ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ВЫСОКОМ СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ
- Авторы: Сачкова М.Е.1, Тимошина И.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 80-87
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15112
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социальных представлений студентов о высоком статусе в обществе, где психологическое благополучие выступает интегральным компонентом. В ходе анализа литературы выявлено, что в юношеском возрасте ключевым фактором определения психологического благополучия выступает успешное самоопределение личности в обществе, а также достижение определенного статуса. Помимо этого, в период студенчества можно наблюдать становление социальных представлений в контексте личностного и профессионального самоопределения. Целью нашего исследования стало изучение структуры и специфики социальных представлений студентов о высоком статусе в современном обществе. Мы предположили, что представления студентов о высоком положении в социуме должны включать компоненты психологического благополучия. В ходе проведения исследования была использована методика П. Вержеса для исследования структуры социальных представлений. Полученные 594 ассоциации были подвергнуты категориальному анализу. В исследовании было обнаружено, что структурные компоненты психологического благополучия (по К. Рифф) находят свое отражение в характеристиках социального представления о высоком статусе. Был сделан вывод о том, что в социальных представлениях современной молодежи высокостатусный человек представляется как психологически благополучная личность, что подтверждает гипотезу исследования.
Ключевые слова
Полный текст
Современный темп жизни в мегаполисе навязывает его жителю постоянную и быструю смену деятельности. В связи с этим часто возникает повышенная утом- ляемость, что в дальнейшем может приводить к психосоматическим и личностным расстройствам. Кроме того, социальные, экономические, политические кризисы также неблагоприятно влияют на оценку качества жизни людей. В свете пере- численных проблем особое значение приобретает такой показатель качества жиз- ни, как уровень психологического благополучия личности.На данный момент существует несколько взглядов на трактовку понятия «пси- хологическое благополучие». Гедонистический подход описывает психологиче- ское благополучие в дихотомии «удовлетворенность - неудовлетворенность». При этом достижение психологического благополучия возможно при успешной социальной адаптации. Эвдемоническое понимание данного вопроса связано с тем, что личностный рост и самореализация рассматривается в качестве главно- го и самого необходимого элемента психологического благополучия. Комплекс- ный подход к определению данного понятия был предложен К. Рифф. Она вы- делила шесть компонентов психологического благополучия, основанных на по-зитивном функционировании личности в окружающей ее среде [15]: 1) высокая автономия и способность противостоять мнению большинства, вести себя не- стандартно; 2) возможность управлять окружающей средой, т.е. преодолевать трудности, овладевать различными видами деятельности; 3) личностный рост, подразумевающий желание и стремление учиться, развиваться; 4) позитивные отношения с окружающими, способность сопереживать, быть открытым для об- щения и обладать развитыми коммуникативными навыками; 5) наличие целей, ощущение ценности своего существования; 6) положительная самооценка себя и своей жизни в целом, самопринятие. Таким образом, психологическое благо- получие включает в себя характеристики, направленные как на отношение чело- века к самому себе, так и на его отношения к социальному миру в широком смыс- ле слова.Вместе с тем среда оказывает влияние на самовосприятие личности. При этом человеку в зависимости от его принадлежности к той или иной социальной груп- пе необходимо принимать различные нормы поведения и соответствующие роли. Групповая идентичность оказывает влияние на социальные представления лич- ности [14]. Социальные представления - это цепочки идей, метафор и образов, более или менее свободно связанных друг с другом, выражающие отношение группы к социально значимому объекту [2; 5]. Основными функциями социаль- ных представлений являются конструирование и поддержание социальной иден- тичности, облегчение коммуникации, ориентация поведения индивида. Изучение социальных представлений является актуальной задачей, так как их динамика, трансформация могут демонстрировать значимые изменения в культуре. Ведь изменение представления обусловлено тем, что оно перестает быть способом объяснения окружающей реальности и поведения в обыденной жизни. Социаль- ные представления, в свою очередь, формируются в процессе коммуникации членов той или иной группы, в ходе их постоянного взаимодействия, благодаря которому приобретается общий репертуар интерпретаций того или иного явления.Период студенчества является значимым в сфере изучения социальных пред- ставлений, так как именно на данном возрастном этапе можно наблюдать фак- торы и закономерности формирования социальных представлений в динамике профессионального и личностного самоопределения. Изучая социальные пред- ставления о благополучии в студенческой среде, О.С. Машарская выявила, что обыденные представления о благополучии студентов складываются из таких кри- териев, как здоровье, материальное положение, профессиональная деятельность, семейное благополучие, дружеское общение, положение в обществе, альтруизм, духовное удовлетворение, саморазвитие, значимость сферы обучения [9]. Близкое к понятию «благополучие» понятие «успех» изучалось Р.М. Шамионовым и А.Р. Ту- гушевой, которые определили ядерную структуру представления [13]. По мнению психологов, она состоит из умения общаться, знания норм этикета, уверенности в собственных силах, значимости и ценности доверия, профессионального ма- стерства, возможности максимально раскрыть и проявить себя, умения пережи- вать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии. Следующее понятие «сча- стье» изучено в различных сферах жизни на выборке молодых людей [8]. Боль-шинство участвующих в исследовании студентов определило счастье в качестве синонима благополучия. Согласно результатам исследования, наибольший про- цент согласованности ответов встречается в сфере оценки счастья в межличност- ных отношениях - 51% респондентов выразили его как «понимание». Действи- тельно, одной из наиболее значимых задач в период юношества наравне с про- фессиональным определением является формирование устойчивых и успешных межличностных отношений [7]. На момент окончания вуза молодые люди реша- ют ключевой вопрос о месте, которое они займут в системе социальных и прежде всего статусных отношений. При этом статус может быть рассмотрен и в качестве межличностного компонента, и как составляющая отношений внутри большой социальной группы. Статус - это положение индивида в структуре групповых или социальных отношений, которое определяет его права и обязанности. Он тесным образом связан с ролью, которую человек должен выполнять в соответ- ствии с ожиданиями группы. Таким образом, за статусом закрепляется опреде- ленный комплекс действий, который в дальнейшем должен быть реализован в ролевом поведении личности. Каждый человек включен не в одно социальное отношение или социальную организацию, а является своеобразным пересечени- ем множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции [12]. В связи с этим у личности формируется не один статус, а целый набор статусов, находящихся в определенной иерархии. Однако вопрос о том, как взаимосвязан статус с другими социально-психологическими характеристи- ками личности, а также ее самооценкой, переживаниями эмоционального благо- получия (неблагополучия), все еще остается до конца не изученным.Комплексная возрастная модель психологического благополучия личности была предложена О.А. Идобаевой. Психологическое благополучие как функци- онально-динамическое состояние, по мнению автора должно быть рассмотрено на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смыс- ловом уровнях, а также включать анализ возрастно-специфической ситуации развития [6]. Главной задачей в период юности является определение места лич- ности в обществе, самоопределение. Проведенное О.А. Идобаевой исследование показало, что большинство респондентов в возрасте 20-21 года не имеют сфор- мированных новообразований юношеского периода (таких как рефлексия, осоз- нание собственной индивидуальности; сформированность конкретных жизнен- ных планов; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания и собственного мировоззрения). Это негативно сказыва- ется на самоактуализации личности и ее психологическом благополучии. Кросс- культурное исследование взаимосвязи психологического благополучия и соци- альной активности личности показало значительные различия в результатах вы- борок российских и французских студентов [3]. Так, для российской молодежи субъективный критерием благополучия выступает внутренний фактор, т.е. удов- летворенность своей деятельностью, достижение независимости и социально активная позиция, в то время как французы больше ориентированы на внешний критерий - престиж и признание в социальной среде. Кроме того, уровень субъ- ективного благополучия в выборке французской молодежи существенно выше.Данные факты, несомненно, способствуют повышению интереса к исследо- ваниям структурных составляющих представлений как о статусе в обществе, так и о психологическом благополучии.Целью нашего исследования стало изучение структуры и специфики социаль- ных представлений студентов о высоком статусе в современном обществе. Мы предположили, что представления студентов о высоком положении в социуме должны включать компоненты психологического благополучия. Выборку соста- вили 151 респондент (57 юношей и 94 девушки) - студенты 3 курсов московских вузов, средний возраст которых - 19,8 лет.В ходе проведения исследования были использованы следующие методики.Методика П. Вержеса для изучения структуры социальных представлений. Согласно данной методике полученные ассоциации по интересующей пробле- матике подвергаются категориальному анализу, с учетом двух критериев: частоты проявления того или иного понятия в ответах, а также ранга этого понятия, яв- ляющегося критерием его важности для респондента. Пересечение этих двух па- раметров образует четыре области представлений (таблица): ядро (важные и часто встречаемые категории); зона периферии, которая подразделяется на часто встре- чаемые, но не высокозначимые категории; мнение меньшинства (значимые, но редко встречаемые понятия); вторая зона периферии (наименее важные и редко встречаемые).Ассоциации, полученные с помощью методики П. Вержеса, были оценены респондентами с точки зрения субъективной значимости каждой из приведенных ассоциаций для описания феномена по шкале от 0 до 10, а также давалась ее эмо- циональная оценка, где 0 - очень негативная характеристика, а 7 - максималь- но положительная характеристика.В ходе исследования представлений студентов о высокостатусном человеке было получено 594 ассоциации. Анализ данных позволил выделить 18 групп ха- рактеристик (таблица). В ядро социального представления вошли два блока: ав- торитетность и влияние, а также власть и доминирование. Обе эти характеристи- ки указывают на значимость данного человека в окружающей его среде, причем референтность может быть выражена через уважение, косвенное влияние на мне- ние других, а может проявляться в качестве прямого давления, в том числе с по- мощью властных полномочий. Устойчивое положение в структуре социальных представлений о высоком статусе этих характеристик подкрепляет показатель субъективной значимости. Для категории «авторитетность и влияние» он состав- ляет 8,44 (из возможных 10), для категории «власть и доминирование» - 8,71. Однако эмоциональная оценка позитивности этих качеств ниже среднего значе- ния других групп характеристик и составляет 5,77 и 5,24 соответственно.Одна из частей периферической системы представления состоит из ассоциа-ций, которые часто проявляются, но имеют более низкий ранг. К этой группе относятся волевые черты личности, высокие интеллектуальные показатели, ма- териальная составляющая (деньги, богатство), а также активность и решитель- ность в деятельности. Данная группа может выступать, с одной стороны, средством достижения высокой референтности, которая отражена в зоне ядра (личностныеи деятельные черты), с другой стороны - ее результатом (материальная сторона). Вторая часть периферической системы описывает преимущественно мнение мень- шинства исследуемой группы, так как включает группы ассоциаций с высоким рангом, однако низкой частотой. К ней относятся успешность, ответственность, уважение других, уверенность в себе, а также указание на занимаемые руководя- щие должности. Как видно, эти группы качеств более узконаправленные. Они служат для уточнения характеристик, входящих в ядро представления. При этом стоит отметить, что категория «руководство», в которую вошли такие ассоциации, как «чиновник», «президент», «директор», имеет наиболее нейтральную эмоци- ональную оценку (4,17). Вторая периферическая система - наименее устойчивая и подвержена ситуативным влияниям. В нее входят хорошее образование, хариз- ма, порядочность и надежность, спокойствие и устойчивость, высокоразвитые коммуникативные качества, эмпатичные черты. Стоит отметить, что в представ- лениях о человеке, занимающем высокое положение в обществе, проявляется тенденция к преобладанию маскулинных гендерных ролей (авторитет, власть, сильная личность, решительность и др.), что может быть объяснено устоявшим- ся стереотипным представлением о высоком статусе и лидерстве как социальной роли мужчины [1]. Похожая тенденция отмечена в исследовании Н.И. Нефедовой, показавшем, что юноши соотносят понятие успеха с мужчиной, однако девушки отождествляют успешного человека с матерью [10].ТаблицаСтруктура социальных представлений студентов о высоком статусе в обществеЧастота ассоциацииСредний ранг ассоциации< 2,9 2,9 33Авторитет, влияние (52; 2,35)Сильная, волевая личность (63; 2,9)Власть, доминирование (41; 2,27)Высокие интеллектуальные показатели (70; 3,03)Деньги, богатство (34; 3,21)Решительность (36; 3,47)Активность (41; 3,54)< 33Успешность (21; 1,81)Порядочность, надежность (23, 2,96)Ответственность (27; 2,33)Харизма (20; 3,10)Руководитель (24; 2,33)Спокойствие, устойчивость (20, 3,25)Уважение (20, 2,55)Образование (27; 3,26)Уверенность в себе (21; 2,81)Коммуникативные навыки (31; 3,39)Эмпатия (23; 3,61)Подводя итоги анализа социального представления о высоком статусе в обще- стве, мы сравнили полученные группы характеристик с компонентами психоло- гического благополучия (по К. Рифф), в результате чего была обнаружена инте- ресная закономерность. Все категории, обусловливающие психологическое бла- гополучие личности, находят свое отражение в характеристиках социального представления о высоком статусе. Так, к параметру «автономия» можно отнести ассоциативную группу «власть, доминирование», так как она отражает незави- симую и превосходящую других людей позицию. Параметр «управление окружа- ющей средой», подразумевающий активную, компетентную деятельность, со-четается с группами «решительность» и «активность». «Личностный рост» можно соотнести с группами «высокие интеллектуальные показатели», «образование». Критерий «позитивные отношения с окружающими» проявляется в группах «по- рядочность, надежность», «коммуникативные навыки», «эмпатия» и в характе- ристиках отношений к высокостатусным людям - «авторитет, влияние», «ува- жение». Параметр «наличие цели в жизни», на наш взгляд, проявляется в содер- жании представления о высокостатусном человеке как «сильной, волевой личности», способной идти до конца в своих решениях. Наконец, «самопринятие» отражается в представлениях студентов в качестве «уверенности в себе».На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что в социальных представлениях современной молодежи высокостатусный человек представля- ется как психологически благополучная личность, что подтверждает гипотезу исследования. Подкрепление этого вывода можно найти в работе Я.И. Павлоцкой, которая выявила связь психологического благополучия студентов с наличием опыта близких позитивных отношений, который служит основой для выстраи- вания в дальнейшем конструктивной системы отношений к другим людям, миру и себе [11]. Подобную связь раскрыла С.А. Водяха, в работе которой отмечается, что «лидерство положительно связано с положительными эмоциями, позитив- ными отношениями и осмысленностью жизни» [4. С. 99]. Таким образом, сде- ланные нами предварительные выводы о взаимосвязи содержания представлений молодежи о высоком статусе с компонентами психологического благополучия требуют дальнейшей проверки и углубленного анализа. Перспективным для про- должения подобных исследований, на наш взгляд, является также изучение со- циальных представлений студентов и о низкостатусном человеке, а также выяв- ление особенностей социальных представлений студентов, самих занимающих в своих учебных группах разное статусное положение.Практическое применение полученных результатов возможно в условиях кон- сультативно-тренинговой работы с молодежью, направленной на формирование позитивной групповой идентичности, развитие самосознания, а также в рамках сопровождения и создания психологически благополучной среды как в образо- вательной сфере, так и в индивидуальном контексте каждого студента.×
Об авторах
Марианна Евгеньевна Сачкова
Московский государственный психолого-педагогический университетул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051
Ирина Николаевна Тимошина
Московский государственный психолого-педагогический университетул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051
Список литературы
- Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 448 с.
- Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2007. 256 c.
- Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53-63.
- Водяха С.А. Взаимосвязь достоинств характера студентов с показателями психологического благополучия // Педагогическое образование в России. 2014. № 2.
- Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
- Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351. C. 128-124.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
- Лейфрид Н.В. Социальные представления о счастье у молодежи // Вестник Омского университета. 2009. № 1.
- Машарская О.С. Кросскультурные различия социальных представлений студентов о благополучии: афтореф. дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2012.
- Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. № 3. C. 141-146.
- Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности: афтореф. дисс.. канд. психол. наук. Волгоград, 2015.
- Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5.
- Шамионов Р.М., Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2009. № 3.
- Gaffié B. Confrontations des Représentations Sociales et construction de la réalité. Journal International sur les Représentations Sociales. 2004. Vol. 2. No 1. P. 6-19.
- Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Direction in Psychological Science. 1995. No 4. P. 99-104.