ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, ВИДОВ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Обложка

Аннотация


В статье рассматриваются особенности применения электронных портфолио (е-портфолио) при обучении студентов в вузе. Описываются особенности и результаты социологического исследования, проведенного в целях выявления наиболее оптимальных областей применения структуры электронных портфолио выпускников вузов. В рамках исследования выявлены критерии, которые позволяют определить таблицу возможных видов компонентов электронных портфолио. С учетом мнения респондентов определены наиболее актуальные задачи, решение которых возможно с применением корректно структурированных электронных портфолио. Такие задачи дифференцированы в зависимости от разных категорий пользователей портфолио. В статье приведены рекомендации обучающимся вузов по созданию персональных электронных портфолио и их последующему эффективному применению в рамках выбора индивидуальных образовательных траекторий. Обсуждается проблема соответствия материалов портфолио требованиям профессиональных стандартов, предъявляемым к профессиональным компетенциям выпускников вузов. Подчеркивается индивидуальность портфолио, наполнение которых происходит с учетом психотипа владельцев. Демонстрируются особенности и преимущества использования портфолио, изначально создаваемых в электронном виде. Материалы статьи подготовлены по результатам казахстанского проекта (3639/ГФ4) с российским участием в области использования электронных портфолио в вузах разных стран.


М А Бектемесов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
maktagali.bektemessov@kaznu.kz
Казахский национальный университет им. аль-Фараби пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038

Бектемесов Мактагали Абдимажитович, доктор физико-математических наук, профессор, декан механико-математического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби.

В В Гриншкун

vadim@grinshkun.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

М А Скиба

marina.skiba@narxoz.kz
Университет Нархоз ул. Жандосова, 55, Алматы, Казахстан, 050035

Скиба Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, советник ректора Университета «Нархоз» (Казахстан).

А Р Турганбаева

turalma@mail.ru
Казахский национальный университет им. аль-Фараби пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038

Турганбаева Алма Рымбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Казахского национального университета им. аль-Фараби.

  • Везиров Т.Г., Костина Е.А. Образовательные web-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (32). С. 39-49.
  • Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86-89.
  • Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 24-28.
  • Национальная рамка квалификаций. URL: http://palata.kz/uploads/ content/files/Национальная рамка квалификаций_2016.pdf (дата обращения: 21.06.2017).
  • Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»: URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses _of_president/poslanie-prezidenta-respublikikazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (дата обращения: 23.06.2017).
  • Ростовых Д.А., Смольникова И.А., Полянская А.В., Гриншкун В.В. [и др.] Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики. Компетентностный подход. М.: РГСУ, 2010. 212 с.
  • Скиба М.А., Бектемесов М.А., Турганбаева А.Р. Фрактальная структура е-портфолио // Известия ЮЗГУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. Медицинское приборостроение». 2016. № 1 (18). С. 7-15.
  • Турганбаева А.Р., Скиба М.А. Типовая структура е-портфолио: особенности проектирования и наполнения // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия «Физико-математические науки». 2015. № 4 (52). С. 207-215.
  • Donaldson J. Digital Portfolios in the Age of the Read/Write Webhttp. URL: er.educause.edu/ articles/2012/11/digital-portfolios-in-the-age-of-the-readwrite-web
  • Gary R. Brown, Helen L. Chen. Understanding the Evolution of E-Portfolio Practice: Where Do We Go from Here? URL: https://library.educause.edu/resources/2014/1/understanding-theevolution-of-eportfolio-practice-where-do-we-go-from-here
  • Europortfolio. European Institute for E-learning (2015). URL: http://www.eife-l.org/about/ europortfolio
  • Mary D. Brown. Using Technology // Electronic Portfolios in the K-12 Classroom. URL: http:// www.educationworld.com/a_tech/tech/tech111.shtml
  • Mendoza-Calder n, Marco A., Ramirez-Buentello, Joaquin. Hand book of Research one Portfolios. Facilitating Reflection Through ePortfolio at Tecnol gico de Monterrey. Hershey, USA. AliJafari (Ed), 2006. Р. 484-493.
  • Lane C. The Power of ‘e’: Using e-Portfolios to Build Online Presentation Skills. Innovate. 2007. No. 3 (3). Pp. 98-102.
  • Marieke van der Schaaf. Improving workplace-based assessment and feedback 15by an E-portfolio enhanced with learning analytics // Educational Technology Research and Development, April 2017. Vol. 65. Issue 2. Pp. 359-380.
  • Balaban I., Mu E., Divjaka B. Development of an electronic Portfolio system success model: An information systems aproach. Computers & Education. 2013. No. 60. Pp. 396-411.
  • Dysthe O., Engelsen K.S. Portfolio practices in higher education in Norway in an international perspective: Macro-, meso-and micro-level influences. Assessment and Evaluation in Higher Education. 2011. No. 36 (1). Pp. 63-79.
  • Meeus W., Van Petegem, P., Van Looy L. Portfolio in higher education: Time for a clarificatory framework. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2006. No. 17 (2). Pp. 127-135.
  • Love D., McKean G., Gathercoal P. On implementing web-based portfolios. Educause Quarterly. 2004. No. 25 (2). Pp. 29-37.
  • Carpenter R., Apostel S., Hyndman J.O. Developing a model for ePortfolio design: A studio approach // International Journal of ePortfolio. 2012. No. 2 (2). Pp. 163-172.

Просмотры

Аннотация - 228

PDF (Russian) - 66


© Бектемесов М.А., Гриншкун В.В., Скиба М.А., Турганбаева А.Р., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.