Том 21, № 2 (2021)

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

Студенты России об обучении в период пандемии covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.

Аннотация

Пандемия covid-19 поставила весь мир перед вызовами, которые потребовали принятия неотложных мер по организации функционирования социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования: системы образования всех стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к карантинным мерам и перевести всю работу в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования - от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно различаются. В статье представлена сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии - на этапе вынужденного дистанта весной 2020 года и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 года. Статья основана на результатах опроса российских студентов, проведенного в июне 2020 года (N=31423) и в феврале 2021 года (N=32358). В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 года стали более сглаженными и не носили столь резкого характера. Результаты двух этапов исследования показали, что за прошедший год российские вузы прошли этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы в сложных и непредсказуемых условиях пандемии изменил общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий - объективный и неизбежный процесс в развитии образовательной сферы и страны в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):211-224
pages 211-224 views

Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)

Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Дагцмаа Б.

Аннотация

В статье представлена попытка решить задачу оценки качества организации и содержания высшего образования с позиции обучающихся. Авторы рассматривают отечественный и зарубежный опыт включения в данную деятельность студента как одного из ее главных действующих лиц. Для решения поставленной задачи выделены наиболее распространенные формы участия студентов в обеспечении качества образования, обозначены проблемные области и неиспользованные резервы подобной студенческой деятельности. Так, основной формой участия студентов в оценочно-контрольной деятельности вуза является заполнение различных анкет с целью выявления их оценок и мнений о прослушанных в период обучения курсах. Проанализирована практика ряда зарубежных и отечественных вузов в данной области. В частности, в качестве примера рассмотрен опыт Российского университета дружбы народов, Северо-Восточного федерального университета, Института уполномоченных по качеству от студентов в Кемеровском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, а также Центра прикладных социологических исследований Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»). Представлены результаты социологического исследования мнений и оценок выпускников технических и социально-гуманитарных направлений НИУ «МЭИ» (2017-2019) по вопросам базовой и профессиональной подготовки. Проведенное мониторинговое исследование выявило ряд факторов, влияющих на качество подготовки в период прохождения практики в вузе, что позволило авторам обозначить ключевые проблемы маркетинга образовательных услуг в современном вузе. Показана необходимость изучения вопросов самореализации выпускников, их востребованности на рынке труда, а также поиска новых критериев для оценки качества высшего образования. Признается необходимость и возможность формирования новой идеологии управления качеством образования в вузе, предлагается ряд условий и мер, которые могут гарантировать качество высшего образования в России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):225-238
pages 225-238 views

Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений

Колесникова Е.М., Куденко И.А.

Аннотация

Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек - учащихся школы - на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):239-252
pages 239-252 views

Коррупция: институциональные признаки, социальные детерминанты и последствия

Егорышев С.В., Егорышева Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрена природа, причины, детерминанты и последствия распространения коррупции. Как проявление социальной девиации деликвентного характера и одна из разновидностей преступности коррупция оказывает деструктивное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на управление ими, перераспределяя их ресурсы и подменяя общественные ценности и цели групповыми и личными. Проявляясь не только на уровне государств, но и в международном масштабе, коррупция требует активного противодействия со стороны мирового сообщества: в календари 187 стран, включая Россию, внесен Международный день борьбы с коррупцией. По оценкам Всемирного банка, ежегодный объем взяток в мире составляет 1 триллион долларов. Для многих стран коррупция стала угрозой национальной безопасности, что заставляет искать и использовать эффективные и нередко радикальные меры противодействия коррупции, что закономерно сопровождается ее всесторонними исследованиями как объективного и распространенного социального явления. В статье коррупция рассмотрена на основе междисциплинарной методологии с акцентом на институциональном и структурно-функциональном подходах, что позволило охарактеризовать институциональные признаки коррупции, ее структуру, функции и социальные последствия, а также оценить эффективность мер антикоррупционной политики. Статья написана по материалам официальной статистики, отражающей динамику преступлений коррупционной направленности в России и в Республике Башкортостан за 2012-2020 годы, а также по результатам социологического исследования Института стратегических исследований Республики Башкортостан, проведенного в 2020 году на основе методики оценки коррупции, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Исследование было сфокусировано на проблемах во взаимодействии граждан и сотрудников органов государственной и муниципальной власти («бытовая» коррупция), а также органов власти и представителей бизнеса («деловая» коррупция) (соответствующие выборки составили 814 и 300 человек). Исследование «бытовой» коррупции проводилось методом индивидуального формализованного интервью, «деловой» коррупции - методом анонимного анкетирования на платформе Google Forms.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):253-264
pages 253-264 views

Динамика трудовой миграции в Башкортостане

Ахметова Г.Ф.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа ряда показателей широко распространенного в России социального явления - внутрироссийской трудовой миграции, в которой в 2019 году участвовало около 2,9 млн россиян, или 4% занятого населения. Речь идет о внутренних трудовых мигрантах, которые временно работают за пределами своих регионов. Данный вид трудовой миграции россиян имеет много общего с временной трудовой занятостью в США, Канаде и Австралии ( long distance commuting (LDC), ( fly-in/fly-out (FIFO)). Эмпирические данные статьи представлены материалами официальной статистики (обследований рабочей силы Федеральной службы государственной статистики за 2011-2019 годы) и социологических исследований, проведенных в российском регионе с относительно высоким уровнем временной занятости - Республике Башкортостан - в 2015-2019 годы. Статистические данные показывают ярко выраженную региональную специфику временной занятости в стране. Основная масса (около 72%) внутрироссийских трудовых мигрантов проживает в трети регионов с высоким и средним уровнем временной трудовой миграции. В ряде регионов динамика участия населения во временной трудовой миграции носит нисходящий характер. Субъекты с низким уровнем временной трудовой занятости и нисходящей ее динамикой принимают наибольшую долю мигрантов из других регионов. Социологические данные показывают, что для жителей Башкортостана характерна разная вовлеченность во временную занятость - в зависимости от места проживания, гендера и возраста, брачного статуса и уровня образования. Аналогичные социально-территориальные и социально-демографические особенности проявляются и на общероссийском уровне. Если внутренняя трудовая миграция на федеральном уровне как инструмент социально-экономического развития способствует снижению дефицита трудовых ресурсов в определенных регионах и отраслях экономики и потому поддерживается соответствующими нормативно-правовыми актами, то на региональном уровне она ослабляет трудовой и демографический потенциал регионов, «отдающих» трудовых мигрантов. Сохранение экономического и демографического потенциала, усиление конкурентоспособности таких регионов возможно при условии развитии рынков труда и трудовой мобильности в пределах регионов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):265-278
pages 265-278 views

Сельско-городская миграция на Крымском полуострове

Гусаков Т.Ю.

Аннотация

Несмотря на широкую известность Крымского региона, его научные описания полны пробелов. В советский период исследования ограничивали негласные запреты на изучение социальных процессов и отсутствие сильной научной школы. После распада СССР отдельные крымские сюжеты встречались лишь в работах об острых социальных аспектах миграций и искусственных преобразованиях этно-конфессионального состава населения. Изменение статуса Крымского полуострова в 2014 году актуализировало значение региона в российской науке - на сегодняшний день опубликовано множество статей, раскрывающих особенности социально-экономического развития полуострова, но ряд вопросов в жизни Крыма все еще мало изучен. Один из них - миграционные процессы на полуострове: если исторические этнические миграции достаточно хорошо проработаны, то современные перемещения населения редко попадают в фокус исследовательского интереса. Исторически миграционные процессы играли важную роль в социально-экономическом развитии Крыма. Но если до недавнего времени драйвером развития выступали внешние миграции, то с начала XXI века эту роль стали играть миграционные перемещения населения внутри полуострова, и их особенности необходимо учитывать в планировании и финансировании проектов по развитию сельских территорий. Сельская местность Крыма остается аграрно-перенаселенной, поэтому нужно понимать, какие территории перспективны для капитальных вложений, а какие в скором времени окажутся депопулированными вследствие отсутствия возможностей для раскрытия человеческого и социального капитала. Автор исследует процессы обмена населением между городской и сельской местностью как один из наиболее значимых факторов для демографической ситуации полуострова. В статье рассмотрены причины и особенности пространственной мобильности и миграционного движения населения Крыма на основе анализа статистических данных и транспортных связей города и сельской местности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):279-295
pages 279-295 views

Новые селяне: мотивы и факторы переселения из города в сельскую местность

Овчинцева Л.А.

Аннотация

В развитых странах наряду с урбанизацией все более заметным становится противоположный процесс - рурализация, или дезурбанизация. Рурализация - это не только переезд горожан в сельскую местность, но и развитие сел, повышение значения сельской местности как места для жизни и работы. Решение о переезде горожане принимают, сопоставляя преимущества и недостатки жизни в городской и сельской местности, причем нематериальные мотивы (желание приблизится к природе, найти свои корни, жить в тишине, без спешки, питаться натуральными продуктами и др.) играют важную роль при переезде. Из экономических мотивов наиболее важна разница в стоимости городской и сельской недвижимости, а также жизни в целом, что позволяет улучшить жилищные условия тем семьям, особенно молодым и многодетным, что переезжают в село. Цель исследования, результаты которого представлены в публикации, - определить категории горожан, склонных к переселению, их мотивацию, факторы, подталкивающие людей к выезду из городов и способствующие/препятствующие переселению в сельскую местность. Исследование основано на изучении специальной литературы по теме и на материалах опроса переселившихся горожан и экспертов, занимающихся рурализацией. В отличие от большинства отечественных публикаций, посвященных рурализации, автор фокусирует внимание на положительных сторонах переселения горожан в сельскую местность и призывает к снятию административных барьеров, препятствующих рурализации, поскольку переселение горожан в село не оказывает негативного влияния на города и компенсируется притоком выходцев из села, заинтересованных в получении образования и новых профессий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):296-310
pages 296-310 views

Проблема детского насилия: социальные и социокультурные аспекты

Пузанова Ж.В., Филиппов В.М., Симонова М.А., Ларина Т.И.

Аннотация

Ратификация Лансаротской конвенции Россией в 2013 году влечет за собой ряд вопросов о ее реализации, которые не могут быть решены без привлечения социально-гуманитарных наук. В статье использованы принципы социологии, психологии и юриспруденции, на основании которых представлена концепция эмпирического изучения семейного насилия в отношении детей - для повышения эффективности реализации Лансаротской конвенции в российской действительности. Концепция включает в себя два блока проблемы - социальные и социокультурные аспекты. Авторы приводят статистические данные о количестве семей, в которых воспитывается ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, количестве абортов и родов среди несовершеннолетних, количестве несовершеннолетних, которые содержались в воспитательных колониях, функционировании детского телефона доверия, количестве служб медиации, количестве организаций социального обслуживания семьи и детей, численности специалистов, работающих с детьми по программам, направленным на предупреждение и защиту детей от сексуальной эксплуатации и злоупотреблений, количестве организаций, оказывающих психолого-педагогическую медико-социальную помощь, количестве специализированных многопрофильных центров, оказывающих помощь семьям и детям-жертвам сексуального насилия, количестве специализированных «зеленых» комнат для расследования преступлений, связанных с несовершеннолетними, количестве специалистов (штатных психологов), сопровождающих несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом на всех этапах расследования и судебного производства, количестве специалистов, прошедших обучение по программе защиты детей-жертв сексуального насилия и оказывающих помощь семьям и детям-жертвам насилия. Статья будет полезна специалистам, занимающимся проблемами реализации положений Лансаротской конвенции, а также изучением факторов семейного насилия в отношении детей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):311-321
pages 311-321 views

Социально-психологические причины распространения субкультуры «АУЕ» (неявные факторы актуальной проблемы)

Хагуров Т.А., Чепелева Л.М.

Аннотация

В статье обозначены глубинные причины новой волны подростковой криминализации в российском обществе. Для этого проанализированы экспертные точки зрения на проблему и отмечена их противоречивость; обобщены основные формы поведения, связанного с принятием криминальных ценностей, - первичная, игровая, устойчивая вторичная криминализация, имеющие, как правило, разную социальную локализацию; рассмотрены исторические аспекты подростковой криминализации в российском обществе; обозначены социокультурные причины этого явления. На основе анализа ведомственной статистики и результатов эмпирических исследований, проведенных в 2019-2020 годы в рамках проекта РФФИ «Глубинные причины подростковой криминализации в современной России» в статье уточнены масштабы реальной и виртуальной криминализации, особенности правосознания, социально-психологического самочувствия и мировоззрения криминализированных и «обычных» подростков. Наряду с традиционно выделяемыми причинами криминализации (социально-экономическое и культурно-образовательное неравенство, депривация, территориально-географическая специфика и т.п.) авторы рассматривают и социокультурные факторы: во-первых, нарушения социализации и детско-родительских отношений, приводящие к депривации потребностей в любви и признании несовершеннолетних со стороны родителей и попыткам ее деструктивной компенсации в рамках криминальных практик; во-вторых, содержание актуальной подростковой героики, обусловливающей процессы нормативной и гендерной инверсии и распространение криминальной субкультуры, - как источника суррогатного псевдомаскулинного дискурса в подростково-молодежной среде. Авторы делают вывод, что профилактика подростковой криминализации должна строиться на основе психолого-педагогических и социокультурных технологий, главными субъектами которых являются семья, школа и государственная информационная политика, тогда как нормативно-юридические технологии социального контроля, субъектами которых являются административные и правоохранительные органы, должны выполнять скорее функцию сдерживания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):322-339
pages 322-339 views

Социологический лекторий

Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе

Цвык В.А., Цвык И.В.

Аннотация

С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровизации все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):340-353
pages 340-353 views

К истокам методологии социального знания в России: А.С. Лаппо-Данилевский и современные дискуссии

Владимиров П.А., Лебедева А.В.

Аннотация

Статья раскрывает аспекты становления социологического знания в России, обусловленные научной и организаторской деятельностью А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919). Его вклад в развитие российской социальной и гуманитарной мысли связан преимущественно с разработкой основ истории, историографии и источниковедения, что широко отмечено в научно-исследовательской литературе. Однако вклад ученого в становление социологии, обозначение специфики ее предмета и создание модели системных курсов по исторической реконструкции социологического знания остаются открытыми темами для изучения. В статье рассмотрена проектная составляющая наследия Лаппо-Данилевского и предложенная им стратегия создания межпредметной методологии социальных наук. Цель статьи - описание вклада ученого в становление российской социологии, что позволит не только уточнить истоки социального знания в России, но и актуализировать наследие Лаппо-Данилевского. Авторы ставят новые вопросы и проблематизируют исследовательский потенциал трудов российских ученых на рубеже XIX-XX веков, что имеет перспективы для дополнения истории и методологии социологии. Последовательное описание деятельности Лаппо-Данилевского - от формирования институциональных основ российской социологии до проработки методологических принципов социального знания - ставит вопрос о влиянии позитивизма и неокантианства на научное сообщество. С другой стороны, изучение научной и организаторской деятельности Лаппо-Данилевского позволяет расширить область истории и методологии социологии, дополнив ее описанием институционализации социологии в России. Проблематика оснований социологического знания неизменно отсылает к трем моментам: созданию методологии, демаркации со смежными дисциплинами и раскрытию исторической составляющей становления социологии в академической среде. В статье также отмечены современные дискуссии, в которых социологическое наследие Лаппо-Данилевского рассматривается не только с позиций исторической реконструкции становления социального знания, но и в междисциплинарной предметности современной социологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):354-364
pages 354-364 views

Сложные понятия с множественными коннотациями: в поисках концептуальных определений

Троцук И.В.

Аннотация

Одна из фундаментальных проблем социологического знания - определение своих основных понятий: многие слова повседневного языка и научного дискурса совпадают, несмотря на то что социологические категории предполагают более высокий уровень обобщения. Безусловно, проблема корректной интерпретации понятий более характерна для эмпирической работы - когда социологи превращают свои концепты в наборы эмпирических индикаторов, которые должны быть настолько понятны респондентам, чтобы они смогли ответить на вопросы анкеты в заданных исследователем контекстуальных рамках, а социологи смогли сделать по результатам анализа этих ответов обоснованные выводы. Тем не менее, отсутствие общепризнанных концептуальных определений - не менее важная проблема, потому что наше представление о социальной реальности конструируется именно из них (мы считаем общество справедливым, состоящим из институтов, которым мы доверяем и которые обеспечивают нам возможности стать счастливыми, или же придерживаемся противоположных оценок). В статье представлена возможная реконструкция стратегии поиска концептуальных определений таких сложных понятий с множественными коннотациями, как любовь, счастье, доверие и справедливость. Эта стратегия включает в себя два шага: фокусировку на макро-социологическом измерении рассматриваемого феномена, поскольку именно это измерение определяет его разнообразные проявления и повседневные трактовки (в изучении любви и счастья этот шаг является основным); определение объективных и субъективных индикаторов рассматриваемого феномена (ключевой шаг в исследовании доверия и справедливости). Так, в социологическом анализе любви и счастья микро-социологическая трактовка очевидна (личная ответственность за то, чтобы обрести счастье и любовь), а ее макро-социологическая детерминация - не всегда (социальная стандартизация критериев обретения счастья и любви); доверие выступает источником социального порядка, сотрудничества, институциональных, организационных и повседневных взаимодействий, который снижает уровень неопределенности; в поисках концептуального определения справедливости можно выделить два основных направления - справедливость выступает (1) одним из множества оснований некоей теоретической модели общества, (2) «идеальной» политико-философской моделью социального порядка или «инструментом» сравнительного анализа его разных версий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):365-376
pages 365-376 views

Искусственная социальность в человеко-машинном взаимодействии

Комарова В., Лонская Е., Тумалавичюс В., Краско А.

Аннотация

Цель статьи - прояснить суть понятия «искусственная социальность» применительно к человеко-машинному взаимодействию, ответив на вопрос, является ли искусственная социальность предпосылкой или результатом этого взаимодействия. Для достижения поставленной цели авторы провели логический анализ определений социальности и искусственной социальности в научной литературе, а также эмпирически изучили искусственную социальность в человеко-машинном взаимодействии с помощью трех методов - сравнения средних, корреляционного анализа и дискриминантного анализа. Все три метода применялись для анализа одних и тех же данных: показателей потенциала взаимодействия людей и машин и шести культурных измерений, разработанных Г. Хофстеде. С помощью этих культурных измерений авторы попытались эмпирически интерпретировать степень «искусственности» культуры, опираясь на методологический принцип, утверждающий сочетание «естественного» и «искусственного» в любой культуре. Результаты эмпирического анализа позволили авторам сделать вывод, что в современном мире существуют условно «искусственные» культуры, наиболее благоприятные для развития искусственной (алгоритмической) социальности, а также условно «естественные» культуры, препятствующие развитию данного типа социальности. Искусственная социальность начала оформляться в обществе вместе с созданием письменности, а затем развивалась по мере появления различных методов обработки и хранения информации (каталоги, архивы и т.п.), т.е. искусственная социальность появилась задолго до изобретения машин. Таким образом, искусственная социальность обусловлена «искусственностью» культуры и является предпосылкой, а не результатом человеко-машинного взаимодействия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):377-390
pages 377-390 views

Онлайн-сообщества в исследованиях политической коммуникации

Платонов К.А., Легостаева Н.И.

Аннотация

Онлайн-сообщества в исследованиях политической коммуникации - сравнительно новая предметная область. В ее рамках активно формируются самостоятельные тематические разделы, которые во многом остаются фрагментированными в условиях недостаточной систематизации. В статье представлены результаты анализа и описание предметной области исследований онлайн-сообществ в контексте политической коммуникации на основе 60 англоязычных источников. В выборку вошли публикации, охватывающие широкий спектр вопросов: от активности официальных аккаунтов и сайтов политиков, партий, организаций до пользовательского поведения и политических дискуссий в виртуальных сообществах. Авторы выделили пять больших тематических групп, рассматривающих онлайн-сообщества с разных исследовательских ракурсов: классификация сообществ, изучение их структуры и элементов, анализ стратегий и тактик, функций и эффектов, а также «жизненного цикла». В статье описаны основные особенности и внутренняя структура выявленных групп, рассмотрены подходы и методики решения конкретных задач, связанных с изучением акторов, каналов, практик и моделей политической коммуникации. Авторы также рассматривают технические факторы формирования сообществ, различия в методах и единицах анализа, типы политических коммуникантов. В статье сделан вывод о достаточной «зрелости» рассматриваемого исследовательского направления и отдельных его подразделов, которая сочетается с неравномерной популярностью разных тематик. Онлайн-сообщества представляют собой особое публичное пространство, обращаясь к которому исследователи могут ответить на вопросы об успешности политических лидеров, движений и организаций, эффектах вирусного распространения онлайн-протестов и флешмобов, отклике аудитории на значимые политизированные проблемы. Авторы называют две тенденции в развитии соответствующей методологии: усиление практической ориентации и усложнение методических решений за счет использования машинных алгоритмов анализа данных.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):391-402
pages 391-402 views

Проектный работник как новый тип личности

Барков С.А., Романцева Е.Е.

Аннотация

Изменения в способах и формах совместной деятельности обычно происходят эволюционно: общество меняется и начинает «производить» людей, способных воспроизводить его. В первую очередь, это касается изменений в социальной роли работника, исполняемой сегодня в совершенно иной системе координат, в условиях неопределенности и постоянно меняющихся «правил игры». Мы наблюдаем следующие новые тенденции на рынке труда: исчезновение массовой и развитие нестандартной занятости, замена традиционных трудовых отношений контрактными, возрастание автономности работника, трансформация предпочтений в сфере построения карьеры. Одновременно возрастает роль и востребованность проектной деятельности практически во всех областях жизни общества, поскольку она способна удовлетворить запросы современного человека и по организации его взаимодействия с другими людьми. Проект - не просто механизм достижения конкретной цели, а универсальный способ организации жизненного мира, способствующий возникновению особых типов социального взаимодействия и самореализации индивида. Формируется «проектный образ жизни», проектное мышление, проектное восприятие реальности. Проект как социальный феномен становится организующим началом не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В качестве основного исследовательского инструмента в статье используется метод социологической типизации, заключающийся в выделении типа (идеального, социального), который сочетает в себе важнейшие характеристики людей, относящихся к определенной группе. Для объяснения комбинации этих характеристик авторы рассматривают социальный контекст их формирования. Проведенный анализ позволяет говорить о возникновении нового типа - проектного работника с особым сочетанием профессиональных и личных качеств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):403-414
pages 403-414 views

Юбилеи

К юбилею

Шарков Ф.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):415-416
pages 415-416 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах