Том 18, № 2 (2019): История России в гендерном измерении

В ЭТОМ НОМЕРЕ

Особенности памяти о женском социальном прошлом и труд историка

Пушкарёва Н.Л.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):206-213
pages 206-213 views

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПРОШЛОГО: ТЕОРИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ

Эвристическая ценность автобиографий для гендеролога: сопоставляя теоретические итоги российских и зарубежных автобиографических исследований

Пушкарёва Н.Л.

Аннотация

В статье рассматриваются качественные изменения в исследованиях автобиографий в исторических трудах. Автор фокусируется на значимости гендерных исследований в области сложных взаимосвязей между различными подходами, в том числе на философском, психолого-лингвистическом пути анализа жизненных историй вообще и женских автобиографий в частности (в том числе с применением теории женского письма, созданной французскими феминистскими философами), анализирует старую и новейшую литературу в области автобиографических исследований. Гендерный подход к анализу эгодокументов позволяет сделать вывод о том, что мужчины меньше сообщают о своей семейной и частной жизни и склонны придавать этой жизни иной смысл и место в системе ценностных иерархий. Второй вывод при сопоставлении мужских и женских автобиографий - индивидуализированность и независимость репрезентации своего ego в рассказах о жизни. Аналитики подчеркивают, что при сборе материала о мужских жизнях имеет значение и пол самого собирателя рассказов. При рассказе интервьюеру-женщине рассказчик излагает те же самые жизненные события по-другому, нежели интервьюеру-мужчине. У мужчины-аналитика при чтении эготекстов немедленно возникает мужская общность и, одновременно, типичные для отношений мужчин иерархии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):214-245
pages 214-245 views

«Душа человеческая разрушается от войны...»: письменные источники периода Первой мировой войны как ресурс гендерно ориентированной истории эмоций

Чуракова О.В.

Аннотация

В статье анализируются проблемы и перспективы использования письменных источников периода Первой мировой войны для проведения гендерной экспертизы российского прошлого в русле истории эмоций как актуального направления культурно-исторической антропологии. Понятия «эмоции» и «чувства» в данном случае рассматриваются как синонимы. Комплекс письменных «гендерно-окрашенных» источников за 1914-1918 гг. достаточно велик и разнообразен и включает в себя архивные материалы, коллекции документов историко-партийных комиссий, мемуары, письма, дневники, женскую прессу, анкеты («самопереписи») слушательниц высших женских курсов. Однако данный корпус свидетельств прошлого неравноценен по степени трансляции чувств и отражению эмоционального фона эпохи. Автором проведено ранжирование эмоциональных сообществ по социальной принадлежности и «слышимости» голосов в истории - репрезентативности источников. К первой категории эмоциональных сообществ относятся представительницы правящего до марта 1917 г. Дома Романовых и аристократки. Их документы личного происхождения опубликованы в достаточной мере, обширные фонды документов находятся в центральных российских и зарубежных архивах. Часть женщин элиты входила в другое эмоциональное сообщество - «фронтовички». Третьей категорией эмоциональных сообществ являются городские жительницы. Их «разноголосица» представлена частично меморатом, а также отражена в материалах женских журналов, студенческих анкетах, документах региональных архивов. Наименее представлены с точки зрения эмоций самые многочисленные сообщества - крестьянки и солдатки, несмотря на то, что повседневная жизнь и ценностные ориентации последних хорошо исследованы. Для выявления психологический матрицы эпохи важно использовать весь комплекс выявленных источников.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):246-277
pages 246-277 views

Гендер в российской истории: обзор новейших исследований

Реснянский С.И., Амиантова И.С.

Аннотация

В статье представлены результаты обзора исследований по гендерной проблематике, опубликованных за последние тридцать лет. Авторами поставлена задача обобщить и проанализировать историографию вопроса о предпосылках и характере взаимосвязей исторической науки и гендерных исследований. В работе обосновывается идея формирования обновленной концепции гендера на разных исторических этапах страны, уточняются подходы к изложению современной истории становления и развития гендерных исследований и гендерного дискурса. Результаты исследования показывают неравномерную динамику роста числа дескриптивных и эмпирических исследований гендера и связь этого научного направления с социально-экономическими и политическими изменениями на всем историческом пути России. Корреляция отношений динамической эволюции гендера с особенностями исторического пути страны еще недостаточно изучена, но ее рассмотрение может дать возможность и в исторических исследованиях описать и объяснить уникальные модели феномена мужского/ женского и его эволюции. В гендерных исследованиях пока мало деталей для того, чтобы выявить, описать и объяснить его национальную специфику, соотнесенную со спецификой национальной истории в хронологических и пространственно-территориальных масштабах. Авторы ставят проблему разработки методологического инструментария и языка взаимодействия в рамках исторического, постструктуралистского и феминистского подходов. Это потребует перехода в исторических исследованиях к изучению новых аспектов данной проблемы, в том числе через изучение истории жизни этносов и народов России на разных этапах их развития, тематические исследования гендера и анализ дискурса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):278-301
pages 278-301 views

ЖЕНЩИНА В ТРУДЕ

Мугаллима: новая социально-профессиональная роль татарской женщины начала ХХ в

Габдрафикова Л.Р.

Аннотация

Статья посвящена изучению новой социальной группы татарской светской интеллигенции - учительниц национальных школ (мугаллима), сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв., когда в татарском обществе особую актуальность приобретало женское образование. Исследование проведено на основе документов личного происхождения. В статье рассмотрена трансформация роли остазбика (супруги имама, учительницы мусульманского прихода), проведен анализ первых татарских женских школ, установлены источники формирования учительниц-мугаллима. Кроме того, специальное внимание уделено вопросам повышения квалификации мугаллима, юридической регламентации деятельности татарских учительниц, их должностным обязанностям и материальным условиям жизни. С учетом гендерной роли среднестатистической женщины проанализировано положение татарской учительницы в мусульманском обществе, ее повседневное поведение, образ мугаллимы в татарской литературе и восприятие этой профессии разными социальными группами. Автор делает вывод о том, что профессиональный статус мугаллимы в татарском обществе был легализован только в годы Первой мировой войны, а социальное восприятие мугаллимы было амбивалентным. Традиционное общество относилось негативно к независимой женщине, в то время как национальная интеллигенция поддерживала положительный образ мугаллимы. Но вопрос совмещения женщиной педагогической работы и семьи оставался открытым. Татарские феминистки эпохи Первой русской революции видели в работе мугаллимы альтернативу семье и служение общенациональным интересам ставили выше своей частной жизни.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):302-319
pages 302-319 views

«Безвластная власть»: статус женской домашней прислуги в России во второй половине XIX - начале ХХ в

Веременко В.А.

Аннотация

В предлагаемой статье исследуется специфика социального положения женской домашней городской прислуги в пореформенной России. На основании широкого круга источников, включающего статистические материалы, публицистику, пособия по домоводству и эго-документы, автор делает вывод о наличии среди данной категории населения двух групп, принципиально отличавшихся по своему статусу в господской семье. В пореформенный период в России труд служанок не был нормирован, отсутствовали какие-либо гарантии со стороны работодателей как по условиям работы, так и на случай увольнения и потери трудоспособности. Значительный приток в город крестьянских девушек создавал гигантское предложение. Вместе с тем подавляющее большинство претенденток не имело никакого понятия о той деятельности, которую им предстояло осуществлять. Те же, кто смог выдержать несколько лет мучений, обзаводились не только профессиональными умениями, но обучались жизни в городе, способности защищать себя от посягательств. По мере роста образования крестьянской женской молодежи, знакомства ее с судебными учреждениями и активизации деятельности разного рода организаций, занимавшихся помощью служанкам в получении образования и организации найма, женская прислуга чувствовала себя все более защищенной и готовой отстаивать свои права. В результате несмотря на казалось бы гигантское предложение, в действительности подобрать в дом подходящую прислугу оказывалось крайне сложно. Имевшийся у хозяев выбор сводился к двум вариантам - покладистая неумеха или знающая себе цену и требующая учета своих интересов прислуга.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):320-354
pages 320-354 views

Использование женского труда Морским министерством Российской империи на рубеже XIX - XX вв

Синова И.В.

Аннотация

В статье на основе преимущественно неопубликованных ранее документов, хранящихся в Российском государственном архиве Военно-Морского флота, и материалов периодической печати исследованы вопросы, связанные с изменениями в отношении использования женского труда на государственной службе на рубеже ХIХ - начала ХХ в. на примере Морского министерства. Следствием борьбы общественности были отдельные уступки со стороны власти, связанные с расширением прав женщин в деле устройства на работу в ряде сфер, которые испытывали в условиях интенсивного буржуазного развития недостаток в кадрах определенной квалификации, включая государственную службу. Возможности женского труда были ограничены как отсутствием законодательного регулирования, так и сложившимися традициями, в частности это касалось предпринимательства, политики и государственной службы. В статье проанализированы правовые акты, регламентирующие труд женщин, прежде всего в сфере государственной службы. Показано, как изменения, происходившие в социальной политике Российской империи, повлияли на трансформацию социально-экономического положения женщин. Практика Морского министерства является весьма показательной для характеристики процесса привлечения женщин на государственную службу. В статье выявлено отношение руководителей подразделений министерства на поступление женщин на государственную службу, а также их мнение относительно степени необходимости для самой службы в привлечении лиц женского пола. Рассмотрены аргументы противников приема женщин на работу, в частности, мужчин - руководителей подразделений Морского министерства, связанные с опасениями негативного влияния трудовой деятельности женщин на их семейную жизнь, воспитание детей и проч.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):355-373
pages 355-373 views

«Труд как свобода, труд как бремя»: o ранних страницах женской занятости в России

Морозова О.М., Трошина Т.И., Ялозина Е.А.

Аннотация

В данной статье авторы ставят целью показать процесс оформления типа российской работающей женщины, занятой в сферах, требующих умственного квалифицированного труда в период со второй половины XIX в. до 30-х гг. ХХ века. В России образованные женщины вошли в сферу общественно значимого труда во время Великих реформ. Пройденный с тех пор путь во многом объясняет положение работающей женщины в современной России, что актуализирует избранную авторами проблему исследования. Источниками для написания статьи стали делопроизводственные документы учреждений царского и советского времени, статистические сведения, материалы печати, мемуары. Среди факторов, повлиявших на формирование класса работающей россиянки в дореволюционный период, авторы выделяют общественное движение за развитие женского образования, появление специальных женских учебных заведений профессионального образования, земскую реформу, промышленную индустриализацию и, наконец, Первую мировую войну. В статье показаны изменения в характере занятости советской женщины после революции 1917 г. При этом авторы приходят к выводу о том, в 1920-е гг. не произошло коренных изменений в условиях быта, и в результате советская женщина-интеллигентка оказалась «бойцом двух фронтов» - трудового и бытового. В 1930-е гг. авторы фиксируют бурный рост женского участия во всех сферах народного хозяйства СССР, среди которых лидирующими стали здравоохранение, образование и работа в аппарате советских, партийных и хозяйственных органов. В результате в этот период окончательно сформировались профессиональные черты трех основных групп советской работницы: женщины-врача, женщины-учителя и женщины-функционерки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):374-411
pages 374-411 views

Женщины-крестьянки в сельскохозяйственных трудовых коммунах Советской России в 1917 - начале 1930-х гг

Семерикова О.М.

Аннотация

В статье на основе архивных материалов рассмотрен гендерный аспект в деятельности сельскохозяйственных трудовых коммун периода раннесоветского общества. Созданные почти исключительно мужчинами (в составе коллектива), они имели чаще всего около половины или чуть меньше трудоспособных членов из числа представительниц женского пола. Это существенно влияло на психологический климат в коммуне и ее экономические показатели. Отсутствие специальных работ по данной проблематике актуализирует обращение к проблеме соотношения мужского/женского в сельскохозяйственном коллективе изучаемого периода и его значения для количественных и качественных показателей производства. Интерес вызывает также и то, что сельскохозяйственная трудовая коммуна явилась местом социалистического социального эксперимента по созданию «нового» советского человека, «новой» советской женщины. Традиционно женщина определяла психологически-эмоциональную готовность семьи к восприятию «нового», что советская власть активно использовала для усиления своего идеологического влияния в деревне. В рамках большевистского проекта «коммуна» ставились задачи по повышению социального статуса женщины в обществе через широкий доступ к получению образования, занятие производственных, государственных и партийных руководящих постов. Новые возможности, в свою очередь, расширяли пространство самореализации женщин за рамками их обычных ролей в патриархальном укладе. Исследование динамики развития данных процессов в раннесоветский период позволяет выявить естественные границы в осуществлении концепта «новая советская женщина», установить результаты социального проектирования в данной сфере. В исследовании доказано, что при вступлении в коллектив женщины преследовали преимущественно прагматические цели. Автором статьи установлено, что, несмотря на поддержку государством и партией процесса повышения статуса женщины-крестьянки, в обществе сохранялось традиционное представление о ее месте и роли в семье и социальной жизни. В результате привлечение женщин к управленческим функциям осуществлялось медленно, тем не менее, повысило возможности их самореализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):412-430
pages 412-430 views

Создание героини: трудовой рекорд Дуси Виноградовой

Наволоцкая Д.И.

Аннотация

В данной статье предлагается анализ реализации советского гендерного проекта на локальном уровне, что позволяет исследовать отношения властей и рабочих в процессе организации социалистического соревнования на конкретной фабрике, показать взаимосвязь их интересов. Источниковую базу статьи составляют периодическая печать, документация центральных и местных органов власти. В статье показано, что интенсификация производства в начале первой пятилетки потребовала мобилизации рабочих рук, стимулирования энтузиазма рабочих. В рамках капании по повышению производительности труда стали проводиться профессиональные конкурсы. Однако сырьевой и технический кризисы, которые совпали с кризисом продовольственным начала 1930-х гг., не позволяли текстильной промышленности Ивановской области «выйти из прорыва» и вызвали протесты рабочих. К началу второй пятилетки среди персонала фабрик сохранялись противники повышения производительности труда с помощью «уплотнения», то есть обслуживания большего количества станков одной ткачихой. Статья о рекорде ткачихи Евдокии Виноградовой в «Легкой индустрии» продвигала новые профессиональные стандарты, согласно которым юная девушка могла быть техническим экспертом, а повышение производительности труда возможно было достичь с помощью «уплотнения». Образ молодой ударницы был призван доказать превосходство советской системы образования и социалистической организации труда. Биографические данные основных участников рекорда свидетельствуют о том, что это были представители первого поколения советских людей, чьи интересы тесно переплетались с интересами партии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):431-452
pages 431-452 views

РЕЦЕНЗИИ

Сидорова Л.А. Советские историки: духовный и научный облик. М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2017. 248с. (Historia Russica)

Селунская Н.Б.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):453-457
pages 453-457 views

Непомнящий А.А. Академик С.Ф. Платонов и крымоведение. Белгород: Константа, 2018. 216 с. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 27)

Мосейкина М.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):458-463
pages 458-463 views

РАЗНОЕ

Сотрудничество Российской Федерации с Сирией и Вьетнамом в сфере образовательной политики в 2000-е гг.: результаты и перспективы

Шахуд А.М., Ле В.В., Хосейн М.

Аннотация

В данной статье прослеживается эволюция приоритетов, основных направлений и условий межгосударственного взаимодействия в сфере образования Российской Федерации с Сирией и Вьетнамом, анализируется исторический опыт сотрудничества данных государств. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как основные задачи и направления исследования сотрудничества Российской Федерации с государствами, контекстные приоритеты их развития, потребности рынка труда и особенности системы высшего образования. Особое внимание уделено сравнительному исследованию институционального и нормативно-правового ресурсов развития систем высшего образования рассматриваемых государств. Подчеркивается взаимосвязь высшего образования и национальной экономики. Новизна исследования заключается в переосмыслении концептуальных основ, задач и ключевых направлений взаимодействия стран, которые могут в комплексе составить необходимый задел для понимания основной сути сотрудничества Российской Федерации с Сирией и Вьетнамом в области образовательной политики, ее состояния и перспектив развития. Авторами выявлены особенности сотрудничества Российской Федерации с Сирией и Вьетнамом в сфере образовательной политики в 2000-е гг., которые выражаются в их ориентации на общие приоритеты, декларируемые международными документами о высшем образовании, и выработке консенсуса относительно необходимости наращивания объемов сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019;18(2):464-478
pages 464-478 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах