Том 20, № 2 (2020)

Вопросы истории, теории и методологии

Метаморфизация общества: фактор «побочных эффектов» и глобализация ничто

Кравченко С.А.

Аннотация

В настоящее время физический, биологический и социальный миры развиваются все быстрее и сложнее, что, в частности, выражается в распространении таких явлений, как метаморфозы. Традиционно считалось, что они вызваны главным образом внешними факторами, или силами природы, однако их современные типы приобретают все более сложный рукотворный характер. По сравнению с традиционными метаморфозами, имеющими «жестко установленные» и предсказуемые результаты, современные метаморфозы могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям, что свидетельствует о становлении нелинейной картины мира. Появилась травматическая тенденция: «нечто» подвергается метаморфизации в «ничто». Под влиянием цифровизации «ничто» не просто усложняется, но лишается «чисто» культурных и гуманных характеристик, что выражается в новых проявлениях «смерти» социального: человек метаморфизуется в «цифровую сущность». В то же время метаморфизация общества может привести к появлению «общих благ как побочного эффекта плохого». Автор утверждает, что формально-рациональные и прагматические трансформации общества и природы, как и научные и технологические инновации меркантильного толка, деформируют и дегуманизируют жизненные миры. Глобальная трансформация в форме «текущих» катастроф перманентно изменяет живую и неживую природу, структуру почвы, воды и воздуха, десоциализирует человеческие отношения, способствуя трасформации нечто в ничто, людей - в «не-людей», места - в «не-места», вещи - в «не-вещи». Однако люди как рефлексивные акторы способны преобразовать метаморфозы в «вещи для себя». Чтобы начать этот процесс, необходимо перейти от прагматических, монодисциплинарных принципов науки к междисциплинарным - имеющим гуманистический стержень и предполагающим гуманистический поворот во всех научных и технологических инновациях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):201-211
pages 201-211 views

Темпоральная феноменология Инакости у А. Шюца (или рождение феноменологического социологизма)

Баньковская С.П.

Аннотация

В статье прослеживается выстраивание «темпорального социологизма» А. Шюца: от «всеобщего тезиса alter ego» к Чужаку и Страннику. Основанием и началом этого построения служит критика Шюцем гуссерлианского эгологического подхода (солипсизма) к базовой категории Другого и радикализация феноменологической редукции. Гуссерлианская примордиальная редукция до изолированной монады замещается радикальной редукцией «культурного образца» как феномена социального a priori. Социальное a priori и Чужак выступают необходимыми условиями интерсубъективности, невыводимыми из Ego, и приобретают темпоральные характеристики в категориях «культурного образца группы» и «Странника» (впоследствии «остранненного своего»). Сам акт редукции оказывается возможен только при столкновении с Чужим. Чужой в интерпретации Шюца (отличной от Зиммеля и Парка) соединяет в себе, наряду с функциональными (пространственными) характеристиками, и темпоральные, что позволяет определить категорию «культурный образец группы» и конкретизировать (в духе темпорального социологизма) отношения Чужака и группы. Категория Чужака служит результатом редукции само-собой-разумеющегося «культурного образца группы». Темпоральный социологизм Шюца помещает любое проявление социального не просто в интерсубъективное пространство, но в континуум изменений этого пространства. Осуществив радикальную редукцию «естественной установки» к «культурному образцу группы» в категории Чужака, Шюц идет дальше - редуцирует «естественную установку» к принадлежности к какой-либо группе (сомаидентификация) в категории «Странника» (Homecomer), которая позволяет исследовать континуум изменений интерсубъективности в момент его прерывания. Опыт «вернувшегося домой», Странника, восстанавливающего временной разрыв со своей группой, в результате и есть редукция само-собой-разумеющегося «своего» в себе самом - превращение себя в Чужака для себя самого, что и позволяет обрести социальное основание в себе самом. Таким образом, темпоральный социологизм Шюца выстраивается как определение социального через изменение во времени и сохранение идентичности, несмотря на изменения в континууме интерсубъективности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):212-225
pages 212-225 views

Реконцептуализация статусной лиминальности в социологической теории

Катерный И.В.

Аннотация

В статье предпринимается попытка восполнить некоторые теоретические пробелы в понимании статусной лиминальности как переходного состояния в процессах социальной мобильности. На основе обобщения идей А. ван Геннепа и В. Тернера о природе лиминальности в «ритуалах перехода» автор реконструирует типологию статусной лиминальности, включающую восходящую, нисходящую, возвратную, перманентную лиминальности и лиминоидность. Выделены несколько характерных черт лиминальности, которые позволяют отделить ее от маргинальности и девиантности: транзитивность - измененное прелиминальное положение и идентичность, сочетающиеся с незавершенностью метаморфозы; временность - нормативно закрепленные темпоральные и (возможно) пространственные границы переходного состояния; кардинальность - социальная значимость статусных изменений для носителя и для оценивающих их общества или группы. Особое значение для понимания лиминальности имеет открытый Тернером феномен «коммунитас» - выход из «сферы обыденной жизни» во внеструктурную социально-психологическую реальность, где связи между людьми наполняются яркими аффективными взаимодействиями, а получаемый опыт проникает в самые глубины личности. Для каждого выделенного типа статусной лиминальности приведены примеры из традиционного и современного обществ с использованием исследований в области социологии смерти, медицинской, криминальной, социологии туризма, социальной психологии и др. В завершение с точки зрения статусной лиминальности дается характеристика таким явлениям, как прекариат, морфологическая свобода и деятельность-на-грани. Эвристический потенциал понятия лиминальности способен внести важный вклад в изучение социальных изменений и понять механизмы воспроизводства социального порядка на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):226-238
pages 226-238 views

Медийная мифология социального в современном обществе

Плотичкина Н.В.

Аннотация

Статья посвящена мифологизации медийного конструирования социального: медиа создают репрезентации мира как площадки борьбы за власть и предлагают разные версии социальности, которые легитимируются в мифических нарративах. Научные дискуссии фиксируют сложность социального, необходимость его теоретизирования, дереификации с учетом цифрового контекста. Изучение диалектики медийного и социального выявляет корпус мифических верований и убеждений. В статье представлен дискурс о трех мифологических конструктах: естественной коллективности, медиатизированном центре и больших данных. Миф о медиатизированном центре - двойной конструкт: нарратив о наличии в обществе центра знаний, ценностей, смысла, нормативной/объяснительной истины; мифическое повествование о том, что медиа, репрезентирующие общество для его членов, являются привилегированной точкой доступа к центру социальной реальности. Миф легитимирует символическую власть медиа и поддерживается ритуалами. Миф «о нас» призван «натурализовать» сетевую социальность, убедить пользователей в естественности контактов, взаимодействий, сообществ на социальных платформах, обеспечивает чувство сплоченности и конструирует цифровую идентичность. Миф о «нас» - это нарратив о коллективности, возникающей в ходе совместных усилий пользователей и разработчиков социальных платформ. Этот миф маскирует распад социального в цифровой реальности и обозначает его медийно-мифическую компенсацию. Большие данные репрезентируют новые ландшафты объектов, методы познания и дефиниции социальности; это не только источник знаний, инноваций и изменений, но и мифология, которую следует критически изучать. В статье описаны разные подходы к анализу мифологии больших данных, возникающей в ходе интерпретации цифровых артефактов как отражения социального контекста и наилучшей формы социального знания. Миф предлагает свою версию социологической дисциплины - с новой эпистемологией, этикой и методологией, затеняя иные возможности получения знания о социальности в цифровых медиа (мифологизируются сюжеты о политике (агентности), экономике, этике и эпистемологии).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):239-251
pages 239-251 views

На пути устранения теоретических затруднений социологии морали

Санженаков А.А.

Аннотация

Цель статьи - обозначить теоретические затруднения социологии морали и возможные варианты их разрешения. Актуальность темы обусловлена необходимостью научного изучения моральной составляющей современного общества для выработки инструментов предотвращения его дегуманизации. В задачи социологии морали входит эмпирическое исследование форм реализации различных моральных феноменов (справедливость, долг, совесть) в пространстве социума. Социологическое изучение моральных фактов включает в себя на первом этапе наблюдение и сбор данных, а на втором этапе - их обобщение и выявление закономерностей. При этом мораль рассматривается как один из компонентов общества и потому подвергается анализу не сама по себе, а в связи с другими общественными отношениями. Одна из сложностей такого исследования - амбивалентная природа морали, т.е. ее реализуемость как в общественном, так и в индивидуальном сознании: игнорируя индивидуальный модус морали, социологи искажают содержание моральных фактов. Другой причиной теоретических затруднений в исследовании морали является тот факт, что социологи опираются на устаревшие представления, например, о характере моральной истины и об исследовательской непредвзятости - cчитается, что моральные суждения не могут расцениваться как истинные или ложные, а исследователь должен выносить за скобки собственные ценностные установки при сборе и анализе данных. Устранение этих затруднений чревато утратой специфики социологического исследования и слиянием социологии с моральной философией. Перед разработчиками «новой социологии морали» стоит задача реформирования этой области с сохранением присущего социологии статуса самостоятельной научной дисциплины. Один из способов решения этой задачи - обращение к аналитической философии, в частности, к концепции морального реализма, согласно которой моральные качества представляют собой качества реально существующих вещей, а моральные истины имеют такой же статус, что и научные истины.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):252-262
pages 252-262 views

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

Государственная молодежная политика в современной России: концепт и реалии

Подъячев К.В., Халий И.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу документа «Основы государственной молодежной политики» и его реализации в регионах России, который позволил показать, что данный документ не предлагает ни политическую концепцию, ни комплекс эффективных мер управления. В статье представлены результаты оценки активности государственных структур в сфере молодежной политики на интернет-ресурсах - официальных сайтах региональных администраций и в социальной сети ВКонтакте. Сайты не содержат оперативной информации, а социальные сети, напротив, оказались эффективным инструментом. Также охарактеризовано восприятие молодежной политики в регионах и локальных сообществах. Эмпирические исследования были проведены в 2018-2019 годы в семи субъектах Российской Федерации - Тверской, Курской, Псковской, Астраханской, Ростовской, Московской областях и Республике Карелия. Основные методы сбора данных - глубинное интервью и фокус-группы (было проведено 43 интервью и 26 фокус-групп). Респондентами были представители областных и муниципальных администраций, в том числе подразделений, отвечающих за работу с молодежью; представители местных предприятий - промышленных, торговых, гостиничных и пр., организаций здравоохранения и образования, учреждений культуры и молодежных групп. Были проведены фокус-группы и с молодежью: три со студентами вузов и три с учащимися средних специальных учебных заведений. В статье показана неэффективность концепции «двух полюсов» в молодежной политике - когда государственное внимание направлено на поддержку талантливой молодежи и помощь наиболее уязвимым слоям (сиротам, детям из социально неблагополучных семей и т.п.). Такой подход исключает из политики и публичного дискурса «средних», т.е. б о льшую часть молодежи, которая нуждается не столько в финансовой поддержке, сколько в ощущении своей востребованности, причастности к судьбе страны, чего сегодня не наблюдается. Пока заметна лишь «форумная кампания», в которой молодежь с удовольствием участвует, но это не может усилить ее роль в обществе, т.е. говорить о наличии системной молодежной политики в России сегодня преждевременно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):263-276
pages 263-276 views

Соотношение национальной и этнической идентичности молодежи (на примере Санкт-Петербурга)

Сикевич З.В., Скворцов Н.Г.

Аннотация

В статье на материале эмпирических исследований рассматривается соотношение национальной и этнической идентичности молодых жителей Санкт-Петербурга. Изложенный материал и выводы опираются на серию социологических исследований, проведенных в 1996, 2011 и 2019 годы лабораторией этнической социологии и психологии факультета социологии СПбГУ под руководством З.В. Сикевич. При этом учитываются данные других исследователей, занимающихся изучением аналогичной тематики в российских регионах. Представлена авторская интерпретация структуры национальной идентичности и типологии этнической идентичности. Отмечено наличие следующих форм соотношения национальной и этнической идентичности: доминирующая этническая идентичность, этнический радикализм, доминирующая национальная идентичность, этнонациональный радикализм, этническая и национальная индифферентность. Особое внимание уделено рангу национальной идентификации в системе групповых идентичностей и признакам общенациональной консолидации. С помощью контент-анализа рассмотрены символические интерпретации понятий «Россия», «гражданин» и «патриот». Отдельно анализируются выявленные в ходе исследований противоречия в национальной идентичности молодых людей. К наиболее значимым выводам отнесены следующие: 1) национальная (гражданская) идентичность доминирует над иными формами социальной идентификации молодежи; 2) конфессиональная идентичность в структуре социальных идентичностей занимает незначительное место, при этом фиксируется негативная дистанция в отношении представителей ислама; 3) этнический и этнонациональный радикализм характерен преимущественно для мужчин; 4) по сравнению с 2011 годом отмечена положительная динамика государственнических установок и негативная динамика критического отношения к власти; 5) осознаваемая норма и установочное поведение молодежи не вполне согласуются; 6) гендерный фактор влияет на уровень и направленность как этнической, так и национальной идентичности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):277-291
pages 277-291 views

Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН)

Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г.

Аннотация

Изучение массового сознания - одна из наиболее актуальных социологических проблем. Историческая память выступает частью массового сознания и очевидно, что историческая память об одном и том же событии будет иметь специфику в зависимости от социума. Память о Второй мировой войне в настоящий момент выступает объектом манипулирования со стороны политических сил в разных странах с целью изменить общественное мнение в пользу заинтересованных сторон. Особенно таким манипуляциям подвержена молодежь. Студенческая молодежь к тому же является реактивной силой общества и может впоследствии воспринятые влияния перевести в действия. Изучение исторической памяти, которой обладает интернациональное студенчество, дает уникальную возможность получить представления о взглядах на Вторую мировую войну в масштабе всего мира и создать их типологию. В статье приводится вариант типологии исторической памяти, основанный на классической структуре социальной установки и состоящий из аффективного (взгляды на справедливость итогов войны), когнитивного (знания основных вех войны) и поведенческого компонентов (знание и посещение памятных мероприятий по случаю окончания войны и наличие семейных историй). Всего выделено девять типов исторической памяти. Самый большой процент респондентов обладает эмоционально-историческим типом памяти, формально-историческим и «беспамятством». Если не учитывать «беспамятство», доля которого ниже среди российских студентов, у иностранных студентов преобладают эмоционально-исторический и формально-исторический типы памяти, а среди российских студентов - формально-исторический и ценностно-исторический типы. В статье показано, как был выделен каждый тип памяти. В этом смысле она может быть полезна методологам и специалистам в области социологии истории.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):292-306
pages 292-306 views

Вторая мировая война и проблема фальсификации ее истории в представлениях российской молодежи

Пономарева Е.Г.

Аннотация

События Второй мировой войны занимают особое место в общественном дискурсе, являются основой коллективной памяти и гражданской культуры. Активизировавшиеся в ряде западных стран попытки искажения и переписывания истории Второй мировой войны и умаления роли Красной Армии в разгроме нацизма имеют серьезные геополитические цели. Эффективное противодействие фальсификации истории зависит от качества знаний молодежи о том периоде (активной исторической памяти) и эмоционального ощущения новыми поколениями принадлежности к народу-победителю. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в канун 75-летия Великой Победы. Сначала был проведен опрос студентов МГИМО в возрасте 18-23 лет, чтобы выявить уровень исторических знаний и оценочные суждения молодежи, определить фоновые источники (литература и кинематограф) формирования мировоззренческих позиций и зафиксировать доминирующие представления о причинах и мерах противодействия фальсификации истории войны. Вопросы были разделены на три блока: исторический (уровень базовых знаний), культурно-воспитательный, или эмоциональный (вопросы о книгах и кино), и оценочно-прогностический (причины и меры противодействия фальсификации истории). Отдельным направлением исследования было определение степени корреляции полученных результатов с общероссийскими замерами и опросами зарубежных центров. На втором этапе исследования были проанализированы оценки причин фальсификации истории войны и предложения по противодействию данной негативной тенденции, сформулированные экспертами из российских и зарубежных вузов и аналитических центров. Сравнение мнений студентов и опытных исследователей позволило выявить совпадения и противоречия в поколенческих оценках, а также сформулировать общезначимые пути преодоления активизировавшихся трендов фальсификации истории военных лет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):307-322
pages 307-322 views

Уровень религиозности городских жителей Казахстана

Алимбекова Г.Т., Шабденова А.Б., Лифанова Т.Ю.

Аннотация

Религиозные ценности, будучи важнейшим компонентом мировоззрения, способны оказывать значительное влияние на различные аспекты жизнедеятельности - от повседневных практик до политических предпочтений. Анализ изменений уровня религиозности показывает, что на постсоветском пространстве отчетливо проявляется тенденция перехода от атеистических установок к религиозному возрождению. В казахстанском обществе формируется сложная модель религиозной идентичности, в рамках которой идеалы и нормы религиозного сознания переплетены с идеями духовности и национального возрождения, а принятие ценностей конфессии зачастую носит только внешний, декларативный характер. Исследования подтверждают, что в Казахстане увеличивается доля людей, относящих себя к верующим и придерживающихся религиозных практик. Вопрос в том, действительно ли казахстанцы стали соблюдать религиозные обряды и традиции и следовать религиозным предписаниям. В статье представлены результаты исследования, проведенного Центром изучения общественного мнения (ЦИОМ) для оценки уровня религиозности жителей Алматы (ЦИОМ - это независимая организация, одна из ведущих исследовательских компаний Казахстана по социологическим и маркетинговым проектам в Казахстане и странах СНГ с 1988 года) [11]). Согласно данным, в Казахстане значительная доля людей уверенно относит себя к той или иной конфессии, однако это не является прямым признаком того, что в стране возрастает число глубоко верующих, стремящихся придерживаться всех религиозных правил и практик. В статье представлены данные об активности горожан в религиозной сфере, об их знаниях и понимании различных положений, относящихся к их религии. Исследование показало, что религиозный ренессанс в молодежной среде обычно сопровождается низким уровнем религиозного сознания и знаний, что создает благоприятную среду для распространения псевдорелигиозных идей, в том числе экстремистского толка.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):323-332
pages 323-332 views

Политическая субъектность нового рабочего класса

Гаврилюк В.В., Маленков В.В.

Аннотация

Авторы рассматривают новый рабочий класс, который включает в себя как промышленных рабочих, так и занятых в сфере услуг. Цель статьи - проследить изменения социально-политического статуса нового рабочего класса, рассмотреть гражданско-политическую составляющую субъектности его представителей. В статье предпринята попытка теоретической реконструкции идеи политической субъектности рабочего класса. В первой части статьи представлены концептуальные подходы к рассмотрению рабочего класса как политического субъекта. Авторы выделяют здесь три этапа: 1) классические работы, заложившие фундамент представлений о субъектности рабочего класса, его особой исторической роли; 2) констатация маргинального политического статуса рабочего класса в западных странах - ведущие теоретики описывают превращение рабочих в объект манипулирования как результат эпохи массовых коммуникаций и повсеместного внедрения идеологии потребительства; 3) работы современных авторов (в том числе в рамках new working class studies ), выступающих против политики исключения из общественно-политического пространства традиционного промышленного рабочего класса и нового рабочего класса, которую проводит правящий класс неолиберального интернационала. В эмпирической части статьи описана политическая субъектность рабочего класса в России, его положение в политическом пространстве на институциональном и индивидуальном уровне. Несмотря на слабую представленность рабочих в политике, примерно с 2010 года наблюдается возвращение рабочего класса в публичное пространство. Репрезентативный опрос, проведенный в трех регионах Уральского федерального округа и подкрепленный нарративными интервью, зафиксировал слабую заинтересованность молодых представителей нового рабочего класса в политике, распространенность установок на неучастие в ней и высокий уровень национальной патриотической идентичности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):333-347
pages 333-347 views

Развитие государственно-частного партнерства в Беларуси

Андрос И.А., Кобяк О.В.

Аннотация

В Республике Беларусь в качестве альтернативного варианта приватизации власть выбрала государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), которое позволяет сохранить социально значимые объекты в собственности государства. Результаты опроса предпринимателей и государственных служащих позволяют определить степень готовности представителей власти и бизнеса к равноправному партнерству в условиях провозглашенной социально ориентированной рыночной экономики. На примере столичного региона авторы проанализировали институционально-адаптационный период развития ГЧП в Беларуси. Социологический подход к изучению ГЧП заключается в рассмотрении связки «власть-бизнес-общество» как системы взаимообусловленных действий госслужащих, предпринимателей и населения. Анализ поведенческих стратегий участников взаимодействия осуществлен через призму их социальных ожиданий. Методы исследования - экспертный опрос предпринимателей и госслужащих и анкетный опрос населения Минска. Основные выводы: общество в силу низкой информированности является сторонним наблюдателем, а не активным участником ГЧП; поведенческие стратегии предпринимателей формируются под влиянием нормативно-правовых факторов, у госслужащих - системно-правовых; главный барьер в реализации ГЧП-проектов - низкая оценка госслужащими и предпринимателями своей квалификации; в конфликтных ситуациях предприниматели воспринимают госслужащих как конкурентов, поэтому оценивают их стиль поведения как «прессингующий»; основным способом взаимодействия в рамках ГЧП государство выбрало соглашение, в котором акцент сделан на самостоятельности партнеров, в итоге риски и ответственность в ГЧП-проекте несут государственный и частный партнеры - в той мере, о какой договорились, а власть сохраняет за собой полный контроль.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):348-362
pages 348-362 views

Характеристики проживания и интеграция мигрантов в Москве и Московской области

Ермакова М.А., Варшавер Е.А., Иванова Н.С.

Аннотация

Зарубежные исследования показывают, что характеристики расселения мигрантов тесно связаны с их интеграцией. Если интеграция мигрантов давно изучается российскими исследователями, то работ о расселении мигрантов, за редким исключением, практически нет. Статья призвана описать различные аспекты расселения мигрантов в Москве и Московской области и показать, как те или иные варианты расселения связаны с особенностями интеграции. Авторы предлагают классифицировать характеристики расселения мигрантов по четырем основаниям: tenure («отношения с недвижимостью»), тип застройки, социальные круги в месте проживания и способ добираться на работу. Каждый выделенный тип проиллюстрирован примерами, включающими как особенности проживания, так и прочие элементы, позволяющие читателю представить описываемые случаи максимально ярко. Исследование было проведено методом интервью - с 65 мигрантами в Москве и Московской области, которые были отобраны в соответствии с принципами «обоснованной теории». В качестве мигрантов выступали люди, родившиеся в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, как россияне, так и иностранные граждане. Исследование показало, что, вопреки стереотипам, мигранты селятся весьма разнообразно, например, местом проживания может быть как квартира в собственности, так и съемное койко-место в бытовке, а что касается кругов общения, то речь может идти как о нуклеарной семье, так и о большой группе незнакомцев из разных стран. В статье представлен ряд предположений, как те или иные характеристики расселения связаны с интеграцией мигрантов, например, о положительном влиянии владения недвижимостью одновременно на структурную и идентификационную интеграцию, а также о взаимосвязи использования транспорта работодателя, чтобы добраться от дома до работы, и социальных аспектов интеграции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):363-381
pages 363-381 views

Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ

Ефанов А.А., Буданова М.А., Юдина Е.Н.

Аннотация

Предмет рассмотрения статьи - цифровая грамотность как основополагающая компонента развития медиакомпетентности. Изучая историю вопроса и анализируя существующие теории, авторы приходят к выводу, что в исследованиях рассматривается цифровая грамотность взрослого населения и не учитываются данные о несовершеннолетних, которые демонстрируют наиболее высокую контактность с медиатехнологиями. С позиций разрабатываемой концепции глубинной медиатизации социального пространства авторы утверждают, что показатели цифровой грамотности школьников должны коррелировать с данными о педагогах, которые, согласно современной образовательной стратегии, фактически ответственны за повышение медиакомпетентности общества - начиная с преподавания медиаориентированных курсов в средней школе. В 2019 году был проведен опрос на тему «Медиакомпетентность школьника и педагога» (N=500+500) в 10 городах Приволжского федерального округа, где зафиксирован самый низкий индекс цифровой грамотности. По результатам компаративистского анализа был выделен ряд проблем в сфере медиаграмотности, в частности цифровой грамотности, основная из которых - цифровой разрыв двух поколений (школьников и педагогов) - свидетельствует о наличии коммуникационного барьера, затрудняющего взаимодействие не только в образовательной среде, но и в социальном пространстве. В то время как учащиеся демонстрируют высокий уровень контактности с современными медиатехнологиями, аналогичные показатели учителей крайне низки, причем не только в профессиональной деятельности, но и в повседневных практиках. Авторы полагают, что обратная корреляция уровня цифровой грамотности школьника и педагога препятствует гармоничному развитию медиакомпетентности российского общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):382-393
pages 382-393 views

Социологический лекторий

Особенности социального, эмоционального и культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии

Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В., Сунгурова Н.Л.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирической проверки разработанной авторами модели социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами из России и стран Азии, а также эмоционального, культурного и социального интеллекта личности. Актуальность темы на теоретическом уровне обусловлена необходимостью кросскультурного социально-психологического анализа целостных конструктов, связанных с социальным, культурным и эмоциональным интеллектом личности и распознаванием эмоций. На практическом уровне динамика российско-азиатских отношений, в частности, в рамках студенческой мобильности, объясняет необходимость грамотного социально-психологического сопровождения иностранных студентов в международно-ориентированном вузе, состоящего, прежде всего, в наращивании интеллектуального потенциала и связанных с ним гибких навыков. Авторы подтвердили гипотезу об общих основаниях и специфических особенностях проявления структурных, функциональных и содержательных компонентов, о динамической и процессуальной составляющих предложенной модели интеллектуального проявления личности в особенностях распознавания экспрессии. Гипотеза была эмпирически проверена на студентах РУДН (242 человека) с использованием факторного анализа: исследование подтвердило наличие общего основания для проявления структурных компонентов (социально-личностного и деятельностного) модели, наличие содержательно-регуляторного фактора в содержательном компоненте, реализацию функций антиципации, адаптации и регуляции в функциональном компоненте, проявление рефлексивно-оценочного фактора в содержательном компоненте и проявления динамической и процессуальной составляющих модели. Специфическое содержание модели обусловлено различиями - неодинаковым динамическим разворачиванием каждой группы компонентов (структурных, функциональных, содержательных) вследствие культурно-социальных предписаний и норм, выходящих за рамки собственно психологического анализа и требующих дальнейшего изучения с позиции культурно-интегративных и этно-специфических условий (теоретически также представленных в модели).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):394-404
pages 394-404 views

Переключение кодов в компьютерно-опосредованной коммуникации

Даргинавичене И., Игнотайте И.

Аннотация

Большинство исследователей признают, что переключение кодов - это процесс чередования языков, стилей речи и т.д. Сегодня большинство людей в мире многоязычны, часто вариативно смешивают языки, на которых говорят, что делает переключение кодов довольно распространенным явлением. Переключение кодов задействует правительственные, культурные, религиозные и прочие контексты, т.е. частота переключения в мультиязычных коммуникациях является признаком распространенности многоязычия в мире. Онлайн-коммуникация способствует возникновению коммуникативных практик, содержащих условия для переключения кодов и сигнализирующих о вербальном поведении многоязычных сообществ. Переключение кодов влияет на визуальность языка и его образность - незаменимые средства социального конструирования действительности. Способы использования языка обеспечивают коммуникационную эффективность и влияют на выражение новых лингвистических значений. Цель статьи - обозначить особенности переключения кодов в цифровой коммуникации, для чего в социальных сетях Instagram, YouTube, Facebook и Twitter было отобрано и проанализировано восемь примеров. В каждом случае рассматривались грамматика, орфография и пунктуация как литовских, так и английских слов, а также использование элементов английского языка с переключением кодов, специальные символы, аббревиатуры, эмоции и другие особенности интернет-языка. Согласно полученным данным общение в Интернете не является полностью текстовым, так как, используя различные средства составления текста, авторы сообщений делают кодовые элементы английского языка более заметными и изменяют визуальный вид текстов. Эти приемы взаимодействуют с особенностями социальных сетей и, похоже, меняются в соответствии с тенденциями популярной интернет-культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):405-415
pages 405-415 views

Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров

Рубан Л.С.

Аннотация

В статье сравниваются российская и западная стратегии высшего образования и подготовки научных кадров и их реализация в государственной политике. Автор рассматривает трехэтапную подготовку кадров для научной сферы, которая включает на Западе бакалавриат, магистратуру и PhD, а в России в предшествующий период - специалитет, аспирантуру - для получения степени кандидата наук, докторантуру - доктора наук. После подписания Россией в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования Болонской декларации эти различия были устранены, и к 2010 году наша страна, воплотив в жизнь основные принципы Болонского процесса, изменила систему образования и подготовки научных кадров на основе британо-американской модели. Автор называет преимущества, которые мы получили в результате реформы, и что мы утратили. Так, были установлены общие образовательные стандарты у нас и на Западе, создана единая база сертификации (бакалавр, магистр, доктор наук), что является положительной стороной реформирования. С другой стороны, с закрытием специалитета Россия утратила базу для массовой подготовки научных кадров, минуя магистратуру: сегодня мы имеем в системе высшего образования негативную ситуацию, когда десятки тысяч молодых людей, получивших степень бакалавра, не всегда могут трудоустроиться по специальности, а также продолжить подготовку к научной карьере и получению ученой степени без окончания магистратуры, но многим из них недоступна оплата обучения в магистратуре. В итоге производство и наука недополучают специалистов и молодых ученых, на обучение которых государство уже затратило колоссальные средства. Автор делает вывод, что необходимо перенимать эффективный зарубежный опыт, но не забывая достижения отечественной науки и образования и учитывая национальные традиции и специфику развития страны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):416-429
pages 416-429 views

Рецензии

Травматизация сознания как новая форма политического насилия

Подберезкин А.И., Жуков А.В.

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу Ж.Т. Тощенко «Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа)» (М.: «Весь Мир», 2020). В последние годы формируется новый тип политического насилия - травматизация сознания, что особенно характерно для реалий «общества травмы». Этой проблематике и посвящена книга Ж.Т. Тощенко: в ней рассмотрены вызовы, с которыми столкнулись мир и Россия, - обусловленные сложными изменениями в общественном сознании и носящие главным образом рукотворный характер. Если предшественники анализировали относительно частные проблемы «патологического агентства» (П. Штомпка) или конструирования политически ангажированных смыслов, травмировавших общественное сознание (Дж. Александер), то Ж.Т. Тощенко ставит проблему гораздо шире - рассматривает дисфункциональные изменения всего социума, изучая его трансформации сквозь призму реалий «общества травмы», черты которого можно увидеть в самых разных странах, вышедших на путь длительного турбулентного, неустойчивого и нестабильного развития. В обществах травмы нет четких мировоззренческих идей, что приводит к расколам и парадоксам в общественном сознании, к утрате жизненных ориентиров. По сути, в отношении сознания людей осуществляется политическое насилие посредством «мягкой силы», основанной на демагогии о демократии, свободе и правах человека. Выход из общества травмы, преодоление идейной и политической аномии Тощенко видит во всемерном развитии гражданской активности и выработке стратегической цели развития и конкретных средств ее достижения. Поднятые в книге проблемы позволяют наметить контуры дальнейших исследований, в частности, изучение новых механизмов травматизации сознания, что поможет в поиске вариантов перехода нашего общества к гуманистическому тренду развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):430-435
pages 430-435 views

Русский символизм о социальной эстетике

Ивлева М.Л., Романов Д.Д.

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию «Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева (Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018), опубликованную при поддержке дома-музея А.Ф. Лосева и журнала «Соловьевские исследования». Авторы монографии анализируют философские концепции главных отечественных мыслителей Серебряного века, в первую очередь символистов, сосредоточенные на таких ключевых темах, как судьба российского общества, место человека в мире, ценности культуры, социальные аспекты религии, жизнетворчество, а также эстетическое понимание социокультурной реальности. Рецензия показывает внутреннюю логику книги, построенную на чередовании философского и литературоведческого подходов, и основную ее линию - от персоналий (В.С. Соловьев, В.Ф. Эрн, Д.С. Мережковский, Ф.М. Достоевский, М.Н. Катков) и их вклада в становление отечественной философии и культуры до тенденций эпохи исторических и мировоззренческих переломов. Междисциплинарный подход монографии - результат совместной работы научных школ и поколений исследователей из разных стран. Методологическим основанием книги стал интегративный подход социальной эстетики - инструмент философии цельного знания и всеединства, применимый к области социального знания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;20(2):436-442
pages 436-442 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах