Принудительная миграция цыган в Западную Сибирь в 1933 г. как элемент государственной политики освоения Севера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Реконструирована история принудительной миграции цыган в 1933 г. из Москвы и Подмосковья в Западную Сибирь и их жизнь в условиях трудового поселения. Исследование выполнено на основе соотнесения выявленных автором и опубликованных архивных источников с воспоминаниями и свидетельствами очевидцев и участников событий, записанными в 1990-е - начале 2000-х гг. Показано, что депортация цыган в Западную Сибирь в 1933 г., несмотря на ее этнический характер, не вписывается в типологию принудительных этнических миграций, стержневыми и определяющими элементами которой являются тотальные миграции «наказанных народов». Неверно также считать основанием для депортации цыган в Сибирь их признание социально вредной и нетерпимой этнической группой в силу кочевого образа жизни, закрытости, неконтролируемости и криминальности. Делается вывод, что депортацию цыган в Западную Сибирь в 1933 г. следует рассматривать не как целенаправленную антицыганскую акцию, а как провалившуюся попытку принудительного оседания в контексте общих действий государства, направленных на освоение северных и восточных районов страны.

Полный текст

Введение

Актуальность. Среди цыгановедческих исследований публикации, касающиеся истории появления и пребывания цыган в Сибири в разные периоды истории России, немногочисленны[1]. К числу слабо изученных принадлежат принудительные миграции цыган в Западную Сибирь в 1930-е гг. Внутренние принудительные миграции населения[2], проводимые Советским государством в 1920-е – начале 1950-х гг., являлись составной частью государственной системы миграций, обусловленной сложным переплетением экономических и политических факторов, и вплоть до конца 1980-х гг. эта тема относилась к числу запретных.

Степень изученности проблемы. Впервые о депортации цыган из Москвы и Подмосковья в Западную Сибирь в 1933 г. русскоязычному научному сообществу стало известно с выходом в 1999 г. переводной «Черной книги»[3]. Ее авторы связывали высылку цыган «к местам работы в Сибирь» с введением 27 декабря 1932 г. внутригосударственного паспорта и института прописки. В 2005 г. было полностью опубликовано донесение помощника начальника ГУЛАГа И.И. Плинера заместителю председателя ОГПУ Г.Г. Ягоде о чистке Москвы от цыган в 1933 г.[4] Факт высылки цыган в Сибирь в 1933 г. нашел отражение в монографиях В.Н. Земскова и В.Н. Уйманова, которые пришли к выводу, что идея цыганских трудпоселков успеха не имела, так как почти все цыгане бежали[5]. А.Г. Тепляков рассмотрел высылку цыган как «единственную этническую общность, объявленную властями – в силу кочевого образа жизни замкнутости, неконтролируемости и заметной криминализованности – социально вредной и нетерпимой»[6]. Широкую публичную известность тема депортации цыган в Сибирь получила с выходом в 2002 г. статьи исследователя истории и культуры цыган Н.В. Бессонова[7], подробно описавшего высылку цыган со слов В. Глодо (Шматульского), высланного из Москвы вместе с семьей. Бессонов привел также рассказ цыганского писателя и исследователя В. Калинина об еще одной, якобы имевшей место, не получившей пока документального подтверждения, высылке в 1937 г. 1800 цыган на станцию Тайга Новосибирской (сейчас Кемеровской) области. В 2005 г. книга Калинина была опубликована в России[8]. Впервые высылка цыган в Сибирь рассматривается на основе верификации данных устной истории и и разных групп исторических источников, в том числе архивных, в статье болгарских этнографов-цыгановедов Е. Марущиаковой и В. Попова[9].

Цель исследования состоит в том, чтобы, во-первых, уточнить причины, ход и типологию высылки цыган в Сибирь в 1933 г.; во-вторых, выяснить, все ли цыгане бежали с мест поселения, а если нет, то как сложились судьбы тех, кто остался.

Источниковой базой послужили свидетельства очевидцев высылки и пребывания цыган на спецпоселении, собранные томским писателем П.А. Барсагаевым[10], и воспоминания В.А. Неволина[11], высланного вместе с семьей в те же места спецпоселения, что и цыгане. Вторую группу составили опубликованные и выявленные автором архивные материалы из фондов Государственного архива Новосибирской области (Ф. Р-47), Центра документации новейшей истории Томской области (Ф. 27, 80), Информационного центра УВД Томской области (Ф. 5). Верификация данных устной истории с документальными источниками позволила воссоздать достоверную картину предпринятой государством не удавшейся попытки принудительного оседания цыган в Сибири в 1933 г.

Депортация

Массовая депортация органами ОГПУ цыган из Москвы и Подмосковья летом 1933 г. происходила в рамках «чистки» крупных городов от деклассированных элементов в связи с паспортизацией. С введением в 1932 г. паспортной системы большинству цыган, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих прописки по месту проживания, было запрещено жить в городах, рабочих поселках и совхозах. Негативно отразилось на положении цыган введение в 1929 г. карточной системы, которое обрекало большую их часть, особенно «кочующих», на существование вне государственной системы обеспечения продуктами питания[12]. К весне 1933 г. в крупные города съехались десятки таборов «цыган-кишиневцев», румынских цыганских групп («сэрвов» и «влахов»), «крымских цыган» («крыма») и др. По словам Н.В. Бессонова, «Москва притягивала цыган возможностью хоть как-то прокормиться. Столица была опутана сетью новых таборных стоянок». Массовые облавы на цыган и аресты проводились и в других крупных городах, объявленных «закрытыми»[13].

«Облавы» на цыган устраивались параллельно «очистке» приграничных районов от «деклассированных элементов» и «разгрузке» мест заключения и лагерей ОГПУ. Эти потоки планировалось объединить в так называемый «новый контингент». Ранее созданные спецпоселения преимущественно с крестьянским составом населения предполагалось превратить в трудовые поселки с расселением там всех переселенцев – от «кулаков» до «рецидива». Трехлетний опыт организации труда «раскулаченных» планировалось применить в целях колонизации северных и восточных районов страны – Нарымского севера (Западная Сибирь) и Северного Казахстана, куда предполагалось в течение 1933 г. депортировать до 2 млн чел.[14] В Постановлении СНК СССР «Об организации трудовых поселений ОГПУ» от 20 апреля 1933 г., в числе прочих, подлежащих направлению в трудовые поселения, назывался «городской элемент, отказывающийся в связи с паспортизацией выезжать из Москвы и Ленинграда»[15]. «Кочующие» цыгане не являлись «городским элементом», но так совпало, что как раз в это время десятки цыганских таборов в поисках пропитания разбили свои лагеря в Подмосковье и зарабатывали на жизнь на улицах Москвы[16]. Специальным постановлением СНК от 26 апреля 1933 г., городской деклассированный элемент и лица, высланные в связи с паспортизцией, приравнивались к спецпереселенцам[17].

В донесении И.И. Плинера о «чистке» Москвы от цыган, направленном 10 июля 1933 г. на имя Г.Г. Ягоды, сообщалось, что с 28 июня по 9 июля 1933 г. на территорию Томска и трудпоселков ОГПУ в Западной Сибири было выселено 1008 семей, 5470 чел. «иностранных» цыган[18], в том числе 1449 мужчин, 1506 женщин и 2524 детей. Вместе с выселенными были отправлены принадлежащие им 338 голов лошадей, 2 коровы и большое количество повозок и домашний скарб. Всего было сформировано и отправлено пять эшелонов. Всем выселяемым была проведена санобработка, выделено продовольствие и фураж на все время следования, организовано медсанобслуживание. Снабжение в пути было хорошим, несмотря на голодный год. Предполагалось, что «указанный контингент» будет расселен «в отдельных поселках по национальному признаку»[19], т. е. изначально планировалось образование в Сибири цыганского трудпоселка, возможно, не одного[20].

О том, как проводилась «чистка» Москвы и Подмосковья от цыган, В. Глодо подробно рассказал в интервью Н.В. Бессонову:

В июне 1933 года табор кишиневцев был окружен милиционерами в белых гимнастерках. Нагрянули незваные гости на рассвете, примерно в 4–5 утра и толпой повели к железной дороге. <…> Вагоны были уже с нарами, но чистые. Здесь милиция передала цыган военным конвоирам. Вскоре огромный эшелон был заполнен таборами из разных концов Москвы. Поскольку в эшелоне было 25–30 вагонов, и в каждый поместили по 30–40 человек, можно приблизительно сказать, что жертвами акции стало около 900 цыган[21].

Судя по этому рассказу, В. Глодо вместе с семьей мог находиться в эшелоне № 3 (табл. 1).

К месту назначения в г. Томск эшелоны с цыганами прибыли к середине июля (табл. 1). Кроме пяти шелонов, указанных Плинером, был еще один эшелон с цыганами (69 семей, 328 чел.), который прибыл на станцию Томск почти на неделю раньше. В итоге к середине июля в 6 эшелонах в Томск прибыла 1051 семья и 5323 чел., на 147 чел. меньше, чем было отправлено. Эти данные совпадают со сведенияим СибЛАГа ОГПУ, поданными 7 августа в Западно-Сибирский Краевой комитет ВКП(б), из которых следует, что в Томскую пересыльную комендатуру прибыло 5222 цыгана, подлежащих расселению на Севере[22]. Общая убыль с начала депортации составила 148 человек.

Таблица 1. Сведения о движении эшелонов с выселенными цыганами из Москвы и Московской области в Томскую пересыльную комендатуру

Номер эшелона

Дата

05.07.1933

11.07.1933

12–14.07.1933

Семей

Человек

Семей

Человек

Семей

Человек

Не указан

69

328

69

328

69

328

1

313

1525

2

394

1446

394

1446

3

222

972

222

972

4

123

750

123

750

5

86

630

Всего

69

328

1121

5021

894

4126

Источник: Государственный архив Новосибирской области (далее – ГА НО). Ф. 47. Оп. 5. Д. 180. Л. 94, 105, 108.

Томск в это время готовился к празднованию 45-летия первого за Уралом университета. По этой причине сосредоточение в городе спецпереселенцев в ожидании отправки к местам назначения было нежелательно. Поэтому бюро Томского горкома ВКП(б) 22 июля потребовало от комендатуры СибЛАГа «немедленно» убрать с территории района Черемошников «все балаганы, в которых живут спецпереселенцы», и «все имущество, принадлежащее спецпереселенцам и СибЛАГу»[23]. Это требование было, по всей видимости, удовлетворено, а судьба высланных цыган предопределена – они были направлены в распоряжение Новокусковской[24] комендатуры[25].

Каким был путь цыган к месту ссылки, можно судить по рассказам свидетелей и очевидцев этих событий, записанным Н.В. Бессоновым и П.А. Барсагаевым. От Томска к месту высылки их путь лежал по строящейся железной дороге Томск-Чулым[26], закончившейся «тупиком» неподалеку от Чулыма, затем на подводах, мобилизованных у местных крестьян, до реки Чулым и далее на баржах по Чулыму и его притоку реке Чичка-Юл до Борисовой горы. Плавание длилось 2 недели. Кормили неплохо, единственным тяжелым эпизодом было то, что умершего от болезни 10-летнего мальчика выбросили за борт[27]. П.И. Волков, работавший учителем в школе поселка Рождественского, рассказывал, что в конце июля 1933 г. он возвращался с летней сессии в Томском университете, где учился заочно. На Успенской паромной переправе через Чулым, близ поселка Борисова гора, которого тогда еще не было, «застрял» на целых 6 часов, так как на левом берегу скопилось не менее тысячи подвод, груженных цыганским скарбом, стариками и детьми. Их переправляли на правый берег и разгружали на Борисовой горе:

Подводы распрягали и на паром вручную затягивали повозки, а потом лошадей заводили. Ну, цыгане и тут цыганами оставались. Облепят повозку человек тридцать – орут, стараясь перекричать друг друга: «Давай, чавалы, давай». Но ни один не толкает, а лишь паромщики надрываются…[28]

На Борисовой горе цыгане провели оставшуюся часть лета и почти всю осень 1933 г. К концу сентября 1933 г. только часть «нового контингента», 600 чел., жили на тот момент в шалашах и палатках, не приспособленных к зимовке. Остальная часть была «заброшена» на места расселения, но жильем не обеспечена. Полностью было построено 3 двухквартирных дома и 28 односемейных землянок. Степень готовности остального жилья составляла от 70 до 40 %. И только 4 % людей были обеспечены обувью и одеждой. В преддверии зимы все это не могло не вызывать неудовольствия, в особенности среди темпераментных цыган, которые, как сообщалось, «нападали» на сотрудников комендатуры, на охрану («стрелков»), на медсестер, не дававших освобождения от работы. Одновременно отмечались случаи грубого отношения самих сотрудников к новому спецконтингенту[29]. Причину конфликтов усмотрели в «несработанности» руководства лагеря – коменданта и двух его заместителей. Особо отмечалась «несработанность» руководителей спецкомендатуры в отношении цыган. Было принято решение: разместить людей в 3-дневный срок в теплые жилые помещения, а оставшуюся часть контингента на Борисовой горе «перебросить на место расселения в 5-дневный срок и обеспечить его сразу жилыми помещениями»[30]. Из контекста документа видно, что на Борисовой горе вместе с цыганами были и другие спецпоселенцы, но цыган, по словам Р.А. Истигечева, еще одного старожила, «было так много, что конвоиры за всеми не могли уследить». Цыгане «разбредались по ближним деревням воровать кур или гадать». В помощь комендатуре местные власти мобилизовали молодежь, снабдив боевыми винтовками и патронами, «расставили цепью вокруг Борисовой горы» и велели никого не выпускать до самой зимы, пока цыган не вывезли в тайгу[31]. П.И. Волков также отмечал, что цыган отправили с Борисовой горы поздней осенью в тайгу, где в километрах 100 от Чулыма был построен поселок Евстигнеевка[32], который был задуман как трудовой поселок специально для цыган.

По свидетельству А.И. Селевича, жившего по соседству на Ломовицких хуторах, в то лето на Борисовой горе погибли от голода сотни цыган[33]. На их перевозку было мобилизовано из соседних селений множество подвод, растянувшихся на все 90 верст от самой Борисовой горы до Евстигнеевки. А.И. Селевич рассказывал своему сыну:

Приехали, а цыгане не хотят слезать. Мужчины пристали:

– Батенька ты наш, продай жеребенка. Видишь, ребятишки совсем голодные.

– Да берите его даром, – отвечал отец. – Только детей мясом накормите. И меня отпустите скорей: не могу больше видеть их, голодных…[34]

Приобщение к труду

Спецпоселение Новокусковской районной комендатуры создавалось в «дремучей заболоченной тайге» в 15–20 км от местных деревень Богдановки и Монастырки и в 110 км от районного центра. Спецпоселение состояло из трех участков, расположенных в 10 км друг от друга. Расстояние между поселками составляло 1,5–2 км (табл. 2).

Таблица 2. Спецпоселение Новокусковской районной комендатуры Сибирского управления лагерей (1931–1948 гг.)

Участки

Трудовые поселки

Первый участок

Чичка-Юльский, Каратузский, Трудколония, Евстигнеевский (для цыган)

Второй участок

Березовский, Курагинский, Осиновский

Третий участок

Усинский, Бирилюсский, Аскизский Кедровый (новый контингент 1933–1934 гг.)

Источник: Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 37.

Предназначенную для трудпоселения цыган Евстигнеевку построили на первом участке в красивом сосновом бору в 5–7 км от села Зимовского и в 90–100 км от районного села Пышкино-Троицкого (ныне село Первомайское, центр Первомайского района), за речкой Чичка-Юл, через которую было трудно перебраться без лодки[35]. Возводили Евстигнеевку спецпереселенцы, «согнанные» из окрестных сел и поселков. За одно лето построили три большие улицы бараков[36]. Цыгане от участия в строительстве «категорически» отказывались. Их переселяли в готовые дома барачного типа почти насильно. «Новоселы из цыган получились никудышные»[37]. Привезенные в Евстигнеевку поздней осенью, зимой цыгане сожгли в бараках полы и потолки (костры разводили прямо внутри жилищ) и начали разбегаться, но заблудившись в тайге и кружа по близости от поселка, замерзали. А.Т. Ерохин, работавший в детском доме для детей цыган, рассказывал, что потом в тайге находили «огромные кучи костей. Подавляющее число цыган погибло» 38.

По словам Р.А. Истегечева, «хотели там создать цыганский колхоз, приучить к оседлой жизни. Думали, что из такой глуши не убегут»[39]. Однако цыгане заниматься сельским хозяйством, как им предписывали, не намеревались. Они «первым делом порезали своих лошадей и разбрелись по всем окрестным населенным пунктам, несмотря на строгие запреты». Их ловили и привозили под ружьем опять в Евстигнеевку. Выданное зерно на семена для посева цыгане «жарили на больших железных противнях и с удовольствием ели»[40]. «Картошку они с одного конца поля садили, а с другого выкапывали, пекли на костре и съедали»[41]. «Пайков им вечно не хватало (съедали все сразу…), поэтому раздача пайкового хлеба велась в присутствии стрелков и охраны»[42].

Цыган расселяли и в других селах. Одни работали на лесоповале, а большинство – на раскорчевке гарей под земли будущего колхоза. По словам А.Т. Ерохина, работавшего воспитателем в детском доме в Евстигнеевке

начинали работу дружно, стаскивали хворост и коряги в костры. Но едва огонь разгорался, рабочий пыл пропадал, начинались песни и пляски у костров на всю тайгу. И не прекращались до конца рабочего дня…[43]

Все очевидцы отмечали, что несмотря на безвыходное положение, цыгане не унывали, пели песни и плясали, почти ежедневно собирались в клубе и давали концерты. В.А. Неволину запомнился танцор Шакера, который «изумительно» плясал. И часто по заказу начальства, но

с условием, чтобы ему давали для пляски чужую обувь, ибо плясал он так, что отставали подметки[44].

Неволин отмечал еще одну особенность:

[цыгане] беспрекословно слушались своих вожаков. А вожаки вели себя по отношению к своим мучителям независимо, были неподкупны и не поддавались ни на какие соблазны со стороны администрации, пытавшейся завести с ними личные контакты[45].

Были и попытки воздействовать на начальство угрозами и силой:

Старейшим у цыган был некто Петренко. Нагловатый и нахрапистый, он воздействовал на коменданта Евдокимова, где хитростью, а где угрозой:

– А, гражданин начальник, слыхал бы ты, что говорят о тебе цыгане. Бока грозят до смерти намять, голову открутить и ноги повыдергивать, если муки не дашь. Не связывайся ты с ними, бандюгами, дай килограммов по пять муки, они и отвяжутся. Твоя жизнь дороже муки…

Но не столько от угроз, сколько по доброте своей выдавал Евдокимов дополнительно по три килограмма муки на каждого взрослого и по два – на ребенка. Во время проверки выявили перерасход муки, Евдокимова арестовали и осудили. После него комендантом стал Иван Жеба <…> Человек твердый. Явился к нему Петренко с испытанными угрозами. Выслушал его комендант. Потом достал из одного кармана револьвер, из другого браунинг и предупредил:

– Сначала в вас разряжу все, а последнюю пулю себе оставлю.

На следующий день толпа цыган, вооруженных палками, топорами, ломами, подступила к комендантской избе:

– Гражданин начальник, дай хлеба, ребятишки пухнут с голода, как мухи мрут. Не дашь, разнесем тебя вместе с домом.

Жеба вышел на крыльцо и строго заговорил:

– Все, что положено из хлебного пайка, вы получите полностью. Расходитесь.

Однако цыгане продолжали угрожать и требовать. Тогда комендант выстрелил вверх. Толпа распалась, люди разбежались. Так закончился единственный бунт цыган в Евстигнеевке[46].

Побеги

Цыгане убегали из мест спецпоселения целыми семьями и в одиночку. Их ловили, везли обратно. И начиналось все сначала[47]. Слишком резкой была перемена их жизни. Цыгане не хотели мириться с попытками заставить их заниматься несвойственными им лесозаготовками и сельским хозяйством. Стремление вырваться на свободу было для цыган, привыкшим кочевать, естественным, благо бежать из мест трудового поселения было легче, чем из тюрьмы или лагеря. В ближайших окрестностях трудпоселков можно было передвигаться довольно свободно. Охранники располагались поодаль, организуя оцепление, чтобы перехватывать из засад тех, кто, пытался покинуть место ссылки. Бдительность охраны не подкреплялась «бессердечием начальства» – вместо того, чтобы давать делам о побегах «бумажный ход», дело ограничивалось «строгим» предупреждением, что означало для цыган шанс для новой попытки[48]. Семье В. Глодо удалось миновать оцепление незамеченным с третьего раза. Имея запас сухарей, питаясь лесной ягодой, одолеваемые комарами и клещами, беглецы счастливо натолкнулись в тайге на охотничью избушку, где по сибирскому обычаю был оставлен запас продуктов. А когда дошли до реки Чичка-Юл, притоку Чулыма, им снова повезло выйти на село, где жили бывшие ссыльные молдаване, из тех же краев, что и беглецы. Им дали большую лодку и провожатых, чтобы доплыть до Чулыма. Повезло беглецам и дальше – нашелся лодочник, который перевез их через эту широкую сибирскую реку. Дальше путь лежал по железной дороге. Они шли все лето и всю осень – от Чулыма до Козлова (ныне Мичуринск), 3 тыс. км по шпалам и щебенке, о которые босые женщины и дети повредили ноги «до самого жалкого состояния». Спали на земле, в придорожных лесах, на станции старались не выходить[49]. И чем дальше, тем безопаснее им было находиться среди людей – в их глазах они стали обычными кочевыми цыганами.

Но таких удачливых побегов, как описал В. Глодо, было немного. По воспоминаниям В.А. Неволина:

В конце концов цыгане стали поголовно вымирать. Умирали, а все равно не хотели работать… И никакие коммунистические лозунги ни в чем не смогли их убедить»[50].

Записанные П.А. Барсагаевым свидетельства очевидцев также зафиксировали высокую смертность среди цыган-трудпоселенцев:

Зимой для них не успевали копать могилы. Комендант распорядился относить тела умерших подальше от поселка и засыпать снегом. Весной в поселке началась эпидемия…[51]

В результате созданного П.А. Барсагаевым и В.А. Неволиным нарратива складывается следующий вывод:

В целом судьба всех цыган сложилась трагически. Вольные, степные люди они в первые же две зимы таежного Зачулымья, а морозы стояли под пятьдесят, практически все погибли[52].

И все же, судя по архивным источникам, видно, что не все цыгане бежали. Часть контингента еще некоторое время оставалась в Евстигнеевке, а после ее исчезновения в других местах спецпоселения. Приведу пример из личного дела Марии Михайловны Литовченко[53], из «кочующих» цыган[54], высланной вместе с семьей в 1933 г. в распоряжение Новокусковской комендатуры. В 1934 г. ее отец Михаил Васильевич Вингилевский умер в Евстигнеевке[55]. В 1935 г. Мария решилась на побег, за что была осуждена на 3 года. Срок отбывала в Дальлаге до 15 мая 1938 г. После досрочного освобождения «за хорошую работу»[56] была направлена снова в Асиновский район в село Батурино, где работала прачкой в медпункте. В 1940 г. совершила новый побег, снова неудачный, но на этот раз без репрессивных последствий[57]. Вышла замуж, родила двух сыновей. Незадолго до рождения второго сына муж, работавший в Батуринском химлесхозе, умер при «выполнении производственного плана»[58]. Мария к этому времени уже болела открытой формой туберкулеза и в 1948 г. умерла в Ново-Кусковской районной больнице, так и не добившись снятия с режима спецпоселения по состоянию здоровья[59].

Детдом для детей цыган

Из-за массовой смертности спецпереселенцев на участках, и особенно цыган в Евстигнеевке, там оказалось очень много сирот. Перед Пышкино-Троицкой участковой комендатурой НКВД встал вопрос: что делать с этими детьми? Решили никуда их не вывозить, а открыть детские дома на месте и держать под контролем, «не предавая огласке». Вначале было образовано два детских дома: отдельно для цыганских детей в опустевших «выморочeнных» бараках Евстигнеевки, а для всех остальных в поселке Февральском, полностью освободив от построивших его хакасов, которых переселили на другие участки. Одновременно в центре между тремя поселками – Майском, Февральском и Чичка-Юлом началось строительство для детского дома двухэтажного здания[60]. А.Т. Ерохин, работавший воспитателем в «цыганском» детдоме в Евстигнеевке, рассказывал, что размещался детдом в нескольких бараках, из которых взрослые цыгане разбежались, а своих детей побросали[61].

Приказом от 16 февраля 1937 г. детский дом в Евстигнеевке был закрыт. А его персонал и старших воспитанников перевели в Чичка-Юльский детдом в поселке Февральском. Воспитанников было около 200 чел., разных национальностей, в том числе из «цыганской Евстигнеевки», в основном это были сироты, «родители которых погибли в первые годы, только часть цыганят имела родителей, бросивших их в связи с удачным побегом»[62].

Из письма учительницы Ф. Алафутовой-Заозерской:

Ну, а дети-цыгане – тем только бы петь и плясать, всегда упрашивали побольше делать перемен, чтобы побольше попеть и поплясать, но хоть нехотя, но учились. Запомнились такие мои цыганята: Федя Шишков, Нюра Федорова, Ваня Вертулов, Коля Сличенко, братья Бобровы – плясуны. Где они сейчас, мои хорошие[63].

Так же характеризовал цыганских детей В.А. Неволин:

Цыганские дети очень подвижны. Непоседы, они не могут спокойно постоять на месте, не могут спокойно сидеть за столом. Постоянно пляшут или отбивают какой-нибудь ритм. Не жадные и преданные в дружбе. Среди детдомовских детей также выделялись двое цыганят – Ваня Шабанов и Гриша Козловский. До чего же красиво они плясали! Участвовали во всех концертах детдома. Потом их увезли в цыганский ансамбль в Новосибирск[64].

Перевод цыганского детского дома из Евстигнеевки в Чичка-Юльский детский дом является последним упоминанием о существовании этого трудпоселка, задуманного как место принудительного оседания высланных в Сибирь цыган с целью «освоения севера». В.А. Неволин писал по этому поводу:

Заросли дороги, по которым шли в ссылку цыганские кибитки. Разрушились и сгнили бараки, в которых большевики хотели заставить свободолюбивый народ зажить другой жизнью. Остались безымянными заросшие травой могилы в лесу. Все это ушло в прошлое, и никто не вспоминает о трагедии скоропалительного приобщения таборных людей к социализму…[65]

Выводы

Представленная реконструкция принудительной миграции цыган в 1933 г. в Западную Сибирь позволяет сделать очевидный вывод, что это была попытка их принудительного оседания, предпринятая в контексте общих действий государства, направленных на освоение северных и восточных районов страны силами деклассированного и «бродяжнического» элемента. Создание цыганского трудпоселка в Евстигнеевке вряд ли следует считать попыткой создания цыганского колхоза. Разделяемое некоторыми авторами мнение, что высылку цыган в 1933 г. следует рассматривать в контексте репрессивной политики государства, является ошибочным. Неверно рассматривать депортацию 1933 г., как отмечалось в литературе, а также высылку цыган из Крыма в 1944 г.[66], целенаправленными антицыганскими акциями. Депортация цыган в Сибирь не вписывается также в типологию внутренних этнических депортаций, куда относят депортации «наказанных народов» (поскольку она не была тотальной), а также в число депортаций, осуществленных по внешнеполитическим причинам, включая иностранно-подданные этнические контингенты (поляков, немцев, финнов, румын).

 

1 Смирнова-Сеславинская М.В. Цыгане Западной Сибири и Урала в историко-этнографических источниках и исследованиях XVIII – начала XXI вв. // Цыгане в Оренбургском социуме: материалы круглого стола, посвященного Международному дню цыган. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013; Шайдуров В.Н., Сапронова Н.А., Гончаров Ю.М., Новогродский Т.А. Цыгане в Сибири (конец XVIII – XX в.) // Журнал Белорусского гос. ун-та. История. 2022. № 2. С. 60–72. https://doi.org/10.33581/2520-6338-2022-2-60-72; Бессонов Н.В. Цыгане в России: принудительное оседание // Россия и ее регионы
в ХХ веке: территория – расселение – миграции. М., 2005 и др.

2 Под принудительной миграцией понимают перемещение людей под давлением по приказу или под угрозой. Нередко в качестве синонима используют термин «депортация». Депортация (от латинского слова «deportatio») – это изгнание, ссылка (от латинского слова «deportatio»).

3 Куртуа С., Верт Н., Панне Ж-Л., Пачковский А., Бартошек К., Марголен Ж-Л. Черная книга коммунизма. М., 1999. С. 180–181.

4 Сталинские депортации. 1928–1953 / под общ. ред. А.Н. Яковлева. М., 2005. С. 49–50.

5 Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930–1960. М., 2003. С. 46; Сталин и народ. Почему не было восстания. М., 2014. С. 324; Уйманов В.Н. Пенитенциарная система Западной Сибири (1920–1941 гг.). Томск, 2011. С. 193.

6 Тепляков А.Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929–1941 гг. М., 2008. С. 383.

7 Бессонов Н.В. Цыгане: годы ссылок и побегов // 30 октября. 2002. № 26; Газета «30 октября» издается компанией-учредителем ООО «Мемо», включенным в октябре 2021 г. Министерством юстиции Российской Федерации в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

8 Калинин В.И. Загадка балтийских цыган. Очерки истории, культуры и социального развития балтийских цыган. Минск, 2005.

9 Марушиакова Е., Попов В. К вопросу об устной истории: на примере несостоявшейся цыганской автономной республики в СССР // Цыганские сообщества в социуме: адаптация, интеграция, взаимодействия. СПб., 2022.

10 Барсагаев П.А. 1) Драма в тайге // За советскую науку. Томск, 1990. 7 июня; 2) Как создавали цыганский колхоз // Красное знамя. 1991. 9–10 февраля; 3) Чулымские были. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://nkvd.tomsk.ru/content/editor/PUBLIKACII/Hudozestwtno-istoroczeskie/Barsagaev-P-A-Zalomnaya_compressed.pdf (дата обращения: 15.04.2023); 4) Из истории Чичка-Юльского детского дома НКВД. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://nkvd.tomsk.ru/content/editor/DOCUMENTS/Vospominania/BarsagaevPA/Barsagaev-P-A-Istoriya-CHuchka-YUlkogo-dd.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

11 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. Красноярск, 2014.

12 Марушиакова Е., Попов В. К вопросу об устной истории… С. 103.

13 Бессонов Н.В. Цыгане: годы ссылок и побегов…

14 1933 г. Назинская трагедия. Документальное научное издание. Томск, 2002. С. 7–8.

15 Марушиакова Е., Попов В. К вопросу об устной истории… С. 103.

16 Там же.

17 Земсков В.Н. Спецпоселенцы… С. 45.

18 Иностранными (в основном котляры и ловари) называли цыган, подданных Австро-Венгерской империи, Румынии, Сербии, Греции и др., перекочевавших в конце XIX – начале XX в. в пределы Российской империи, где они вели полукочевой образ жизни. Разные группы высланных в Сибирь кочующих цыган к «иностранным» причислены не могут быть.

19 Сталинские депортации... С. 49–50.

20 Бессонов Н.В. Цыгане: годы ссылок и побегов…

21 Там же.

22 1933 г. … С. 84.

23 Центр документации новейшей истории Томской области (далее – ЦДНИ ТО). Ф. 80. Оп. 1. Д. 305. Л. 1.

24 7 июня 1933 г. Новокусковский район был переименован в Асиновский, районный центр перенесен из с. Новокусково в с. Асино (бывшая Ксеньевка), расположенное на строящейся железной дороге.

25 1933 год. С. 84.

26 Железная дорога Томск-Чулым была полностью построена в 1937 г.

27 Бессонов Н.В. Цыгане: годы ссылок и побегов…

28 Барсагаев П.А. Из истории Чичка-Юльского детского дома…; Чулымские были… С. 15.

29 ЦДНИ ТО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 132. Л. 65.

30 Там же.

31 Барсагаев П.А. Драма в тайге…; Как создавали цыганский колхоз…; Чулымские были… С. 17.

32 Барсагаев П.А. Чулымские были… С. 15.

33 Там же. С. 18.

34 Барсагаев П.А. Драма в тайге…; Как создавали цыганский колхоз…; Чулымские были… С. 18.

35 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 37, 44; Барсагаев П.А. Драма в тайге..; Как создавали цыганский колхоз..; Чулымские были… С. 18.

36 Барсагаев П.А. Драма в тайге..; Как создавали цыганский колхоз..; Чулымские были… С. 17.

37 Неволин В А. Человек, лишенный малой родины. С. 45.

38 Барсагаев П.А. Из истории Чичка-Юльского детского дома НКВД…

39 Барсагаев П.А. Драма в тайге..; Как создавали цыганский колхоз..; Чулымские были… С. 17.

40 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 44–45.

41 Барсагаев П.А. Из истории Чичка-Юльского детского дома НКВД…

42 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 44.

43 Барсагаев П.А. Драма в тайге..; Как создавали цыганский колхоз..; Чулымские были… С. 17.

44 Неволин ВА. Человек, лишенный малой родины. С. 45.

45 Там же.

46 Барсагаев П.А. Как создавали цыганский колхоз…; Чулымские были… С. 17–18.

47 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 44.

48 Там же.

49 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 44.

50 Там же.

51 Барсагаев П.А. Как создавали цыганский колхоз…; Чулымские были… С. 18.

52 Барсагаев П.А Чулымские были… С. 17.

53 Информационный центр УВД Томской области (далее – ИЦ УВД ТО), Ф. 5. Д. Р-16698.

54 В анкетах указывались и другие варианты национальности: цыганка, кочующая цыганка, русская цыганка, «Сербия» (ИЦ УВД ТО, Ф. 5. Д. Р-16698. Л. 2, 25, 30).

55 Там же. Л. 32.

56 Там же. Л. 21, 23, 32.

57 Там же. Л. 35.

58 Там же. Л. 4, 7, 8.

59 Там же. Л. 4–5.

60 Барсагаев П.А. Из истории Чичка-Юльского детского дома…

61 Барсагаев П.А. Чулымские были… С. 24.

62 Там же… С. 19, 25.

63 Там же… С. 25.

64 Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. С. 46.

65 Там же.

66 Крымские цыгане, исповедующие ислам и причисляющие себя к крымским татарам, были ошибочно высланы в Сибирь и республики Средней Азии как крымские татары.

×

Об авторах

Ираида Владимировна Нам

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: namirina@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-3636-7539
SPIN-код: 3446-3096

доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории, профессор кафедры антропологии и этнологии

634050, Россия, Томск, пр-т Ленина, 36

Список литературы

  1. Барсагаев П.А. Драма в тайге // За советскую науку. Томск. 1990, 7 июня. С. 5–7.
  2. Бессонов Н.В. Цыгане в России: принудительное оседание // Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение – миграции. М.: ОГИ, 2005. С. 650–670.
  3. Бессонов Н.В. Цыгане: годы ссылок и побегов // 30 октября. 2002. № 26. С. 8–15.
  4. Гусаков Т.Ю. Цыгане в постсоветском Крыму: вопросы миграционной интеграции // Крестьяноведение. 2022. Т. 7. № 1. С. 140–169.
  5. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930–1960. М.: Наука, 2003. 304 с.
  6. Земсков В.Н. Сталин и народ. Почему не было восстания. М.: Алгоритм, 2014. 240 с.
  7. Калинин В.И. Загадка балтийских цыган. Очерки истории, культуры и социального развития балтийских цыган. Минск: Логвинов, 2005. 238 с.
  8. Куртуа С., Верт Н., Панне Ж-Л., Пачковский А., Бартошек К., Марголен Ж-Л. Чёрная книга коммунизма. М.: Три века истории, 1999. 766 с.
  9. Марушиакова Е., Попов В. К вопросу об устной истории: на примере несостоявшейся цыганской автономной республики в СССР // Цыганские сообщества в социуме: адаптация, интеграция, взаимодействия. СПб.: Маматов, 2022. 240 с.
  10. Неволин В.А. Человек, лишенный малой родины. Красноярск: РАСТР, 2014. 180 с.
  11. Смирнова-Сеславинская М.В. Цыгане Западной Сибири и Урала в историко-этнографических источниках и исследованиях XVIII – начала XXI вв. // Цыгане в Оренбургском социуме: материалы круглого стола, посвященного Международному дню цыган. Оренбург: Университет, 2013. С. 22–43.
  12. Тепляков А.Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929–1941 гг. М.: Новый хронограф; АИРО-XXI, 2008. 627 с.
  13. Уйманов В.Н. Пенитенциарная система Западной Сибири (1920–1941 гг.). Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2011. 328 с.
  14. Шайдуров В.Н., Сапронова Н.А., Гончаров Ю.М., Новогродский Т.А. Цыгане в Сибири (конец XVIII – XIX в.) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2022. № 4. С. 120–137.

© Нам И.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах