Том 17, № 3 (2018): ИСТОРИЯ ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ

ИСТОРИЯ ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ

В ЭТОМ НОМЕРЕ

Брежнева С.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):509-512
pages 509-512 views

Полемика как механизм поиска и утверждения истины (на примере полемики в вопросах ‘акиды между Шигабутдином Марджани и его оппонентами в Поволжье в последней трети XIX в.)

Марданова Д.З.

Аннотация

В статье на примере богословского спора в вопросах ‘акиды (вероучения) между религиозным ученым, богословом и историком Шигабутдином Марджани (1818-1889) и его оппонентами рассматривается полемика как механизм поиска и утверждения истины. Выступая в качестве одного из возможных ответов татар-мусульман на имперский вызов, религиозная полемика анализируется в свете изменившихся политических, экономических и социальных условий Нового времени, когда через теологическиедискуссиио каламе ибожественныхатрибутахочерчивалисьновыеграницы религиозной традиции. В рамках данной проблемы обсуждаются следующие вопросы: 1) полемический жанр в исламском мире; меджлисы как площадки для дискуссий и дебатов мусульман в решении актуальных вопросов интеллектуального, религиозного и социального характера; виды споров - джадал и муназара ; 2) реформирование ислама в конце XIX в. среди мусульман Российской империи; 3) обсуждение образа «истинного» вероучения ( ‘акида ) через догматические дискуссии о каламе, мутакаллимах, учении о божественных атрибутах и связи атрибутов с Аллахом; 4) источники вероучения ( ‘акида ), границы авторитетности источников; запретные нововведения ( бид‘ат ); 5) обвинение в неверии ( такфир ) и границы неверия ( куфр ); 6) возвращение на «прямой путь» через обновление ( таждид ), предполагавшее, с одной стороны, введение в традицию «необходимых» и «истинных» представлений, с другой - отказ от «неактуальных», то есть якобы «неистинных» воззрений; 7) критика Марджани в качестве легитимного участника спора, обновителя ислама ( муджаддид ), богослова и правоведа, способного на иджтихад ( муджтахид ). Изучение полемики как реакции мусульман на имперский вызов в условиях Нового времени позволяет проследить, как мусульманские ученые очерчивали новые границы религиозного учения и благодаря этому адаптировали религиозную традицию к социальным реалиям Российской империи в последней трети XIX в. и одновременно пересматривали окружающую действительность в свете первоисточников.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):513-537
pages 513-537 views

Отношение к суннитским правовым школам в традициях мусульман Поволжья: «Золотая середина» во взглядах муфтия Галимджана Баруди

Абулханов Н.Б., Набиев Р.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению актуальной на сегодняшний день теме - формирования традиции российских мусульман по вопросам отношения к религиозно-правовым школам на примере взглядов выдающегося религиозного деятеля XIX - начала XX в. Галимджан хазрата Баруди. Статья затрагивает его точку зрения на важные для мусульман Российской империи вопросы, его реформаторские взгляды на проблемы отношения мусульман к традиционно сложившимся религиозно-правовым школам, в частности, его взгляд на ханафитскую религиозно-правовую школу, которая является самой распространенной среди российских мусульман. Рассматриваются достижения Галимджана Баруди на ниве совершенствования мусульманского образования, демонстрируется вклад ученого в формирование новой системы образования мусульманских народов Российской империи конца XIX - начала XX в., основанной на принципах реформаторства, джадидизма. Галимджан Баруди, создатель знаменитого медресе «Мухаммадия», принимал самое активное участие в указанных процессах, был автором многих научных трудов, посвященных реформированию не только образовательной системы мусульман России, но и всего жизненного уклада мусульманских народов, особенно Волго-Уральского региона страны. Статья отражает точку зрения Галимджана Баруди на один из самых животрепещущих теологических и правовых вопросов - о возможности иджтихада в современном ему мусульманском обществе, о «закрытии врат иджтихада», так как данный вопрос носил решающий характер в теологических спорах между реформаторским направлением джадидизма и традиционалистским направлением кадимизма. Кроме сугубо научных изысканий, данные вопросы затрагивали широкие слои мусульманского населения, что нашло свое отражение в издательской и просветительской деятельности Галимджана Баруди. В статье рассматривается также вопрос о возможности изменения положений ре- лигиозно-правовых школ в духе нового времени, сообразно обстоятельствам менявшихся общественно-политических и экономических отношений. В статье приводятся фетвы Галимджана Баруди по различным вопросам, анализируется их соответствие традиционному ханафитскому праву. Авторы раскрывают общее отношение Галимджана Баруди к ханафитскому мазхабу, а также его отношение к реформаторству в среде мусульман России в период XIX - начала XX в.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):538-550
pages 538-550 views

Становление и развитие богословской мысли татар: история и тенденции

Адыгамов Р.К.

Аннотация

В статье анализируется история возрождения после почти трехсотлетнего застоя общественно-богословской мысли татар, которая приходится на период второй половины XVIII - первой четверти XX в. Исследование данной проблемы и в частности проблем исламского права в рамках данного периода, предполагает, в первую очередь, выявление основных культурных, социальных и политических факторов, оказавших влияние на становление и развитие богословской мысли татар. В качестве важнейшего из факторов автор называет ислам, официальное принятие которого состоялось булгарами (предками татар) в X в., после чего исламская религиозная традиция прочно закрепилась и сохранялась, несмотря на монгольское нашествие, распад Золотой Орды, завоевание Казанского ханства. Вместе с тем в статье отмечается, что после взятия Казани и вплоть до конца XVIII в. наблюдался застой в социальной жизни и общественной мысли татар. Лишь после указа Екатерины II о веротерпимости начинается процесс возрождения общественно-богословской мысли татар. Поскольку татары получали религиозное образование в мировых религиозных центрах, то идеи богословов исламского мира оказывали значительное влияние на формирование их взглядов. Автор статьи обращается к трудам таких татарских богословов, как Ахмад ас-Сирхинди, Мехмед Бергеви, Шах Валиулла, Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб, Афгани, Абдо, Рашид Рида, большинство из которых объединяли ханафитская богословская школа и накшбандийский тарикат. Вторым по значимости фактором, оказавшим влияние на развитие богословской мысли татар, по мнению автора, были идеи европейских и российских реформаторов, с которыми татарские мыслители знакомились через систему образования, а также из трудов мыслителей. В совокупности перечисленные факторы оказывали влияние на формирование собственно реформаторского течения в татарской общественно-богословской мысли, способствовавшего дальнейшему социально-экономическому развитию татарского социума.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):551-580
pages 551-580 views

Ремесленная культура цехового крымско-татарского мастера по изготовлению традиционной кожаной обуви (по рукописным и опубликованным материалам В.А. Гордлевского)

Непомнящий А.А., Грушецкая В.А.

Аннотация

На основе анализа научного наследия крупного тюрколога-крымоведа В.А. Гордлевского (1876-1956), которое в значительной степени сохранилось в рукописном виде, в частности, в Архиве Российской академии наук, других архивохранилищах, а также содержится в известных публикациях ученого, рассмотрена сравнительная характеристика цеховой организации ремесленников в Крыму и в Малой Азии. Проанализирована ремесленная культура крымско-татарских мастеров, которые изготавливали повседневную кожаную обувь на территории Крымского полуострова в конце XVIII - начале XX в. Выделена ведущая роль В.А. Гордлевского в исследовании данной проблемы. Восстановлены эпизоды его биографии и научной деятельности, которые отразились на формировании фундаментальных и глубоких знаний ученого по этому вопросу. Сформулированы отдельные аспекты развития ремесленной культуры в Крыму. Братство ахи появилось и функционировало в Крыму как добровольное объединение местной профессиональной и религиозной ассоциации цеховых ремесленников с XIII в. По мнению тюрколога В.А. Гордлевского, эти профессиональные союзы играли ведущую религиозную, политическую и экономическую роль в регионе благодаря «футтуве», статуту ремесленников, который в Крыму назывался «селеф-намэ». Подобный статут о моральном поведении и обрядности крымских цеховых ремесленников-обувщиков включал в себя этический и моральный кодекс, содержащий различные добродетели, в частности щедрость, честность и скромность. У обувщиков было свое знамя, они носили особую поясную одежду (шаровары «туман» и рабочий фартук «пештамал»), которая имела свои знаковые функции в обрядности, связанной с посвящением в мастера и сохранением этого статуса. В Крыму существовала собственная иерархия цеховых ремесленников, в основном, она состояла из трехуровневой системы: ученик «шекирд», подмастерье «калфа», мастер «уста», а также администрации во главе с верховным духовным наставником цехов «накыб», главными мастерами «уста-баши».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):581-607
pages 581-607 views

Отражение идеи аккультурации в переселенческой политике Российской империи в Туркестане на рубеже XIX-XX вв

Брежнева С.Н.

Аннотация

В статье рассматривается переселенческая политика Российской империи в Туркестанском крае в контексте аккультурации. Ее идея была заключена в самом принципе имперской политики России, которая рассматривала Туркестан как свою национальную окраину и считала русификацию делом недалекого будущего. Отмечается, что переселение русских крестьян в Туркестан регулировалось общепринятыми по России законодательными нормами, но имело свои местные особенности. Своеобразие русской колонизации заключалось в том, что, во-первых, в крае проживало иноязычное население с другим менталитетом и другой религией; а, во-вторых, Туркестан в большинстве территорий был завоеван силой оружия, и это обстоятельство не добавляло доверия местного населения к российской власти. Тем не менее, по мнению автора, основания для аккультурации были в начале переселенческого процесса, когда между русскими поселенцами и местными жителями стали устанавливаться хозяйственные взаимоотношения. Анализ дальнейшей переселенческой политики Российской империи приводит к выводу, что препятствием для дальнейшей аккультурации были как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам следует отнести разную конфессиональную направленность, отличительные черты в менталитете, отдаленность территории от России. Субъективные причины заключались в неверном решении царской власти об изоляции русскоязычного населения от коренных жителей, изымании «излишек» земель у местного населения, перегибах в работе Переселенческого управления, члены которого часто злоупотребляли своим служебным положением. Отрицательную роль сыграла также приверженность российской власти, туркестанской администрации и даже русских поселенцев «цивилизаторской миссии России», в соответствии с которой ставилась задача приобщения «диких» народов к европейской цивилизации, что служило аргументацией для объяснения необходимости нести «блага» «непросвещенным народам». Сделан вывод о несовершенстве переселенческой политики российской администрации, заключавшейся в отсутствии правовой базы и четкого плана переселения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):608-638
pages 608-638 views

Представительство мусульман в органах самоуправления российских регионов во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Вятской губернии)

Субботина А.М.

Аннотация

В статье проводится анализ представительства мусульманских народов в органах волостного, земского и городского самоуправления Вятской губернии Российской империи в 1860-1916 гг. Изучение ситуации в Вятской губернии показывает, каков был правовой статус мусульман на тех российских территориях, где распространился ислам. Исследование опирается на материалы Государственного архива Кировской области и периодических изданий. Мусульманами в регионе были татары и башкиры. Их число было разным в разных районах провинции. Автор проводит сравнительный анализ участия мусульман в волости, земстве и городском самоуправлении. Исследователь утверждает, что в мусульманских районах провинции их представители участвовали в самоуправлении разного уровня, но не было прямой связи между количеством мусульманского населения и количеством мусульманских представителей в городских советах, земстве и волостных советах. Автором делается вывод о влиянии на мусульманское представительство комплекса факторов. В числе наиболее важных факторов выделены установленные законодательством правовые нормы, количество мусульман среди избирателей разных категорий, авторитет кандидатов, позиция избирательных собраний и местной администрации. В законодательных актах установлены правовые нормы для формирования представительства. Максимальная доля нехристиан определялась только в городских собраниях. На конечный результат также повлияло количество мусульман среди избирателей разных категорий, полномочия кандидатов, положение избирательных собраний и местная администрация. В большей степени состав населения отражал земское и волостное самоуправление. Очень небольшое число мусульманских граждан среди владельцев права на владение недвижимостью стало причиной их слабого участия в городской думе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):639-660
pages 639-660 views

Бухарское население Cибири в первое послереволюционное десятилетие

Дацышен В.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы жизни общины сибирских бухарцев в первое десятилетие после Революции 1917 г. В центре внимания автора - бухарцы Тарского округа Сибирского края1, их экономическое, политическое и культурное развитие в первое послереволюционное десятилетие. Автор показывает, что бухарцы вместе со всем населением Сибири пережили трудные годы Первой мировой и Гражданской войн, а Революция 1917 г. первоначально дала им надежду на улучшение положения. Однако эти надежды не оправдались, социально-экономическое и политическое положение бухарцев в Сибири оказалось значительно хуже, чем других групп населения, что стало основной причиной желания значительной части сибирских бухарцев выехать из СССР в Турцию. В статье вводятся в научный оборот новые архивные документы, отражающие политику государства в связи с желанием бухарцев выехать из СССР. Документы из фондов Государственного архива Новосибирской области позволяют детальнее рассмотреть проблемы социально-экономического и культурного развития сибирских бухарцев к середине 1920-х гг. Особый интерес представляет разработанная в 1925 г. в Новосибирске программа улучшения экономического, политического и культурного положения бухарского населения Сибири. Автор приходит к заключению, что подобные мероприятия советской власти не смогли покончить с «переселенческими настроениями» бухарцев. Последний раз в переписи населения Сибири бухарцы были отмечены в 1926 г. Несмотря на то, что советское руководство в том же году не выдало им разрешения на выезд в Турцию, к концу 1920-х гг. все-таки часть бухарцев эмигрировала из СССР, а остальные были формально включены в состав сибирских татар. Автор считает, что одной из причин «исчезновения» бухарцев Сибири было то, что в большинстве своем они не приняли политики большевиков, заявив к середине 1920-х гг. о своем нежелание оставаться на советской территории и намерении покинуть СССР.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):661-674
pages 661-674 views

СТАТЬИ

Cоциально-экономическая характеристика землевладельческого дворянства Среднего Поволжья второй половины ХIХ - начала ХХ в

Петров В.И.

Аннотация

Статья посвящена анализу социально-экономического развития земледельческого дворянства Среднего Поволжья во второй половине ХIХ - начале ХХ в., которое пополнялось за счет высокой рождаемости в семьях потомственного дворянства. Отмечается, что динамика личного дворянства Среднего Поволжья с 1867 по 1897 г. заметно отставала от показателей роста численности потомственного дворянства, более 80% которого проживало в городах. Правительство нуждалось в укреплении своей социальной опоры во всех структурах российского общества при явной попытке ограничить доступ в дворянское сословие. Основной процесс в сфере землевладения дворян Среднего Поволжья в рассматриваемый период заключался в мобилизации дворянского землевладения региона, то есть в сокращении землевладения дворян-помещиков и концентрации земли в руках купечества, делового крестьянства и других представителей сельской буржуазии. В течение всего пореформенного периода помещики сохранили за собой положение основных продавцов, а также крупнейших покупателей земельных участков. Перераспределение земель в среде дворянского сословия проходило под влиянием рыночного развития аграрных отношений в целом и помещичьего производства в частности. Автор приходит к выводу, что переход участков в руки капитализирующихся помещиков способствовал развитию их хозяйств. В первое двадцатилетие после отмены крепостного права частное землевладение в Среднем Поволжье составляло уже четверть всех аграрных площадей. Исходя из обеспеченности дворян региона землей, автор заключает, что во второй половине XIX в. экономическое положение помещиков было весьма стабильным и это послужило основой положительной динамики роста численности дворянского сословия трех изучаемых губерний Среднего Поволжья (с 1867 по 1897 г. - на 106,7%).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):675-695
pages 675-695 views

Cоздание системы стационарной офтальмологической помощи в Уфе в начале XX в

Галимова Ю.Ш.

Аннотация

В дореволюционный период попечение инвалидов и других страждущих, не имевших необходимой материальной поддержки, осуществлялось при поддержке императорской семьи и участия общественности. Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых являлось единственной в своем роде организацией, осуществляющей поддержку слепых людей. Созданное в 1886 г. Уфимское отделение попечительства взяло на себя вопросы попечения, обучения и трудоустройства малоимущего населения губернии с заболеваниями зрения. С этой целью был открыт приют для взрослых инвалидов по зрению, впоследствии реорганизованное в Уфимское училище для малолетних слепцов. В 1901 г. училище стало основой для первой бесплатной глазной лечебницы в г. Уфе. Лечебница взяла на себя вопрос лечения всего населения губернии, до того момента не имевшего медицинского обеспечения в области офтальмологии. Несмотря на ограниченную поддержку властей губернии и города, глазная лечебница добилась расширения сферы своей деятельности, подняв оказание лечебной помощи на достойный уровень, и стала основой для создания профильного научно-исследовательского института, продолжающего оказывать офтальмологическую помощь населению по сей день1. До настоящего времени не было целостного исследования, посвященного теме развития офтальмологической службы на территории Уфимской губернии. Основу работы составляют архивные документы из Российского государственного исторического архива, Национального архива Республики Башкортостан, государственного архива Республики Крым, Центрального государственного архива г. Москвы, государственного архива Томской области, государственного архива Саратовской области, государственного архива кантона Берн (Швейцария), благодаря которым удалось восстановить историю создания и деятельности Уфимской глазной лечебницы, биографию ее руководителей, судьба которых была тесно связана с историей страны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):696-717
pages 696-717 views

Российско-египетские отношения в аспекте межцивилизационного взаимодействия

Лукьянова Г.О., Паймакова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена развитию российско-египетских отношений в аспекте межцивилизационного диалога. В ней анализируется динамика развития отношений в различные исторические эпохи, а также факторы, оказавшие решающее влияние на характер двустороннего взаимодействия. Глобализационные процессы, в условиях которых живет современный мир, расшатывают все сложившиеся на протяжении многих веков модели национальной и культурной идентификации и ставят под угрозу само существование народов, наций и культур в их нынешнем виде. Это вызывает закономерное сопротивление, стремление к сохранению национальной идентичности. В сложившихся условиях особую значимость приобретает межнациональный культурный диалог. Данная статья посвящена рассмотрению подобного диалога российской и египетской культур, где особую роль играли и продолжают играть политические, экономические, культурные, научные и духовные связи. Идеи Л.Н. Толстого, А.М. Горького и других деятелей русской культуры, проникшие в Египет, получили здесь особую популярность, оказав значительное воздействие не только на умы прогрессивной египетской интеллигенции, но и на развитие египетской литературы. Хотя Россия долгое время рассматривалась арабскими и, в частности, египетскими историками и общественными деятелями как часть Запада, после октябрьской революции 1917 года в России Советское государство стало восприниматься как особая сила, противостоящая материалистическому Западу. Начиная с 50-х гг. ХХ в. большое значение для Египта имеет военно-техническое, экономическое и культурное сотрудничество с СССР, впоследствии - с Россией. В то же время в статье анализируется влияние египетской культуры на духовную и интеллектуальную жизнь России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(3):718-734
pages 718-734 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах