Том 18, № 3 (2018)

Вопросы истории, теории и методологии

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Данилов А.Н., Ротман Д.Г., Посталовский А.В., Бузовский И.И.

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы к изучению трансформации информационного поля в современных условиях и приводятся результаты ежегодного социологического мониторинга в Республике Беларусь (2003-2017). Констатируется перераспределение влияния на аудиторию от традиционных средств массовой информации (далее - СМИ) в пользу интернет-ресурсов и иных форм сетевой коммуникации. Традиционные СМИ и коммуникативные медиа претерпевают кардинальные изменения, субъектами которых выступают профессиональные издания и журналисты, а также потребители массовой информации посредством воспроизводства и распространения значимого для них информационного контента в пространстве сетевой виртуальной медиакоммуникации. Социологический мониторинг позволил зафиксировать уровень влияния конкретного вида СМИ в определенный период общественно-политического и социально-экономического развития Республики Беларусь. Если на первоначальном этапе изучения информационного поля (2003-2005) определяющие позиции занимали традиционные СМИ, то начиная с 2006 года стремительно наращивает свое влияние Интернет, а в 2014 году в структуре Интернета выделяется принципиально новый сегмент - социальные медиа, выступающие на правах полноправного субъекта информационного поля. В 2017 году Интернет наряду с телевидением играет определяющую роль в развитии информационного поля Республики Беларусь. В то же время возрастает интерес к социологическому изучению специфики и содержания функционирования традиционных и электронных медиа, к разработке нового и совершенствованию имеющегося методологического инструментария социологического анализа современного медиапространства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):383-403
pages 383-403 views

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮРИСТОВ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Масловская Е.В.

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная зарубежная дискуссия о возможностях и ограничениях разных теоретико-методологических подходов к изучению репрезентации экспертного знания в судопроизводстве и особенностей взаимодействия судебных экспертов и юристов. Автор отмечает как вклад интерпретативной парадигмы, согласно которой правовые структуры становятся понятны лишь в результате изучения официальных и неформальных договоренностей между разными группами акторов, так и ее методологические ограничения, не позволившие преодолеть разрыв между микросферой акторов и макросферой организаций и обществ. Особое внимание уделено возможностям применения акторно-сетевой теории к изучению взаимодействия судебных экспертов и юристов. Подчеркивается релевантность принципа «генерализованной симметрии», на который опирался Б. Латур в исследовании научных лабораторий, и концепта «юридическая цепочка» в анализе правовой сферы. Вместе с тем отмечено, что исключительное внимание Латура к «особой рациональности» судебной практики помешало выявлению сложных траекторий складывающихся и поддерживаемых сетей внутри и за пределами описываемого им правового института (Государственный Совет Франции). Автор показывает, что в стремлении раскрыть внутренние механизмы производства научных фактов представители исследований науки и технологий (СТС) способствуют делегитимации результатов научных исследований, представляемых в экспертных заключениях. Они также игнорируют асимметричность властных отношений между экспертами и юристами, отказываясь от использования накопленного методологического инструментария для критического анализа судебной системы. Концепция юридического поля П. Бурдье преодолевает односторонность подхода акторно-сетевой теории, поскольку, учитывая внутреннюю логику развития права, выявляет асимметричность властных отношений внутри юридического поля, конкуренцию между носителями разных видов юридического капитала, обладающими собственными интересами и ресурсами, а также влияние на юридическое поле других полей. Продуктивным представляется сочетание элементов акторно-сетевой теории, ее интерпретаций в исследованиях науки и технологий, и концепции юридического поля Бурдье, что позволяет анализировать не только внутреннюю логику циркуляции экспертного знания, но и внешний контекст его производства и трансформации в юридическом поле.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):404-417
pages 404-417 views

