Том 17, № 3 (2021)

Расчет и проектирование строительных конструкций

Теоретические основы расчета мостов на выносливость с использованием кинетической теории долговечности конструкционных материалов

Саламахин П.М., Луговцев Е.А.

Аннотация

Предлагается экономически эффективный способ определения неизвестных параметров зависимости долговечности конструкционных материалов от уровня действующих в них постоянных напряжений и абсолютной их температуры для различных конструкционных материалов с учетом данных, полученных академиком АН СССР С.Н. Журковым. Он не требует длительных испытаний материалов, а основан на использовании результатов кратковременных стандартных машинных разрушений двух групп стандартных образцов материала при двух существенно различных их температурах. При использовании этих параметров и интегрального критерия Бейли суммирования потерь долговечности материалов представляется возможным выполнить расчет на выносливость элементов автодорожных мостовых сооружений из любых конструкционных материалов и определить остаточный ресурс долговечности сооружения при прогнозируемом последующем режиме загружения его реальными временными вертикальными нагрузками.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):219-227
pages 219-227 views

Устойчивость против опрокидывания в практике проектирования высотных зданий

Иноземцева О.В., Иноземцев В.К., Муртазина Г.Р.

Аннотация

Исследуется устойчивость системы «высотный объект - грунтовое основание». В практике проектирования актуальна оценка запаса устойчивости против опрокидывания высотного здания с учетом нескольких видов нелинейности деформирования его грунтового основания. Эта задача может быть решена с использованием методов нелинейной строительной механики. Для решения нелинейных задач устойчивости против опрокидывания рассмотрены несколько методов: 1) деформационный, позволяющий прослеживать состояния равновесия систем с геометрической и конструктивной нелинейностью; 2) линеаризации нелинейных уравнений и прослеживания состояний равновесия систем со статической и конструктивной нелинейностью; 3) линеаризации нелинейных физических соотношений системы с конструктивной нелинейностью на базе нелинейной инкрементальной строительной механики; 4) прослеживания истории процесса деформирования физически нелинейного основания с учетом развития зон разгрузки и конструктивной нелинейности. Каждым из перечисленных методов решен модельный пример. В примерах рассматривается устойчивость высотных объектов опрокидывания при действии ветровой нагрузки. Учитывается нелинейный характер задачи, в том числе геометрическая, физическая и конструктивная нелинейность. В общем виде задача устойчивости высотного объекта против опрокидывания может быть представлена многократно нелинейной с различными видами нелинейности. В связи с этим в практике проектирования высотных зданий необходимо дальнейшее научно и методическое обоснованное методов оценки запаса устойчивости против опрокидывания с учетом нелинейных факторов. Учет этих факторов позволит сделать более точными оценки устойчивости высотного объекта против опрокидывания.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):228-247
pages 228-247 views

Инновационные конструкции плотин из особо тощего укатанного бетона

Ляпичев Ю.П.

Аннотация

В последние 20 лет плотины из укатанного бетона (УБ) продолжают строить во многих странах ввиду их технико-экономических преимуществ по сравнению с обычными плотинами из вибрированного бетона и грунтовыми плотинами. Цель исследования - разработать новые конструктивно-технологические решения в плотинах из УБ с целью снижения расхода цемента и расширения их применения на нескальных основаниях, что позволит им успешно конкурировать с грунтовыми плотинами с экранами из железобетона. Выполнены численные расчеты статического и сейсмического напряженно-деформированного состояния гравитационных плотин из особо тощего укатанного бетона, а также оценка их устойчивости, прочности и стоимости. Наиболее экономичными для скального и плотного песчано-гравелистого оснований являются грунтовая плотина с экраном из железобетона и симметричная плотина с заложением откосов 0,5-0,7 с наружными зонами из особо тощего укатанного бетона и центральной зоной из камня, упрочненного цементно-зольным раствором. Учитывая, что стоимость отводящих и водосбросных туннелей при плотине из особо тощего укатанного бетона будет меньше, а срок строительства - короче, чем при грунтовой плотине с экраном из железобетона, можно сделать вывод о технико-экономической эффективности варианта плотины из особо тощего укатанного бетона. Плотины симметричного профиля из особо тощего укатанного бетона с заложением обоих откосов 0,5-0,7 обладают более высокой сейсмостойкостью и технико-экономической эффективностью по сравнению с обычными гравитационными плотинами из УБ и другими видами плотин. Плотины данного типа высотой до 200 м можно строить на скальных основаниях, а высотой до 100 м - на плотных песчано-гравелистых основаниях.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):248-260
pages 248-260 views

Перевернутая пирамида на Азорских островах - вечная гибридная конструкция

Сарменто Эстевеш Л.П.

Аннотация

Инженерные сооружения проектируются с учетом правил эксплуатации конструкций при определенных расчетных нагрузках, регламентируемых строительными нормами. В то время как нагрузки от собственного веса напрямую зависят от выбора материалов для несущей конструкции, временные и особые нагрузки диктуются назначением и областью применения этой конструкции. В противоположность инженерным принципам Древнего Египта перевернутая пирамида была спроектирована с целью показать, что с помощью современной инженерной науки можно преодолеть закон гравитации, причем эта «умная» конструкция выполняет свои функции в регионе, где инженерные сооружения подвергаются экстремальным и аварийным нагрузкам, например, в сейсмоопасных районах или регионах с преобладанием сильных ветров. Исследована гибридная концепция, которая предполагает легкие конструктивные стеновые элементы, закрепленные на относительно тяжелом структурном ядре. Предлагаемая концепция проектирования удовлетворяет уравнению глобального равновесия, определяемому самой архитектурой сооружения, и может служить примером сооружения, созданного в тренде перспективных направлений проектирования строительных конструкций. Как и любой другой проект конструкции с неполной геометрией, проектирование и строительство перевернутой пирамиды представляется весьма целесообразным при использовании схем управления производством, которые должны обеспечивать высокую точность изготовления и соответствующий контроль.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):261-269
pages 261-269 views

Сейсмостойкость сооружений

Влияние смещения этажей в многоэтажном здании под воздействием землетрясения

Шарапов Д.А., Гебре Т.Х., Али Ю.М.

Аннотация

Изучается структура здания, подвергшегося в результате землетрясений внезапному смещению этажей, образующему петли и приводящему к разрушению строения. Цель исследования - разработать тридцатиэтажное сейсмическое здание в Хартуме с использованием метода конечных элементов (МКЭ) и процедуры эквивалентной боковой силы (ELF) американского кодекса ASCE 7-16. Анализируется сейсмическое поведение железобетонной конструкции тридцатиэтажного железобетонного здания для определения смещения между этажами путем нахождения максимального смещения по программе, приводящего к разрушению здания, выбора сдвиговой стены в качестве опорной системы для сопротивления боковой нагрузке и моделирования здания, наклоненного к горизонтальной плоскости. Расчеты по смещению между этажами для определения допустимого смещения проведены в структурной программе Robot (оригинальная программа для проектирования и анализа боковых (сейсмических) нагрузок).

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):270-277
pages 270-277 views

Экспериментальные исследования

Экспериментальная проверка новых особенностей работы подшипников в условиях комбинированного нагружения

Кириловский В.В., Белоусов Ю.В.

Аннотация

Подшипниковые узлы грузоподъемных машин, изделий строительной, дорожной, авиационной, космической и других отраслей техники являются очень ответственными элементами конструкций, поскольку выход из строя даже одного подшипника может стать причиной отказа всего изделия. Представлены результаты экспериментальной проверки теоретической модели работы подшипников в условиях комбинированного нагружения. Поведение под нагрузкой подшипниковых узлов в наиболее общем случае может быть представлено последовательностью из пяти расчетных схем, выраженных в виде пяти статически неопределимых балок. Целью проведения экспериментов явилась проверка данной модели в условиях реального нагружения. Эксперименты были построены на анализе геометрической формы изогнутой упругой линии, которую приобретает вал подшипникового узла под нагрузкой. Полученные результаты подтвердили справедливость модели и показали, что использовавшаяся ранее общепризнанная модель двухопорной балки не реализуется. Подтвержден вывод о том, что в ответственных грузоподъемных машинах, а также в ответственных изделиях строительной, дорожной, авиационной, космической и других отраслей техники нецелесообразно рассчитывать подшипники по традиционной методике, поскольку может быть получено ошибочное значение долговечности подшипников, завышенное от 28,37 до 26663,9 раз.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):278-287
pages 278-287 views

Экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния железобетонных конструкций, усиленных предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой

Рубин О.Д., Лисичкин С.Е., Зюзина О.В.

Аннотация

Актуальность. В последние годы в строительстве железобетонных конструкций промышленных, гражданских и транспортных сооружений находят распространение композитные материалы. Предлагается выполнять усиление железобетонных конструкций гидротехнических сооружений предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой. Потребовалось экспериментальное и теоретическое обоснование технических решений по усилению железобетонных конструкций гидротехнических сооружений предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой. Цель работы заключалась в проведении комплекса экспериментально-теоретических исследований напряженно-деформированного состояния и внутренних усилий в малоармированных железобетонных конструкцях гидротехнических сооружений, усиленных предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой. Методы. Экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния и внутренних усилий проводились на основе малоармированных железобетонных моделей балочного типа, имеющих межблочные строительные швы, усиленных предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой в растянутой (сжатой) зонах моделей. Теоретические исследования напряженно-деформированного состояния и внутренних усилий проводились на основе теории железобетона. Результаты проведенных исследований характерных малоармированных железобетонных конструкций гидротехнических сооружений с межблочными строительными швами позволили определить этапы напряженно-деформированного состояния гидротехнических железобетонных конструкций. На основе данных экспериментально-теоретических исследований, в том числе с учетом усиления предварительно напряженной базальтокомпозитной арматурой, а также предварительно напряженными хомутами в зоне среза, была разработана методика расчета прочности малоармированных гидротехнических железобетонных конструкций с межблочными строительными швами.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):288-298
pages 288-298 views

Обзоры

Изготовление гидрофобного полимерного легкого бетона

Харун М., Эхсани А., Насими Ш., Гебре Т.Х.

Аннотация

В процессе бетоносмешения обычно используется комбинация заполнителей, включающая песок, некоторое количество цемента, являющегося критерием качества бетона, и объем потребляемой воды. Изменения качества и количества этих компонентов фактически создают традиционные типы бетона. Настоящее исследование основано на изменении характера компонентов конструкции бетоносмешения. В его основе удаление воды и цемента из плана смешивания и замена их полимерными материалами, а также использование смешанных заполнителей типа LECA. Путем изучения и выбора типа зерна LECA и предварительной обработки (гидрофобность и сцепление) в постоянном соотношении полимера были отобраны образцы бетона из трехмерных категорий. После изготовления образцов на них проводились испытания на прочность при изгибе и анализировались полученные результаты. Ранее в схеме смешивания легких бетонов предлагались различные вариации соединения и процессов. Отличительная особенность данной работы заключается в использовании легкого керамзитобетона термообработанным акриловым полимером, скрепляющим компоненты, и сопутствующими связующими веществами. Особое внимание уделено выбору и нанесению нужного количества гидрофобных наночастиц для достижения гидрофобности прежде гидрофильной поверхности. Гидрофобность стала возможной благодаря неполярной природе акрилового полимера и использованию гидрофобных наноматериалов.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):299-307
pages 299-307 views

Памяти коллег

Виктор Андреевич Баженов (1941-2021)

- -.
Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):308-309
pages 308-309 views

Павел Михайлович Саламахин (1930-2021)

- -.
Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2021;17(3):310
pages 310 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах