Модельные расчеты масштабов домашнего образования: пример Ярославской губернии в конце XVIII - начале XX в.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящем исследовании посредством методов математического моделирования реконструируется динамика сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из губерний Центральной России. В качестве источниковой базы привлекаются свидетельства, содержащиеся, в первую очередь, в опубликованной мемуаристике, эпистолярном наследии, произведениях художественной литературы, а также в отечественной историографии. Результаты получены с помощью модельных расчетов, включающих интер-, ретро- и экстраполяции количественных свидетельств указанных источников. Основными результатами исследования являются методика реконструкции ежегодного объема выпуска сегмента услуг домашнего образования региональной экономики и соответствующие длинные ряды ежегодных данных по Ярославской губернии. Они свидетельствуют в пользу гипотезы, что домашний сегмент был сравним по масштабам с организованными формами образования и даже мог превышать их в начале изучаемого периода. Разработанные методы могут непосредственно использоваться для аналогичных реконструкций на материале других регионов Центральной России и, с рядом поправок в отношении значений параметров модели, применены к материалу регионов Сибири, Дальнего Востока и национальных окраин России. Связанной перспективой использования полученных длинных рядов данных является учет неформального сектора образовательных услуг в составе валового регионального продукта.

Полный текст

Введение

Актуальность вопроса о роли образования в социально-экономическом развитии[1] государств достаточно широко признана в мировой и отечественной литературе. Менее консенсусно в современной историографии представлено объяснение механизмов изменений: посредством каких технологий, институтов прямое и обратное воздействие осуществлялось в конкретных исторических условиях. В определенной степени это упирается в дефицит информации о количественных показателях данных процессов.

Анализ таких показателей предполагает применение математических методов, которое идет в русле историографических трендов последних десятилетий[2]. Они представлены научным направлением, связанным с именами Р. Фогеля в США, И.Д. Ковальченко в нашей стране и получившим обозначения «квантитативная история», «клиометрика», позднее – «историческая информатика». В данной парадигме, формировавшейся в исследованиях преимущественно историко-экономической проблематики, отмечается многообразие используемых подходов и методов. Среди них выделяются активно разрабатываемые в последнее время методики реконструкции длинных рядов исторических данных. Необходимость реконструкции вытекает как из выборочного подхода к фиксации информации создателями исторических источников, так и из значительных отличий их когнитивных структур от субъектности исследователя.

В отношении развития российской экономики в дореволюционный период отмечается отсутствие длинных рядов данных о стоимостных объемах накопления человеческого капитала. И, если имеются отдельные оценки объемов выпуска, производимого в организованных формах образования в целом по стране[3] и в регионах[4], то почти не учитывается их производство в рамках домашнего образования. При этом как минимум культурологические работы Ю.М. Лотмана, Н.И. Яковкиной свидетельствуют о масштабности таких практик в первой половине XIX в.[5] Расширялись, по всей вероятности, оба сегмента образования[6]. При этом Е.В. Алексеева указывала, что домашнее обучение, наряду с пансионами, в XVIII в. и на протяжении большей части XIX в. являлось намного более массовым каналом распространения нового знания, которое среди высшего дворянства осуществлялось преимущественно силами иностранцев[7].

Таким образом, актуальный контекст настоящего исследования задается исследовательской программой, нацеленной на получение количественных оценок для анализа механизмов воздействия различных образовательных практик и институтов на социально-экономическое развитие российского общества на стадиях накопления критической массы ресурсов, непосредственной подготовки и запуска «современного экономического роста»[8].

Эта цель реализуется посредством построения математической модели, реконструирующей динамику сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из наиболее развитых губерний Европейской России (Ярославской). Задачей каждого из отдельных этапов данной реконструкции является оценка: 1) количества грамотных дворян в возрасте получения домашнего образования раздельно для мужского и женского пола; 2) распределения дворянского сословия раздельно для мужского и женского пола по трем социальным стратам; 3) объема потребления дворянским сословием образовательных услуг на дому в текущих ценах; 4) объема потребления образовательных услуг в домашнем сегменте в стоимостном выражении.

Предлагаемая модель оценки сегмента домашнего образования получена с применением методов интер-, ретро- и экстраполяции данных источников по линейной и показательной функциям.

В качестве источниковой базы мы привлекаем свидетельства, содержащиеся в опубликованной мемуаристике, переписке, произведениях художественной литературы[9], а также в научной литературе. В качестве вспомогательных привлечены опубликованные сводные данные о распределении земельной собственности в 1858, 1877, 1895, 1905 гг. и данные Первой всеобщей переписи населения 1897 г.

Численность потребителей образовательных услуг на дому

В качестве первого шага устанавливались уровни грамотности дворянства Ярославской губернии. Имея данные за 1897 г. по 10-летним когортам до 60 лет в гендерном разрезе[10], осуществлялась реконструкция за более ранние годы на основе методики Б.Н. Миронова[11]: с 1897 г. до 1847 г. – передвижкой когорт, а с 1847 г. до 1797 г. – ретропрогнозированием по линейной функции. Поскольку уровень грамотности дворян мужского пола во всех когортах старше 10 лет в 1897 г. составлял 99–100 %, в возрасте до 20 лет он принимался постоянным (62 %); реконструкции проводились только по женскому населению (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1
Уровни грамотности дворян женского пола возрастных когорт 0–9 и 10–19 лет, % /
Literacy rates of female nobility of 09 and 1019 age cohorts, %

Возрастные группы /
Age groups

1897

1887

1877

1867

1857

1847

1837

1827

1817

1807

1797

Менее 10 лет /
Less than 10 years

25

25

24

24

23

23

22

22

21

20

20

10–19 лет /
10–19 years old

99

97

95

92

91

88

86

84

82

80

78

До 20 лет /
Up to 20 years

60

59

58

56

55

53

52

51

50

48

47

Рассчитано по: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. Т. L. СПб., 1904. С. 52, 53, 57.
Calculations based on: Pervaia Vseobshchaia perepis' naseleniia Rossiyskoi imperii, vol. L (St. Petersburg, 1904), 52, 53, 57.

 

В качестве второго шага определялась численность и структура дворянства Ярославской губернии на основе сведений преимущественно из исследовательской литературы[12], где использовались данные 8–10 Ревизий (1834, 1850, 1858 гг.), в том числе с привлечением архивных материалов. Наиболее подробные данные имеются за 1858, 1867, 1870 и 1897 гг. (Всеобщей переписи), по которым реконструировались недостающие части структуры за другие годы (численность лиц женского пола, разделение на потомственное и личное дворянство). Сведения за промежуточные годы получались усреднением результатов регрессий по численности дворян в отдельные годы и по доле дворян в общей численности населения губернии.

В качестве третьего шага моделировался возраст окончания домашнего образования и количество его потенциальных получателей[13]. Выделение доли дворян в возрасте 10–16 лет в когорте 10–19 лет (для конца XVIII в.) производилось на основе данных о распределении по 1-летним возрастным группам по 1897 г.[14]: 1) для грамотного населения; 2) для всего населения губернии. Усреднение дает 74 % для мужского и 71 % для женского населения. Эта доля линейно повышалась до 100 % к 1914 г.

Стратификация дворянского сословия

На втором этапе сегментировалась готовность дворян платить за обучение детей в зависимости от стратификации. В качестве прокси-индикаторов были взяты распределения по количеству душ и площади земли, поскольку уровень неравенства помещиков оценивался по числу крепостных в дореформенное время и по количеству земли – в пореформенное[15]. Данные распределения имеются за отдельные годы (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2
Распределение дворян-помещиков (1834–1858 гг.), дворян-землевладельцев (1877 г.), дворянских владений (1895 г., 1905 г.), % от общей численности категории /
Distribution of gentry (18341858), noble land owners (1877), gentry estates (1895, 1905), % of the item total

Год / Year

1 страта / stratum

2 страта / stratum

3 страта / stratum

1905

56,7

32,3

11,1

1895

52,7

32,7

14,5

1877

47,9

38,3

13,8

1858

38,3

40,6

21,1

1850

44,5

38,2

17,3

1834

48,7

32,9

18,4

Рассчитано по: Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии… С. 66, 69, 70; Статистика поземельной собственности… 1881. С. 96; Цифровые данные… 1897, табл. 5; Статистика землевладения… 1906. С. 24.
Calculations based on: Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 66, 69, 70; Statistika pozemel'noi sobstvennosti… 1881, 96; Tsifrovye dannye… 1897, tabl. 5; Statistika zemlevladeniia… 1906, 24.

Детальная группировка дворян-помещиков, владевших «душами», была задана по 5 стратам[16]. Однако, принимая во внимание незначительную долю 3–5-й страт, мы объединили их в 1 высшую, следуя подходу Б.Н. Миронова[17]. В результате мы пришли к следующей группировке: 1-я страта – 1–20 душ; 2-я страта – 21–100 душ; 3-я страта – более 100 душ.

При стратификации дворян-землевладельцев за основу была взята группировка, предлагаемая источником с наиболее крупным делением на 5 категорий[18]. Хотя в литературе встречается объединение 2-й и 3-й страт в категорию средних землевладельцев, а 4-й и 5-й – в категорию крупных[19], с учетом небольшой доли 4-й и 5-й страт, мы объединили верхние 3–5-е страты в 1, также следуя подходу Б.Н. Миронова[20]. Итоговая группировка следующая: 1-я страта – 0–100 дес.; 2-я страта – 100–500 дес.; 3-я страта – более 500 дес.

Численность дворян-душевладельцев Ярославской губернии в 1834 г. в 1,7 раза превышала численность потомственного дворянства, а в 1858 г. – в 1,3 раза. Поскольку потомственное дворянство до 1861 г. имело монополию на крепостных, и личные дворяне ими не владели[21], такое превышение могло возникать только за счет потомственных дворян из других регионов. В подтверждение значимости данного эффекта в начале XIX в., Р.Б. Кончаков и Е.С. Корчмина установили, что в 1812 г. в Ярославской губернии 421 имение с 16 964 крепостными находилось в собственности дворян Московской губернии, где им принадлежало лишь 17 % крепостных[22]. Однако эта проблема перестала быть важной в середине XIX в.[23] В начале XX в. она стала еще менее значимой[24].

Решая данную проблему, мы использовали данные о количестве душе- и землевладельцев не напрямую, а в виде процентных распределений по стратам, которые применяли только к поместному потомственному дворянству.

Численность потомственного дворянства, владевшего земельной собственностью, определялась на основе усредненных оценок его доли среди потомственного дворянства в целом по Европейской России: в 1858 г. – 81,00 %, в 1877 г. – 63,75 %, в 1895 г. – 47,25 %, в 1905 г. – 34,25 %[25]. Для периода до 1861 г. также принимался коэффициент 81,00 %. Эта численность поместного потомственного дворянства стратифицировалась по 3 нашим группам в соответствии с распределением в табл. 2. Дополнительно к полученной численности 1 группы мы добавляли численность безземельного потомственного дворянства, а к численности 2 группы – личного дворянства (как и для периода до 1861 г.).

Объем потребления образовательных услуг на дому дворянским сословием

На третьем этапе каждой из трех наших страт осуществлялось вменение: 1) уровня грамотности в возрасте получения домашнего образования в зависимости от пола; 2) уровня участия в домашнем образовании в зависимости от пола; 3) уровня платежей за получение образовательных услуг на дому на основе фрагментарных свидетельств источников с учетом гендерного фактора.

На первом шаге грамотность совокупной когорты 0–19 лет мужского дворянского населения принималась соответствующей уровню 1897 г. (62,13 %), так как грамотность когорты 10–19 лет за весь период оценивалась не менее чем в 99 %.

В случае с дворянством женского пола в том же возрасте верхней страте присваивалось значение уровня грамотности, соответствующее дворянам мужского пола. 2 страте присваивалось значение на уровне среднего для дворян женского пола. Для низшей страты значение рассчитывалось через среднее для дворян женского пола с использованием указанных присвоенных значений для 2–3 страт и полученных на 2 этапе весовых коэффициентов каждой из трех страт.

На следующих шагах принимались во внимание нарративные свидетельства из литературы[26] при определении уровня участия трех страт в домашнем образовании, при отнесении домохозяйств к 1 из 3 страт, а также учете гендерных различий.

Так, домашнее образование в первой половине XIX в. осуществлялось отечественными священнослужителями, преподавателями высших учебных заведений (в начале века – чаще иностранцами), студентами российских университетов и духовных академий, выпускниками гимназий и пансионов, а также образованными слугами[27]. Характерной фигурой в начале XIX в. стал француз-гувернер. Отдельные предметы преподавали специальные учителя, которые сменяли гувернера[28].

В нашей модели предполагалось, что в 1 страте ребенок ограничивается 1 учителем; во 2 страте – 2 учителями, один из которых оплачивается на уровне данной 2 страты, а другой – на уровне 1 страты; в 3 страте ребенок получает образование от 4 учителей, два из которых оплачиваются на уровне данной 3 страты, а два других – на уровне 1 и 2 страты.

Уровень участия в домашнем образовании определялся для каждой страты в отдельные годы (табл. 3). Гендерный фактор в уровне участия учитывался в 1 страте с коэффициентом 0,5, во 2 страте – 0,65, в 3 страте – 0,8, без изменений во времени.

Таблица 3 / Table 3

Уровень участия в домашнем образовании дворян мужского пола по стратам, % /
Participation rate of male nobility in home education by strata, %

Год / Year

1 страта / stratum

2 страта / stratum

3 страта / stratum

1914

20

35

100

1864

30

40

100

1834

50

70

100

1825

60

80

100

1795

50

75

100

Рассчитано по: Колосова Е.М. Домашнее образование... С. 71; Лотман Ю.М. Пушкин… С. 500; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование… С. 175–176, 180; Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки... С. 46, 57, 63, 66–67, 462.
Assessments based on: Kolosova, E.M. Home education, 71; Lotman, Yu.M. Pushkin, 500; Prokofieva, E.A. Legislative regulation 175–176, 180; Solodyankina, O.Yu. Foreign clerks, 46, 57, 63, 66–67, 462.

 

Поворотные точки связаны с подавлением восстания декабристов в 1825 г. и принятием законодательства, ужесточавшего требования к домашним учителям[29]. Речь идет об Указе Правительствующему Сенату от 25 марта 1834 г. «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, неполучивших аттестатов от Русских Университетов» и Указе от 1 июля 1834 г., утвердившем «Положение о домашних наставниках и учителях».

Со стороны министра народного просвещения С.С. Уварова имелись свидетельства о «заметном уменьшении» к 1837 г. числа приезжающих в Россию потенциальных воспитателей-иностранцев[30]. Этот тренд к ужесточению контроля государства усилился в 1848 г. в результате революционных событий в ряде стран Европы, когда на время иностранцам был совсем прекращен доступ в Россию[31].

В табл. 4 приводятся систематизированные сведения источников об уровне платежей за получение образовательных услуг на дому.

Сведения табл. 4 в текущих ценах (с конверсией ассигнационных рублей в серебряные[32]), в соотнесении с 3 стратами, представлены на рис. 1.

Динамические ряды платежей домохозяйств по стратам строились по предсказанным значениям линейных регрессий и с дефлированием последних значений (рис. 2).

Динамика оплаты со стороны 3 элитной страты отражает ее повышенный спрос в начале XIX в. и некоторое сужение рынка в 1840–1850-е гг., в соответствии со свидетельствами, приводимыми О.Ю. Солодянкиной[33].

Таблица 4
Сведения источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования

Год

Данные о платежах
в годовом выражении

Источник

Страницы

1883

480

Чехов. 1975

62–63

1883

252

Чехов. 1977

341

1882

720

Гончаров. 2011

132

1879

228

Фаусек. 2010

44–45

1865

300

Янжул. 2006

24–25

1859

500

З-н А. Деревенское дворянское воспитание. Цит. по: Солодянкина. 2007

377

1848

1000

Фет А.А. Мои воспоминания 1849–1889. Часть 1. Цит. по: Солодянкина. 2007

108

1838

540

Хвощинская. 2016

32

1833

2000

Вяземский П.А. Письмо А.И. Тургеневу. Цит. по: Солодянкина. 2007

123

1832

1200

Леонтьев. 2019

196

1831

800

Леонтьев. 2019

194

1831

144

Из дневника юноши «тридцатых годов». Цит. по: Солодянкина. 2018

16–18

1830

2000

Пушкин А.С. Барышня-крестьянка. Цит. по: Солодянкина. 2007

371

1822

1500

Три письма П. Муханова кн. М.А. Урусову Цит. по: Солодянкина. 2007

300

1821

3000

Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Цит. по: Солодянкина. 2007

123

1820

3000

Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Цит. по: Сергеева. 2010

203

1818

500-800

Письмо М.Н. Аксаковой к О.С. Аксаковой. Цит. по: Солодянкина. 2007

124

1817

1150

Долгоруков. 1997

63–64, 152

1815

600

Печерин. 1989

152–153

1814

3000, 5000–6000

Батюшков. 1986

408, 411

1813

2000

Письма из Москвы в Нижний Новгород. Цит по: Солодянкина. 2019

55–56

1812

1800

Юдин П. Ссыльные 1812 года в Оренбургском крае. Цит. по: Солодянкина. 2014

519–524

1806

400

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1802–1825

Стб. 33–34

1805

650

1804

900

1802

150

Долгоруков. 1997

63–64

1798

800

Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. Цит. по: Соловьёв. 1998

70–75

1797

70

Долгоруков. 1997

63–64

1797

1840

ГА РФ. Ф. 219 (Орловы-Давыдовы). Цит. по: Шокарева. 2017

51, 52

1796

 

Отголоски XVIII века. Цит. по: Солодянкина. 2007

121

1796

500

Энгельгардт  Л.Н. Записки.  Цит. по: Солодянкина. 2007

121

1795

60

Энгельгардт  Л.Н. Записки. Цит. по: Солодянкина. 2007

121

 

Table 4
Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services

Year

Data on payments
in annual terms

Sources

Pages

1883

480

Chekhov. 1975

62–63

1883

252

Chrkhov. 1977

341

1882

720

Goncharov. 2011

132

1879

228

Fausek. 2010

44–45

1865

300

Yangul. 2006

24–25

1859

500

Z-n А. Derevenskoe dvorianskoe vospitanie. Cit. on: Solodyankina. 2007

377

1848

1000

Fet А.А. Моi vospominaniia 1849-1889. Part 1. Cit. on: Solodyankina. 2007

108

1838

540

Khvoschinskaiia. 2016

32

1833

2000

Viazemskii, P.А. Pismo А.I. Тurgenevu. Cit. on: Solodyankina. 2007

123

1832

1200

Leontiev. 2019

196

1831

800

Leontiev. 2019

194

1831

144

Iz dnevnika yunoshi «tridtsatykh godov». Cit. on: Solodyankina. 2018

16–18

1830

2000

Pushkin, А.S. Baryshnia-krestianka. Cit. po: Solodyankina. 2007

371

1822

1500

Tri pis'ma P. Mukhanova kn. M.A. Urusovu. Cit. po: Solodyankina. 2007

300

1821

3000

Semenov-Tyan-Shanskiy, P.P. Memuary. Cit. po: Solodyankina. 2007

123

1820

3000

Manuylov, V.A. M.Yu. Lermontov. Cit. on: Sergeeva. 2010

203

1818

500–800

Pis'mo M.N. Aksakovoy k O.S. Aksakovoy. Cit. on: Solodyankina. 2007

124

1817

1150

Dolgorukov. 1997

63–64, 152

1815

600

Pecherin. 1989

152–153

1814

3000, 5000–6000

Batushkov. 1986

408, 411

1813

2000

Pis'ma iz Moskvy v Nizhniy Novgorod. Cit. on: Solodyankina. 2019

55–56

1812

1800

Yudin, P. Ssyl'nyye 1812 goda v Orenburgskom kraye. Tsit. po: Solodyankina. 2014

519–524

1806

400

Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. 1802–1825

Стб. 33–34

1805

650

1804

900

1802

150

Dolgorukov. 1997

63–64

1798

800

Baratynskii, Ye.A. Stikhotvoreniya. Pis'ma. Vospominaniya sovremennikov. Tsit. po: Solov'yov. 1998

70–75

1797

70

Dolgorukov. 1997

63–64

1797

1840

GARF, f. 219 (Оrlovy-Davydovy). Cit. on: Shokareva. 2017

51, 52

1796

 

Otgoloski XVIII veka. Cit. on: Solodyankina. 2007

121

1796

500

Engel'gardt  L.N. Zapiski.  Cit. on: Solodyankina. 2007

121

1795

60

Engel'gardt  L.N. Zapiski.  Cit. on: Solodyankina. 2007

121

Рис. 1. Данные источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратификационным группам /
Figure 1. Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services by strata group
Источник: данные табл. 4.
Source: data from Table 4.

Рис. 2. Модельная динамика платежей дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратам /
Figure 2. The modeled dynamics of nobility household payments for home education services by strata

Рассчитано по: данные табл. 4; дефлировано за 1853–1913 гг. по Бюджетному индексу в: Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 514–515; о 1853 г. – по Общему индексу цен в: Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало ХХ в. М.: Новый хронограф, 2010. С. 512.

Calculation based on: the data from Table 4; deflated for 1853–1913 by the Budget Index in: Strumilin, S.G. History of ferrous metallurgy in the USSR, vol. 1 (Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954), 514–515; Until 1853 – according to the General Price Index in: Mironov, B.N. Welfare of the population and revolution in imperial Russia: XVIII – early XX century (Moscow: New Chronograph, 2010), 512.

Гендерный фактор в стоимости образовательных услуг учитывался в 1-й страте с коэффициентом 0,6; во 2-й – с коэффициентом 0,7; в 3-й – с 0,9. Указанные коэффициенты не менялись во времени.

Общий объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте

На четвертом этапе осуществлялась дооценка, связанная с участием в домашнем образовании высших городских сословий (почетные граждане, купцы).

Таблица 5 / Table 5

Численность потребителей по стратам и объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте (в кредитных рублях) /
Consumers quantity by strata and volume of education services consumption in home segment (in credit rubles)

Год /
Year

Объем потребления /
Consumption volume

 

Год /
Year

Объем потребления /
Consumption volume

В текущих ценах /
At current prices

В ценах 1913 г. /
In 1913 prices

 

В текущих ценах /
At current prices

В ценах 1913 г. /
In 1913 prices

Дворянами /
Nobles

Всего /
Total

Всего /
Total

 

Дворянами /
Nobles

Всего /
Total

Всего /
Total

1914

581 907

785 574

777 796

 

1854

295 109

350 029

736 903

1913

600 535

808 521

808 521

 

1853

291 144

344 758

739 824

1912

620 792

833 543

858 438

 

1852

287 289

339 639

718 887

1911

588 835

788 520

865 555

 

1851

284 819

336 176

701 839

1910

565 979

755 903

849 329

 

1850

291 988

344 086

715 608

1909

580 583

773 368

854 550

 

1849

300 180

353 179

731 712

1908

585 919

778 438

864 932

 

1848

271 823

319 313

659 020

1907

583 226

772 854

897 623

 

1847

269 017

315 525

648 712

1906

532 368

703 647

849 816

 

1846

263 095

308 102

631 030

1905

496 107

654 048

808 465

 

1845

261 253

305 477

623 263

1904

473 729

622 966

778 708

 

1844

249 504

291 297

592 059

1903

483 131

633 737

784 328

 

1843

227 394

265 085

536 724

1902

484 941

634 528

790 196

 

1842

221 918

258 316

521 019

1901

486 740

635 310

803 173

 

1841

218 206

253 621

509 594

1900

488 855

636 507

818 133

 

1840

212 719

246 882

491 067

1899

500 300

649 826

819 453

 

1839

209 079

242 305

477 118

1898

503 340

652 200

836 154

 

1838

202 923

234 833

457 757

1897

467 454

604 253

836 915

 

1837

201 777

233 175

449 956

1896

418 077

539 145

741 603

 

1836

198 117

228 622

436 736

1895

416 056

535 276

738 312

 

1835

194 452

224 079

423 755

1894

421 413

540 904

749 174

 

1834

227 046

261 277

489 132

1893

458 598

587 271

786 172

 

1833

184 129

211 599

392 148

1892

499 447

638 114

857 680

 

1832

177 528

203 736

373 781

1891

475 430

606 047

852 386

 

1831

170 982

195 960

355 900

1890

435 102

553 387

819 833

 

1830

165 088

188 952

346 865

1889

433 011

549 495

782 756

 

1829

158 571

181 252

336 311

1888

455 672

576 969

848 483

 

1828

153 683

175 436

329 020

1887

414 739

523 983

783 233

 

1827

148 238

169 000

320 361

1886

397 029

500 514

702 969

 

1826

142 799

162 590

311 525

1885

405 673

510 303

686 814

 

1825

137 370

156 208

302 519

1884

410 746

515 575

673 075

 

1824

130 350

148 039

289 783

1883

423 027

529 859

659 029

 

1823

123 502

140 086

277 165

1882

415 690

519 571

644 629

 

1822

125 516

142 194

284 364

1881

407 770

508 604

613 516

 

1821

127 279

144 015

291 103

1880

392 282

488 270

622 001

 

1820

128 949

145 726

297 099

1879

378 974

470 735

619 388

 

1819

130 447

147 241

302 774

1878

365 774

453 411

618 569

 

1818

131 587

148 350

307 682

1877

353 576

437 404

609 198

 

1817

132 690

149 418

312 565

1876

350 133

432 275

602 894

 

1816

133 816

150 508

317 559

1875

343 182

422 851

606 672

 

1815

122 066

137 133

291 830

1874

337 882

415 498

596 980

 

1814

112 187

125 889

270 211

1873

330 438

405 550

600 815

 

1813

103 243

115 721

250 525

1872

327 611

401 300

585 840

 

1812

93 089

104 222

227 574

1871

321 433

392 975

593 617

 

1811

83 279

93 135

205 116

1870

314 419

383 667

590 258

 

1810

74 806

83 566

180 826

1869

332 458

404 913

629 724

 

1809

66 600

74 318

158 003

1868

346 605

421 352

687 361

 

1808

67 391

75 118

156 914

1867

361 822

439 033

759 573

 

1807

66 106

73 607

151 069

1866

365 887

443 148

791 336

 

1806

65 927

73 329

147 869

1865

374 223

452 416

821 083

 

1805

65 243

72 491

143 625

1864

371 220

447 974

843 642

 

1804

64 713

71 827

139 822

1863

382 717

461 019

845 907

 

1803

64 182

71 165

136 111

1862

333 132

400 575

724 367

 

1802

63 400

70 225

131 968

1861

326 769

392 231

741 458

 

1801

64 745

71 642

132 276

1860

319 381

382 693

754 819

 

1800

65 919

72 867

132 717

1859

313 588

375 102

757 781

 

1799

66 925

73 906

132 786

1858

311 328

371 758

746 503

 

1798

67 765

74 759

132 501

1857

312 376

372 375

723 058

 

1797

68 442

75 432

131 882

1856

303 249

360 885

729 061

 

1796

68 957

75 926

130 948

1855

296 628

352 414

737 269

 

1795

69 313

76 244

129 717

Cобственный расчет по: Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299; Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности… С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России... С. 292–293, 298–299; Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 356; Селиверстова Н.М. Российское дворянство... С. 244–251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии… С. 45, 46, 47, 66, 69, 70; Статистические таблицы Российской империи… 1863. С. 267, 276–277; Статистика поземельной собственности… 1881. С. 96; Цифровые данные… 1897. Табл. 5; Статистика землевладения… 1906. С. 24; Данным табл. 2–4; дефлировано аналогично рис. 2.

Own calculation based on: Bekker, S. Mif o russkom dvoryanstve, 299; Kabuzan, V.M., Troitskiy, S.M. Izmeneniya v chislennosti, 162, 166; Korelin, A.P. Dvoryanstvo v poreformennoy Rossii, 292–293, 298–299; Mironov, B.N. Rossiyskaya imperiya, vol. 1, 356; Seliverstova, N.M. Rossiiskoe dvorianstvo, 244–251; Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 45, 46, 47, 66, 69, 70; Statisticheskie tablitsy Rossiyskoi imperii… 1863, 267, 276–277; Statistika pozemel'noi sobstvennosti… 1881, 96; Tsifrovye dannye … 1897. Tabl. 5; Statistika zemlevladeniia… 1906, 24. Data from Tables 2–4; deflated as in Figure 2.

 

На основе нарративных свидетельств в литературе[34] предполагалось, что при их сопоставимой численности с дворянами в 1897 г. и меньшей – в начале XIX в., объем их платежей за домашнее образование составлял относительно дворянского 10 % в начале XIX в. и 35 % – в начале XX в. с нарастанием по показательной функции. Результаты расчетов после указанной дооценки приводятся в табл. 5.

Они показывают, что в реальном выражении объем услуг домашнего образования быстро расширялся в первые два десятилетия XIX в., после коррекционного перерыва – с конца 1820-х по начало 1860-х гг., резко сжался вслед за отменой крепостного права, с восстановлением на протяжении 1870–1880-х гг. С конца 1880-х гг. этот сегмент пребывал в стадии стагнации. Таким образом, возросшее участие высших городских сословий не компенсировало нараставший отток потребителей-дворян в институциализированный сегмент образования.

Выводы

В ходе проведенного исследование автор приходит к следующим выводам.

1. Разработанные на материале Ярославской губернии методы реконструкции производства образовательных услуг в неформальном секторе могут быть применены к другим регионам Центральной России и к Сибири, Дальнему Востоку, национальным окраинам с рядом поправок в отношении входных параметров разработанных моделей. Соответственно, появятся новые количественные свидетельства для анализа региональных тенденций на фоне общероссийских, конвергенции и дивергенции регионов в процессе расширения образовательного пространства страны.

2. Наличие длинных рядов данных о сопоставимом во времени объеме потребления образовательных услуг в домашнем сегменте позволяет рассмотреть в более широком контексте проблему соотношения индивидуализированного и массового обучения в условиях перехода к использованию индустриальных технологий. В начале XIX в. домашнее образование скорее всего превышало масштабы институциализированного. Но на определенном этапе первое начинает уступать место второму, для которого характерно менее благоприятное соотношение учащихся на одного учителя. Таким образом, традиционные и инновационные образовательные технологии и институты могут одновременно конкурировать и взаимодействовать в процессах системной трансформации традиционного общества в современное.

3. Одной из перспектив использования полученных результатов является учет неформального сектора образовательных услуг как составляющей объема региональных экономик России в основных показателях системы национальных счетов, с построением пилотных оценок за период до 1885 г. и возможностью пересмотра имеющихся.

Из оценок П. Грегори[35], скорректированных А. Черемухиным и соавторами[36], следует, что потребление образовательных и медицинских услуг, формирующих человеческий капитал, составляло 0,69 % ВВП страны в 1885 г. и 1,86 % – в 1913 г. Потенциал их пересмотра в сторону повышения оценивается до уровней в 2 и 5 % за соответствующие годы.

4. Ключевой проблемой содержательной интерпретации является изучение механизмов воздействия различных образовательных практик на социально-экономическое развитие России. Из теории человеческого капитала следует, что вклад образования в рост экономики должен значительно превосходить его вклад в выпуск и добавленную стоимость, в первую очередь, за счет повышенной способности генерировать положительные «внешние эффекты» по сравнению с физическим капиталом.

В этом отношении важен социальный аспект распространения домашнего образования. Его выход за рамки дворянского сословия и распространение среди купечества вели к более сильному воздействию на экономическое развитие. Такой процесс наблюдался в конце XIX в. – начале XX в. в Ярославской губернии, где он протекал более интенсивно на фоне других регионов Российской империи.

Таким образом, полученные результаты модельных расчетов открывают новые перспективы в сфере междисциплинарных исследований при их дальнейшем использовании в указанных содержательных контекстах, требующих отдельного углубленного рассмотрения.

 

1 В понятии «развитие» акцент делается на положительных структурных изменениях при важном значении роста показателей выпуска и добавленной стоимости.

2 См., напр.: Гусева Н.С. Применение математических методов в исследованиях по аграрной истории России пореформенного и советского периодов: историографические аспекты проблемы (1960-е – начало 1990-х гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 46. С. 155.

3 За 1885 г. в: Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr. London, 1974. P. 229–254; за 1885–1913 гг. (не включают расходы домохозяйств) в: Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. – начало XX в.). М., 2003. С. 146, 147, 154.

4 За 1795 г. и 1897 г. См.: Кесслер Х., Маркевич А. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII – XXI вв. 2019.

5 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; Евгений Онегин: Комментарий. СПб., 1995; Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000; Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. СПб., 2002.

6 Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование частной образовательной инициативы в России первой половины ХIХ века // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. № 8. С. 175.

7 Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России. М., 2007. С. 313–314.

8 Начало «современного экономического роста» в России относится к середине 1880-х гг.: Грегори П. Экономический рост… С. 23–25, 61–63.

9 Пример анализа аналогичного источника, содержащего сведения о расходах русских дворян («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина). См.: Korchmina E., Zorin A. Karamzin and Money // Cahiers du monde russe. 2018. Vol. 59. № 1. P. 117–140.

10 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Т. L. С. 52, 53, 57.

11 Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., 1991. С. 73–74, 80–81; Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. Т. 3. СПб., 2015. С. 479–481.

12 Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности, удельном весе и размещении дворянства в России в 1782–1858 гг. // История СССР. 1971. № 4. С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861–1904 гг. М., 1979. С. 292–293, 298–299; Селиверстова Н.М. Российское дворянство накануне и в период реформ 60–70-х годов XIX века. М., 2015. С. 244–251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии в конце XVIII – первой половине XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999. С. 45, 46, 47, 66, 69, 70.

13 На основе свидетельств в: Лотман Ю.М. Пушкин... С. 481, 505–506; Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века // Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 71; Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М., 2007. С. 45–46.

14 Предполагалось, что возрастная структура дворянства оставалась одинаковой в течение рассматриваемого периода.

15 Миронов Б.Н. Российская империя…Т. 1. С. 358.

16 Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии... С. 66; Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 347–349.

17 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 350; Он учитывал, что граница между различными группами дворянства в отношении корпоративных прав (совещательного и решающего голоса, пассивного и активного избирательного права) проходила между владельцами 20 и 100 крепостными. Cм.: Там же. С. 347.

18 Цифровые данные… Табл. 5.

19 Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М., 2004. С. 57, 61.

20 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 347–359.

21 Там же. С. 348, 350, 357.

22 Кончаков Р.Б., Корчмина Е.С. Кто кормил московских дворян? О структуре душевладений дворян Московской губернии в 1812 г. // ЭНОЖ История. 2020. Т. 11. № 3.

23 Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 348.

24 Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 298.

25 Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 356; Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299.

26 Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX в. // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 227–229; Колосова Е.М. Домашнее образование… С. 69, 71; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре… С. 87; Лотман Ю.М. Пушкин… С. 502; Яковкина Н.И. История русской культуры…С. 63–65; Яковкина Н.И. Русское дворянство… С. 124–125, 127.

27 Колосова Е.М. Домашнее образование... С. 69.

28 Лотман Ю.М. Пушкин… С. 495–496.

29 Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века. М., 2017. Т. 1. С. 337–346; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование… С. 180.

30 Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки... С. 63.

31 Там же. С. 66–67.

32 По курсам в: Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII–ХIХ вв.) Л., 1985 С. 37–38; Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. I. СПб., 1902.
С. 327–329 (цит. по: Проект «Динамика …»).

33 Солодянкина О.Ю. Иностранныe гyвернантки... С. 111–112, 124.

34 Солодянкина О.Ю. Современники И.А. Милютина: сравнение образовательных стратегий и практик дворянства и купечества // Милютинские чтения. Вып. 9. Череповец, 2018. С. 16–17; Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка. М., 2019. С. 282.

35 Грегори П. Указ. соч. С. 107–108, 146–147, 154, 232–242.

36 Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // Review of Economic Studies. 2017. Vol. 84. No. 2. Online Appendix.

×

Об авторах

Дмитрий Валерьевич Диденко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: didenko-dv@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-5295-2538

д-р эконом. наук, канд. истор. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории экономической и социальной истории, профессор кафедры истории экономики

119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1

Список литературы

  1. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в). М.: РОССПЭН, 2007. 366 с.
  2. Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX в. // Вопросы образования. 2010. № 1. C. 225–236.
  3. Батюшков К.Н. Избранные сочинения. М.: Правда, 1986. 526 c.
  4. Беккер С. Миф о русском дворянстве: дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 346 c.
  5. Бушен А.Б. Статистические таблицы Российской Империи. Наличное население Империи за 1858 год. СПб.: Типография К. Вульфа, 1863. 356 c.
  6. Гончаров М.А. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России XIX в. // Наука и школа. 2011. № 5. С. 129–135.
  7. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. – начало XX в.): новые подсчеты и оценки. М.: РОССПЭН, 2003. 255 c.
  8. Днепров Э.Д. Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века: в 3 т. М.: Высшая школа экономики, 2017.
  9. Долгоруков И.М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. М.: Наука, 1997. 404 c.
  10. Емельянова А.В., Сафронова А.М. Мемуары о домашних учителях в дворянских семьях России XVIII в. // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. C. 7–12.
  11. Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности, удельном весе и размещении дворянства в России в 1782–1858 гг. // История СССР. 1971. № 4. C. 153–169.
  12. Кесслер Х., Маркевич А. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII – XXI вв. 2019. URL: http://ristat.org/
  13. Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 67–71.
  14. Кончаков Р.Б., Корчмина Е.С. Кто кормил московских дворян? О структуре душевладений дворян Московской губернии в 1812 г. // История. 2020. Т. 11. № 3. https://doi.org/10.18254/S207987840009536-8
  15. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861–1904 гг. М.: Наука, 1979. 304 c.
  16. Леонтьев М.А. Мои воспоминания, или События в моей жизни 1785–1834. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2019. 240 c.
  17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало ХIХ века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 412 c.
  18. Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; Евгений Онегин: Комментарий. СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 845 c.
  19. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л.: Наука, 1991. 165 c.
  20. Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014–2015. 896, 912, 992 c.
  21. Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII – ХIХ вв.) Л.: Наука, 1985. 301 c.
  22. Подольская И.И. Русские мемуары: избранные страницы, 1800–1825 гг. М.: Правда, 1989. 619 с.
  23. Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование частной образовательной инициативы в России первой половины ХIХ века // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. № 8. С. 162–185.
  24. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. Царствование императора Александра I. 1802–1825. 2-е изд. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875.
  25. Селиверстова Н.М. Российское дворянство накануне и в период реформ 60-70-х годов XIX века. М.: КДУ; Университетская книга, 2015. 292 c.
  26. Сергеева С.В. История домашнего образования и частной школы в России (последняя четверть XVIII в. – первая половина XIX в.). Пенза: ПГТУ, 2010. 258 c.
  27. Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии в конце XVIII – первой половине XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999.
  28. Соловьёв К.А. «Во вкусе умной старины...» Усадебный быт российского дворянства II половины XVIII – I половины XIX веков: по воспоминаниям, письмам и дневникам. СПб.: Нестор, 1998. 96 c.
  29. Солодянкина О.Ю. Аномальная повседневность иностранных гувернеров в условиях войны 1812 г. // Война и повседневная жизнь населения России XVII–XX вв. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2014.
  30. Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М.: Academia, 2007. 511 c.
  31. Солодянкина О.Ю. Преподавание иностранных языков в системе домашнего образования в дореволюционной России // Взаимодействие науки и образования в академическом пространстве. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2019. C. 52–63.
  32. Солодянкина О.Ю. Современники И.А. Милютина: сравнение образовательных стратегий и практик дворянства и купечества // Милютинские чтения. Вып. 9. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2018. C. 16–18.
  33. Троиницкий Н.А. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том Л. Ярославская губерния. СПб., 1904.
  34. Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка: памяти доктора исторических наук профессора А.П. Корелина. М.: Ин-т российской истории РАН, 2019. 728 c.
  35. Фаусек Ю.И. Русская учительница: воспоминания Монтессори-педагога. М.: Форум, 2010. 398 c.
  36. Хвощинская Е.Ю. Воспоминания Елены Юрьевны Хвощинской (рожденной княжны Голицыной) (1850–1907). М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2016. 153 c.
  37. Чекалова И.В. Новые материалы к биографии родственников К.Н. Батюшкова (по материалам ГАВО) // Батюшков. Исследования и материалы. Череповец: ЧГУ, 2002. 379 c.
  38. Чехов А.П. На подводе // Сочинения: в 18 т. Т. 9. 1894–1897. М.: Наука, 1977.
  39. Чехов А.П. Размазня // Сочинения: в 18 т. Т. 2. 1883–1884. М.: Наука, 1975.
  40. Шокарева А. Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 300 c.
  41. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 573 c.
  42. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века: быт и традиции. СПб.: Лань, 2002. 160 c.
  43. Янжул И.И. Воспоминания о пережитом и виденном в 1864–1909 гг. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. 458 c.
  44. Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // Review of Economic Studies. 2017. № 2 (84). P. 613–649. https://doi.org/10.1093/restud/rdw026
  45. Guseva N.S. Application of mathematical methods in researches on the Russian agrarian history of the post-reform and Soviet periods: historiographical aspects of the problem (the 1960s – the beginning of the 1990s.) // Tomsk State University Journal of History. 2017. Issue 46. P. 155–162.
  46. Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr. London: Macmillan, 1974. P. 229–254.
  47. Korchmina E., Zorin A. Karamzin and Money // Cahiers du monde russe. 2018. Issue 1. Vol. 59. P. 117–140.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Данные источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратификационным группам

Скачать (207KB)
2. Рис. 2. Модельная динамика платежей дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стра-там

Скачать (316KB)

© Диденко Д.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах