№ 4 (2014)

Обложка

Статьи

Социология революции Джона Форана: от исторической социологии к социологическому воображению

Карасев Д.Ю.

Аннотация

В статье осуществлен анализ социологии революции Дж. Форана, представлена периодизация теоретической и методологической эволюции взглядов социолога, приведены и разобраны основные работы, соответствующие выделенным этапам. Траектория развития социологии революции Дж. Форана во многом репрезентирует развитие новейшей сравнительно-исторической социологии революции в целом: от глубокого исторического исследования узкого ряда классических примеров к количественному исследованию предельно широкого диапазона примеров и исследованию «околореволюционных» событий будущего. По мнению социолога, будущее революции можно помыслить тремя способами: 1) на основе анализа революций прошлого, 2) сквозь призму существующих теорий, 3) используя социологическое воображение. Этим трем способам соответствуют три этапа социологии Дж. Форана. За историческим исследованием зависимого развития и революций в Иране следует сравнительное (на основе булевого анализа) исследование 39 революционных событий в странах «третьего мира» и попытка представить образ революций будущего на примере сапатистской революции в Мексике 1994 г., а также борьбы движения за глобальную справедливость начала XXI в. Вопреки предметному и методологическому развитию центральным понятием теории Дж. Форана остается понятие «политической культуры оппозиции». Это комплексное понятие обозначает процесс, посредством которого под действием ряда материальных и дискурсивных элементов будущие участники революции обнаруживают общий дискурс, предписывающий им участие в коллективном действии, направленном на преобразование их обществ. Соответственно, социолог признает революцию результатом не только структурных условий, но и человеческой агентности, вызванной к действию не только политико-экономическими, но и культурными причинами. Структурный и культурный характер теории революции Дж. Форана обусловливает ее актуальность применительно к исследованию новейших революционных событий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):5-17
pages 5-17 views

Опыт определения современных религиозных представлений и практик: Даниэль Эрвье-Леже

Яцуценко Ю.В.

Аннотация

В условиях современной социальной реальности изменяются принципы формирования религиозных представлений и практик: религиозность становится мировоззренческой опцией; религиозные субъекты пользуются большей автономией относительно институтов и могут самостоятельно конструировать и утверждать модели верований; ослабевают механизмы наследования религиозной идентичности; приватизированная религиозная этика проходит социальную легитимацию вне прямой зависимости от религиозных организаций. В данной статье автор обращается к работе французского социолога Даниэль Эрвье-Леже для того, чтобы получить один из возможных вариантов социологического осмысления и концептуализации подобного спектра проблем. Техническим решением деинституционализации религиозной жизни по Эрвье-Леже служит бриколаж - bricolage (франц.). Бриколажем можно назвать индивидуальную практику за пределами системно установленных способов и средств производства, а также деятельность, в которой особая (возможно, даже определяющая) роль отведена случайности, например, «случайному» набору применяемых элементов. Основной чертой современной религиозности французский социолог считает право каждого на бриколаж, т.е. на индивидуальную конструкцию религиозной этики. Однако подобный режим социального контроля не является прямым указанием ни на этическую небрежность, ни на радикальный индивидуализм. Отмечая ослабление межпоколенческой трансляции религиозной идентичности, упрощение процедур входа-выхода из религиозных сообществ, Эрвье-Леже формулирует тезис о движении как основном поведенческом мотиве современных религиозных субьектов. Движение становится форматом не только индивидуального поиска, но и коллективного производства и обмена религиозным опытом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):18-32
pages 18-32 views

«Протодизайн»: генезис дизайна, или несколько вещей, которые изменили мир

Бронзино Л.Ю., Свиридов Р.А.

Аннотация

Понятие дизайна, ставшее в последнее время популярным как в повседневном дискурсе, так и среди социальных исследователей, все еще не получило, тем не менее, однозначной интерпретации. Неоднозначность концепта связана, в первую очередь, со сложностью интерпретации весьма многообразных социальных практик, историю которых можно проследить с самых ранних культурных практик, знакомых человеку. Это придает дизайну универсальный характер и исключительную значимость: через призму данного концепта можно проследить эволюцию человеческой культуры в целом. Исходя из такой теоретической предпосылки и представлено исследование концепта дизайна в данной статье. Акцент делается на одном из его базовых свойств - проективности, генетически связанной с проектным мышлением, выступающим, в свою очередь, атрибутивным свойством человеческой деятельности. Логика статьи соотносится с основными историческими этапами формирования проектного мышления, в свою очередь маркированными конкретными изобретениями. Такой подход позволяет проследить эволюцию дизайна, выявив его генезис, обосновав его связь со значимыми моментами развития промышленного производства и научно-технической революции, с одной стороны, и с важнейшими социальными событиями, не только способствовавшими созданию среды обитания современного общества, но и во многом предопределивших его социальную структуру.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):33-43
pages 33-43 views

Поздравление с юбилеем К ЮБИЛЕЮ ДАВИДА ГЕНРИХОВИЧА РОТМАНА

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):44
pages 44 views

Стабильность в государстве как ключевое условие поступательного улучшения качества жизни населения новых независимых государств

Ротман Д.Г.

Аннотация

В статье на базе социологических данных определяются причины возникновения ситуаций социальной напряженности в стране и обществе, определяется степень зависимости таких ситуаций от уровня удовлетворенности людей условиями жизни, обосновывается значимость сохранения устойчивой стабильности для обеспечения поступательного развития государства. Среди прочего автор ставит перед собой задачу построить комплексный рейтинг «социальной озабоченности» граждан постсоветских государств, складывающийся из следующих эмпирических показателей: экономических проблем отдельных граждан и их семей; проблем обеспечения достойных условий жизни (медицинское обслуживание, возможность получения качественного образования, безопасность в населенных пунктах и т.д.); проблем окружающей среды; политических проблем. Также реконструируется идеально-типическая модель социальной трансформации посткоммунистических обществ, в которой выделяются три основных этапа: поисковой, стабилизационный, устойчивый. На основании анализа эмпирических данных автор приходит к выводу, что некоторые из переходных обществ рубежа второго и третьего тысячелетий (например, Россия, Беларусь, Казахстан) уже вошли в стабилизационную фазу развития. В статье предлагается оценивать уровень стабильности общества при помощи показателя социальной напряженности (ПСН), выстраиваемого методом «ступенчатой группировки данных». Основные эмпирические материалы, представленные в статье, получены как результат деятельности Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):45-57
pages 45-57 views

Социальная активность молодежи: подходы к оценке форм, мотивов и факторов проявления в современном российском обществе

Троцук И.В., Сохадзе К.Г.

Аннотация

Несмотря на то, что проблематика социальной активности молодежи сегодня активно поднимается в рамках официального государственного и научного дискурса, методологические и методические аспекты ее социологического изучения все еще не находятся в фокусе исследовательского внимания. Отмечая популяризацию данной тематики в социологически релевантном ключе примерно с середины 1960-х гг., авторы в первой части статьи суммируют понятийно-категориальный аппарат ее изучения, в частности, многообразие подходов к определению самого словосочетания «социальная активность», ее движущие мотивы (социально значимые потребности прежде всего), субъектное «измерение», структурные уровни, типы целей (содержательные, процессуальные, прагматичные и альтруистичные, коллективные и узко-личностные и т.д.), а также формы осуществления (личностная, групповая, институциональная и др.) и внешние и внутренние факторы развития. Наибольший интерес для социологического анализа социальной активности представляет теория практического рефрейминга, предложенная К. Клеман, исходя из которой в статье рассмотрены результаты массовых репрезентативных опросов, проведенных в последние годы и позволяющих оценить трактовки и масштабы социальной активности россиян в целом и молодежи в частности, свидетельствующие не только о незначительной вовлеченности граждан в социальную активность, но и о ее весьма декларативном характере. Поскольку одной из наиболее значимых форм социальной активности молодежи сегодня являются некоммерческие организации, прежде всего общественные объединения, авторы завершают обзор состояния и особенностей проявления социальной активности молодежи в современном российском обществе развернутой характеристикой типов и функций общественных объединений, базовых аналитических подходов к их изучению, а также оценкой реальных масштабов их нынешней деятельности по результатам ряда социологических исследований.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):58-74
pages 58-74 views

Опыт исследования SMM как вирусной стратегии в медийном пространстве

Музыкант В.Л.

Аннотация

В статье рассматривается феномен социального маркетинга в сети Интернет, изменивший представление о взаимоотношениях между адресантом и адресатом в социальных сетях. Анализируются типология, генезис и последствия распространения вирусов в социальных сетях с позиции социолога-медийщика. Рассматривается сила влияния сети Интернет на поведение россиян, методы измерения формирующихся нью-медиа. На рынке Social Media Marketing (SMM) наблюдается специализация: креатив и контент, Digital-стратегии и медиапланирование, чистый контент, государственные, окологосударственные и образовательные проекты. В рамках проекта ROMIR / GemuisAudience по всей России отобрано 20 тыс. респондентов для мониторинга поведения в изучаемой сфере. В ходе исследования используются специальные счетчики, которые фиксируют интернет-предпочтения россиян. Первые результаты проекта - выявлена закономерность: чем интереснее контент, тем больше шансов на то, что пользователь поделится этим приложением со своими друзьями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):75-85
pages 75-85 views

Особенности ребрендинга учреждений культуры: социальные факторы и креативные тенденции

Антонова В.Н., Кирсанова Ю.А.

Аннотация

Статья посвящена новой практике ребрендинга культурных учреждений. В данном контексте авторам интересен этот процесс как с точки зрения формирования и изменения образа бренда, так и с точки зрения креативного освоения государственных учреждений. Этот процесс подразумевает, прежде всего, модернизацию учреждений культуры, приспособление их к современной жизни. Требования к инфраструктуре современного креативного города постоянно растут, и дома культуры как советское наследие теряются среди интерактивных культурных площадок и развлекательных центров. В статье исследуется роль творческих площадок в современном социокультурном пространстве города и рассматривается преобразование домов культуры города Москвы, проводимое в настоящий момент в рамках культурной политики города с применением технологий и методов креативных индустрий. Проблема исследования заключается в сложности восприятия обществом новых культурных центров (бывших «ДК») как альтернативы привычным досуговым площадкам из-за стойкого сложившегося образа государственного, а значит, несовременного и неинтересного места. Такие культурные бренды требуют особого подхода и изучения. Акцентируя внимание на социальных факторах, авторы анализируют ребрендинг Культурного центра ЗИЛ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):86-95
pages 86-95 views

Социальное измерение жизни российского студенчества в контексте евроинтеграции образовательного пространства: методические аспекты исследования (на примере РУДН)

Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И.

Аннотация

Совокупность механизмов реализации Европейского пространства высшего образования, включающих в себя процессы доступа к высшему образованию, консультирование и информирование студентов, их материальную поддержку и обеспечивающих равенство возможностей и социальное единство, позволяет большинству молодых людей достичь высокого образовательного уровня и максимально раскрыть их личностный потенциал. Социальное измерение как одно из направлений реализации Болонского процесса впервые прозвучало в контексте мобильности и стратегии непрерывного образования, в настоящее же время речь идет о системе социальной поддержки студентов, в том числе проживания, медицинского обслуживания, питания и других социальных услуг. Все эти вопросы нашли свое отражение в Европейском исследовательском проекте Eurostudent, развернувшемся сейчас в 25 странах Европы. Россия впервые приняла участие в реализации этого проекта в качестве ассоциированного члена. Весной 2014 г. был проведен опрос по единой методике международного исследовательского проекта. Методические аспекты реализации методики освещаются в данной статье, а также представлены некоторые содержательные выводы по результатам исследования, проведенного в РУДН.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):96-107
pages 96-107 views

Особенности кооперации общественных объединений и гражданских активистов

Соколов А.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования кооперации общественных объединений и гражданских активистов в процессе решения социально значимых проблем. Автором приводятся результаты опроса экспертов из 12 субъектов Российской Федерации. Результаты исследования позволяют говорить о том, что кооперации/коалиции/партнерства общественных организаций, некоммерческих организаций и гражданских активистов являются эффективным инструментом для решения социальных проблем. Указывается, что существует два основных фактора активизации взаимодействия общественных объединений и гражданских активистов: взаимосвязанность проблем, актуальных для различных организаций и групп активистов, а также наличие сильных и ярких лидеров-общественников, способных объединить вокруг себя общественные организации, некоммерческие организации и гражданских активистов. Исследование позволило выявить основные факторы, препятствующие развитию общественного взаимодействия: низкая инициативность и активность граждан, ограниченность ресурсов, отсутствие общей цели, противодействии со стороны органов власти и управления. В статье показаны как общие особенности организации коалиций и коопераций общественных организаций, некоммерческих организаций и гражданских активистов (по количеству лидеров, партнеров, принципам организации их взаимодействия), так и основные причины, провоцирующие распад коалиций (низкая инициативность и активность граждан, решение проблемы, инициировавшей коалицию; ограниченность ресурсов; конфликты внутри коалиции).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):108-121
pages 108-121 views

К вопросу о сущности понятия «репутация власти» (по результатам социологических исследований)

Розанова Н.Н.

Аннотация

Новый этап становления российской государственности на пути к стабильному демократическому развитию диктует необходимость перехода от виртуального политического пространства к реальному. При этом в качестве ключевого в данном переходе представляется важным процесс формирования не только и не столько позитивного имиджа, сколько репутации российской власти. Разнообразие подходов к их пониманию объективно обусловлено многогранностью и сложностью данных феноменов, являющихся объектом комплексного изучения различных наук. В то же время задачи научного исследования диктуют необходимость четкой дифференциации понятий, поскольку ее отсутствие, использование содержательных элементов понятий без их должного соотнесения ведет к смешению категориальных уровней и не позволяет производить адекватный научный анализ. В данной связи автор делает попытку выявить разницу в сущности понятий «имидж» и «репутация» на основе анализа ряда научно-исследовательских подходов и результатов социологических исследований по изучению репутации региональной власти (на примере Смоленской области) для определения принципиальных черт понятия «репутация власти», в том числе в ее сравнении с «имиджем власти». Таким образом, в статье систематизируются научные подходы к исследованию имиджа и репутации (в частности, репутации власти), конкретизируются характеристики этих понятий, даются авторские определения имиджа и репутации власти, уточняется понимание репутации власти на региональном уровне («репутация региональной власти») с точки зрения главного субъекта ее оценки - населения Смоленской области.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):122-134
pages 122-134 views

Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований)

Пузанова Ж.В., Чеховский И.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в декабре 2013 г. в Российском университете дружбы народов и реализованного методом фокус-групп. Задачами исследования было не только выявление различных оттенков в понимании здорового образа жизни у студентов, их отношении к здоровому образу жизни, но и его компонентов, обнаружение актуальных препятствий к реализации здорового образа жизни и возможностей их преодоления. Исследование являлось очередным этапом реализации проекта, направленного на изучение здоровья и здорового образа жизни у студентов как ценности, особенностей формирования и проявления здоровьесберегающего поведения. Несмотря на широкие возможности мотивации к здоровьесберегающему поведению студентов, в настоящее время сохраняются проблемы его формирования, обусловленные как социальными, так и культурными особенностями. В ходе исследования, было выявлено, что ценность здоровья, на данном этапе жизни человека, если и осознается, то не актуализируется в достаточной степени, и скорее носит декларативный характер. Лишь незначительная часть респондентов в полной мере осознают такую необходимость и действительно придерживаются здорового образа жизни. Основными факторами, влияющими на формирование образа жизни молодежи, являются семья, социальное окружение, средства массовой информации и коммуникации. Респонденты, в частности, подтверждают значительное влияние окружения как на приобщение к вредным привычкам, так и к здоровым увлечениям. К основным факторам, препятствующим здоровому образу жизни студентов, относится недостаток свободного времени, материальная составляющая, интернет-зависимость, отсутствие достаточной мотивации и самоорганизации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):135-150
pages 135-150 views

Социальные аспекты инновационного управления организацией

Неверов А.В., Дудник А.С.

Аннотация

Рыночная экономика подразумевает системный подход к управлению организацией, основанный на стратегическом планировании, при котором должна оставаться возможность принятия ситуативных решений. Подобные управленческие модели сложны в применении и требуют использования большого количества ресурсов (недостатком которых, как правило, характеризуется кризисная ситуация). Поэтому в момент т.н. «рыночной турбулентности» и снижения социально-экономических показателей организациям приходится сокращать расходы на управление и социальное развитие. Это помогает в краткосрочной перспективе, но в дальнейшем подобные меры еще больше дестабилизируют организации и делают их незащищенными для новых волн кризиса. Одним из возможных путей сохранения стабильности функционирования и развития организаций выступает применение инновационных способов управления. В настоящее время проблематика инновационного управления получила широкое распространение в научных исследованиях и бизнес-литературе. При этом большая их часть направлена на создание технологии внедрения и расчет возможных дивидендов, которые может получить организация, применяя инновации в управлении. Но относительно редко авторы обращаются к вопросам влияния внедрения инновационного управления на социальное самочувствие сотрудников, социальное развитие и социальный капитал организаций. Чаще речь идет лишь о сопротивлении инновациям со стороны персонала, несмотря на то, что управленческие инновации несут себе более глубокие изменения для системы социального управления в целом. Авторы данной статьи предпринимают попытку теоретического осмысления влияния факторов инновационного управления на социальные аспекты организации. Основной вывод публикации заключается в недопустимости внедрения управленческой инновации в организационное управление без учета возможных последствий их влияния на социальное состояние организации в долгосрочной перспективе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):151-160
pages 151-160 views

Методология исследования социальной рекламы: социологические аспекты

Калмыков С.Б.

Аннотация

В статье рассматривается авторская методология социологического исследования социальной рекламы, имеющая динамический процессуальный тип. Анализируется применение многовариантного парадигматического подхода, процесса легитимации, методологических принципов взаимозависимости, многоуровневого анализа и принципа формализации социологических данных П. Лазарсфельда, используемых методов. Обоснованы этапность методологии, исследовательские процедуры приращения новых социологических знаний о процессе развития социальной рекламы. Первый этап методологии заключается в исследовании социальной рекламы как институционального, коммуникативного, социокультурного и социально-технологического процессов. Второй этап определяется разработкой содержательных аспектов динамики социальных отношений в социорекламной сфере и изучением специфики социорекламного взаимодействия с различными социально-демографическими группами. Третий этап методологии реализует сравнительный анализ теоретического и эмпирического социологического знания социальной рекламы, разработку на этой основе ее категориальных, концептуальных и прикладных возможностей. Сформированы два вида исследовательской практики. Первый включает три уровня сложности исследовательских задач. Первый уровень сложности состоит в разработке категорий и понятий в социорекламной сфере. Второй уровень сложности - формирование на разработанной основе обобщения более высокого уровня. Третий уровень сложности - обоснование универсальности категоризации и концептуализации развития социальной рекламы для различных направлений социальной сферы, сопоставительный анализ концепции социологии рекламного воздействия О.О. Савельевой и полученных результатов исследования для обоснования их научной новизны как развитие отрасли социологической науки - социологии рекламы. Анализ разработанной методологии социологического исследования развития социальной рекламы завершается характеристикой ее универсальности для различных направлений социальной сферы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):161-170
pages 161-170 views
pages 171-181 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014;(4):182-183
pages 182-183 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах