Автобиографическое и эпистолярное наследие регионального купечества России: новейшие направления и перспективы изучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обзору новейших направлений в исследовании письменного наследия купечества России. Автор рассматривает принципы и подходы к изучению и публикации купеческих автобиографических и эпистолярных текстов, высказанные в работах двух последних десятилетий. Особый акцент в исследовании сделан на анализе и издании письменного наследия купечества разных регионов в контексте сложной этнокультурной структуры российского общества Нового времени. Выделены основные тенденции в исследовании мемуарных памятников и эпистолярных комплексов купечества XVII - начала XX в., а также охарактеризованы их издания. Сделанные наблюдения и замечания позволяют не только проанализировать современное состояние изучения письменного наследия, культурного уровня, менталитета и самосознания купеческого сословия, но и наметить перспективы подобных изысканий. Автор статьи приходит к выводу о необходимости проведения комплексных междисциплинарных исследований, включающих историков, литературоведов, лингвистов и выполненных с применением современных технических методик работы с рукописными текстами.

Полный текст

Введение

Источники личного происхождения в последнее время вызывают пристальный интерес гуманитарного сообщества, становясь предметом междисциплинарных исследований[1]. Автобиографические и эпистолярные произведения справедливо считаются одним из самых информативных материалов для изучения самосознания человека прошлого, а их появление в письменной традиции в определенной степени маркирует переход от средневекового сознания к мышлению Нового времени. Эти тексты в наибольшей мере отражают процесс развития индивидуального самосознания человека, его самоидентификацию в обществе и в мире, способы мышления, взгляды, цели, мотивы, страхи и переживания.

Интерес к автобиографическим произведениям простого обывателя – «маленького человека» Нового времени возник еще в дореволюционной исследовательской традиции. Однако обращение к мемуарам и дневникам городских слоев населения (потомственных почетных граждан, купечества и мещанства) и крестьянства наиболее ярко проявилось в последние тридцать лет и было связано с возросшим интересом к истории этих социальных групп. В частности, впервые предметом изучения стала повседневная жизнь, становление самосознания сословий различных регионов России, их религиозность и культурный уровень.

На протяжении долгого времени в историографии автобиографическая традиция купечества не рассматривалась как самостоятельное культурное явление. Это мнение справедливо отражало историографическую ситуацию 1920–1970-х гг., когда ученые были знакомы лишь с опубликованными еще до революции и хорошо известными семейными хрониками Вишняковых, Крестовниковых, воспоминаниями Н. А. Найденова и некоторыми другими мемуарами.

В последней четверти XX в. в научной литературе начался новый этап в изучении купеческой автобиографической традиции, связанный не только с возрастанием интереса к мемуарной литературе в целом (как научного, так и читательского), но и к культуре и самосознанию торгового сословия. В 1974 г. А.И. Копаневым и Н.И. Павленко был опубликован обнаруженный ими в собрании Отдела рукописей БАН «Журнал, или записка жизни и приключений» дмитровского купца И.А. Толченова[2]. Обширный по объему и временному охвату памятник стал самым цитируемым произведением купеческой мемуаристики второй половины XVIII – начала XIX в., хотя и был опубликован не полностью, а выполненное на ротапринте издание 1974 г. стало библиографической редкостью. Исследованию «Журнала» И.А. Толченова посвящены работы как отечественных историков, так и западных славистов[3].

Автобиографическое наследие купечества: опыт исследования

Начиная с 1990-х гг. издание и изучение автобиографических и эпистолярных произведений купцов заметно активизировалось. В отличие от предшествующих периодов исследователей стали интересовать не только тексты, ценные своим содержанием, включающие в себя важные экономические и общественно-политические сведения, принадлежащие известным авторам и представляющие собой самостоятельные крупные памятники автобиографического жанра, но и отрывочные записки, созданные малоизвестными представителями провинциального купечества. Всплеск интереса к истории торгового сословия, повседневности, истории семьи, рассказам о себе простого человека и краеведческим исследованиям дал толчок к поиску и публикации хранящихся в архивах памятников ранней купеческой автобиографики, ранее остававшихся неописанными и не введенными в научный оборот.

Важной вехой интереса к автобиографическому наследию купечества стала публикация дневников тверских купцов, осуществленная в 2002 г. Е.И. Барклай[4]. В сборник вошли два памятника конца XVIII – первой трети XIX в.: переиздание опубликованной еще в начале XX столетия «Летописи» тверского купца М.М. Тюльпина, а также публикация уникального дневника из собрания Государственного архива Тверской области, который создавался несколькими поколениями купцов Блиновых. В отличие от большинства предшествующих и последующих публикаций автобиографических произведений XVIII–XIX вв. составителем применяется дипломатическая передача текста памятников.

Среди наиболее значимых изданий необходимо отметить сборник «Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX века», подготовленный А.В. Семеновой, А.И. Аксеновым и Н.В. Середой и охватывающий публикацию восемнадцати автобиографических текстов купцов различных городов Российской империи[5]. Издание не только является археографическим стандартом для дальнейшей работы с купеческими рукописными текстами, но и отразило изменение вектора в изучении этих материалов, демонстрирующих «становление человеческой личности с внесословными ценностями и моралью»[6]. Обзор купеческих мемуаров из собрания Отдела рукописей РГБ, включенных в сборник, был сделан А.И. Аксеновым и опубликован им в отдельной статье[7].

Значительный пласт работ по купеческому автобиографическому и эпистолярному наследию связан с региональными исследованиями. Мемуарам и дневникам рязанского купечества посвящены статьи И.Г. Кусовой и И.В. Грачевой[8]; архивное наследие тверского купечества изучено и частично опубликовано Н.В. Середой и И.Е. Барклай[9]; статья М.С. Судовикова посвящена мемуарным произведениям вятского купечества[10]. Обширная исследовательская традиция связана с изучением культуры и письменного наследия сибирского купечества[11]. Важные аспекты изучения письменной культуры купечества разных регионов России затронуты в многочисленных работах, посвященных культуре купеческого сословия и краеведческих исследованиях.

Последние двадцать лет отмечены выходом статей, посвященных отдельным автобиографическим и эпистолярным рукописным купеческим памятникам. В работах такого типа как правило дан археографический обзор, охарактеризовано содержание произведения, а также по мере возможности реконструируется биография и коммерческая деятельность авторов. Большинство исследуемых памятников – мемуарные произведения конца XVIII – середины XIX в.[12], однако исследовательский интерес наблюдается и к эпистолярным комплексам начала XX столетия[13].

Наконец, в самые последние годы появляются исследования, специально обращенные к купеческому автобиографическому наследию как историко-культурному феномену. Примером последнего подхода является статья Г.Н. Ульяновой, посвященная религиозности купечества и ее отражению в автобиографических текстах[14]. Рассматривая ряд памятников купеческой мемуаристики 1770–1860-х гг., автор осветила сюжет о религиозной составляющей купеческого мировоззрения. Чрезвычайно важно наблюдение о том, что появление автобиографических текстов в купеческой среде являлось символом его стремления к образованности[15]. В еще одной работе исследовательницы на материалах автобиографических текстов изучается семейная жизнь купечества[16].

Автобиографическое наследие купечества: опыт издания

Второй вектор в изучении автобиографического и эпистолярного наследия купечества связан с его обнаружением и изданием. В рамках данной статьи необходимо специально остановиться на характеристике нескольких недавних публикаций документов из купеческих архивов.

Одним из центров исследования памятников купеческой мемуаристики является Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», где усилиями Е.Я. Крестьяниновой с 1990-х гг. изучаются и публикуются записки ростовских купцов, в также исследуется их генеалогия, торгово-промышленная деятельность, менталитет и т. д. В 2009 г. автором совместно с Г.А. Никитиной была подготовлена книга «Граждане Ростова», в которую помимо исследований включены автобиографические тексты[17]. В нее вошли «Замечания для себя» ростовского торговца М.И. Маракуева, а также фрагменты его личной переписки с Д.В. Киселевым за 1829–1830 гг.; несколько мемуарных текстов А.Л. Кекина, воспоминания сына известного коллекционера А.А. Титова Александра, написанные им в 1952 г. в эмиграции. Издание отличает очень внимательное отношение к текстам и высокий профессионализм их археографической подготовки.

В 2013 г. краеведом Н.Л. Еловской был опубликован дневник дмитровского купца Новоселова 1877–1907 гг.[18] Долгое время хранившийся в семейном архиве, памятник стал достоянием научной общественности уже в XXI столетии. Дневник велся тридцать лет с перерывами и имеет сложную структуру, содержит приписки поздних владельцев рукописи – потомков автора, сделанные уже после начала Великой отечественной войны. Помимо краткой характеристики содержания дневника издание снабжено росписью и историей рода Новоселовых, подробной биографией автора. Книга в большей степени ориентирована на широкого читателя, текст полностью воспроизведен в современной орфографии и стилистике, при этом правила его передачи никак не оговорены. К сожалению, неизвестным остается современное местонахождение рукописи – поступила ли она в государственное архивохранилище или осталась в семейном архиве.

Еще один пример недавней публикации купеческого автобиографического текста – воспоминания известного сибирского предпринимателя С.Ф. Хромова о старце Федоре Козьмиче, изданное в 2015 г.[19] Составители ставят вопрос о жанре публикуемого произведения – с одной стороны, по форме оно является агиографическим и демонстрирует знакомство авторов с канонами житийной литературы, а с другой – мемуарным текстом, построенным на личных воспоминаниях. Рукопись воспоминаний хранится в Российском государственном историческом архиве в фонде вел. кн. Николая Михайловича. К сожалению, несмотря на заявленные в предисловии строгие принципы передачи текста, археографический уровень публикации оставляет желать лучшего и обнаруживает непоследовательность составителей в этом вопросе. Основная претензия к публикаторам связана с выбором копии 1899 г. в качестве основного текста, по которому и было осуществлено издание. Удивительно, что при публикации даже не были приведены разночтения этой копии с оригиналом, который также хранится в РГИА.

В самом недавнем времени Н.В. Беловым было предпринято изучение и публикация Летописца купцов Саблиных – памятника частного устюжского летописания рубежа XVII–XVIII вв. из собрания Российской государственной библиотеки[20]. Автор делает выводы о сочетании в тексте черт «независимой городской хроники, фамильной хозяйственной записной книги и заметок дневникового характера» и справедливо отмечает уникальность подобных протодневниковых записей для купеческой культуры XVII в.[21]

Эпистолярное наследие купечества: опыт исследования и издания

Не меньшее внимание современных исследователей приковано к эпистолярному наследию купечества. В последние десятилетия публикуются как эпистолярные комплексы, так и отдельные письма, причем особый интерес связан с эпистолярными памятниками раннего периода, что убедительно доказывает выход монографии О.В. Новохатко «Россия. Частная переписка XVII в.»[22]. Одной из важных проблем при изучении ранних эпистолярных памятников является отделение личной переписки от деловой, что в особенности трудно для корреспондентов из коммерческой среды, в которой деловые и родственные связи тесно переплетались. П. С. Стефанович в статье, посвященной переписке псковского купца Петра Игнатьевича и англичанина Романа Вилимовича 1680-х гг., отметил, что для этого периода «в основном мы имеем дело с перепиской царской семьи и представителей боярской элиты, и она носит формализованный характер со стандартными формулами сообщений о здоровье и пожеланий здоровья и божественной милости»[23]. Напротив, немногочисленные сохранившиеся личные письма допетровского времени являются ценнейшим свидетельством для воссоздания повседневной жизни людей той эпохи.

В 2000-е гг. были изданы два эпистолярных комплекса, связанные с купечеством XVII в. Корреспонденция 1670–1700-х гг. приказчика И.А. Шергина («Записная книга») отложилась в архиве московских гостей Панкратьевых и была издана Л.А. Тимошиной[24]. Переписка 1680-х гг. английского купца, сохранившаяся среди его бумаг, была изучена и опубликована в 2009 г. П.С. Стефановичем и Б.Н. Морозовым[25]. Оба издания демонстрируют высокопрофессиональный уровень археографической подготовки текстов писем, содержат подробную характеристику публикуемых памятников и по возможности раскрывают биографии авторов. Особое значение работы Л.А. Тимошиной, П.С. Стефановича и Б.Н. Морозова приобретают в связи с тем, что авторы рассматривают публикуемые письма в составе личных архивов корреспондентов.

Помимо публикации крупных эпистолярных комплексов в последнее время были изданы отдельные письма русских купцов. В частности, С.Н. Кистерев опубликовал письмо купца Бориса Васильевича Шорина архимандриту Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Серапиону от 28 августа 1651 г. из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки[26]. Полемизируя с О.В. Новохатко, С.Н. Кистерев на примере публикуемого письма указывает на широту «корреспондентских контактов» посадских людей XVII в.[27]

В новейшей историографии немалый интерес уделяется архивам и эпистолярным комплексам купцов более позднего периода – конца XVIII – первой четверти XIX столетий. Среди исследователей, последовательно занимающихся выявлением и изучением письменного наследия купечества различных регионов Российской империи, необходимо отметить Е.В. Комлеву, чьи работы посвящены архиву красноярских купцов Ларионовых, а также отдельным эпистолярным комплексам сибирских и московских купцов[28].

В 2016 г. Е.В. Комлевой было подготовлено издание комплекса писем Ларионовых из Государственного архива Красноярского края[29]. Всего из обширного эпистолярного комплекса исследовательницей было издано 95 писем, которые она разделила на два блока – коммерческая переписка и семейная. К настоящему времени вышел первый выпуск издания, и хочется надеяться, что публикация столь уникального корпуса эпистолярных текстов не прервется. Важно подчеркнуть, что Е.В. Комлева во вступительном очерке не ограничивается обзором истории изучения и публикации купеческих писем, но и подчеркивает значимость не введенных в научный оборот мемуарных купеческих текстов и ценность уцелевших автобиографических выдержек и фрагментов[30].

Об актуальности и значимости проделанного Е.В. Комлевой исследования свидетельствуют рецензии на ее работу, в частности, отзыв Ф.Я. Коновалова, в котором он вступает с автором в дискуссию[31]. Отметив целый ряд достоинств работы, рецензент не всегда соглашается с избранными Е.В. Комлевой с принципами отбора и систематизации писем, способами передачи текста, верности датировки.

Замечаниям Ф.Я. Коновалова в настоящем обзоре уделено такое внимание не случайно, поскольку исследователь являлся руководителем проекта по изданию корпуса писем устюгских купцов Булдаковых. В 2018 г. коллективом под его руководством был опубликован том, включающий в себя 179 документов эпистолярного комплекса Булдаковых из собрания Вологодского художественно-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного архива Вологодской области[32]. Публикаторы отметили, что переписка Булдаковых помимо вологодских архивов рассредоточена между несколькими архивохранилищами – в первую очередь Российским государственным архивом древних актов, Архивом внешней политики Российской империи и Государственным историческим музеем, однако в полном объеме комплекс писем еще не выявлен, а также справедливо указали, что потенциал крупных эпистолярных комплексов намного выше, чем у единичных документов[33]. Отметим внимательное и аккуратное аннотирование и описание публикуемых писем составителями, которые предложили систематизацию документов по авторам корреспонденции и тематике писем. Пристальное внимание научного коллектива уделено характеристике способов пересылки корреспонденции – внешнему виду конвертов, печатям, срокам и способам доставки. Немаловажно обозначение публикаторами основных проблем, с которыми они столкнулись при работе с письмами Булдаковых, – датировка, место написания и нахождения адресата. В частности, была убедительно пересмотрена устоявшаяся в историографии датировка некоторых писем, которая возникла из-за неверной систематизации писем и конвертов в архивохранилищах[34].

Помимо публикации текстов издание содержит блок исследовательских статей, освещающих историю рода и коммерческую деятельность Булдаковых. Специальное внимание членов коллектива уделено лингвистической характеристике издаваемых писем. Это направление исследования представляется важным, поскольку автобиографические и эпистолярные сочинения купцов не изучались в качестве литературных произведений, так как не могут считаться высокими образцами жанра. Как низовой жанр эти тексты также мало интересуют литературоведов, хотя потенциал подобных исследований очевиден.

Рассматриваемые исследования и публикации памятников купеческой мемуаристики и эпистолярного жанра демонстрируют несколько тенденций и подходов к их изданию и изучению. Н.П. Матханова в статье «Актуальные проблемы научной публикации мемуарных источников XIX в.», чрезвычайно важной для настоящего исследования, обозначила основные «болевые точки» современной эдиционной практики, связанные с отступлениями от правил издания этого вида документов: отсутствие современной редакции «Правил издания исторических источников», непоследовательность и даже игнорирование публикаторами этих правил, недостаточная редакторская работа в издательствах[35]. Эти наблюдения, сделанные для публикаций мемуарных и эпистолярных текстов в целом, можно экстраполировать на издания памятников письменного наследия купечества.

Таким образом, исследования и публикации памятников последних нескольких десятилетий позволяют окончательно оспорить утверждение о несамостоятельности и незначительности автобиографического и эпистолярного наследия купечества, а также сформулировать ряд принципиальных проблем, возникающих при его изучении.

Автобиографическое и эпистолярное наследие купечества: перспективы исследования

Несмотря на возросшее число опубликованных в последнее время памятников – купеческих мемуаров, дневников, семейных летописцев, записных книг, писем – общее число обнаруженных и изученных произведений остается небольшим. Можно допустить, что многие из них утрачены, поскольку ни в дореволюционной, ни в советской России современниками, научным и архивным сообществом не осознавалась ценность этих текстов. Уцелевшие памятники распылены по архивохранилищам, существуют в единственных списках в разных собраниях, зачастую оставаясь не атрибутированными и не отраженными в архивных описаниях. Б.Н. Морозов в диссертации о частных архивах XVII в. отметил, что доля сохранившихся архивов представителей купечества, посада и крестьянства за этот период составляет менее 10 % от общего количества[36]. На чрезвычайную редкость комплексов купеческих документов допетровского времени указал и В.А. Варенцов, предпринявший публикацию документов из архива новгородского гостя Семена Гаврилова[37]. Для XVIII столетия, а отчасти и для более поздних периодов этот вывод также справедлив, хотя не существует ни одного исследования, в котором были бы приведены количественные данные. Опыт архивных разысканий автора настоящей статьи указывает на то, что личные архивы и библиотеки купцов чаще всего сохранились в составе крупных собраний и комплексов документов и распылены по разным архивохранилищам.

В определенной степени незначительная изученность купеческих автобиографических памятников вызвана не только проблемой их обнаружения и атрибуции, но и жанровой неустойчивостью. Сохранившиеся памятники не являются отдельными литературными произведениями, а зачастую представлены небольшими текстами или разрозненными заметками на полях столбцов, рукописных и печатных книг. Во многих случаях исследователь имеет дело с анонимными произведениями, или содержащими имя автора, но без указания на его сословную принадлежность. Наибольшую сложность для работы представляют записи, включенные в другие документы – внутри приходно-расходных книг, на полях синодиков и святцев, на пустых листах печатных месяцесловов.

Вышесказанные замечания позволяют в общих чертах обозначить перспективы изучения автобиографического и эпистолярного наследия купечества. По возможности необходимо стремиться выявлять не отдельные материалы, а восстанавливать комплексы документов, фрагменты купеческих архивов и библиотек. Только такой подход позволит изучить место автобиографических и эпистолярных памятников во всем письменном наследии купечества. Высказанное Л.А. Тимошиной мнение о принципах работы с купеческими архивами XVII столетия: «публикация архивов в целом позволит максимально широко и полно предоставить входящие в них документы целому ряду исследователей для изучения самых разнообразных тем, связанных как с социально-экономическим развитием страны в XVII в., так и с различными аспектами изучении культурного наследия, менталитета отдельных общественных групп, даст новый материал для лексикографических и диалектологических работ»[38], справедливо и для подобных комплексов XVIII–XIX столетий.

Одним из возможных путей дальнейшей работы как с уже введенными в научный оборот, так и с новонайденными купеческими автобиографическими текстами может стать выделение их типологических моделей. На основе выявленных и описанных моделей, а не на анализе отдельных примеров, должно строиться обобщающее исследование возникновения и эволюции автобиографического жанра в купеческой среде. Причем для понимания особенностей купеческой традиции в контексте автобиографической культуры российского общества Нового времени необходимо сопоставление данных моделей с близкими моделями, характерными для других социальных групп разных периодов.

Сложный характер купеческих памятников показывает, что наиболее перспективными являются комплексные коллективные исследования, включающие историков, литературоведов, лингвистов и выполненные с применением современных технических методик работы с рукописными текстами.

Наконец, давно назрела необходимость переиздания методических рекомендаций по археографической подготовке рукописных памятников к публикации, которые были бы составлены с учетом эдиционной практики последних десятилетий. Дискуссия исследователей купеческих эпистолярных комплексов и наличие различающихся принципов отбора и публикации этих текстов свидетельствует о необходимости дальнейшего обсуждения данной проблемы. Представляется, что это возможно осуществить в рамках цикла методических семинаров с привлечением к участию в общих заседаниях и обсуждений представителей разных институтов и научных школ и т. д.

 

1 Рыбаков Р.В. В поисках новой идентичности: исследование самопрезентаций молодежи в автобиографиях начала 1920-х годов // Новейшая история России. 2020. Т. 10. № 2. С. 426. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2018.411.

2 Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова. М., 1974.

3 Ransel D. The Diary of a Merchant: Insights into Eighteenth-Century Plebeian Life // The Russian Review. 2004. Vol. 63. P. 594–608; Культура купеческой среды: Страницы жизни И.А. Толченова // Российская провинция: среда, культура, социум (Очерки истории города Дмитрова, конец XVIII – XX век). М., 2006. С. 363–388.

4 Дневники тверских купцов / Сост. И.Е. Барклай. Тверь, 2002.

5 Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX века. М., 2007.

6 Там же. С. 4.

7 Аксенов А.И. Купеческие мемуары из собраний ОР РГБ: (Археографические заметки) // Российская реальность конца XVI – первой половины XIX в.: Экономика. Общественный строй. Культура. М., 2007. С. 290–302.

8 Кусова И.Г. «Записка» купца Антонова и мир рязанского купечества середины XIX века // Документы личного происхождения в теории и практике научных исследований. Тверь, 2014. С. 104–113; Грачева И.В. Мемуарные записки рязанских купцов // Рязанский край в контексте русской литературы: Очерки регионального литературоведения. Рязань, 2017. С. 138–151.

9 Дневники тверских купцов; Середа Н.В. Дневник купцов Блиновых и его авторы // Очерки феодальной России / под ред. С.Н. Кистерева. М., 2003. Вып. 7. С. 256–277; Она же. Пространство и время в дневнике купцов Блиновых // Проблемы источниковедения. М., 2006. Вып. 1 (12). С. 400–412; Она же. Индивид в тверских купеческих дневниках XVIII – первой половины XIX века // Документы личного происхождения в теории и практике научных исследований. С. 206–214.

10 Судовиков М.С. Мемуары вятских купцов XIX – начала XX в. // Вопросы истории. 2007. № 2. С. 147–151.

11 Кошенова Н.Ю. Источники личного происхождения о сибирском купечестве второй половины XIX – начала XX вв.: дис. … канд. истор. наук / Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2005; Кобозева З.М. Диалогичность хронотопов: «мещанский мирок» в «купеческом царстве» провинциальной Самары // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 139–146; Матханова Н.П. Сибирская мемуаристика XIX в. Новосибирск, 2010; Она же. Власть и чиновники в мемуарах сибирского купечества XIX в. // Сибирские исторические исследования. 2016. № 2. С. 58–75.

12 Майорова А.С. Дневник купца Д.М. Вакурова в Госархиве Саратовской области // Отечественные архивы. 2015. № 6. С. 64–70.

13 Лебеденко Е. Ю. По страницам семейной переписки Уральского купечества: детские письма пермских Нассоновых в начале XX века // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2015. Вып. 4 (31). С. 64–71.

14 Ульянова Г.Н. Автобиографические тексты купечества: Религиозное сознание и религиозное поведение. 1770-е – 1860-е годы // Вера и личность в меняющемся обществе. Автобиографика и православие в России конца XVII – начала XX века. М., 2019. С. 161–205.

15 Там же. С. 95.

16 Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка: Памяти доктора наук профессора Авенира Павловича Корелина. М., 2019. С. 276–312.

17 Крестьянинова Е.И., Никитина Г.А. Граждане Ростова: история ростовского купечества XVII – начала XX века: Генеалогия и судьбы купеческих родов. Мемуары, дневники, письма. Ростов, 2009.

18 Памятная А.Е. Новоселова: Дневник дмитровского купца / Сост. Н.Л. Еловская. М., 2013.

19 Хромов С.Ф. Краткое жизнеописание великого старца Федора Козьмича. Из воспоминаний купца Семена Феофановича Хромова / Под ред. В.П. Бойко и Е.В. Ситниковой. Томск, 2015.

20 Белов Н.В. Летописец купцов Саблиных – неизвестный памятник устюжского летописания последней четверти XVII – первой половины XVIII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 20. М., 2021. С. 408–422.

21 Белов Н.В. Летописец купцов Саблиных… С. 414–415.

22 Новохатко О.В. Россия. Частная переписка XVII века. М., 2018.

23 Стефанович П.С. Личность псковского горожанина по его письмам к английскому купцу (1686–1687 гг.) // Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 157.

24 Архив гостей Панкратьевых XVII – начала XVIII в. М., 2001. Т. 1.

25 Стефанович П.С., Морозов Б.Н. Роман Вилимович в гостях у Петра Игнатьевича: Псковский архив английского купца 1680-х годов. М., 2009. С. 75–92.

26 Кистерев С.Н. Из переписки русских купцов XVII в. // Вестник «Альянс-Архео». М.; СПб., 2018. Вып. 23. С. 24.

27 Там же. С. 11.

28 Отметим лишь самые последние работы Е.В. Комлевой из числа ее многочисленных трудов, посвященных архивному наследию русского купечества: Комлева Е.В. Кяхтинская торговля 1830-х гг. в письмах московских купцов Калашниковых // Кяхта – национальное достояние России: Материалы международ. науч.-практич. конф. Улан-Удэ, 2018. С. 115–119; Она же. Два месяца из жизни сибирской купчихи: Фрагмент из дневника М. Н. Кандинской за 1859 год // Источники по истории России: Проблемы общественной мысли и культуры: Сб. научных трудов. Новосибирск, 2019. С. 275–289; Она же. «Ведите себя посолиднее и к делам коммерческим поусердней»: Переписка московских купцов Калашниковых (1830-е гг.) // Библиография. Археография. Источниковедение: Сб. статей и материалов. СПб.; М., 2019. С. 153–161; Она же. Тема детства в эпистолярных комплексах русских купцов конца XVIII – XIX века // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 37–51. doi:10.31518/2618-9100-2021-1-4

29 Комлева Е.В. Из наследия красноярских купцов Ларионовых. Новосибирск, 2016. Вып. 1: Письма конца XVIII – первой трети XIX в.

30 Там же. С. 4.

31 Коновалов Ф.Я. Рец. на: Е.В. Комлева. Из наследия красноярских купцов Ларионовых. Вып. 1. Письма конца XVIII – первой трети XIX в. Новосибирск: Академиздат, 2016. 324 с. // Российская история. 2019. № 5. С. 216–221.

32 Коновалов Ф.Я., Егорова Ю.С., Коноплев В.А. Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования. Вологда, 2018.

33 Там же. С. 16–17.

34 Коновалов Ф.Я., Егорова Ю.С., Коноплев В.А. Эпистолярное наследие… С. 26–27.

35 Матханова Н. П. Актуальные проблемы научной публикации мемуарных источников XIX в. // Отечественные архивы. 2012. № 1. С. 16–23.

36 Морозов Б. Н. Частные архивы XVII века: дис. … канд. ист. наук. М., 1984.

37 Варенцов В. А. Новгородский купеческий архив второй половины XVII в. // Новгородский архивный вестник. 2004. № 4. С. 78.

38 Архив гостей Панкратьевых XVII – начала XVIII в. М., 2001. Т. 1. С. 4.

×

Об авторах

Мария Александровна Смирнова

Российская национальная библиотека; Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: smirnmar@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9756-2699

канд. истор. наук, научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки; младший научный сотрудник Отдела новой истории России Санкт-Петербургского института истории РАН

191069, Россия, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 18; 197110, Россия, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 7

Список литературы

  1. Аксенов А.И. Купеческие мемуары из собраний ОР РГБ (археографические заметки) // Российская реальность конца XVI – первой половины XIX в.: экономика, общественный строй, культура: сб. к 80-летию Ю.А. Тихонова. М.: ИРИ РАН, 2007. С. 290–302.
  2. Архив гостей Панкратьевых XVII – начала XVIII в. / сост. Л.А. Тимошина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Т. 1. 392 с.
  3. Белов Н.В. Летописец купцов Саблиных – неизвестный памятник устюжского летописания последней четверти XVII – первой половины XVIII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 20. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 408–422. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-408-42236
  4. Варенцов В.А. Новгородский купеческий архив второй половины XVII в. // Новгородский архивный вестник. 2004. № 4. С. 78–208.
  5. Грачева И.В. Мемуарные записки рязанских купцов // Рязанский край в контексте русской литературы: очерки регионального литературоведения. Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, 2017. С. 138–151.
  6. Дневники тверских купцов / сост. И.Е. Барклай. Тверь: Изд-во Тверского государственного технического университета, 2002. 92 с.
  7. Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова / сост. Н.И. Павленко, А.И. Копанев, В.Х. Бодиско. М.: Ин-т истории СССР, 1974. 471 с.
  8. Кистерев С.Н. Из переписки русских купцов XVII в. // Вестник «Альянс-Архео». 2018. Вып. 23. С. 11–24.
  9. Кобозева З.М. Диалогичность хронотопов: «мещанский мирок» в «купеческом царстве» провинциальной Самары // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 139–146.
  10. Комлева Е.В. «Ведите себя посолиднее и к делам коммерческим поусердней»: переписка московских купцов Калашниковых (1830-е гг.) // Библиография, археография, источниковедение: сб. статей и материалов. СПб. – М.: Старая Басманная, 2019. С. 153–161.
  11. Комлева Е.В. Два месяца из жизни сибирской купчихи: фрагмент из дневника М.Н. Кандинской за 1859 год // Источники по истории России: проблемы общественной мысли и культуры: сб. научных трудов. Новосибирск: Апостроф, 2019. С. 275–289.
  12. Комлева Е.В. Из наследия красноярских купцов Ларионовых. Вып. 1. Письма конца XVIII – первой трети XIX в. Новосибирск: Академиздат, 2016. 323 с.
  13. Комлева Е.В. Кяхтинская торговля 1830-х гг. в письмах московских купцов Калашниковых // Кяхта – национальное достояние России: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2018. С. 115–119.
  14. Комлева Е.В. Тема детства в эпистолярных комплексах русских купцов конца XVIII – XIX века // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 37–51. https://doi.org/10.31518/2618-9100-2021-1-4
  15. Коновалов Ф.Я. Рецензия на: Е.В. Комлева. Из наследия красноярских купцов Ларионовых. Вып. 1. Письма конца XVIII – первой трети XIX в. // Российская история. 2019. № 5. С. 216–221. https://doi.org/10.31857/S086956870006391-1
  16. Коновалов Ф.Я., Егорова Ю.С., Коноплев В.А. Эпистолярное наследие устюгской купеческой семьи Булдаковых конца XVIII – первой четверти XIX века: тексты и исследования. Вологда: Древности Севера, 2018. 416 с.
  17. Кошенова Н.Ю. Источники личного происхождения о сибирском купечестве второй половины XIX – начала XX вв.: дис. … канд. ист. наук. Барнаул: Алтайский гос. ун-т., 2005. 191 с.
  18. Крестьянинова Е.И., Никитина Г.А. Граждане Ростова: история ростовского купечества XVII – начала XX века: генеалогия и судьбы купеческих родов. Мемуары, дневники, письма. Ростов: ГМЗРК, 2009. 576 с.
  19. Культура купеческой среды: страницы жизни И.А. Толченова // Российская провинция: среда, культура, социум (очерки истории города Дмитрова, конец XVIII – XX век) / под ред. Е.А. Шулепова. М.: Российский институт культурологии, 2006. 456 c.
  20. Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX века / сост. А.В. Семенова, А.И. Аксенов, Н.В. Середа. М.: РОССПЭН, 2007. 467 с.
  21. Кусова И.Г. «Записка» купца Антонова и мир рязанского купечества середины XIX века // Документы личного происхождения в теории и практике научных исследований. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2014. 240 c.
  22. Лебеденко Е.Ю. По страницам семейной переписки Уральского купечества: детские письма пермских Нассоновых в начале XX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2015. Вып. 4 (31). С. 64–71.
  23. Майорова А.С. Дневник купца Д.М. Вакурова в Госархиве Саратовской области // Отечественные архивы. 2015. № 6. С. 64–70.
  24. Матханова Н.П. Актуальные проблемы научной публикации мемуарных источников XIX в. // Отечественные архивы. 2012. № 1. С. 16–23.
  25. Матханова Н.П. Власть и чиновники в мемуарах сибирского купечества XIX в. // Сибирские исторические исследования. 2016. № 2. С. 58–75.
  26. Матханова Н.П. Сибирская мемуаристика XIX в. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 551 с.
  27. Морозов Б.Н. Частные архивы XVII века: дис. … канд. ист. наук. М., 1984. 200 с.
  28. Новохатко О.В. Россия. Частная переписка XVII века. М.: Памятники исторической мысли, 2018. 664 с.
  29. Памятная А.Е. Новоселова: дневник дмитровского купца / сост. Н.Л. Еловская. М.: Экон-информ, 2013. 160 с.
  30. Середа Н.В. Дневник купцов Блиновых и его авторы // Очерки феодальной России / под ред. С.Н. Кистерева. М.: УРСС, 2003. Вып. 7. С. 256–277.
  31. Середа Н.В. Индивид в тверских купеческих дневниках XVIII – первой половины XIX века // Документы личного происхождения в теории и практике научных исследований. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2014. С. 206–214.
  32. Середа Н.В. Пространство и время в дневнике купцов Блиновых // Проблемы источниковедения. 2006. Вып. 1 (12). С. 400–412.
  33. Стефанович П.С. Личность псковского горожанина по его письмам к английскому купцу (1686–1687 гг.) // Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 157–174.
  34. Стефанович П.С., Морозов Б.Н. Роман Вилимович в гостях у Петра Игнатьевича: Псковский архив английского купца 1680-х годов. М.: Индрик, 2009. 176 с.
  35. Судовиков М.С. Мемуары вятских купцов XIX – начала XX в. // Вопросы истории. 2007. № 2. С. 147–151.
  36. Ульянова Г.Н. Автобиографические тексты купечества: религиозное сознание и религиозное поведение: 1770-е – 1860-е годы // Вера и личность в меняющемся обществе. Автобиографика и православие в России конца XVII – начала XX века. М.: НЛО, 2019. С. 161–205.
  37. Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка: памяти доктора наук профессора Авенира Павловича Корелина. М.: ИРИ РАН, 2019. С. 276–312.
  38. Хромов С.Ф. Краткое жизнеописание великого старца Федора Козьмича. Из воспоминаний купца Семена Феофановича Хромова / под ред. В.П. Бойко, Е.В. Ситниковой. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2015. 252 с.
  39. Ransel D. The Diary of a Merchant: Insights into Eighteenth-Century Plebeian Life // The Russian Review. 2004. Vol. 63. P. 594–608.

© Смирнова М.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах