 6) положительная самооценка себя и своей жизни в целом, самопринятие. Таким образом, психологическое благо- получие включает в себя характеристики, направленные как на отношение чело- века к самому себе, так и на его отношения к социальному миру в широком смыс- ле слова.Вместе с тем среда оказывает влияние на самовосприятие личности. При этом человеку в зависимости от его принадлежности к той или иной социальной груп- пе необходимо принимать различные нормы поведения и соответствующие роли. Групповая идентичность оказывает влияние на социальные представления лич- ности [14]. Социальные представления - это цепочки идей, метафор и образов, более или менее свободно связанных друг с другом, выражающие отношение группы к социально значимому объекту [2; 5]. Основными функциями социаль- ных представлений являются конструирование и поддержание социальной иден- тичности, облегчение коммуникации, ориентация поведения индивида. Изучение социальных представлений является актуальной задачей, так как их динамика, трансформация могут демонстрировать значимые изменения в культуре. Ведь изменение представления обусловлено тем, что оно перестает быть способом объяснения окружающей реальности и поведения в обыденной жизни. Социаль- ные представления, в свою очередь, формируются в процессе коммуникации членов той или иной группы, в ходе их постоянного взаимодействия, благодаря которому приобретается общий репертуар интерпретаций того или иного явления.Период студенчества является значимым в сфере изучения социальных пред- ставлений, так как именно на данном возрастном этапе можно наблюдать фак- торы и закономерности формирования социальных представлений в динамике профессионального и личностного самоопределения. Изучая социальные пред- ставления о благополучии в студенческой среде, О.С. Машарская выявила, что обыденные представления о благополучии студентов складываются из таких кри- териев, как здоровье, материальное положение, профессиональная деятельность, семейное благополучие, дружеское общение, положение в обществе, альтруизм, духовное удовлетворение, саморазвитие, значимость сферы обучения [9]. Близкое к понятию «благополучие» понятие «успех» изучалось Р.М. Шамионовым и А.Р. Ту- гушевой, которые определили ядерную структуру представления [13]. По мнению психологов, она состоит из умения общаться, знания норм этикета, уверенности в собственных силах, значимости и ценности доверия, профессионального ма- стерства, возможности максимально раскрыть и проявить себя, умения пережи- вать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии. Следующее понятие «сча- стье» изучено в различных сферах жизни на выборке молодых людей [8]. Боль-шинство участвующих в исследовании студентов определило счастье в качестве синонима благополучия. Согласно результатам исследования, наибольший про- цент согласованности ответов встречается в сфере оценки счастья в межличност- ных отношениях - 51% респондентов выразили его как «понимание». Действи- тельно, одной из наиболее значимых задач в период юношества наравне с про- фессиональным определением является формирование устойчивых и успешных межличностных отношений [7]. На момент окончания вуза молодые люди реша- ют ключевой вопрос о месте, которое они займут в системе социальных и прежде всего статусных отношений. При этом статус может быть рассмотрен и в качестве межличностного компонента, и как составляющая отношений внутри большой социальной группы. Статус - это положение индивида в структуре групповых или социальных отношений, которое определяет его права и обязанности. Он тесным образом связан с ролью, которую человек должен выполнять в соответ- ствии с ожиданиями группы. Таким образом, за статусом закрепляется опреде- ленный комплекс действий, который в дальнейшем должен быть реализован в ролевом поведении личности. Каждый человек включен не в одно социальное отношение или социальную организацию, а является своеобразным пересечени- ем множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции [12]. В связи с этим у личности формируется не один статус, а целый набор статусов, находящихся в определенной иерархии. Однако вопрос о том, как взаимосвязан статус с другими социально-психологическими характеристи- ками личности, а также ее самооценкой, переживаниями эмоционального благо- получия (неблагополучия), все еще остается до конца не изученным.Комплексная возрастная модель психологического благополучия личности была предложена О.А. Идобаевой. Психологическое благополучие как функци- онально-динамическое состояние, по мнению автора должно быть рассмотрено на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смыс- ловом уровнях, а также включать анализ возрастно-специфической ситуации развития [6]. Главной задачей в период юности является определение места лич- ности в обществе, самоопределение. Проведенное О.А. Идобаевой исследование показало, что большинство респондентов в возрасте 20-21 года не имеют сфор- мированных новообразований юношеского периода (таких как рефлексия, осоз- нание собственной индивидуальности; сформированность конкретных жизнен- ных планов; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания и собственного мировоззрения). Это негативно сказыва- ется на самоактуализации личности и ее психологическом благополучии. Кросс- культурное исследование взаимосвязи психологического благополучия и соци- альной активности личности показало значительные различия в результатах вы- борок российских и французских студентов [3]. Так, для российской молодежи субъективный критерием благополучия выступает внутренний фактор, т.е. удов- летворенность своей деятельностью, достижение независимости и социально активная позиция, в то время как французы больше ориентированы на внешний критерий - престиж и признание в социальной среде. Кроме того, уровень субъ- ективного благополучия в выборке французской молодежи существенно выше.Данные факты, несомненно, способствуют повышению интереса к исследо- ваниям структурных составляющих представлений как о статусе в обществе, так и о психологическом благополучии.Целью нашего исследования стало изучение структуры и специфики социаль- ных представлений студентов о высоком статусе в современном обществе. Мы предположили, что представления студентов о высоком положении в социуме должны включать компоненты психологического благополучия. Выборку соста- вили 151 респондент (57 юношей и 94 девушки) - студенты 3 курсов московских вузов, средний возраст которых - 19,8 лет.В ходе проведения исследования были использованы следующие методики.Методика П. Вержеса для изучения структуры социальных представлений. Согласно данной методике полученные ассоциации по интересующей пробле- матике подвергаются категориальному анализу, с учетом двух критериев: частоты проявления того или иного понятия в ответах, а также ранга этого понятия, яв- ляющегося критерием его важности для респондента. Пересечение этих двух па- раметров образует четыре области представлений (таблица): ядро (важные и часто встречаемые категории); зона периферии, которая подразделяется на часто встре- чаемые, но не высокозначимые категории; мнение меньшинства (значимые, но редко встречаемые понятия); вторая зона периферии (наименее важные и редко встречаемые).Ассоциации, полученные с помощью методики П. Вержеса, были оценены респондентами с точки зрения субъективной значимости каждой из приведенных ассоциаций для описания феномена по шкале от 0 до 10, а также давалась ее эмо- циональная оценка, где 0 - очень негативная характеристика, а 7 - максималь- но положительная характеристика.В ходе исследования представлений студентов о высокостатусном человеке было получено 594 ассоциации. Анализ данных позволил выделить 18 групп ха- рактеристик (таблица). В ядро социального представления вошли два блока: ав- торитетность и влияние, а также власть и доминирование. Обе эти характеристи- ки указывают на значимость данного человека в окружающей его среде, причем референтность может быть выражена через уважение, косвенное влияние на мне- ние других, а может проявляться в качестве прямого давления, в том числе с по- мощью властных полномочий. Устойчивое положение в структуре социальных представлений о высоком статусе этих характеристик подкрепляет показатель субъективной значимости. Для категории «авторитетность и влияние» он состав- ляет 8,44 (из возможных 10), для категории «власть и доминирование» - 8,71. Однако эмоциональная оценка позитивности этих качеств ниже среднего значе- ния других групп характеристик и составляет 5,77 и 5,24 соответственно.Одна из частей периферической системы представления состоит из ассоциа-ций, которые часто проявляются, но имеют более низкий ранг. К этой группе относятся волевые черты личности, высокие интеллектуальные показатели, ма- териальная составляющая (деньги, богатство), а также активность и решитель- ность в деятельности. Данная группа может выступать, с одной стороны, средством достижения высокой референтности, которая отражена в зоне ядра (личностныеи деятельные черты), с другой стороны - ее результатом (материальная сторона). Вторая часть периферической системы описывает преимущественно мнение мень- шинства исследуемой группы, так как включает группы ассоциаций с высоким рангом, однако низкой частотой. К ней относятся успешность, ответственность, уважение других, уверенность в себе, а также указание на занимаемые руководя- щие должности. Как видно, эти группы качеств более узконаправленные. Они служат для уточнения характеристик, входящих в ядро представления. При этом стоит отметить, что категория «руководство», в которую вошли такие ассоциации, как «чиновник», «президент», «директор», имеет наиболее нейтральную эмоци- ональную оценку (4,17). Вторая периферическая система - наименее устойчивая и подвержена ситуативным влияниям. В нее входят хорошее образование, хариз- ма, порядочность и надежность, спокойствие и устойчивость, высокоразвитые коммуникативные качества, эмпатичные черты. Стоит отметить, что в представ- лениях о человеке, занимающем высокое положение в обществе, проявляется тенденция к преобладанию маскулинных гендерных ролей (авторитет, власть, сильная личность, решительность и др.), что может быть объяснено устоявшим- ся стереотипным представлением о высоком статусе и лидерстве как социальной роли мужчины [1]. Похожая тенденция отмечена в исследовании Н.И. Нефедовой, показавшем, что юноши соотносят понятие успеха с мужчиной, однако девушки отождествляют успешного человека с матерью [10].ТаблицаСтруктура социальных представлений студентов о высоком статусе в обществеЧастота ассоциацииСредний ранг ассоциации< 2,9 2,9 33Авторитет, влияние (52; 2,35)Сильная, волевая личность (63; 2,9)Власть, доминирование (41; 2,27)Высокие интеллектуальные показатели (70; 3,03)Деньги, богатство (34; 3,21)Решительность (36; 3,47)Активность (41; 3,54)< 33Успешность (21; 1,81)Порядочность, надежность (23, 2,96)Ответственность (27; 2,33)Харизма (20; 3,10)Руководитель (24; 2,33)Спокойствие, устойчивость (20, 3,25)Уважение (20, 2,55)Образование (27; 3,26)Уверенность в себе (21; 2,81)Коммуникативные навыки (31; 3,39)Эмпатия (23; 3,61)Подводя итоги анализа социального представления о высоком статусе в обще- стве, мы сравнили полученные группы характеристик с компонентами психоло- гического благополучия (по К. Рифф), в результате чего была обнаружена инте- ресная закономерность. Все категории, обусловливающие психологическое бла- гополучие личности, находят свое отражение в характеристиках социального представления о высоком статусе. Так, к параметру «автономия» можно отнести ассоциативную группу «власть, доминирование», так как она отражает незави- симую и превосходящую других людей позицию. Параметр «управление окружа- ющей средой», подразумевающий активную, компетентную деятельность, со-четается с группами «решительность» и «активность». «Личностный рост» можно соотнести с группами «высокие интеллектуальные показатели», «образование». Критерий «позитивные отношения с окружающими» проявляется в группах «по- рядочность, надежность», «коммуникативные навыки», «эмпатия» и в характе- ристиках отношений к высокостатусным людям - «авторитет, влияние», «ува- жение». Параметр «наличие цели в жизни», на наш взгляд, проявляется в содер- жании представления о высокостатусном человеке как «сильной, волевой личности», способной идти до конца в своих решениях. Наконец, «самопринятие» отражается в представлениях студентов в качестве «уверенности в себе».На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что в социальных представлениях современной молодежи высокостатусный человек представля- ется как психологически благополучная личность, что подтверждает гипотезу исследования. Подкрепление этого вывода можно найти в работе Я.И. Павлоцкой, которая выявила связь психологического благополучия студентов с наличием опыта близких позитивных отношений, который служит основой для выстраи- вания в дальнейшем конструктивной системы отношений к другим людям, миру и себе [11]. Подобную связь раскрыла С.А. Водяха, в работе которой отмечается, что «лидерство положительно связано с положительными эмоциями, позитив- ными отношениями и осмысленностью жизни» [4. С. 99]. Таким образом, сде- ланные нами предварительные выводы о взаимосвязи содержания представлений молодежи о высоком статусе с компонентами психологического благополучия требуют дальнейшей проверки и углубленного анализа. Перспективным для про- должения подобных исследований, на наш взгляд, является также изучение со- циальных представлений студентов и о низкостатусном человеке, а также выяв- ление особенностей социальных представлений студентов, самих занимающих в своих учебных группах разное статусное положение.Практическое применение полученных результатов возможно в условиях кон- сультативно-тренинговой работы с молодежью, направленной на формирование позитивной групповой идентичности, развитие самосознания, а также в рамках сопровождения и создания психологически благополучной среды как в образо- вательной сфере, так и в индивидуальном контексте каждого студента.

M E Sachkova

Moscow State University of Psychology and Education

Sretenka str., 29, Moscow, Russia, 127051

I N Timoshina

Moscow State University of Psychology and Education

Sretenka str., 29, Moscow, Russia, 127051

Views

Abstract - 108

PDF (Russian) - 509


Copyright (c) 2016 Сачкова М.Е., Тимошина И.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.