Том 17, № 3 (2017)

Вопросы истории, теории и методологии

ИСКУССТВО БЕЗГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ, ПИСЬМЕННОСТЬ И ТЕКСТЫ

Скотт Д.

Аннотация

Данная статья представляет собой фрагмент книги Дж. Скотта, посвященной Зомии - так автор обозначает практически все территории, расположенные на высоте более чем триста метров над уровнем моря, протянувшиеся от центральных высокогорий Вьетнама до северо-востока Индии и пересекающие пять государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Таиланд и Бирму) и четыре провинции Китая (Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и частично Сычуань). Вплоть до недавнего времени (примерно до середины ХХ в.) это пространство было заселено сотней миллионов пред-ставителей различных меньшинств, формирующих изумительную по своему этническому и лин-гвистическому разнообразию общность, интересную не только своим экологическим разнообразием, но и взаимоотношениями с окружающими государствами. Зомия - крупнейший из сохранившихся на Земле регионов, чьи народы до относительно недавних пор не были поглощены национальными государствами. Сегодня ее дни сочтены, хотя еще совсем недавно подобные самоуправляющиеся общности составляли большую часть человечества. Равнинные государства воспринимают их как «живых предков», тех, «кем они сами были до того, как изобрели поливное рисоводство, буддизм и цивилизацию». Автор же, наоборот, считает, что жителей гор следует воспринимать как сообщест-ва беглецов и бродяг, сознательно выбравших для жизни необитаемые территории и в течение двух тысячелетий спасавшихся от угнетения, с которым было сопряжено государственное строи-тельство на равнинах, - от рабства, воинской повинности, налогов, барщины, эпидемий и войн. Практически все в жизни населяющих эти зоны народов, включая социальную организацию, идео-логию и (что более спорно) в основном устную культуру, следует воспринимать как стратегические решения, принятые, чтобы удержать государство на расстоянии. Большинство народов, прожива-ющих в горном массиве Зомии, видимо, собрали достаточно внушительный культурный набор способов, позволяющих уклоняться от поглощения государством, но при этом пользоваться всеми экономическими и культурными возможностями, которые гарантирует соседство с ним. Обширный репертуар языков и этнических принадлежностей, способность к собственному переизобретению согласно пророческим откровениям, короткие и/или устные генеалогии и талант к фрагментации - вот базовые «вещи» в их внушительном дорожном наборе, которые и будут рассмотрены ниже.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):267-288
pages 267-288 views

АГРАРНЫЙ ВОПРОС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭФИОПИИ

Кумса А.

Аннотация

Автор рассматривает влияние аграрного вопроса на историю Эфиопии, начиная с того момента, как она была создана абиссинским королем Менеликом II в конце XIX в. Фактически он стал един-ственным африканским монархом, который принял участие в борьбе за африканские территории наравне с европейскими державами: расширил границы своей империи, захватив и колонизировав территории южных соседей. По сравнению с прочими колониальными завоеваниями предпринятая абиссинским правителем колонизация была самой жестокой с точки зрения количества людей, кото-рые были убиты или проданы в рабство. После поглощения соседних территорий они вместе с населявшими их народностями были поделены между представителями абиссинской знати. Будучи лишены земельных наделов, жители колоний были вынуждены работать в поместьях новых земле- владельцев, отдавая им до 75% своей сельскохозяйственной продукции в качестве уплаты разно-образных повинностей, что породило мощное народное сопротивление. Лозунг «Землю - зем-ледельцам!» был предложен студенческому движению главой народности оромо в парламенте Хайле Селассие и руководителем Союза студентов, выходцем из оромо. Как отметил Д. Горовиц, опи-сывая революцию 1974 г., «в Эфиопии основным результатом земельной реформы стало перерас-пределение земли - она была отобрана у амхара и передана галла, поэтому некоторое время ре-волюцию подозревали в приверженности интересам галла» [19. С. 8]. Постепенно достижения революции были присвоены военной элитой. Революция позволила провести в 1975 г. земельную реформу, которая уничтожила колониальное землевладение; но правительство национализировало землю, отказавшись передать ее безземельному населению. Государство стало единственным зем-левладельцем и пыталось уничтожить национальное движение оромо посредством переселе-ния 7 млн абиссинцев на территории оромо, а оромо - в новые деревни. Массовое национальное движение свергло военное правительство в 1991 г., однако нынешнее правительство, сформиро-ванное и возглавляемое Народным фронтом освобождения тиграй (НФОТ), монополизировало во-енную, политическую, идеологическую и экономическую власть в стране и продает земли новому мировому «супер-классу». Автор рассматривает формы земельной собственности в Эфиопии при трех разных политических режимах, чтобы ответить на вопрос: почему Эфиопия - одна из бед-нейших стран мира, хотя располагает огромными водными ресурсами, плодородными землями и трудолюбивым населением?
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):299-305
pages 299-305 views

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ВИНЬЕТОК: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г.

Аннотация

Статья посвящена зарождению метода виньеток как нового метода в эмпирической социологии. Метод виньеток выступает хорошей альтернативой традиционным методам массового опроса. Метод виньеток не отличается популярностью среди российских ученых, но имеет достаточно большую историю использования за рубежом. Использование данного метода помогает в решении широкого круга проблем (например, оценка перспектив опекунства; адаптация иностранных студентов к систе-ме образования; исследования в области социальной справедливости; маркетинговые исследования; бизнес-исследования и т.д.). Метод виньеток также может использоваться для изучения проблем, которые носят сензитивный характер (например, ВИЧ, наркотики, психологические травмы и т.д.), поскольку может быть отнесен к числу проективных методик. Проективные методы помогают по-лучить более достоверную информацию, потому что респондент проецирует ситуацию на другого, но в то же время реагирует на стимул и отвечает так, как считает он сам. В статье рассматриваются преимущества и недостатки метода виньеток, авторы дают информацию о его ограничениях. В зави-симости от типа исследования авторами приводятся основные принципы проектирования и раз-работки виньеток. Авторы приводят примеры самостоятельно разработанных и апробированных в ходе собственных исследований виньеток. Также авторы подчеркивают преимущества логико-комбинаторных методов (в частности ДСМ-метода с его дихотомией) в обработке данных в рамках количественной стратегии. Другой метод анализа данных предполагает технику «погружения», когда шаг за шагом респондент получает новую долю информации, которая обогащает предыдущую.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):306-316
pages 306-316 views

Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Бритвина И.Б., Шумилова П.А.

Аннотация

В статье представлены результаты опросов жителей города Екатеринбурга и иноэтничных мигрантов из стран Центральной Азии, которые демонстрируют актуальные формы взаимодействия принимающего сообщества и приезжих из других стран, а также проблемы взаимного неприятия, способствующие росту социальных конфликтов. Авторы обозначили барьеры на пути взаимной ин-теграции россиян и приезжих, основанные на разнице социокультурных ориентаций. В качестве основного фактора положительного развития ситуации авторами статьи рассматривается работа с культурной идентичностью как детерминантой межэтнического взаимодействия. В результате теоретического анализа было выявлено отсутствие четкой содержательной формулировки понятия «культурная идентичность». Вместе с тем в статье аргументирована необходимость данного кон-цепта для анализа современных социальных процессов, связанных с массовыми международными миграциями и межкультурными коммуникациями. В связи с этим целью данной статьи является доказательство важности выделения термина «культурная идентичность» в отдельную аналитиче-скую категорию, а также эмпирическое обоснование необходимости формирования общей культур-ной идентичности в процессе взаимоадаптации и взаимоинтеграции россиян и иноэтничных мигран-тов. Авторы статьи на основе конструктивистского подхода рассматривают идентичность как резуль-тат процесса идентификации. Авторы статьи отмечают, что идентичность является пластичным элементом, трансформирующимся в связи с меняющейся социальной обстановкой. Основным выво-дом становится утверждение необходимости поиска культурных паттернов как базиса межэтни-ческих взаимоотношений, способных сохранять социальное благополучие и стабильность. Культур-ная идентичность является определяющим социальным конструктом, требующим внимания и кор-рекции для снижения напряжения в обществе, связанного с иноэтничными миграциями. Авторы отмечают, что процесс конструирования общей социальной идентичности принимающего сообщест-ва и иноэтничных мигрантов состоит из нескольких стадий. Начало этого процесса связано с фор-мированием общегражданской идентичности. Следующим необходимым шагом является форми-рование общей культурной идентичности коренных жителей и приезжих.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):317-326
pages 317-326 views

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: УДМУРТСКИЕ СТРАТЕГИИ

Поздеев И.Л.

Аннотация

В работе на основе социологического исследования анализируется влияние этнических стерео-типов на выбор стратегий межкультурного взаимодействия. На примере удмуртского этноса показана роль поведенческих стереотипов, выступающих в качестве целостной программы межличностных отношений и служащих ориентиром в процессе взаимодействия с представителями своего и других этносов. Выявлены автостереотипы, отражающие эмоциональное восприятие принадлежности к сво-ему народу и дающие возможность прогнозировать дальнейшие пути развития этноса. Этнические стереотипы удмуртов формировались под влиянием инокультурного окружения и несли в себе опыт приспособления к окружающей социальной действительности. Отмечается наличие у основной мас-сы удмуртов положительного отношения к своей этнической идентификации, осознание уникально-сти этнической культуры, присутствие позитивного опыта взаимодействия с другими народами, что внушает осторожный оптимизм при взгляде на будущее удмуртского этноса. Проанализирован также исторически сложившийся у удмуртов опыт коммуницирования с иноэтничным окружением и внутри своего этноса. Автор фиксирует, что взаимодействие с внешней культурной средой имело различные последствия. С одной стороны, оно могло вырабатывать у удмуртов негативную само-оценку, в том числе неуверенность в себе. Неуверенность часто приводит к замкнутости, боязни показать свою культурную своеобразность, что затем вызывает стремление к социальной мимик-рии. В качестве одного из ведущих факторов усиления ассимиляционных процессов рассматривается сложившийся в обществе низкий социальный статус удмуртского этноса и его слабые адаптацион-ные возможности. С другой стороны, противодействие инокультурному доминированию заставляет занимать активную позицию, искать пути сохранения этнической идентичности. Так, необходимость приспособления к социальной действительности побуждает удмуртов Республики Татарстан быть такими же активными, как этническое большинство республики, искать новые стратегии межкуль-турного взаимодействия. Использование в статье собранных автором полевых этнографических материалов не только дополняет статистические данные новыми фактами, но и позволяет почувст-вовать голос народа, его эмоциональное восприятие социальных и культурных реалий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):327-337
pages 327-337 views

ОБРАЗЫ СТРАН-СОСЕДЕЙ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЭЛЕМЕНТЫ УСТОЙЧИВОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ

Нарбут Н.П., Троцук И.В.

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа образов стран-соседей в восприятии российской студенческой молодежи. В первой части статьи авторы подчеркивают важность общест-венного мнения как одного из ключевых социальных институтов современного общества, хотя его значение нередко определяется возможностями манипулирования им государственными и полити-ческими структурами в целях обеспечения общественной поддержки неоднозначных решений и непопулярных мер. Фактически сегодня сосуществуют два механизма формирования социальных представлений, включая образы других стран: спонтанный и целенаправленный (когда официальные лица и средства массовой информации используют различные приемы конструирования образа стра-ны как опасного врага или, наоборот, лучшего друга). В России часто доминирует первый механизм, если речь не идет об основных геополитических игроках, поскольку остальные страны редко привле-кают внимание государства; не менее важны общая аполитичность населения, широкое распро-странение информационных технологий и свобода путешествий. Во второй части статьи обозначены методологические последствия сосуществования двух механизмов формирования образов стран в общественном мнении, которые определили тематическую структуру и особенности инструмен-тария анкетирования российских студентов для определения обобщенных образов Китая, Казахстана и Сербии в молодежной картине мира. Впервые опрос был проведен в 2010-2011 годах на выборке московского студенчества в рамках проекта, поддержанного РГНФ; в 2016 году было проведено повторное анкетирование с аналогичным инструментарием. Заключительная часть статьи суммирует результаты сопоставления образов стран-соседей в восприятии студенческой молодежи по ряду базовых показателей, позволяющих реконструировать устойчивые стереотипные элементы этих образов, хотя выявленные различия крайне сложно интерпретировать.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):338-347
pages 338-347 views

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МАСШТАБЫ И ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ

Сохадзе К.Г.

Аннотация

В последние годы экспертные и обыденные оценки вовлеченности российской молодежи в об-щественную деятельность мало расходятся: постсоветские поколения называют аполитичными, ин-дифферентными, безразличными к чему бы то ни было, кроме личного благополучия и интересов. В то же время изучением разных аспектов социальной и гражданской активности, политического участия и протестного потенциала не только молодежи, но российского общества в целом занима-ются крупнейшие исследовательские центры (Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения, Левада-Центр, Институт социологии Российской академии наук), и в статье представлены их опросные данные за несколько последних лет, позволяющие диагности-ровать весьма низкий уровень политической вовлеченности и социальной активности российского населения. Полагая, что этот показатель может оказаться существенно выше для молодых поколе-ний, особенно студенчества, автор предпринимает два последовательных шага. Во-первых, про-рабатывает категорию «социальная активность», уточняя ее содержательное наполнение, в том числе движущие мотивы (в первую очередь, социально значимые потребности), субъектное «изме-рение» (личные потребности и интересы), типы целей (прагматичные и альтруистичные, коллек-тивные и личностные и т.д.), формы осуществления (личностная, групповая и др.) и внешние и внут-ренние факторы. Во-вторых, чтобы оценить мотивы и сдерживающие факторы вовлечения молодежи в общественную деятельность и обоснованность оценок молодых поколений как индифферентных, в статье представлены результаты ряда опросов, проведенных на выборке студентов Российского университета дружбы народов, которые подкреплены данными опросов общественного мнения. Автор уточняет причины незаинтересованности молодежи в общественной деятельности (отсутствие материальной выгоды; отсутствие интереса/желания/времени/мотивации; плохая информирован-ность; негативный образ общественных объединений), мотивы социальной активности (социальные, селективные, компетентностные, мобилизационные) и вступления в общественные объединения (самореализация; желание изменить мир; сочетание того и другого; совпадение личных интересов с деятельностью организации), а также факторы, определяющие отношение молодежи к общест-венной деятельности в целом (оценки ситуации в обществе, ценностные ориентации и социаль-ное самочувствие).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):348-363
pages 348-363 views

ЛГБТ - СООБЩЕСТВО В ФОКУСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Шарма С.Д.

Аннотация

The LGBT community and the attitude towards it became one of the dividing factors between Russia and Europe long ago. This factor quite often creates political precedents and becomes a basis for various provocations. In the Russian mass conscience the topic, which has long been considered tabooed, today has a sensitive character; therefore classic survey methods are hardly suitable for its study; on the other hand, various projective techniques have proved to be more useful. This article presents the data of a number of Russian sociological surveys on the attitudes towards LGBT representatives and of the RUDN University Sociology Chair scientific team research on this subject. The article also presents the results of a number of focus groups aimed at identifying attitudes towards LGBT representatives and based on the application of the vignette method, which is a special type of projective techniques. The high efficiency of vignette method for the study of such a sensitive subject was proved. The method allows overcoming of some barriers in respondents’ conscience determined by the ‘radical’ character of the issues under study, and also reduces the general social pressure upon respondents. The research with the application of vignette method resembled a kind of a narrative game, therefore adapting this method to the focus group research helps to obtain more detailed and interesting data due to the group dynamics.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):364-372
pages 364-372 views

Социологический лекторий

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СФЕР ОБЩЕСТВА КАК ТИПОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Науменко Т.В.

Аннотация

Статья посвящена актуальной и злободневной теме, связанной с исследованием общества и его составных частей. Этой теме посвящены многочисленные как междисциплинарные, так и узкоспе-циальные исследования. Однако понимание сущности общества возможно только через примене-ние к нему методов общей социологии, а также социальной философии, которая привносит в науку видение исследуемого объекта через призму всеобщего. С учетом этого в статье рассматривается проблема анализа общества с применением методов системного и деятельностного подхода как объяснительного принципа, распространяющегося на конкретные социальные процессы и общество в целом. Применение этих методов позволяет выявить сущность общества, в основе которой лежит деятельность преследующего свои цели человека. В статье особое внимание уделяется проблеме специфики общественных отношений и их отличиям от области природных явлений. Акцентируется роль ценностного измерения социальных фактов, их субъектной сущности, а также свободы как способности человека контролировать внешние обстоятельства в процессе индивидуального и кол-лективного целедостижения. При анализе структуры деятельностного ряда и его главных компо-нентов автором рассматриваются четыре типа совместной деятельности людей, а также уточняется соответствие этих типов общеизвестным сферам общества. Уточняется категориальный аппарат анализа сфер общества, способствующий более корректно структурировать все виды деятельности. Обосновывается некорректность выделения экономической сферы в отдельную структуру и дока-зывается присутствие экономических элементов во всех сферах общества. Выявляется механизм взаимодействия всех типов совместной деятельности людей и всех сфер общества, их взаимо-связь и взаимовлияние, а также указывается на возможные способы более эффективного иссле-дования общества, основанные на дальнейшем применении системно-деятельностного подхода. Обращается внимание на важность выявления онтологических и гносеологических оснований на самом начальном этапе исследования общества, что способствует оптимизации исследований и повышению результативности решения задач, связанных с изучением социальных процессов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):373-386
pages 373-386 views

ТЕХНОПАРКИ И НАУКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Тюрина И.О., Неверов А.В., Ульянычев М.А.

Аннотация

Для социального и экономического развития государства большое значение имеет создание и внедрение наукоемких технологий. Особенности современного технологического уклада обуслови-ли потребность объединения научных и технических подходов в процессе инновационного развития. Создание и внедрение инноваций необходимо для модернизации отечественной экономики и по-вышения эффективности российских компаний. При этом без постоянного совершенствования науки и образования происходит социальная и культурная стагнация государства, в то время как общемировая тенденция изменения и совершенствования производства предполагает формирование новых форматов экономического взаимодействия, в которых доминирующую роль играют науко-емкие и конвергирующие технологии. В настоящее время для создания наукоемких разработок требуется полноценное институциональное взаимодействие, предполагающее совместную деятель-ность ряда заинтересованных сторон. В связи с этим приобретает актуальность развитие особых территорий, где формируются экономические, инфраструктурные и социокультурные условия, необ-ходимые для создания новых технологий. Технопарки выступают одним из наиболее популярных форматов устройства территорий подобного рода. На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует значительное количество технопарков, при этом показатели их деятельности не всегда удовлетворительны, она нуждается в оптимизации, особенно с точки зрения повышения эффективности разработки наукоемких технологий. Чтобы найти наиболее эффективные пути повы-шения качества деятельности российских технопарков, был проанализирован опыт 12 успешных зарубежных образцов и разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рос-сийскими технопарками в направлении повышения эффективности научной и инновационной дея-тельности. В статье обозначены особенности создания наукоемких технологий; проблемы, с которы-ми сталкиваются инновационные организации; роль технопарков в обеспечении инновационного потенциала государства; форматы и структура современных технопарков, а также рекомендации, позволяющие повысить эффективность их работы по созданию и развитию наукоемких технологий. В статье представлен опыт изучения технопарков российскими учеными за последние десять лет, на основе которого авторы стремятся определить основные способы оптимизации и модернизации деятельности российских технопарков в целях усиления их роли в инновационном развитии госу-дарства.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):387-398
pages 387-398 views

Рецензии

Антисемитизм вчера и исламофобия сегодня: взгляд из Центральной Европы

Черны K.

Аннотация

Автор предпринимает попытку сопоставить средневековый и раннесовременный дискурсы ан-тисемитизма с нынешним исламофобским дискурсом, фокусируясь на ситуации в Центральной Ев-ропе в целом и в Чехии в частности. Статья описывает тот широкий контекст, в котором сегодня формируется исламофобия в Чехии, утверждая, что в последние годы по всей стране ее проявления усилились и расширились, несмотря на то, что для Чехии преимущественно характерен позитивный исторический опыт принятия мигрантов из мусульманских стран (истоки различных форм нынешне го взаимодействия принимающего сообщества с мусульманским меньшинством можно проследить до 1970-х гг.). Большинство чешских мусульман сегодня (и на протяжении длительного времени) прекрасно интегрированы или ассимилированы в чешское общество. Соответственно, исламофобия в Чехии представлена автором как своего рода парадокс: это скорее «продукт» (результат и следст-вие) повседневных стереотипных интерпретаций и некорректного восприятия международных событий (например, так называемой «международной борьбы с террором»), чем «продукт» по-вседневных непосредственных контактов с мигрантами в своей стране (т.е. рутинных личных взаи-модействий с представителями мусульманского меньшинства). Вторая часть статьи посвящена исла-мофобскому дискурсу, который сегодня явно формируется в Чехии: автор обозначает несколько ключевых тематик и понятий, которые отчетливо «роднят» данный дискурс с хорошо известным феноменом антисемитизма, или историческим предшественником исламофобии: «внутренний враг», «угрозы безопасности», «тайный заговор ради мирового господства», «иной/чужак, не вписывающийся в европейское общество в культурном, религиозном и ином отношениях», «бесполезный мигрант, живущий за счет (христианского) большинства», «жертвенный агнец» и, наконец, «сообщество, стремящееся отделиться и создать параллельную систему ценностей и институтов» (чтобы пре-дотвратить свою интеграцию в чешское или центрально-европейское общество). В определенной степени исламофобия сегодня возрождает прежний антисемитский дискурс, поскольку конструирует аналогичный образ мусульманина (опасного чужака/иного), отражающий негативные черты образа еврея и иудаизма, которые были использованы накануне холокоста в целях его оправдания
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017;17(3):399-407
pages 399-407 views
pages 408-419 views
pages 420-435 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах