Том 18, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1095
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
В статье рассматриваются методологические подходы к изучению трансформации информационного поля в современных условиях и приводятся результаты ежегодного социологического мониторинга в Республике Беларусь (2003-2017). Констатируется перераспределение влияния на аудиторию от традиционных средств массовой информации (далее - СМИ) в пользу интернет-ресурсов и иных форм сетевой коммуникации. Традиционные СМИ и коммуникативные медиа претерпевают кардинальные изменения, субъектами которых выступают профессиональные издания и журналисты, а также потребители массовой информации посредством воспроизводства и распространения значимого для них информационного контента в пространстве сетевой виртуальной медиакоммуникации. Социологический мониторинг позволил зафиксировать уровень влияния конкретного вида СМИ в определенный период общественно-политического и социально-экономического развития Республики Беларусь. Если на первоначальном этапе изучения информационного поля (2003-2005) определяющие позиции занимали традиционные СМИ, то начиная с 2006 года стремительно наращивает свое влияние Интернет, а в 2014 году в структуре Интернета выделяется принципиально новый сегмент - социальные медиа, выступающие на правах полноправного субъекта информационного поля. В 2017 году Интернет наряду с телевидением играет определяющую роль в развитии информационного поля Республики Беларусь. В то же время возрастает интерес к социологическому изучению специфики и содержания функционирования традиционных и электронных медиа, к разработке нового и совершенствованию имеющегося методологического инструментария социологического анализа современного медиапространства.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮРИСТОВ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Аннотация
В статье рассмотрена актуальная зарубежная дискуссия о возможностях и ограничениях разных теоретико-методологических подходов к изучению репрезентации экспертного знания в судопроизводстве и особенностей взаимодействия судебных экспертов и юристов. Автор отмечает как вклад интерпретативной парадигмы, согласно которой правовые структуры становятся понятны лишь в результате изучения официальных и неформальных договоренностей между разными группами акторов, так и ее методологические ограничения, не позволившие преодолеть разрыв между микросферой акторов и макросферой организаций и обществ. Особое внимание уделено возможностям применения акторно-сетевой теории к изучению взаимодействия судебных экспертов и юристов. Подчеркивается релевантность принципа «генерализованной симметрии», на который опирался Б. Латур в исследовании научных лабораторий, и концепта «юридическая цепочка» в анализе правовой сферы. Вместе с тем отмечено, что исключительное внимание Латура к «особой рациональности» судебной практики помешало выявлению сложных траекторий складывающихся и поддерживаемых сетей внутри и за пределами описываемого им правового института (Государственный Совет Франции). Автор показывает, что в стремлении раскрыть внутренние механизмы производства научных фактов представители исследований науки и технологий (СТС) способствуют делегитимации результатов научных исследований, представляемых в экспертных заключениях. Они также игнорируют асимметричность властных отношений между экспертами и юристами, отказываясь от использования накопленного методологического инструментария для критического анализа судебной системы. Концепция юридического поля П. Бурдье преодолевает односторонность подхода акторно-сетевой теории, поскольку, учитывая внутреннюю логику развития права, выявляет асимметричность властных отношений внутри юридического поля, конкуренцию между носителями разных видов юридического капитала, обладающими собственными интересами и ресурсами, а также влияние на юридическое поле других полей. Продуктивным представляется сочетание элементов акторно-сетевой теории, ее интерпретаций в исследованиях науки и технологий, и концепции юридического поля Бурдье, что позволяет анализировать не только внутреннюю логику циркуляции экспертного знания, но и внешний контекст его производства и трансформации в юридическом поле.
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса, какими способами православная община как наиболее традиционная социальная общность встраивается в современную систему технологий. В начале статьи дается описание того, что есть технологическая система, проводится анализ ее основных черт, возможностей и ограничений. Основными чертами технологической системы в статье выступают ее децентрализация, ослабление иерархичности и укрепление связей по горизонтали, гибкость, саморегулируемость, адаптивность, тотальность и использование человека как алгоритмически действующего субъекта. Автор подчеркивает, что не последнюю роль в изучении технологической системы играет системный подход в социологии, в связи с чем применительно к исследованию приходских общин рассматривается подход Н. Лумана, а также приводятся основные критические положения в адрес его работ. В статье также исследуется современный церковный дискурс о модернизации приходских общин, возникший в том числе благодаря популяризации взглядов Лумана и других представителей системного подхода. Кроме того, одним из наиболее важных автор считает вопрос о современном человеке, в частности, о его будущности в условиях технологической системы, поэтому в статье представлен разбор понятий «киборг», «мутант», «клон», «виртуальный человек», «постчеловек». Автор делает ряд выводов о том, как может реагировать на изменение человека приходская община, каковы для нее в связи с этим наиболее возможные риски. Так, превращение общины в хорошо управляемую и отлаженную систему или сеть означает ее рационализацию, которая при первом приближении необходима и решает назревшие проблемы, при втором - лишает ее жизненности: современный человек найдет себя в этой общине, но вряд ли она в полной мере будет христианской.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГЛАЗАМИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Аннотация
ИНДУСТРИЯ ЖЕМЧУГА В ОАЭ В 1869-1938: СОЗДАНИЕ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И УПАДОК
Аннотация
Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (результаты сравнительного проекта)
Аннотация
В статье приводятся результаты сравнительного анализа политико-идеологических представлений российского населения относительно ценностей свободы, демократии, социальной справедливости, роли государства и др. Временная перспектива анализа охватывает почти четверть века - замеры осуществлялись по единой методике среди жителей Москвы в 1992 и 2016 году. Результаты сравнительного исследования фиксируют, что структура отношения к базовым политическим ценностям не претерпела кардинальных изменений. В российском обществе продолжают существовать различные, зачастую полярные представления социально-политического плана, что ярко проявляется при противопоставлении свободы и неравенства, демократии и социализма, социальной справедливости и индивидуализма. Характерно, что доли респондентов, высказавших противоположные оценки, оказалась примерно равными. Вместе с тем зафиксированные в конце прошлого века представления об исследуемом перечне оценочных суждений не остались неизменными, прежде всего это относится к оценке роли индивидуальной активности в формировании жизненной траектории: наблюдается рост поддержки утверждений о значимости индивидуализма при противопоставлении его социальной справедливости или ожиданиям различных видов государственной поддержки. Результаты многомерной статистической классификации показали, что правомерно говорить о наличии среди респондентов нескольких групп с разными политико-идеологическими ориентациями - от сторонников либерально-демократических идей до отдающих предпочтение социалистическим ценностям. При этом в большинстве групп серьезную поддержку продолжают находить патерналистские идеи советского периода - представления о значимости социальных гарантий и роли государства.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается отношение молодежи к религии и роли религиозных ценностей. Авторы утверждают, что в российском обществе произошла трансформация отношения к религии в последние два десятилетия. Религия формирует ценности, которые присутствуют в любой культуре, определяя сознание разных поколений. В современном секуляризированном обществе религия играет роль нравственного арбитра, формирует национальный менталитет и картину мира. Молодежь как динамичная социальная группа не склонна к следованию консервативным традиционным ценностям, по ее взглядам можно понять дальнейшие траектории общественного развития. Понимание молодежью смысложизненных ценностей существенно отличается от понимания тех же ценностей людьми старших поколений. Молодежи свойственны такие черты, как социальный динамизм, психологическая лабильность, непостоянство в отношении культурных традиций и ценностей. Молодые поколения находятся в перманентном поиске инноваций и процессе пересмотра сложившихся традиций. Религиозные же ценности по природе традиционны и консервативны, скорее обращают человека в прошлое, нежели в будущее, поэтому среди молодежи наблюдается неровное отношение к религии. Данные зарубежных и отечественных исследований показывают, что отношение к религии у молодых поколений скорее прагматичное, они воспринимают религиозные практики как психотерапию. Статья основана на материалах социологического исследования, в котором религиозные ценности сравнивались с другими ценностями культуры: художественными, научными, моральными и жизненно-практическими. Согласно полученным данным, число интересующихся религией и вопросами веры в сравнении с позднесоветским периодом значительно выросло, однако религиозные ценности для молодежи не приоритетны, поскольку другие ценности культуры занимают более высокие позиции.
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АКСИОЛОГИЯ, СЕМАНТИКА И КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация
Статья основана на анализе эмпирических данных, полученных в ходе инициативного проекта, нацеленного на изучение миграционной ситуации в России. В рамках комплексного исследования для столичного региона - Москвы и Подмосковья - в статистическом виде и экспертных суждениях была выражена актуальная система ценностей, характерная для русского этноса, описана иерархия жизненных установок его представителей. В статье представлено социологическое описание содержания и уровней системы ценностей, наиболее значимых для русских; исследуется ее структурирующая функция в сознании русского этноса. Выяснение очертаний идентичности коренных жителей московского региона - в том виде, в каком она ими осознается - предваряется анализом социокультурной среды столичной агломерации. В ходе количественного исследования использовался расширенный набор критериев оценки идентичности, включающий помимо системы ценностей респондентов их личные жизненные установки. Авторы полагают, что культурная модель русской идентичности способна создать более широкое и вариативное поле социальных отношений для неконфликтного, конструктивного этнического взаимодействия русских с другими народами, чем модель этнонациональная . При этом оговаривается отличие культурной модели русской идентичности от западной модели мультикультурного многоконфессионального общества, уже обнаружившей свою недееспособность в кризисных условиях современности. Современный ценностный ландшафт русского населения московского региона выражает наряду с необходимостью сохранения традиционных черт русского характера, стремление к утверждению ценностей гражданского общества. Исходя из полученных данных, авторы обосновывают предположение, что в современной России этническая идентичность русского населения сосуществует с усиливающейся гражданской идентичностью на основе соответствующих ценностей и объединяющих идей и целей. Статья направлена на углубление и детализацию понимания этнической идентичности русских и коммуникативного потенциала культурной модели идентичности.
ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВ В ПОРТУГАЛИИ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ МИГРАНТОВ
Аннотация
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ-УЧИТЕЛЯ (на примере Тюменской области)
Аннотация
В статье представлены официальные статистические данные, которые указывают на преобладание женщин в педагогическом составе учреждений системы общего образования в России и ряде других стран. Феминизация структуры педагогических работников актуализирует изучение социально-культурных и иных последствий данного социально-профессионального явления. Авторы разделяют последствия феминизации учительского корпуса на два полюса: усвоение преимущественно феминной модели поведения и формирование гендерной асимметрии в образовании. Цель статьи - определение социальных характеристик женщин учителей в современной России и влияния педагогической профессии на повседневную жизнь женщины по результатам исследований (в 2015 и 2016 году), проведенных коллективом социологической лаборатории Тюменского государственного университета. Основной метод исследования - репрезентативный квотно-гнездовой выборочный анкетный опрос. Через рассмотрение социального портрета анализируется специфика трудовой и повседневной жизни учителя. Авторы акцентируют внимание на социальных, а не на профессиональных характеристиках женщин-учителей в России. Основными индикаторами стали удовлетворенность социальным положением; доля времени, свободного от основной и домашней работы; состояние здоровья и взгляд на будущее. Выделены основные противоречия, особенности жизни и взаимоотношений женщин-учителей с окружающими. Отмечается низкий уровень неудовлетворенности социальным положением вследствие осознания своего социального статуса и специфических социальных ожиданий в отношении женщин, связанных с традиционной моделью женских ролей. Исследование показало, что женщины-учителя оценивают свое состояние здоровья выше, чем женщины в среднем по России, что связано с наличием социального капитала, обеспечивающего высокий уровень социальной поддержки, который приобретается в ходе реализации профессиональных обязанностей. Вместе с тем по этой же причине рост доли воспринимающих свое будущее негативно среди женщин-учителей начинается позже, чем в среднем по России.
Социологический лекторий
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
ТЕОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития теории семейного воспитания как одного из молодых и перспективных научных направлений. Актуализация этой теории напрямую связана с происходящими в российском обществе в последние десятилетия трансформациями, которые привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Среди теоретиков-фамилистов активизировался поиск нового самоопределения и новой идентичности российской семьи как воспитательного института. В этих условиях теория семейного воспитания использует, в частности, концептуальные положения других социальных наук, заимствуя из них идеи для развития методологии и методики воспитания детей в пространстве семьи. В качестве источников заимствования таких идей в статье рассматриваются отдельные теории из области педагогики, психологии, социологии, культурологии, экономики и информатики. Автор выделяет и кратко характеризует три группы различных социальных теорий, способствующих более глубокому пониманию целей семейного воспитания: педагогические теории (свободного воспитания, самоопределения, самообразования, культуросообразности воспитания, природосообразности воспитания, самовоспитания, ассимиляции и аккомодации, педагогики сотрудничества, программирования обучения, педагогического эмпиризма, детоцентризма, педагогического воспитания), психологические теории (поэтапного формирования умственных действий, личности, адаптации, аффилиации, межличностных взаимодействий, деятельностного опосредования межличностных отношений, обособления, подражания) и социологические теории (глобализации, социального капитала, информации, социального неравенства, социальных рисков, разделения власти, гендера, рационального выбора, синергетики, малых групп, массовых коммуникаций).