Том 21, № 2 (2022): Россия и Прибалтика в XX веке
- Год: 2022
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1549
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-2
Весь выпуск
РОССИЯ И ПРИБАЛТИКА В XX ВЕКЕ
Между этничностью и профессионализмом: проблема кадров в становлении Латвийской консерватории в 1919-1921 гг.
Аннотация
Впервые в русскоязычной историографии исследуется соотношение двух подходов - этнического и профессионального - при формировании педагогического коллектива Латвийской консерватории в первые годы ее существования (1919-1922). Базой исследования служат материалы периодики, письма директора консерватории Язепа Витолса, а также документы делопроизводства Латвийской консерватории, отложившиеся в фонде консерватории в Латвийском государственном архиве и в фонде Министерства образования Латвийской Республики в Латвийском государственном историческом архиве. Определяются задачи, которые государство и собственно руководство ставило перед консерваторией, а также доминантные принципы подбора кадров. Автор выявляет фундаментальное противоречие между стремлением сделать консерваторию как можно более латышской и необходимостью достичь, а достигнув, удержать планку высшей музыкальной школы европейского уровня. Автор приходит к выводу, что политические обстоятельства и национальные устремления препятствовали формированию педагогического коллектива консерватории на строго профессиональных началах. В свою очередь, требование обеспечения качества преподавания вынуждало прибегать к услугам музыкантов-нелатышей и тем самым ограничивало проявления латышского национального эгоизма. При этом главным резервуаром кадров для Латвийской консерватории, как латышских, так и инонациональных, в послереволюционные годы служила Советская Россия.
Роль стран Балтии в советско-французских отношениях периода непризнания, 1919-1924 гг.
Аннотация
Выясняется место, которое Прибалтийские республики занимали в рамках французских и советских представлений о «санитарном кордоне»; анализируется соотношение между амбициями Парижа и Москвы на Востоке Европы и возможностями для их реализации; определяется характер восприятия контактов Франции и стран Балтии со стороны советской дипломатии. Основой исследования выступили материалы ряда французских архивов, а также опубликованные тома французских и советских дипломатических документов. Автор приходит к выводу, что роль стран Балтии в советско-французском взаимодействии оставалась противоречивой. Прибалтийские республики (прежде всего - Латвия и Эстония) рассматривались французским руководством как составная часть «санитарного кордона», призванного отделить Германию и Советскую Россию друг от друга, не допустив их «сговора» в Восточной Европе. Москва, напротив, стремилась к ослаблению «санитарного кордона» и превращения Восточной Европы в «мост» для взаимодействия с Берлином. Париж не исключал того, что сотрудничество с будущей Россией, выступающей противовесом Германии, будет для Франции важнее, чем независимость стран Балтии. Эта точка зрения соответствовала позиции Кремля и НКИД, которые стремились поддержать тех деятелей Третьей Республики, которые развивали указанный подход. Динамика развития послевоенных международных отношений, а также приоритет «германской угрозы» склонили в итоге руководство Франции к признанию СССР, что отвечало интересам Москвы. Соображения «большой политики» оказались важнее голоса «малых стран», хотя те и пытались влиять на взаимодействие более могущественных держав.
Аугустинас Вольдемарас и советско-литовские отношения в 1926-1929 гг.
Аннотация
Анализируются нюансы изменений в советско-литовских отношениях после государственного переворота, осуществленного в декабре 1926 г. Приход к власти лидеров Союза литовских националистов (таутининков) А. Сметоны и А. Вольдемараса изначально способствовал возникновению ситуации неопределенности в двусторонних отношениях. В Москве были крайне озабочены стремлением Вольдемараса добиться обострения польско-советских противоречий с целью выгодного для Литвы решения проблемы Вильнюса. Советская сторона испытывала опасения, что Вольдемарас способен спровоцировать вооруженный конфликт с Польшей и что в этот конфликт неизбежно окажется втянут Советский Союз. С другой стороны, советская дипломатия была крайне заинтересована в сохранении как независимости Литвы, так и в поддержании некоторой напряженности в отношениях Польши и Литвы, поскольку такая ситуация создавала серьезные препятствия для распространения влияния Польши на весь восток Балтики. К концу 1920-х гг. для политического руководства СССР стало очевидным, что недовольство политикой Вольдемараса в Литве достигло своего апогея и что следует ждать в ближайшем будущем вытеснения Вольдемараса из политической жизни Литвы. В результате за несколько месяцев до отставки Вольдемараса политическое руководство СССР категорически высказалось против контактов с ним руководства Народного комиссариата по иностранным делам.
Кадровый вопрос в послевоенных прибалтийских республиках: характеристика и решение
Аннотация
Проанализированы основные качественные характеристики и особенности формирования руководящего состава и специалистов Латвии, Литвы и Эстонии в период «позднего сталинизма». Основными источниками для подготовки статьи стали архивные документы, отложившиеся в тематических делах Политбюро ЦК ВКП(б), и материалы «Единовременного учета руководящих работников и специалистов на 1 ноября 1947 года» - уникальной закрытой переписи, обнаруженной в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В статье были проанализированы общая численность работников в конкретных отраслях, доля, которую составляли работники «коренной» национальности и количество руководителей, приехавших на работу в республики после окончания войны. Последние данные особенно важны, так как позволяют определить долю работников тех или иных отраслей, проживавших в республиках во время оккупации. Особое внимание уделено системе управления и политическим кампаниям, которые оказывали непосредственное влияние на кадровую политику. Анализ, проведенный авторами, показал, что доля руководителей и специалистов «коренных национальностей» не превышала 85 %, а чаще всего находилась в диапазоне 50-60 %. При этом на уровне уездов и волостей доля «коренных» национальностей возрастала до 95 %, то есть на низовом - большинство руководителей и специалистов состояло из местных жителей, как правило беспартийных, проживавших в годы войны на оккупированных территориях. Вероятно, это обстоятельство вызывало беспокойство центральных властей и привело к ряду политических кампаний конца 1940-х - начала 1950-х гг. Только после смерти И.В. Сталина началось реформирование кадровой политики, авторами которой можно считать Л.П. Берия и Н.С. Хрущева.
Протестные настроения студенческой молодежи Эстонии в 1967-1968 гг.: по документам ЦК ВЛКСМ
Аннотация
Рассматривается малоизученная тема эволюции протестных настроений эстонского студенчества в 1960-х гг., которые нашли выражение в студенческих шествиях в Таллине и Тарту в октябре 1968 г. Широкий комплекс архивных документов позволяет проследить истоки и динамику этого явления, а также восприятие данных событий советским партийным руководством и ЦК ВЛКСМ. Отмечается, что сведения из архивных источников и современных работ эстонских авторов противоречат друг другу в отношении принятых мер (реакции) со стороны советского руководства. Студенческие дни в Таллине и Тарту, запланированные как дни солидарности студентов, превратились в массовые шествия и беспорядки, носившие национальный и антисоветский характер. В статье делается вывод о том, что активный протест эстонского студенчества был вызван целым комплексом причин, среди которых можно выделить яркие националистические тенденции, усилившиеся в 1960-е гг., активное проникновение западноевропейской культуры и идеологии через туристические связи, общение с родственниками за границей и международные молодежные фестивали. На долю Эстонии в 1960-е гг. приходился наибольший процент иностранных туристов. Эстонские Студенческие строительные отряды выезжали в страны Восточной Европы, главным образом в Чехословакию. На активизацию эстонского студенчества оказали влияние массовые волнения европейских студентов, которые зарубежными авторами именуются «феноменом 1968 г.». Студенчество стран Европы выступало за снижение избирательного возраста, активно добивалось участия в политических процессах, протестовало против больших финансовых расходов правительств их стран, направленных на гонку вооружений в ущерб другим отраслям экономики. Подобные идеи озвучивали эстонские студенты на комсомольских собраниях и научных конференциях, дополняя их желанием создания собственных студенческих организаций, автономных от комсомола и советской идеологии.
ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Модельные расчеты масштабов домашнего образования: пример Ярославской губернии в конце XVIII - начале XX в.
Аннотация
В настоящем исследовании посредством методов математического моделирования реконструируется динамика сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из губерний Центральной России. В качестве источниковой базы привлекаются свидетельства, содержащиеся, в первую очередь, в опубликованной мемуаристике, эпистолярном наследии, произведениях художественной литературы, а также в отечественной историографии. Результаты получены с помощью модельных расчетов, включающих интер-, ретро- и экстраполяции количественных свидетельств указанных источников. Основными результатами исследования являются методика реконструкции ежегодного объема выпуска сегмента услуг домашнего образования региональной экономики и соответствующие длинные ряды ежегодных данных по Ярославской губернии. Они свидетельствуют в пользу гипотезы, что домашний сегмент был сравним по масштабам с организованными формами образования и даже мог превышать их в начале изучаемого периода. Разработанные методы могут непосредственно использоваться для аналогичных реконструкций на материале других регионов Центральной России и, с рядом поправок в отношении значений параметров модели, применены к материалу регионов Сибири, Дальнего Востока и национальных окраин России. Связанной перспективой использования полученных длинных рядов данных является учет неформального сектора образовательных услуг в составе валового регионального продукта.
Автобиографическое и эпистолярное наследие регионального купечества России: новейшие направления и перспективы изучения
Аннотация
Статья посвящена обзору новейших направлений в исследовании письменного наследия купечества России. Автор рассматривает принципы и подходы к изучению и публикации купеческих автобиографических и эпистолярных текстов, высказанные в работах двух последних десятилетий. Особый акцент в исследовании сделан на анализе и издании письменного наследия купечества разных регионов в контексте сложной этнокультурной структуры российского общества Нового времени. Выделены основные тенденции в исследовании мемуарных памятников и эпистолярных комплексов купечества XVII - начала XX в., а также охарактеризованы их издания. Сделанные наблюдения и замечания позволяют не только проанализировать современное состояние изучения письменного наследия, культурного уровня, менталитета и самосознания купеческого сословия, но и наметить перспективы подобных изысканий. Автор статьи приходит к выводу о необходимости проведения комплексных междисциплинарных исследований, включающих историков, литературоведов, лингвистов и выполненных с применением современных технических методик работы с рукописными текстами.
Междисциплинарность в структуре современной методологии истории
Аннотация
Интеграция гуманитарных исследований значительно расширила круг сопредельных дисциплин, вовлеченных в процесс исторического познания. В статье рассматриваются эпистемологические аспекты междисциплинарности как основного принципа современной методологии истории. Развитие межпредметных связей в исторических исследованиях привело к концептуальному переосмыслению научно-справочного аппарата и, как следствие, к появлению новых дефиниций, заимствованных из смежных дисциплин. Современный понятийный аппарат не в последнюю очередь вызван появлением новых объектов исследования, которых не было в «классической» исторической науке, событийной истории. Некоторые из них (гендер, историческая память, тоталитаризм, детство, окружающая среда и др.) вполне упрочились в своем статусе «исторических» и междисциплинарных. Вместе с тем появились новые объекты изучения «несобытийной» истории (история эмоций, насилия и т. д.), которые требуют обращения к эволюционной психологии, исторической социологии, антропологии и другим областям гуманитарного знания.
Личные архивы и их трансформация в эпоху цифровизации
Аннотация
Происходящие в настоящее время социальные перемены, такие как цифровая революция, отражаются на работе архивов, во многом меняя природу основных направлений их деятельности. Личные архивы, создающиеся людьми в процессе их жизнедеятельности, также подвергаются существенной трансформации путем замены, характерных для них прежде, аналоговых документов цифровыми и связанных с этим процессом неконтролируемого накопления информации, отсутствием необходимой классификации и методов управления электронными документами. Складывающаяся ситуация с личными архивами требует упорядочивания процессов накопления, отбора, копирования и хранения личностной информации. В связи с этим фондообразователи нуждаются в приобретении определенных знаний и навыков по данному направлению. Перед архивистами стоит задача предложить потенциальным фондообразователям эффективные и простые методы управления электронными документами внутри личных и семейных архивов. Архивные структуры в ряде стран публикуют на своих сайтах доступные для понимания рекомендации с целью дать пользователям представление о методах управления архивами личного происхождения, существующими в цифровом формате, как на стадии их создания, так и при передаче в архив. В статье также рассматриваются виды электронных цифровых документов, которыми могут комплектоваться личные фонды, и проблемы, которые, в связи с этим, возникают.
СТАТЬИ
Политическая теология правителя эпохи барокко: пример из коронационной книги императрицы Елизаветы Петровны
Аннотация
В исследовании анализируются политическая теология и образность русской правительницы первой половины XVIII века в контексте европейских политических дискурсов о правительницах эпохи барокко. Ритуал коронации императрицы Елизаветы Петровны (годы правления 1741-1761, была коронована 25 апреля 1742 г.), отраженный в коронационной книге (1744 г.), показывает переход европейских образов правительницы эпохи барокко в семиотику вестернизированного русского абсолютизма. Елизавета предстает в придворных материалах (проповедях, гравюрах в коронационной книге, стихах и др.) как ниспосланная Богом мать всех русских, спасающая Православие от политического хаоса прежнего правления, сочетающая в себе как мужской, так и женский образы правителя. Образ Елизаветы в проповеди архиепископа Новгородского Амвросия иллюстрирует русский вариант политической литургии культуры абсолютизма XVIII века.
Феномен коррупции в законодательстве и восприятии российского дворянства второй половины XVIII - первой четверти XIX в.
Аннотация
На основе анализа содержания понятия «коррупции» в законодательных актах и нормативных документах, а также источниках личного происхождения выявляется и раскрывается противоречивое отношение дворянства к коррупции, получившему широкое распространение в чиновничьей среде. Подчеркивается, что некая амбивалентность в его восприятии вытекала из нечеткого определения понятия коррупции в официальных документах, противоречивого отношения самого государства к правонарушениям со стороны чиновничества. В итоге несоответствие между преступным деянием и мерой наказания за него зачастую размывало в дворянской среде границы дозволенного. Кроме того, двойственность восприятия коррупции в своей глубинной основе являлась следствием столкновения пережитков традиционного родового сознания с модернизационными процессами, ведущими к утверждению в дворянском сообществе идей и ценностей Просвещения, прежде всего, чести и достоинства личности. Свою роль сыграл и нарастающий прагматизм российского общества, все чаще вступавший в противоречие с принципом честного служения государству.
Доставка музейных коллекций в СССР в период санкций: опыт Музея антропологии и этнографии 1920-х гг.
Аннотация
Рассматриваются обстоятельства доставки в Петроград (Ленинград) коллекционных сборов А.М. и Л.А. Мервартов - участников Первой русской этнографической экспедиции на Цейлон и в Индию в 1914-1918 гг. По завершении экспедиции эти предметы оказались на временном хранении в чайных складах в Коломбо, в подвалах музеев Мадраса и Калькутты, в Государственном дальневосточном университете во Владивостоке. Авторы рассматривают политические условия и пути возвращения имущества Академии наук. Организация возвращения индийских коллекций в 1921-1924 гг. стала поводом для разработки модели взаимодействия молодого Советского государства с Великобританией. Предложенные академиком Ф.И. Щербатским формулировки позволили урегулировать дипломатические конфликты, связанные с конфискацией в Советской России собственности иностранных (британских) подданных, и мешавшие возвращению этнографических коллекций в Россию. Международное сотрудничество ученых способствовало транспортировке экспонатов в академический Музей антропологии и этнографии (МАЭ). Усилиями многих выдающихся ученых (С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской), политических деятелей (Г.Д. Красинский и Л.Б. Красин), при поддержке британских политиков и администраторов (лорд Дж. Н. Керзон, Э. Барнс, Ф.Х. Грейвли) к 1925 г. большая часть коллекций была доставлена в Петроград, что позволило и Мервартам вернуться в МАЭ и приступить к экспонированию и изучению уникальных материалов, составивших славу РАН.