Negative news on the central TV channels of Russia and Ukraine: general and specific

Cover Page

Abstract


The relevance of the article is caused by a number of socially significant factors, the most important of which is the possibility and inevitability of manipulative impact on the consumer of information through the formation of the media agenda on television with the active use of negative information in news releases. The scientific objective of the study was to attempt to resolve the theoretical and theoretical and applied questions about the role of the negative news in a person's life and society, on the need for revisions to the negative news to hold the attention of the television audience, the specifics of the use of negative information in the news releases of the Russian and Ukrainian TV channels. The article defines the negative news, systematizes the factors of formation of negative news, identifies and structures the main components of their submission, identifi the specifi of the negative news on Russian and Ukrainian television in the news releases of TV channels “Channel One”, “NTV”, “1+1”, “Ukraine” in the period from 2014 to 2018. The main conclusion of the article is the need to reduce the negative information in the news releases of Russian and Ukrainian TV channels in order to reduce the level of manipulative impact on the audience and the overall negative impact on the psyche of man and society.


Введение В Интернете активно ведутся дискуссии по поводу негативной информации в новостях, есть публикации и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести статью «Плохие новости. Как защититься от негативной информации?» [1], корреспонденцию «Как негативные новости влияют на наше самочувствие», опубликованную на сайте «Мир 24» [2]. Рассматриваемые публикации не являются научными работами и предназначены преимущественно для широкого круга читателей. Что касается научных исследований, то нам удалось найти только одну статью на русском языке, в которой эмпирически проверялось наличие негативных новостей в СМИ. Это работа А.В. Колесниченко «Критерии отбора новостей в современных российских СМИ» [3]. Из зарубежных источников следует выделить опубликованные результаты эксперимента М. Трасслера и С. Сорока (Университет Макгилла, Канада), в которых говорится о целенаправленном предпочтении аудиторией Северной Америки негативной информации [4]. Последствия регулярного воздействия негативных новостей на психическое здоровье описывают американские исследователи К. Грегуар на портале «Huff Post» [5] и С. Пинкер на сайте «The Guardian» [6]. В работе С. Пинкера приводится анализ журналистских материалов американской ежедневной газеты «New York Times» и результаты социологического опроса жителей США за 2016 год, где отмечено, что подавляющее большинство американцев внимательно следят за новостями об ИГИЛ - организации запрещенной в России. Причем 77 % опрошенных убеждены, что сирийские боевики представляют угрозу для целостности США [6]. Но можно ли считать информацию о сирийских боевиках негативной и что есть негативная информация (новость) с точки зрения теории журналистики? О.В. Кукушкина в статье «Негативная информация: утверждение о факте или выражение мнения?» предлагает разграничивать форму подачи негативной информации и ее содержание, противопоставить понятия нарратива и аттракциона [7]. Нарратив в данном случае выступает как смысловой элемент текста, а аттракцион как эмоциональный. Аттракцион, по С.М. Эйзенштейну, есть «всякий демонстрируемый факт (действие, предмет, явление, сознательная комбинация и т.д.), известный и проверенный как нажим определенного эффекта на внимание и эмоцию зрителя» [8. C. 19]. В отличие от позитивных новостей, которые вызывают улыбку и удовольствие, негативные приводят в действие цепь эмоциональных реакций зрителей (ступор, испуг, ошеломление, страх, ярость, апатию) и дают тем самым основания считать аттракцион фактором формирования негативной новости. Причем отношение к негативной информации у потребителей бинарное: с одной стороны, люди не хотят и устали видеть на экранах плохое, а с другой - получают удовольствие от новостей, благодаря которым испытывают шок. Мы разделяем подход к определению негативных новостей, который был сформулирован Е.Е. Прониной: «Негативные новости - это те, которые сообщают о чем-то, что ухудшает жизнь людей или грозит ухудшением» [9]. Именно на это определение мы будем опираться в нашем исследовании. Для детального анализа негативных новостей были выделены пять основных компонентов. Эти компоненты отражают природу любого аудиовизуального продукта. 1. Текстовый. В случае телевизионного сюжета это может быть закадровый текст или стендап журналиста, а также «лайф-ту-тейп» (LTT), когда жур- налист полностью интегрируется в окружающую реальность и описывает ее, подключая посредством интервью к своему описанию действительности других людей. Сегодня практикуется и сквозной стендап в сюжете, когда журналист просто говорит все, что думает, на микрофон и обходится без закадровых текстов. Это может быть и сэлфи журналиста на фоне события для анонса будущего сюжета. Такой подход сегодня активно практикуют региональные «Вести. Крым» [10]. Для оптимизации восприятия телетекста его сегментируют и используют дополнительные приемы: текст в тексте (графическое и озвученное цитирование), различные способы подачи титров, которые в негативной новости становятся частью драматургии. 2. Аудиальный. Звуковая информация делится на речь, музыку и шумы. При характеристике речи рассматривается темпоритм, высота, интонации произнесения текста. Музыка диктует исторический, географический или временной контекст, шумы погружают в экранную действительность, формируют представление о пространстве, создают эффект присутствия. Впрочем, музыка редко используется в новостных выпусках, разве что в итоговых информационно-аналитических. Например, в «Итогах недели» с Ирадой Зейналовой на «НТВ» авторы с помощью музыки усиливают драматизм в сюжетах [11]. Музыка также является обязательным элементом в итоговых новостных выпусках на исследуемых украинских каналах. 3. Визуальный. Телевизионные новости - это прежде всего креализованный текст, и зритель непосредственно обращает внимание на картинку, поэтому важны способы подачи негативной информации в этом креализованном тексте. Визуальный компонент представлен операторскими кадрами, приемами съемки, крупностью планов, движением или статикой видеоряда, монтажом и инфографикой. Кадры характеризуются планом и ракурсом, видами монтажа (параллельный, перекрестный, ассоциативный). В вечернем выпуске телеканала «1+1» за 15 января 2018 года в сюжете «Смерть под больницей» на экране несколько раз появляются кадры с телом погибшего, притом с нескольких ракурсов [12]. Разумеется, этот видеоряд при любой композиции текста и даже без него будет усиливать негативную новость. 4. Композиционный. Композиционный компонент - это построение сюжета и новостного выпуска в целом, соотношение и последовательность его частей и элементов. Здесь важна последовательность сюжетов в выпуске и внутренняя драматургия сюжетов с негативной информацией. 5. Пропагандистский. Пропагандистский компонент как проявление государственной политики или инструмент информационной войны делает негативную новость мощным средством воздействия на массовое и индивидуальное сознание. О.А. Кузина в статье «Идеологемоцентрическое построение новостных текстов» пишет, что новостные тексты в цифровую эпоху информационной войны представляют собой завуалированный политико-идеологический нарратив, состоящий из комплекса идеологем, которые политическая элита стремится донести до аудитории, чтобы сформировать правильный с точ- ки зрения господствующей идеологии образ описываемого феномена [13]. И не всякий зритель может распознать истинное значение тех или других транслируемых событий, когда присутствует такой компонент. Для выявления негативной информации в теленовостях России и Украины нами было в совокупности проанализировано 480 новостных выпусков телеканалов «Первый», «НТВ», «1+1» и «Украина». Временные рамки исследования составили пять лет (2014-2018 годы). Результаты исследования На «Первом канале» негативной информации оказалось больше в утренних выпусках, чем в вечерних (рис. 1). На наш взгляд, это обусловлено рядом причин. Во-первых, негативные новости лучше запоминаются, а следовательно, становятся в топ обсуждаемых тем повестки дня. Во-вторых, большой процент негативных новостей утром компенсируется меньшим их количеством вечером, что имеет положительный эффект для аудитории в целом. На «НТВ», напротив, в утренних выпусках негативной информации меньше, чем в вечерних (рис. 2), но все же больше, чем на «Первом канале». То есть в утренних выпусках дается больше позитивной информации, чем в вечерних. Но эта ситуация типична преимущественно для «НТВ», так как их контент основан на криминальной информации; именно ей зрители при любом порядке сюжетов отдают предпочтение. Рис. 1. Негативная информация в новостных выпусках «Первого канала» (%) [Figure 1. Negative information in the news of “Channel One” (%)] В ходе анализа видеосюжетов было установлено, что на «НТВ» в подаче новостей делается особый акцент на освещении международных конфликтов. В новостях ведущие часто прибегают к эмоционально окрашенной лексике, которая тем не менее побуждает зрителей к восприятию позиции канала как объективной и беспристрастной. Тексты с «языком вражды» вырабатывают соответствующее поведение в социуме и выстраивают негативное отношение к обсуждаемому объекту. На «Первом канале» также используется этот прием. Рис. 2. Негативная информация в новостных выпусках телеканала «НТВ» (%) [Figure 2. Negative information in the news releases of the channel “NTV” (%)] Рис. 3. Негативная информация в новостных выпусках телеканала «1+1» (%) [Figure 3. Negative information in the news releases of the channel “1+1” (%)] Согласно полученным данным, на украинских телеканалах «1+1» и «Украина» нет явного различия в преобладании негативной информации в вечерних выпусках над утренними или наоборот (рис. 3, 4). Это говорит о том, что редакции каналов не ставят цели нагнетания напряженности в начале дня или расслабления зрителя в конце дня. Также в целом нет общей поработанной схемы по расположению сюжетов в выпуске относительно их эмоциональной окрашенности, за исключением одной: заканчиваются все выпуски либо позитивной новостью, либо негативной новостью со счастливым исходом (то есть псевдонегативной). Все сообщения в рамках одного выпуска располагаются по актуальности, значимости, между ними всегда есть логичный тематический переход. Рис. 4. Негативная информация в новостных выпусках телеканала «Украина» (%) [Figure 4. Negative information in the news releases of the TV channel “Ukraine” (%)] Особо следует сказать о социальном статусе ведущих. На украинском телеканале «1+1» ведущие новостей являются такими же кумирами и любимцами зрителей, как известные музыкальные исполнители. Они появляются на светских мероприятиях. Их успехи, неудачи, перипетии личной жизни не сходят с полос глянцевых журналов. Сама политика канала выстроена так, чтобы зритель не ограничивался формальными рамками экрана, чтобы он чувствовал адресное обращение к себе и собственную значимость. Каждое приветствие и прощание ведущих становится этому подтверждением. В эфире используется эмоционально окрашенная лексика, усиливающая информационное воздействие на зрителя. Но для многих украинцев она слабо ощутима, так как большинство подобных фраз и сочетаний стали устойчивыми и пользуются большой популярностью в разговорной речи. Например: «Мост имени Патона устал не на шутку». Данная подводка ведущего комбинирует устойчивое выражение «устать не на шутку» и отсылает к известной цитате В. Кличко об уставшем Шулявском мосте, который рухнул [14]. В качестве примера также можно привести новость о потенциальном самоубийце: «Кропивницкие патрульные выгнали демонов и спасли людскую душу. Сначала полицейские почти час уговаривали 31-летнего мужчину слезть с восьмидесятиметровой опоры высоковольтной линии электропередач. За считанные минуты местный житель вскарабкался на самую верхушку, потому что ему показалось, что за ним гонится нечисть» [15]. В целом, новость негативная, но за счет упоминания «демонов» ее накал снижается, она становится почти веселой. На фоне остальных украинских каналов «1+1» наиболее близок к политике. Почти в каждом из выпусков присутствуют репортажи из Верховной рады, где речь идет отнюдь не только о законопроектах и коррупции. Наибольшей популярностью пользуются сюжеты от Дарьи Счастливой, в которых она интересуется у депутатов их предпочтениями в брендах одежды, спраши- вает об особенностях питания или о зарплате за последний месяц. Подобные сообщения позиционируют канал среди зрительской аудитории как «свой», что повышает уровень доверия к журналистам. Телеканал «Украина» (см. рис. 3) в целом имеет больше позитивных сообщений, чем канал «1+1». Но, в отличие от телеканала «1+1», на «Украине» зрителю не дают забыть о владельце телеканала. Еще осенью 2015 года Верховная рада приняла специальный закон, которым обязала телеканалы полностью открыть структуру собственности и называть своих настоящих владельцев. Телеканал «Украина» принадлежит бизнесмену Ринату Ахметову, и из выпуска в выпуск транслируются сюжеты, в которых рассказывается о помощи штаба Рената Ахметова детям и семьям, пострадавшим от войны на Донбассе. Более того, с открытием в 2015 году представительства канала в Москве увеличилось и количество репортажей, сделанных в России. Но инфоповоды большинства из них не были столь значительными, чтобы включать их в национальный выпуск и ставить на первые позиции. Тем не менее в кадре работал специальный корреспондент Виталий Тарасов, использовались авторские съемки операторов телеканала «Украина», комментарии очевидцев. На канале «Украина» в сюжетах чаще, чем на канале «1+1», появлялись тела погибших и экспрессивная лексика; эта картина более характерна для вечерних выпусков. На основе проведенного компонентного анализа подачи негативной информации в телевизионных новостях России и Украины можно сделать вывод, что ведущую роль в усилении или смягчении негативного воздействия играют визуальный и текстовый компоненты. Визуальный компонент - это прежде всего кадр, планы объекта, режиссура сюжета. Текстовой - лексемы, тропы, метафоры, пословицы, интертекстуальные ссылки, обороты речи и особенно индивидуальная манера ведущего. У российского и украинского телевидения в текстовом, визуальном, аудиальном, композиционном и пропагандистском воздействии негативных новостей на телезрителя есть много общих черт и приемов. На всех четырех анализируемых телеканалах при подаче негативной информации было обнаружено речевое воздействие на зрителя с целью вызвать у него сопереживание и усилить вовлеченность: «Какие есть официальные версии того ужаса, который случился?» - спрашивает ведущий в подводке, когда передает слово корреспонденту [14]. Речь идет об аварии, в которой погибли пятеро детей и один взрослый. Вообще, новости украинских каналов пропитаны национальным духом и интертекстуально опираются на актуальные темы, которые понятны всем украинцам: «Поправка “Лозового” в действии: на Львовщине мужчина четверо суток не мог забрать тело сестры из морга» (изменения в Уголовно-процессуальном кодексе именуются в журналистском обиходе «поправкой Андрея Лозового» - по имени их инициатора) [14]. Иногда можно услышать назидательную категоричность: «Представители международной организации в своем докладе утверждают: российские войска воевали против Украины в украинском-таки Иловайске» [14]. Много полноценных режиссерских решений можно наблюдать в работе телеканала «1+1». В ново- стях данного канала видна драматургия, есть определенный накал, обозначены кульминация и развязка. Российский «Первый канал» между тем не уступает в драматургии, здесь тоже есть интересные композиции сюжетов, часто со сторителлингом от конкретного героя. На каналах «НТВ» и «Украина» больше традиционного подхода в подаче жесткой или расширенной новости. На «Первом канале» жесткой новости почти не бывает. Даже если событие объявлено в анонсе в форме жесткой новости, в сюжете это будет информационный материал с особой историей и набором героев. Анализ аудиального компонента позволил сделать вывод, что ведущую роль в формировании слухового восприятия новости играет интонация. С помощью нее расставляются акценты, привлекается внимание к незначительным деталям, которые искусственно актуализируются. Через артистические паузы, повышение или понижение высоты интонации создается эффект иронии или риторического вопроса. Компонент манипулятивного воздействия прослеживается в новостях все четырех анализируемых телеканалах России и Украины. Стоит отметить, что украинские события, освещаемые в российских новостях, редко попадают в повестку украинских информационных программ. В украинских новостях редко затрагивают внутренние российские события, если они не имеют международного резонанса, при этом уделяют особое внимание России в секторе международных новостей. Основной прием манипулятивного воздействия, используемый на всех каналах, - пассивизация перформативов, замалчивание агенса (источника действия), когда описание действия происходит в страдательном залоге. Согласно общей динамике позитивного и негативного в выпусках телевизионных новостей, самый позитивный канал из четырех проанализированных, - «Первый», самый негативный - «1+1». Но при подаче негативной информации на канале «1+1» этот отрицательный эффект смягчается позитивно выстроенной перспективой развития анализируемого события и размещением негативной новости с позитивным окончанием на последних минутах выпуска. Нами были проанализировали утренние и дневные информационные программы «ТСН» (телеканал «1+1») от 24.06.2019. Большинство журналистских материалов в них имели негативный характер, и лишь на последней минуте был показан сюжет о спасении влюбленного мужчины, который собирался покончить жизнь самоубийством. Сюжет оканчивался аплодисментами толпы, которая наблюдала за процедурой спасения. Но это была лишь одна позитивная новость в утреннем и дневном выпусках, в которых в целом доминировали сюжеты с рассказами об автокатастрофах, гибели участников военных действий в Донецке, убийстве ребенка в Киеве и т.д. [16]. Телеканалы «НТВ» и «Украина» имеют в основном средние показатели соотношения позитивного и негативного в выпусках новостей, иногда с небольшим преобладанием негатива на «НТВ». Заключение В заключение нашего исследования будет уместно провести параллель со всемирно скандальной историей публичного самоубийства в эфире американской тележурналистки Кристин Чаббак. 15 июля 1974 года она вела собственное ток-шоу на канале «WXLT-TV». На восьмой минуте в эфире случилась накладка - анонсированный сюжет о стрельбе в ресторане не мог быть показан по техническим причинам. Узнав об этом, ведущая произнесла: «Поддерживая политику телекомпании «Channel 40’s» - доносить до вас свежие смерти и кровь в ярких красках, вы станете первыми, кто увидит попытку суицида». Ведущая достала револьвер, приставила к голове и нажала на спусковой крючок [17]. Увлеченность негативными новостями не всегда позволяет беспристрастно взглянуть на их содержание и объективно оценить реальную необходимость в получении такого рода информации. Именно поэтому последствия влияния негативной новости на личность и социум должны изучаться представителями различных наук и научных направлений - психологами, социологами, теоретиками журналистики, медиалингвистами, специалистами по информационной безопасности и другими.

Kirill V. Markelov

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: kirillmarkelov@mail.ru
7 Geroev Sevastopolya St., Sevastopol, 299000, Russian Federation

Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Journalism of Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol

Ekaterina B. Gromova

Lomonosov Moscow State University

Email: katya-64@inbox.ru
7 Geroev Sevastopolya St., Sevastopol, 299000, Russian Federation

Senior Lecturer of the Department of Journalism of Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol

Niyara R. Nafieva

Lomonosov Moscow State University

Email: nnr2198@mail.ru
7 Geroev Sevastopolya St., Sevastopol, 299000, Russian Federation

Bachelor of Journalism, Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol

  • Nerovnova Yu. Plohie novosti. Kak zashchitit'sya ot negativnoj informacii [Bad news. How to protect yourself from negative information] // AiF Zdorov'e [AiF Health]. 20.06.2017. No. 25.
  • Kak negativnye novosti vliyayut na nashe samochuvstvie [How negative news affects our well-being]. https://mir24.tv/news/14108102/kak-negativnye-novosti-vliyayut-na-nashesamochuvstvie (accessed: 01.06.2019).
  • Kolesnichenko A.V. Kriterii otbora novostej v sovremennyh rossijskih SMI [Criteria for selecting news in the modern Russian media] // Mediascope. 2018. No. 3. http:// www.mediascope.ru/2467 (accessed: 01.06.2019).
  • Stafford T. Why bad news dominates the headlines. http://www.bbc.com/future/story/ 20140728-why-is-all-the-news-bad (accessed: 01.06.2019).
  • Gregoire C. What constant exposure to negative news is doing to our mental health. https://www.huff (accessed: 01.06.2019).
  • Pinker S. The media exaggerates negative news. This distortion has consequences. https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/feb/17/steven-pinker-medianegative-news (accessed: 01.06.2019).
  • Kukushkina O.V. Negativnaya informaciya: utverzhdenie o fakte ili vyrazhenie mneniya? [Negative information: statement of fact or expression of opinion?]. https://www. tipse.ru/jour/article/view/59/60# (accessed: 01.06.2019).
  • Ejzenshtejn S.M. Za kadrom: klyuchevye raboty po teorii kino [Behind the scenes: key work on the theory of cinema]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ.; Gaudeamus Publ., 2016.
  • Pronina E.E. Pis'mo K.V. Markelovu, E.B. Gromovoi, N.R. Nafi [A letter to K.V. Markelov, E.B. Gromova, N.R. Nafieva]. 15.04.2019.
  • Novosti Kryma [Crimea News]. https://vesti-k.ru (accessed: 01.06.2019).
  • “Itogi nedeli” s Iradoj Zejnalovoj [“Results of the week” with Irada Zeynalova]. 18.02.2018. https://www.youtube.com/watch?v=r8Ngv0CotCI (accessed: 01.06.2019).
  • Sudebno-medicinskaya ekspertiza vyyasnyaet prichinu smerti muzhchiny vozle bol'nicy skoroj pomoshchi [A forensic examination fi out the cause of death of a man near the emergency room hospital]. https://ru.tsn.ua/video/video-novini/sudebno-medicinskayaekspertiza-vyyasnyaet-prichinu-smerti-muzhchiny-vozle-bolnicy-skoroy-pomoschi. html?utm_source=page&utm_medium=relevantvideo (accessed: 01.06.2019).
  • Kuzina O.A. Ideologemocentricheskoe postroenie novostnyh tekstov [Ideological-centric construction of news texts] // Problemy razvitiya tekhnologiĭ, gosudarstva i obshchestva v tsifrovuyu epokhu: materialy III Chernomorskoi nauch.-prakt. konf., Sevastopol', 20–22 iyunya 2019 g. [Problems of the development of technologies, the state and society in the digital age: materials of the 3rd Black Sea scientific-practical conf., Sevastopol, June 20–22, 2019] / ed. by O.A. Shpyrko, V.V. Khapaeva, S.I. Rubtsova. Sevastopol: Lomonosov MSU branch in Sevastopol, 2019.
  • V Zaporozhskoj oblasti gruzovik vrezalsya v marshrutku s det'mi, est' pogibshie [In the Zaporozhye region, a truck crashed into a minibus with children, there are dead]. https://ru.tsn.ua/vypusky/tsn/vypusk-tsn-19-30-za-10-avgusta-2018-goda-1199679. html (accessed: 01.06.2019).
  • Vypusk TSN. 02.11.2017. 19:30 [Release of TSN. 02.11.2017. 19:30]. https://ru.tsn.ua/ video/video-novini/vypusk-tsn-19-30-za-2-noyabrya-2017-goda-polnaya-versiya.html (accessed: 01.06.2019).
  • Vypusk TSN. 24.06.2019. 19:30 [Release of TSN. 24.06.2019. 19:30]. https://ru.tsn.ua/ vypusky/tsn/vypusk-tsn-19-30-za-24-iyunya-2019-goda-1367760.html (accessed: 27.05.2019).
  • Christine Chubbuck Biography. https://www.imdb.com/name/nm2182544/bio?ref_=nm _ov_bio_sm (accessed: 27.05.2019).

Views

Abstract - 177

PDF (Russian) - 68

PlumX


Copyright (c) 2019 Markelov K.V., Gromova E.B., Nafieva N.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.