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Цвык В.А., Цвык И.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионализации личности в условиях информационного общества, раскрывается суть профессионализации, выделяются ее этапы, анализируются ее особенности в условиях информатизации образовательного процесса и профессиональной деятельности. Профессионализация понимается авторами как процесс профессионального роста индивида, обучение профессии, т.е. профессиональная самореализация - одна из форм жизненной самореализации. Отмечается, что с всеобщей компьютеризацией социально-культурной действительности, характерной для информационного общества, связаны и процессы информатизации всех форм профессионального становления и развития человека, широкое внедрение информационных технологий в профессионализацию личности. Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе стало изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что, в конечном счете, существенно повлияло на внутренние структуры личности. Под воздействием новых информационных технологий изменился стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Компьютерные технологии раскрывают перед человеком невиданные ранее возможности образовательного роста и профессионального самосовершенствования. Однако, как всякое техническое достижение, компьютерные технологии имеют и негативные последствия, в том числе в сфере профессионального образования - важнейшего этапа профессионализации. В познавательно-мыслительном плане это формирование нелинейного, ассоциативного, мозаичного мышления, переизбыток информации, ослабление творческих начал. В гуманитарном плане информационные технологии механизируют и стандартизируют образовательную деятельность, обезличивают процесс обучения, ослабляя в целом гуманитарные аспекты образования. Таким образом, глобальное и бездумное внедрение информационных технологий в процесс становления профессионала способно породить множество проблем и, в конечном счете, привести к серьезному обеднению профессионализации, которая может превратиться из сложнейшего творческого процесса «созидания» профессионала в примитивную, хоть и обладающую высокой скоростью и большим объемом, передачу информации, в «операционализм» вместо профессионализма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):418-430
pages 418-430 views

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА

Подлесная М.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса, какими способами православная община как наиболее традиционная социальная общность встраивается в современную систему технологий. В начале статьи дается описание того, что есть технологическая система, проводится анализ ее основных черт, возможностей и ограничений. Основными чертами технологической системы в статье выступают ее децентрализация, ослабление иерархичности и укрепление связей по горизонтали, гибкость, саморегулируемость, адаптивность, тотальность и использование человека как алгоритмически действующего субъекта. Автор подчеркивает, что не последнюю роль в изучении технологической системы играет системный подход в социологии, в связи с чем применительно к исследованию приходских общин рассматривается подход Н. Лумана, а также приводятся основные критические положения в адрес его работ. В статье также исследуется современный церковный дискурс о модернизации приходских общин, возникший в том числе благодаря популяризации взглядов Лумана и других представителей системного подхода. Кроме того, одним из наиболее важных автор считает вопрос о современном человеке, в частности, о его будущности в условиях технологической системы, поэтому в статье представлен разбор понятий «киборг», «мутант», «клон», «виртуальный человек», «постчеловек». Автор делает ряд выводов о том, как может реагировать на изменение человека приходская община, каковы для нее в связи с этим наиболее возможные риски. Так, превращение общины в хорошо управляемую и отлаженную систему или сеть означает ее рационализацию, которая при первом приближении необходима и решает назревшие проблемы, при втором - лишает ее жизненности: современный человек найдет себя в этой общине, но вряд ли она в полной мере будет христианской.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):431-442
pages 431-442 views

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГЛАЗАМИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Слизовский Д.Е., Медведев Н.П.

Аннотация

Как мыслят и ощущают политику безопасности не только мировые лидеры, эксперты и ученые, но и представители самых разных социальных групп, зависит ли от их мнения что-либо для понижения градуса международной напряженности? Ответы на эти вопросы - методологический ключ к пониманию всей сложности происходящего сегодня в мире в контексте его глобальной и локальной безопасности. На этом пути, несомненно, должно быть что-то обнадеживающее и снижающее градус недопонимания и недоверия в деле поддержания мира и согласия, даже если мы признаем высокий уровень влияния пропаганды на отношение граждан к вопросу безопасности и связанным с ней проблемам как в России, так и во всем мире. В статье представлен анализ данных, полученных в ходе опросов российских студентов на тему глобальной, региональной, информационной и личной безопасности. Показано, как современное молодое поколение (студенчество) в России реагирует на новости по проблемам международной безопасности, как трактует для себя это понятие и его смыслы, чего ожидает в будущем и к чему стремится. Результаты социологического анализа позволяют утверждать, что оценки российских студентов демонстрируют гораздо более позитивное видение перспективных направлений международного сотрудничества и надежд на совместные усилия ведущих стран мира в деле противостояния угрозам безопасности, чем можно было бы ожидать, учитывая доминирующие дискурсы медийного пространства, политических прогнозов и оценок экспертного сообщества. Возможно, данный срез молодежных представлений не рационален и даже наивен. Однако следует учитывать, что лишь пока социальный статус этой группы не высок, но в ближайшем будущем он вырастет, что обещает важную роль российского участия в общественной и политической международной практике с точки зрения понижения градуса международной конфронтации. Все это дает основания надеяться на развитие и утверждение диалоговых форм отношений, укрепление настроя на путь доверия и совместного противодействия угрозам и вызовам глобальной безопасности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):443-451
pages 443-451 views

ИНДУСТРИЯ ЖЕМЧУГА В ОАЭ В 1869-1938: СОЗДАНИЕ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И УПАДОК

Агил К.

Аннотация

В статье рассматривается индустрия жемчуга в Объединенных Арабских Эмиратах в период британской колонизации Персидского залива, и особый акцент сделан на причинах расцвета и упадка данной индустрии. Автор стремится реконструировать логику развития индустрии жемчуга в регионе ОАЭ, причины ее становления и воспроизводства в период с 1869 по 1938 годы. Кроме того, в статье показано, что социальная структура индустрии жемчуга в ОАЭ позволяла меньшинству получать выгоду от финансирования добычи жемчуга и его экспорта. Автор подчеркивает значение политических, экономических и культурных факторов в воспроизводстве индустрии жемчуга, отмечая, что именно колониальный режим ответственен за ее создание и воспроизводство в таком формате, который всегда имел жестко иерархическую структуру. Именно иерархическая модель позволила британскому режиму ввести в индустрию жемчуга финансовых игроков, которые оказались на вершине этой социальной пирамиды. Другие группы в этой иерархии состояли из местных туджаров (купцов), тававишей (посредников), навакходха (капитанов судов), гхавасинов (ловцов жемчуга), сийюбов (помощников ловцов жемчуга) и др. Автор настаивает на том, что именно механизм распределения финансов между вовлеченными в индустрию жемчуга акторами обусловил ее эксплуатационный характер. А различия в иерархических позициях всех участников индустрии с точки зрения их ролей, власти, мифов и финансовых потоков лишь поддерживало воспроизводство индустрии. В конце 1920-х - начале 1930-х годов целый ряд факторов привел к упадку индустрии, основанной на труде ловцов жемчуга, в частности, развитие японской индустрии не добычи, а выращивания жемчуга. Этот упадок обусловил разорение всех групп, формирующих индустрию жемчуга в ОАЭ, и появление новых страт благодаря нефтедобыче. Автор опирается на разнообразные подходы и источники, начиная от статистических данных из британских архивов и заканчивая дискурсивным анализом взаимоотношений между колониальными и местными практиками, а также юридическими и неформальными аспектами взаимодействия местных и неместных групп внутри иерархически организованной индустрии жемчуга.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):452-469
pages 452-469 views

Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (результаты сравнительного проекта)

Иванов В.Н., Назаров М.М., Кублицкая Е.А.

Аннотация

В статье приводятся результаты сравнительного анализа политико-идеологических представлений российского населения относительно ценностей свободы, демократии, социальной справедливости, роли государства и др. Временная перспектива анализа охватывает почти четверть века - замеры осуществлялись по единой методике среди жителей Москвы в 1992 и 2016 году. Результаты сравнительного исследования фиксируют, что структура отношения к базовым политическим ценностям не претерпела кардинальных изменений. В российском обществе продолжают существовать различные, зачастую полярные представления социально-политического плана, что ярко проявляется при противопоставлении свободы и неравенства, демократии и социализма, социальной справедливости и индивидуализма. Характерно, что доли респондентов, высказавших противоположные оценки, оказалась примерно равными. Вместе с тем зафиксированные в конце прошлого века представления об исследуемом перечне оценочных суждений не остались неизменными, прежде всего это относится к оценке роли индивидуальной активности в формировании жизненной траектории: наблюдается рост поддержки утверждений о значимости индивидуализма при противопоставлении его социальной справедливости или ожиданиям различных видов государственной поддержки. Результаты многомерной статистической классификации показали, что правомерно говорить о наличии среди респондентов нескольких групп с разными политико-идеологическими ориентациями - от сторонников либерально-демократических идей до отдающих предпочтение социалистическим ценностям. При этом в большинстве групп серьезную поддержку продолжают находить патерналистские идеи советского периода - представления о значимости социальных гарантий и роли государства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):470-480
pages 470-480 views

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И.

Аннотация

В статье рассматривается отношение молодежи к религии и роли религиозных ценностей. Авторы утверждают, что в российском обществе произошла трансформация отношения к религии в последние два десятилетия. Религия формирует ценности, которые присутствуют в любой культуре, определяя сознание разных поколений. В современном секуляризированном обществе религия играет роль нравственного арбитра, формирует национальный менталитет и картину мира. Молодежь как динамичная социальная группа не склонна к следованию консервативным традиционным ценностям, по ее взглядам можно понять дальнейшие траектории общественного развития. Понимание молодежью смысложизненных ценностей существенно отличается от понимания тех же ценностей людьми старших поколений. Молодежи свойственны такие черты, как социальный динамизм, психологическая лабильность, непостоянство в отношении культурных традиций и ценностей. Молодые поколения находятся в перманентном поиске инноваций и процессе пересмотра сложившихся традиций. Религиозные же ценности по природе традиционны и консервативны, скорее обращают человека в прошлое, нежели в будущее, поэтому среди молодежи наблюдается неровное отношение к религии. Данные зарубежных и отечественных исследований показывают, что отношение к религии у молодых поколений скорее прагматичное, они воспринимают религиозные практики как психотерапию. Статья основана на материалах социологического исследования, в котором религиозные ценности сравнивались с другими ценностями культуры: художественными, научными, моральными и жизненно-практическими. Согласно полученным данным, число интересующихся религией и вопросами веры в сравнении с позднесоветским периодом значительно выросло, однако религиозные ценности для молодежи не приоритетны, поскольку другие ценности культуры занимают более высокие позиции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):481-493
pages 481-493 views

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АКСИОЛОГИЯ, СЕМАНТИКА И КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Оносов А.А., Гаспаришвили А.Т., Шафранец К.

Аннотация

Статья основана на анализе эмпирических данных, полученных в ходе инициативного проекта, нацеленного на изучение миграционной ситуации в России. В рамках комплексного исследования для столичного региона - Москвы и Подмосковья - в статистическом виде и экспертных суждениях была выражена актуальная система ценностей, характерная для русского этноса, описана иерархия жизненных установок его представителей. В статье представлено социологическое описание содержания и уровней системы ценностей, наиболее значимых для русских; исследуется ее структурирующая функция в сознании русского этноса. Выяснение очертаний идентичности коренных жителей московского региона - в том виде, в каком она ими осознается - предваряется анализом социокультурной среды столичной агломерации. В ходе количественного исследования использовался расширенный набор критериев оценки идентичности, включающий помимо системы ценностей респондентов их личные жизненные установки. Авторы полагают, что культурная модель русской идентичности способна создать более широкое и вариативное поле социальных отношений для неконфликтного, конструктивного этнического взаимодействия русских с другими народами, чем модель этнонациональная . При этом оговаривается отличие культурной модели русской идентичности от западной модели мультикультурного многоконфессионального общества, уже обнаружившей свою недееспособность в кризисных условиях современности. Современный ценностный ландшафт русского населения московского региона выражает наряду с необходимостью сохранения традиционных черт русского характера, стремление к утверждению ценностей гражданского общества. Исходя из полученных данных, авторы обосновывают предположение, что в современной России этническая идентичность русского населения сосуществует с усиливающейся гражданской идентичностью на основе соответствующих ценностей и объединяющих идей и целей. Статья направлена на углубление и детализацию понимания этнической идентичности русских и коммуникативного потенциала культурной модели идентичности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):494-506
pages 494-506 views

ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВ В ПОРТУГАЛИИ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ МИГРАНТОВ

Ферро Л., Абрантеш П., Велосо Л., Тейшера Лопеш Ж.

Аннотация

В статье рассмотрены основные измерения жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств и проживающих в Лиссабоне и его окрестностях, и акцент сделан на особенностях их социализации одновременно в формальных институтах и широком контексте практик неформального обучения. Авторы провели социологический анализ 20 биографических интервью с разными информантами, включая музыкантов, танцоров и скульпторов. Эти интервью были частью исследования социальных траекторий мигрантов из стран, не входящих в Европейский Союз, которые заняты в сфере искусств и живут в Португалии. Результаты проекта показали, что формальное и неформальное обучение тесно переплетены с миграционным опытом и, тем самым, являются основным фактором, определяющим конфигурацию жизненных траекторий мигрантов. Для них характерны перемещения между стилями художественной деятельности, которые порождают очевидные различия между формальными и неформальными обстоятельствами биографий. Миграция серьезнейшим образом влияет на творчество и, тем самым, на биографический опыт: важное значение имеют знакомство с португальской культурой, развитие этнических связей и участие в международных художественных движениях. Как правило, иммигранты с художественным опытом и амбициями проходят через длительный период подготовки, сочетающий разные варианты формального и неформального обучения в множественных социальных контекстах. Для тех, кто привержен новым международным городским культурам (хип-хоп, граффити и пр.), наибольшее значение имеет неформальное обучение. Для тех, кто вовлечен в сферу более традиционных искусств, участие в длительных художественных образовательных программах становится фундаментальной предпосылкой профессионального становления и признания. Помимо постоянных и значительных инвестиций в свое обучение, социологическое исследование также выявило ненадежность (шаткость) жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств, а также отсутствие социальных структур, способствующих их выходу на португальский рынок труда.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):507-520
pages 507-520 views

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ-УЧИТЕЛЯ (на примере Тюменской области)

Ефимова Г.З., Семенов М.Ю.

Аннотация

В статье представлены официальные статистические данные, которые указывают на преобладание женщин в педагогическом составе учреждений системы общего образования в России и ряде других стран. Феминизация структуры педагогических работников актуализирует изучение социально-культурных и иных последствий данного социально-профессионального явления. Авторы разделяют последствия феминизации учительского корпуса на два полюса: усвоение преимущественно феминной модели поведения и формирование гендерной асимметрии в образовании. Цель статьи - определение социальных характеристик женщин учителей в современной России и влияния педагогической профессии на повседневную жизнь женщины по результатам исследований (в 2015 и 2016 году), проведенных коллективом социологической лаборатории Тюменского государственного университета. Основной метод исследования - репрезентативный квотно-гнездовой выборочный анкетный опрос. Через рассмотрение социального портрета анализируется специфика трудовой и повседневной жизни учителя. Авторы акцентируют внимание на социальных, а не на профессиональных характеристиках женщин-учителей в России. Основными индикаторами стали удовлетворенность социальным положением; доля времени, свободного от основной и домашней работы; состояние здоровья и взгляд на будущее. Выделены основные противоречия, особенности жизни и взаимоотношений женщин-учителей с окружающими. Отмечается низкий уровень неудовлетворенности социальным положением вследствие осознания своего социального статуса и специфических социальных ожиданий в отношении женщин, связанных с традиционной моделью женских ролей. Исследование показало, что женщины-учителя оценивают свое состояние здоровья выше, чем женщины в среднем по России, что связано с наличием социального капитала, обеспечивающего высокий уровень социальной поддержки, который приобретается в ходе реализации профессиональных обязанностей. Вместе с тем по этой же причине рост доли воспринимающих свое будущее негативно среди женщин-учителей начинается позже, чем в среднем по России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):521-531
pages 521-531 views

Социологический лекторий

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Шафранов-Куцев Г.Ф., Яркова Е.Н.

Аннотация

Одной из широко обсуждаемых проблем в процессе международной интеграции отечественного образования является сохранение национальных ценностей образования. Судьба российских образовательных традиций во многом зависит от отношения к ним научно-педагогического сообщества. Цель статьи - обозначить позицию представителей данной социально-профессиональной группы относительно ценностей отечественного образования, определить их роль в процессах модернизации отечественного образования. В качестве основного эмпирического материала статьи выступает современный отечественный научно-образовательный дискурс - статьи и монографии, посвященные исследованию ценностей отечественного образования, а также их роли в процессах международной интеграции образования. Ключевой метод исследования - качественный контент-анализ широкого массива научно-исследовательских текстов. По итогам анализа современного научно-педагогического дискурса выделено три основных подхода к традициям отечественного образования: нигилистический, апологетический и реалистический. Авторы подчеркивают контрпродуктивность как однозначно позитивного, так и однозначно негативного отношения к этим традициям и отмечают креативный потенциал реалистического - критико-аналитического - подхода. Авторы утверждают ценность разностороннего (многопрофильного) образования, фундаментального, целостно-системного, элитарного образования, ценность единства образования и воспитания и ценность патриотически ориентированного образования. Специфика названных ценностей раскрывается через соотнесение с их антиподами: узкопрофильным, ограниченно-прикладным, эклектично-фрагментарным, массовым, нравственно и патриотически нейтральным образованием. Конкурентоспособным утверждается образование, ориентированное на получение не утилитарно-технологических, а креативно-научных компетенций.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):532-541
pages 532-541 views

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Дементьева И.Ф., Голенкова З.Т.

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития теории семейного воспитания как одного из молодых и перспективных научных направлений. Актуализация этой теории напрямую связана с происходящими в российском обществе в последние десятилетия трансформациями, которые привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Среди теоретиков-фамилистов активизировался поиск нового самоопределения и новой идентичности российской семьи как воспитательного института. В этих условиях теория семейного воспитания использует, в частности, концептуальные положения других социальных наук, заимствуя из них идеи для развития методологии и методики воспитания детей в пространстве семьи. В качестве источников заимствования таких идей в статье рассматриваются отдельные теории из области педагогики, психологии, социологии, культурологии, экономики и информатики. Автор выделяет и кратко характеризует три группы различных социальных теорий, способствующих более глубокому пониманию целей семейного воспитания: педагогические теории (свободного воспитания, самоопределения, самообразования, культуросообразности воспитания, природосообразности воспитания, самовоспитания, ассимиляции и аккомодации, педагогики сотрудничества, программирования обучения, педагогического эмпиризма, детоцентризма, педагогического воспитания), психологические теории (поэтапного формирования умственных действий, личности, адаптации, аффилиации, межличностных взаимодействий, деятельностного опосредования межличностных отношений, обособления, подражания) и социологические теории (глобализации, социального капитала, информации, социального неравенства, социальных рисков, разделения власти, гендера, рационального выбора, синергетики, малых групп, массовых коммуникаций).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018;18(3):542-554
pages 542-554 views

Рецензии

pages 555-566 views
pages 567-580 views
pages 581-585 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах