Профессиональные коммуникации российских инженерно-технических специалистов: эмпирический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социология профессий уделяет внимание роли межличностных и межгрупповых коммуникаций в профессиональных сообществах как элементу профессиональной культуры. Эта статья посвящена анализу форм и особенностей профессиональных коммуникаций российских инженерно-технических специалистов в контексте их профессиональной культуры. Профессиональная культура определяется как констелляция идеологии, ценностей, верований, языка, типичных форм деятельности, характерных для сообщества. Данная тема редко становится объектом исследования российских социологов. В статье показано, что межличностные профессиональные коммуникации по различным аспектам профессиональной деятельности являются важным элементом профессиональной культуры. Материалы статьи основаны на результатах онлайн-опроса российских инженеров и интервью с российскими техническими специалистами. В ходе проведенного исследования информантам были заданы вопросы, касающиеся способов обновления профессиональных знаний и роли различных каналов коммуникации в этом процессе. В начале статьи сделан обзор подходов к изучению профессиональной культуры, предложенных российскими и зарубежными авторами. Анализ продемонстрировал значительную роль Интернета в качестве источника новых знаний для инженерно-технических специалистов и снижающуюся роль специальной литературы. Также было выявлено, что в передаче профессиональных знаний внутри сообщества инженеров значительную роль играет неформальная коммуникация и непосредственное общение в процессе работы. Организационное окружение имеет относительно невысокое влияние на обновление знаний технических специалистов. Это может быть связано с недостаточным вниманием руководства компаний к повышению квалификации специалистов и информированию их о новых разработках.

Об авторах

Роман Николаевич Абрамов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: socioportal@yandex.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н. Социокультурные контексты профессионализма: идеология, статус, ценности // Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», 2014.
  2. Балабанова Е.С., Эфендиев А.Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России. 2015. № 3.
  3. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.
  4. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. М.: Мысль, 1971.
  5. Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: Мысль, 1985.
  6. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий. Саратов: ЦСПГИ, «Научная книга», 2005.
  7. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Мир профессий как поле антропологических исследований // Этнографическое обозрение. 2008. № 5.
  8. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.
  9. Шекшня С.В. От плохого к великому // Эксперт. 2006. № 29.
  10. Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 1.
  11. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Участие работников в управлении российских бизнес-организаций // Современный менеджмент: Проблемы, гипотезы, исследования. М.: ВШЭ, 2010.
  12. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования. 2012. № 7.
  13. Abbott A. The System of Professions. Chicago - L.: University of Chicago Press, 1988.
  14. Armstrong P. Engineers, management and trust // Work, Employment and Society. 1987. No 1.
  15. Bittner E. The concept of organization // Ethnomethodology / Ed. by R. Turner. Harmondsworth: Penguin, 1974.
  16. Daft R., Weick K. Toward a model of organization as interpretive systems // Academy of Management Review. 1984. No 9.
  17. Darr A. Technical labour in an engineerng boutique: interpretative frameworks of sales and R&D engineers // Work, Employment & Society. 2000. Vol. 14. No 2.
  18. Friedson E. Professionalism: The Third Logic. L.: Polity Press, 2001.
  19. Hoyle E., Wallace M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. L.: Sage, 2005.
  20. Katz D, Kahn R.L. The Social Psychology of Organizations. N.Y.: Wiley, 1966.
  21. Malone T. W, Rockar J.F. Computers, networks and the corporation // Scientific American. 1991. No 265.
  22. McGovern P. Trust, discretion and responsibility: The division of technical labour // Work, Employment and Society. 1996. No 10.
  23. Meiksins P., Smith C. Organizing engineering work: A comparative analysis // Work and Occupations. 1993. No 2.
  24. Nickerson R.S. Looking Ahead: Human Factors Challenges in a Changing World. Hillsdale: Lawrence Earlbaum Associates, 1992.
  25. Perlow L., Weeks J. Who’s helping whom? Layers of culture and workplace behavior // Journal of Organizational Behavior. 2002. Vol. 23.
  26. Sproull L, Kiesler S. Computers, networks and work // Scientific American. 1991. No 265.
  27. Walton R.E. Up and Running: Integrating Information Technology and the Organization. Boston: Harvard Business School Press, 1989.
  28. Van Maanen J, Barley S.R. Occupational Communities: Culture and Control in Organizations // Researching Organizational Behavior. 1984. No 6.
  29. Whalley R. The Social Production of Technical Work: The Case of British Engineers. Albany: State University of New York Press, 1986.

© Абрамов Р.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах