TO THE MATTER OF STUDYING SHYNESS IN A CONTEXT OF STUDENTS’ INTERCULTURAL ADJUSTMENT

Abstract


The article considers the theoretical background for studying the conection between shyness as a personality trait and students’ intercultural adjustment. One of the principal goals of the contemporary educational systems is to stimulate knowledge and cultural interchange and form a multicultural educational environment. The adjustment of foreign students to a new culture as well as to the educational process is realized through communication, therefore the personality traits related to social interaction are expected to give their contribution to this process. Shyness as a personality trait has been conceptualized mostly based on the western empirical research. Many neurological, physiological, psychological, social and cultural correlates have been brought to light. Among the contemporary lines of investigation on shyness it is important to emphasize the role of this feature in different social interactions and circumstances. Nevertheless, the association of shyness and the intercultural adjustment hasn’t been considered in studies up to now. In the present article the authors tried to mark out the main points of contiguity of these two phenomena and ground the potential of this line of investigation.

Возрастание научного интереса к изучению факторов адаптации к инокуль- турной среде обусловлено процессами мирового масштаба, такими как глобали- зация (мир становится «одним целым», стираются границы между культурами, ценности и образ жизни унифицируются), экономическая миграция, академи- ческий обмен, мировая стандартизация требований к различным сферам про- фессиональной деятельности. Современный мир характеризуется стремлением к объединению и преодолению физического и духовного расстояния посредством взаимодействия и обмена информацией, ценностями, идеями. Переселение в другую культурную среду ради осуществления определенных личностных или общественных целей предъявляет высокие требования к личностным ресурсам человека, а хорошая адаптация становится важным фактором психологического благополучия субъекта, решившегося на такой шаг. Особенно ярко проблемы адаптации могут проявиться у студентов, ведь они в большинстве своем находят- ся в особом, уязвимом возрасте, когда не всегда по силам достижение двух основ- ных целей: удачно освоиться в новой социокультурной среде и пройти профес- сиональную подготовку. Адаптация иностранных студентов (межкультурная и академическая) немыслима без общения, поэтому свойства личности, имеющие отношение к коммуникации, в том числе и застенчивость, должны обладать пер- востепенным значением для исследователей факторов адаптации.70Каменева Г.Н., Радоев Милица. К вопросу изучения застенчивости в контексте межкультурной...Застенчивость - многомерный биопсихосоциальный феномен, рассматрива- ющийся как психическое состояние [8] и/или как свойство личности (Ф. Зим- бардо, Б. Кардуччи, Л. Хендерсон, В.Н. Куницына, А.Б. Белоусова и др.) [1; 14; 27; 29]. Ведущие исследователи проблематики застенчивости (Ф. Зимбардо, Л. Хендерсон, Б. Кардуччи, Л. Шмидт и др.) понимают этот феномен как склон- ность человека переживать высокую нервно-психическую напряженность и тре- вогу в ситуациях межличностного взаимодействия [27; 29]. Причиной напряжен- ности является опасение неудачи в социальных контактах, т.е. негативной оцен- ки со стороны значимых социальных субъектов и тем самим «угрозы социальному статусу» застенчивого человека. В.Н. Куницына понимает застен- чивость как характерологическую особенность, отличающуюся субъективно пе- реживаемыми затруднениями в проявлении легкости и спонтанности в поведении в определенных ситуациях межличностного неформального общения [14].Как состояние, данное комплексное образование имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о застенчивости как об отдельном психологическом яв- лении: физиологических (нарушения вегетатики, психомоторики, речевой дея- тельности), когнитивных (опасение негативной оценки, негативные убеждения относительно других, негативное «прогнозирование», направленность внимания, самообвинение или обвинение других), эмоциональных (тревога, дискомфорт, стыд, интерес) и поведенческих (смущеннная улыбка, закрытые и согбенные позы, заикание, неловкость, малословность, избегание контакта глаз, избегание соци- ального взаимодействия) [5; 14; 26]. Застенчивость коррелирует с рядом пере- менных - темпераментальных (высокая нервная возбудимость, «поведенческое торможение»), физиологических (высокий утренний и дневной уровень корти- зола, электрическая ассиметрия правой фронтальной части головного мозга, по- вышенная базовая частота сердцебиения), психологических (общительность, тревожность, локус контроля, предвзятость внимания, эмоциональный интеллект, особенности мотивации), социальных (типы привязанности, детско-родительские отношения, культурные конструкты и переменные идентичности) и даже патоп- сихологических (социальная фобия, избегающее расстройство, расстройство за- висимой личности, злоупотребление алгоколем и наркотиками, расстройства питания) [7; 23; 27; 29].В концептуализации застенчивости следует уделить отдельное внимание со- отнесению застенчивости с такими категориями, как социальная тревожность и социальная фобия. В более ранних работах ряда зарубежных авторов имеет место нечеткое представление и смешение понятий не только этих трех категорий, но и других понятий, так или иначе связанных с ними, что затрудняет полноценную интерпретацию результатов исследований и соотнесение данных с другими ав- торами [34]. Нет единого взгляда на связь данных трех конструктов, однако боль- шинство авторов занимает позицию, согласно которой застенчивость и социаль- ная тревожность являются непатологическими особенностями характера и на- ходятся в очень тесной связи, либо как степени выраженности одной и той же личностной черты, либо как отношение компонента к черте (социальная тревож- ность как элемент застенчивости) [23; 27]. Социальное тревожное расстройство71Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3и социальная фобия, в свою очередь, причисляются к заболеваниям, имеющим хроническое течение, сильное дезадаптирующее воздействие на личность и встре- чающимся среди населения гораздо реже [17]. Авторам наиболее близка точка зрения, согласно которой социальная тревожность представляет собой элемент застенчивости, отличаясь от нее в количественном (для социальной тревожности характерна более высокая интенсивность физиологического и эмоционального дискомфорта) и временном аспекте (временная перспектива застенчивости шире и включает прошедшие, текущие и предстоящие события) [23].На основе изученной литературы мы подошли к определению застенчивости как своеобразного когнитивно-аффективного реагирования в новой социальной обстановке или вызывающем интерес социальном взаимодействии, в которых субъект предполагает и опасается отрицательной оценки со стороны других. За- стенчивость появляется на ранних этапах жизни и может стать устойчивой лич- ностной характеристикой, а также может выступать как ситуативное психическое состояние. Отличительной особенностью застенчивости являются внутренние противоречия эмоционального, когнитивного и мотивационного характера, такие как конфликт страха и интереса по отношению к социальному взаимодействию, конфликт интернальности и экстернальности относительно успеха, конфликт потребности в принятии и близости, а также страха отвержения [13].В современных зарубежных исследованиях по проблеме застенчивости все чаще в фокусе внимания оказывается связь застенчивости или же социальной тревожности и адаптации к различным реалиям повседневной социальной жиз- ни, таким как оказание помощи, адаптация к обучению, межличностная адапта- ция [24; 30; 35].С определенной долей условности можно опираться и на исследования соци- альной тревожности. К. Ингман [28] полагает, что культурный конструкт само- толкования (независимое и межзависимое) является опосредующим звеном в неоднозначной связи социальной тревожности и социальной адаптации в своей и чужой культуре. Повышенная чувствительность человека к мнению других и ориентация на социальные ожидания, характерные для социальной тревожности, в определенных культурах может сочетаться с положительным образом Я и спо- собствовать успешности межличностных контактов [28]. Исследования в России показали, что высокий уровень социальной тревожности у студентов сопрово- ждается выраженной эмоциональной дезадаптацией и восприимчивостью к по- вседневным стрессовым факторам; к тому же такие студенты склонны выбирать менее конструктивные стратегии преодоления стресса, такие как психическое и поведенческое избегание [12]. Таким образом, связь застенчивости и социально- психологической адаптации видится комплексной и требует более подробного изучения.Подходя к пониманию феномена межкультурной адаптации, отметим несколь- ко наиболее распространенных теоретических взглядов. Среди зарубежных ав- торов большой популярностью пользуется концепция Дж. Берри, где понятие«адаптация» используется по отношению к стратегиям поведения в процессе ак- культурации (изменений в культуре в результате длительного прямого контакта72Каменева Г.Н., Радоев Милица. К вопросу изучения застенчивости в контексте межкультурной...двух культур). Следовательно, концепция Дж. Берри изначально применима к случаям сосуществования на одной территории двух культурных групп, где одна является доминирующей; однако некоторые авторы опирались на данную кон- цепцию и в изучении индивидуальной миграции. Также встречается и разделение межкультурной адаптации на два отдельных конструкта («adaptation» и«adjustment»): в первом отражено активное, сознательное изменение своего по- ведения для успешного взаимодействия в новой реальности, а во втором - субъ- ективные переживания, проистекающие из этих стараний и мотивирующие даль- нейшее поведение [2; 32]. Для определения межкультурной адаптации мы опи- раемся на одну из наиболее известных в российской литературе концепцию Т.Г. Стефаненко и понимаем этот феномен как процесс и результат взаимодействия субъекта с новой культурной средой с целью достижения совместимости и ком- форта. Предполагаются как объективные (внешние) показатели приспособления человека к новым жизненным обстоятельствам, так и его субъективное (внутрен- нее) ощущение благополучия в новой среде [21].Согласно эмпирическим исследованиям, студенты являются той частью ми- грантов, которая успешнее всего переносит трудности адаптации к инокультурной среде (основными причинами можно считать возраст, мотивацию, образование). С другой стороны, студенческий возраст обременен особыми трудностями, свя- занными с самоопределением, самоутверждением, профессиональным станов- лением, увеличением ответственности и нагрузок, новой средой формального и неформального общения. Многие авторы разделяют позицию о существенной роли общения, установления межличностных контактов и приобретения соци- альной поддержки в новой среде для успешной внешней и внутренней адаптации иностранного студента [4; 8; 10; 12; 18; 21]. Наибольшие трудности в сложном процессе адаптации создают социокультурные несоответствия в ожиданиях и поведении. Это естественные и неизбежные столкновения, однако они, в особен- ности на начальных этапах пребывания в новой культуре, провоцируют ряд не- гативных эмоций и суждений, которые могут повлиять неблагоприятно на образ Я, восприятие новой культуры и эмоциональное состояние субъекта [32]. В этом плане нехватка ресурсов регулирования конфликтных ситуаций и эмоций, пре- одоления стрессовых ситуаций и удовлетворения своих потребностей через ком- муникацию с новой средой может негативно сказаться на психологическом бла- гополучии иностранного студента.В зарубежной литературе по проблематике личностных факторов адаптации иностранных студентов следует отметить подход в рамках модели личности «Боль- шой пятерки» (Big Five), в которую входят следующие свойства: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту [31], в по- следние годы этот подход все шире используется и в отечественных исследова- ниях [19]. Были изучены и такие свойства, как гибкость, критическое мышление, эмоциональная регуляция, культурная идентичность, толерантность к неопреде- ленности и двусмысленности, ресурсность, качество привязанностей и социаль- ной поддержки и др. [25]. Специфические, субъективно переживаемые трудности общения в контексте адаптации не получили должного внимания.73Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3В российских исследованиях адаптация иностранных студентов была рассмо- трена в различных аспектах - педагогических, социально-психологических, эт- нопсихологических. Основное внимание уделяется механизмам адаптации, стра- тегиям преодоления стресса аккультурации, межэтническому взаимодействию, специфике эмоциональной и социально-психологической дезадаптации, а также разносторонне исследуется принимающая организация (российские вузы) как субъект, активно управляющий процессом адаптации иностранных студентов [3; 6; 15; 20; 22]. Однако эмоциональные и личностные факторы адаптации начали освещаться в исследованиях только в последние годы. Среди них можно выделить ценности, базисные убеждения, толерантность, агрессивность, тревожность, об- щительность и некоторые другие [3; 11; 16; 18; 19]; застенчивость как отдельное свойство личности в контексте межкультурной адаптации не рассматривалась.Обобщим основные положения настоящего теоретического обзора проблемы связи застенчивости и адаптации студентов к инокультурной среде. Анализ ис- точников позволил выделить следующие явления, обусловливающие интерес к изучению данной темы:установление межличностных отношений в новой культурной среде оказы- вает существенное влияние на психофизиологическое здоровье иностранных студентов; в свою очередь, трудности в реализации эмоциональных контактов могут повысыть риск развития отрицательных эмоциональных состояний у ино- странных студентов;социокультурные несоответствия являются наиболее значимым фактором, вызывающим трудности и переживания в ходе адаптации; межкультурная адап- тация требует приспособления в первую очередь к новым реалиям социальных взаимодействий, в чем застенчивые личности могут испытывать дополнительные сложности;пребывание в новой культурной среде насыщено большим количеством новых стимулов, вызывающих у застенчивых личностей новые конфликты ин- тереса и страха, ощущения несостоятельности; таким образом, стрессовая на- грузка межкультурной адаптации у застенчивых личностей повышена и бросает крупные вызовы к их ресурсам совладания;конструктивные стратегии преодоления стресса являются важным ресурсом социальной и эмоциональной адаптации молодежи в период обучения, что ста- новится еще более актуальным при переходе в новую культуру; застенчивость и социальная тревожность могут быть препятствием к выбору активных и продук- тивных стратегий совладания с возникающими проблемами.Для эмпирического изучения поставленной проблемы мы предлагаем модель застенчивости как личностной черты, включающей следующие компоненты: ког- нитивный, эмоциональный, физиологический, поведенческий и мотивационный. В контексте межкультурной адаптации представляется перспективной эмпири- ческая проверка связи застенчивости с эмоциональными и поведенческими осо- бенностями адаптации студента: тип и уровень адаптации, трудности социокуль- турного взаимодействия, а также стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

G N Kameneva

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

M Radojev

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 197

PDF (Russian) - 103


Copyright (c) 2016 Каменева Г.Н., Радоев М.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.