Прилагательное «сакральный» в метаязыке лингвистики: функционально-семантическое исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена междисциплинарному подходу в исследовании семантики прилагательного «сакральный», индоевропейский корень которого был положен в основу латинской лексемы saker , изначально иллюстрирующей разнополюсное понимание - от божественного до демонического, от возвышенного до обмирщвленного. Особенное внимание уделяется дефинициям прилагательного в толковых, этимологических словарях XІX-XX ст., в мифологических представлениях, в фольклорных текстах, в календарной, семейной и др. обрядности, во фразеологии, паремиологии и т.д. В исторической ретроспективе анализ изменений в семантике прилагательного «сакральный» выявил дохристианский, христианский, секуляризированный этапы лексико-семантических вариаций. Комплексное исследование подтверждает трансформацию не только мировоззренческих систем, но и языковых средств, способствующих формированию в сознании русского человека метапредставления о прилагательном «сакральный» с целью выявления культурологической доминанты и активного поиска в восстановлении его семантического ядра.

Об авторах

Оксана Владимировна Шкуран

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana.shkuran@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской филологии и издательского дела

ул. Оборонная, 2, Луганск, Украина, 91016

Список литературы

  1. Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному / Рос. филос. о-во; Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А.М. Горького. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. (Сер. «Филос. образование» / Ред. совет: В.В. Ким (предс.) и др.; Вып. 13).
  2. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).
  3. Шкуран О.В. Сакрально-прагматическая константа в паремии Не в деньгах [только] счастье // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2019. no 3(103). С. 204-211.
  4. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси. М.: «Гнозис»; Школа «Языки русской культуры», 1995.
  5. Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. Изд. 2-е переработанное и доп. М.: Русский язык, 1976.
  6. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847.
  7. Дьяченко Г. Полный церковно-славѧнскiй словарь (со внесенiемъ въ него важнѣйшихъ древне-русскихъ словъ и выраженiй). М.: Типография «Вильде», 1899 (репринтное, отсканированное издание).
  8. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.: Типография Г. Лисснера и Д.Совко, 1910-1914.
  9. Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменнымъ памятникамъ: изданiе отдъленiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. Санктъ Петербургъ: Типографiя Императорской Академiи Наукъ, 1912.
  10. Буслаев Ф.И. О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову Евангелию, написанный на степень магистра кандидатом Ф. Буслаевым. М.: Унив. тип., 1848.
  11. Славянские древности: Этнологический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 4. 2009.
  12. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
  13. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М.: Русский язык, 1999.
  14. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. СПб: Изд-во «Фолио-Пресс», 1998.
  15. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2-х т. / М.И. Михельсон. М.: ТЕРРА, 1997.
  16. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова: Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). М.: ТЕРРА, 1997.
  17. Ломакина О.В. Фразеология в тексте: функционирование и идиостиль: монография / под ред. В.М. Мокиенко. М.: Изд-во РУДН, 2018.
  18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: репринтное воспроизведение издания 1903-1900 гг., осуществленных под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1-4. М. Прогресс, Универс, 1994.
  19. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских пословиц. ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  20. Селезнева С.Н. Динамика «сакрального» и «мирского» в истории слова «праведник» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. no 4 (22). С. 319-324.
  21. Владимирова Т.Е. Сакральная память слова // Журнальный клуб Интелрос Метафизика. 2016. no 4(22). С. 98-110.
  22. Толстова Г.А. Культура языковой личности: Религиозная лексика в письменной речи Агафьи Лыковой // Русский язык и культура речи: сборник материалов семинараконференции. Красноярск, 14-16 марта 2006. Красноярск, 2006. С. 246-256.
  23. Гневэк О.В. Изменение семантики лексемы Бог (по материалам современных фразеологических словарей, а также собраний русских пословиц и антипословиц) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. no 2 (24). С. 56-61.
  24. Дронова Н.П. Языковые средства вербализации «сакральности» в немецком языке // Когнитивные исследования языка. Проблемы языкового сознания: материалы Международной конференции 15-17 сентября 2011 г. Вып. VIII. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 402-404.
  25. Королева И. А. Изучение сакрально-богослужебной лексики в молодежной аудитории // Вестник СНО 15. Волгоград: Перемена. 2002. С. 126-134.
  26. Коновалова Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т», 2007.
  27. Воробьева Н.А. Cакральная фразеология и ее представление в современном русском сознании // Вестник ЧГПУ. Челябинский пед. ун-т. Челябинск, 2007. Вып. 1. С. 191-201.
  28. Наумов К. Д. Сакральные представления как источник русской и польской идиоматики // Язык и ментальность: сб. научн. ст. СПб.: СПбГУ. 2010. С. 293-298.
  29. Охалина А.А., Белякова С.М. Сакральное и профанное время в романе М. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Тюменского государственного университета. Филология. 2012. no 1. С. 170-176.
  30. Кузьмина Т.В. Сакральное значение слова ангел // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы IX Международной конференции. Владимир, 22-24 сентября 2011. Владимир. С. 254-259.

© Шкуран О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах