Восприятие врачей представителями индийской, русской и казахской лингвокультур: ассоциативный эксперимент

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью статьи является исследование восприятия врачей представителями индийской, русской и казахской наций посредством когнитивного анализа ассоциативных данных, полученных в результате психолингвистического исследования, проведенного среди носителей хинди, русского и казахского языков. Методы исследования включают свободный ассоциативный эксперимент с предъявлением респондентам слов-стимулов डॉक्टर (хинди), врач (рус.) и дəрігер (каз.), моделирование ассоциативного поля ВРАЧ и его когнитивной структуры, определение универсальных и этноспецифических признаков врачей в восприятии представители индийского, русского и казахского народов. Полученные ассоциативные данные были распределены по критерию частотности с последующим контент-анализом и категоризацией признаков. При сравнении ассоциативных полей в хинди, русском и казахском языках выявляется количественная асимметрия семантических зон и их ассоциатов. Концептуализация врачей в индийском, русском и казахском языковом сознании включает в себя как универсальные, так и этноспецифические черты. Результаты исследования интегрируют знания разных народов, упрощая восприятие их особенностей, и могут оказать положительное влияние на межкультурные взаимодействия.

Об авторах

Гульжана Айтжановна Кузембаева

Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Email: kuzembayeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8964-3683

кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), доцент кафедры английского и немецкого языков

030000, Республика Казахстан, Актобе, ул. Гришина 7А

Жаннат Мусабековна Майгельдиева

Кызылординский университет имени Коркыт Ата

Email: jmussabek@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1297-274X

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

120000, Республика Казахстан, Кызылорда, ул. Айтеке Би, 29А

Жумагуль Алдияровна Майдангалиева

Баишев Университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maydangalieva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3189-8880

доктор философии (PhD), доцент кафедры иностранных языков и литературы

030000, Республика Казахстан, Актобе, ул. Братьев Жубановых, 302А

Список литературы

  1. Morel D.A., Spivak L.N, Shatilina S.I. Stereotypical risks and threats in the youth’s opinion (diachronic comparative aspect) // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Вопросы теоретической и прикладной лингвистики». 2015. Вып. 1. № 4 (6). C. 4—7.
  2. Galton F. Psychometric experiments // Brain. 1879. № 2. P. 149—162.
  3. Russell W.A., Jenkins J.J. The Complete Minnesota norms for Responses to 100 Words from the Kent-Rosanoff Word Association Test. Minneapolis: Univiversity, Minnesota, 1954.
  4. Cramer P. Word Association. London: Academic Press, 1968.
  5. Postman L. Norms of Word Association. New York: Academic Press, 1970.
  6. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность, Е.Ф. Тарасов (ред.). М.: Институт языкознания РАН, 1993. С. 16—21.
  7. Nelson D.L., McEvoy C.L., Schreiber T.A. The University of South Florida word association, rhyme, and word fragment norms // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1998. № 36. С. 402—407.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
  9. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007.
  10. De Deyne, S., Storms G. Word Associations: Network and semantic properties // Behavior Research Methods. 2008. № 40/1. P. 213—231.
  11. Kovács L., Orosz K., Pollner P. Magyar szóasszociációk hálózata [The network of Hungarian word associations] // Magyar Tudomány. 2012. № 6. P. 699—705.
  12. Gravino P., Servedio V.D.P., Barrat A., Loreto V. Complex structures and semantics in free word association // Advances in Complex Systems. 2012. № 15(3—4). Режим доступа: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00701709/document (дата обращения: 12.01.2022).
  13. Ufimtseva N.V. Russian Psycholinguistics: Contribution to the Theory of Intercultural Communication // International Communication Studies. 2014. XXIII:1. pp. 1—13.
  14. Lenart I., Markovina I., Endrődy O. Preschool Children’s Verbal Image of the World: A CrossCultural Russian-Hungarian Comparison Based on Word Associations // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. 2021. № 72. С. 91—118. https://doi.org/10.17223/19986645/72/5
  15. Dmitryuk N., Abramova G. Associative Dictionaries as an Ethnic Mental Phenomenon: Basic Values in the Core of Ethnic Group Language Consciousness // Psycholinguistics. 2021. № 30(2). P. 59—84.
  16. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма. Санкт-Петербург: Алетея, 2006.
  17. Nedashkivska T., Kushmar L. Associative Way from Perception to Understanding: Associative Field vs Lexical-Semantic Field // Journal of Modern Education Review. 2017. Выпуск 7. № 1. С. 44—50.
  18. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира, Н.В. Уфимцева (сост.). М.: Институт языкознания РАН, 2000. C. 191—206.
  19. Маджаева С.И. Вербализация концепта «врач» — лингвокультурный и когнитивный аспекты // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 24(95). Выпуск 8. С. 152—156.
  20. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  21. Abramova G., Dmitryuk N. Edification Dictums in the Language Consciousness of the Kazakh Ethnos // Psycholinguistics. 2021. № 29(2). Р. 8—24. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2021-29-2-8-24

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Категории на хинди, в русском и казахском языках

Скачать (134KB)
2. Рис. 2. Соотношение негативных характеристик

Скачать (164KB)

© Кузембаева Г.А., Майгельдиева Ж.М., Майдангалиева Ж.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах