Модельные расчеты масштабов домашнего образования: пример Ярославской губернии в конце XVIII - начале XX в.
- Авторы: Диденко Д.В.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 21, № 2 (2022): Россия и Прибалтика в XX веке
- Страницы: 218-232
- Раздел: ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/31139
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-2-218-232
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящем исследовании посредством методов математического моделирования реконструируется динамика сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из губерний Центральной России. В качестве источниковой базы привлекаются свидетельства, содержащиеся, в первую очередь, в опубликованной мемуаристике, эпистолярном наследии, произведениях художественной литературы, а также в отечественной историографии. Результаты получены с помощью модельных расчетов, включающих интер-, ретро- и экстраполяции количественных свидетельств указанных источников. Основными результатами исследования являются методика реконструкции ежегодного объема выпуска сегмента услуг домашнего образования региональной экономики и соответствующие длинные ряды ежегодных данных по Ярославской губернии. Они свидетельствуют в пользу гипотезы, что домашний сегмент был сравним по масштабам с организованными формами образования и даже мог превышать их в начале изучаемого периода. Разработанные методы могут непосредственно использоваться для аналогичных реконструкций на материале других регионов Центральной России и, с рядом поправок в отношении значений параметров модели, применены к материалу регионов Сибири, Дальнего Востока и национальных окраин России. Связанной перспективой использования полученных длинных рядов данных является учет неформального сектора образовательных услуг в составе валового регионального продукта.
Полный текст
Введение
Актуальность вопроса о роли образования в социально-экономическом развитии[1] государств достаточно широко признана в мировой и отечественной литературе. Менее консенсусно в современной историографии представлено объяснение механизмов изменений: посредством каких технологий, институтов прямое и обратное воздействие осуществлялось в конкретных исторических условиях. В определенной степени это упирается в дефицит информации о количественных показателях данных процессов.
Анализ таких показателей предполагает применение математических методов, которое идет в русле историографических трендов последних десятилетий[2]. Они представлены научным направлением, связанным с именами Р. Фогеля в США, И.Д. Ковальченко в нашей стране и получившим обозначения «квантитативная история», «клиометрика», позднее – «историческая информатика». В данной парадигме, формировавшейся в исследованиях преимущественно историко-экономической проблематики, отмечается многообразие используемых подходов и методов. Среди них выделяются активно разрабатываемые в последнее время методики реконструкции длинных рядов исторических данных. Необходимость реконструкции вытекает как из выборочного подхода к фиксации информации создателями исторических источников, так и из значительных отличий их когнитивных структур от субъектности исследователя.
В отношении развития российской экономики в дореволюционный период отмечается отсутствие длинных рядов данных о стоимостных объемах накопления человеческого капитала. И, если имеются отдельные оценки объемов выпуска, производимого в организованных формах образования в целом по стране[3] и в регионах[4], то почти не учитывается их производство в рамках домашнего образования. При этом как минимум культурологические работы Ю.М. Лотмана, Н.И. Яковкиной свидетельствуют о масштабности таких практик в первой половине XIX в.[5] Расширялись, по всей вероятности, оба сегмента образования[6]. При этом Е.В. Алексеева указывала, что домашнее обучение, наряду с пансионами, в XVIII в. и на протяжении большей части XIX в. являлось намного более массовым каналом распространения нового знания, которое среди высшего дворянства осуществлялось преимущественно силами иностранцев[7].
Таким образом, актуальный контекст настоящего исследования задается исследовательской программой, нацеленной на получение количественных оценок для анализа механизмов воздействия различных образовательных практик и институтов на социально-экономическое развитие российского общества на стадиях накопления критической массы ресурсов, непосредственной подготовки и запуска «современного экономического роста»[8].
Эта цель реализуется посредством построения математической модели, реконструирующей динамику сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из наиболее развитых губерний Европейской России (Ярославской). Задачей каждого из отдельных этапов данной реконструкции является оценка: 1) количества грамотных дворян в возрасте получения домашнего образования раздельно для мужского и женского пола; 2) распределения дворянского сословия раздельно для мужского и женского пола по трем социальным стратам; 3) объема потребления дворянским сословием образовательных услуг на дому в текущих ценах; 4) объема потребления образовательных услуг в домашнем сегменте в стоимостном выражении.
Предлагаемая модель оценки сегмента домашнего образования получена с применением методов интер-, ретро- и экстраполяции данных источников по линейной и показательной функциям.
В качестве источниковой базы мы привлекаем свидетельства, содержащиеся в опубликованной мемуаристике, переписке, произведениях художественной литературы[9], а также в научной литературе. В качестве вспомогательных привлечены опубликованные сводные данные о распределении земельной собственности в 1858, 1877, 1895, 1905 гг. и данные Первой всеобщей переписи населения 1897 г.
Численность потребителей образовательных услуг на дому
В качестве первого шага устанавливались уровни грамотности дворянства Ярославской губернии. Имея данные за 1897 г. по 10-летним когортам до 60 лет в гендерном разрезе[10], осуществлялась реконструкция за более ранние годы на основе методики Б.Н. Миронова[11]: с 1897 г. до 1847 г. – передвижкой когорт, а с 1847 г. до 1797 г. – ретропрогнозированием по линейной функции. Поскольку уровень грамотности дворян мужского пола во всех когортах старше 10 лет в 1897 г. составлял 99–100 %, в возрасте до 20 лет он принимался постоянным (62 %); реконструкции проводились только по женскому населению (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Уровни грамотности дворян женского пола возрастных когорт 0–9 и 10–19 лет, % /
Literacy rates of female nobility of 0–9 and 10–19 age cohorts, %
Возрастные группы / | 1897 | 1887 | 1877 | 1867 | 1857 | 1847 | 1837 | 1827 | 1817 | 1807 | 1797 |
Менее 10 лет / | 25 | 25 | 24 | 24 | 23 | 23 | 22 | 22 | 21 | 20 | 20 |
10–19 лет / | 99 | 97 | 95 | 92 | 91 | 88 | 86 | 84 | 82 | 80 | 78 |
До 20 лет / | 60 | 59 | 58 | 56 | 55 | 53 | 52 | 51 | 50 | 48 | 47 |
Рассчитано по: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. Т. L. СПб., 1904. С. 52, 53, 57.
Calculations based on: Pervaia Vseobshchaia perepis' naseleniia Rossiyskoi imperii, vol. L (St. Petersburg, 1904), 52, 53, 57.
В качестве второго шага определялась численность и структура дворянства Ярославской губернии на основе сведений преимущественно из исследовательской литературы[12], где использовались данные 8–10 Ревизий (1834, 1850, 1858 гг.), в том числе с привлечением архивных материалов. Наиболее подробные данные имеются за 1858, 1867, 1870 и 1897 гг. (Всеобщей переписи), по которым реконструировались недостающие части структуры за другие годы (численность лиц женского пола, разделение на потомственное и личное дворянство). Сведения за промежуточные годы получались усреднением результатов регрессий по численности дворян в отдельные годы и по доле дворян в общей численности населения губернии.
В качестве третьего шага моделировался возраст окончания домашнего образования и количество его потенциальных получателей[13]. Выделение доли дворян в возрасте 10–16 лет в когорте 10–19 лет (для конца XVIII в.) производилось на основе данных о распределении по 1-летним возрастным группам по 1897 г.[14]: 1) для грамотного населения; 2) для всего населения губернии. Усреднение дает 74 % для мужского и 71 % для женского населения. Эта доля линейно повышалась до 100 % к 1914 г.
Стратификация дворянского сословия
На втором этапе сегментировалась готовность дворян платить за обучение детей в зависимости от стратификации. В качестве прокси-индикаторов были взяты распределения по количеству душ и площади земли, поскольку уровень неравенства помещиков оценивался по числу крепостных в дореформенное время и по количеству земли – в пореформенное[15]. Данные распределения имеются за отдельные годы (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Распределение дворян-помещиков (1834–1858 гг.), дворян-землевладельцев (1877 г.), дворянских владений (1895 г., 1905 г.), % от общей численности категории /
Distribution of gentry (1834–1858), noble land owners (1877), gentry estates (1895, 1905), % of the item total
Год / Year | 1 страта / stratum | 2 страта / stratum | 3 страта / stratum |
1905 | 56,7 | 32,3 | 11,1 |
1895 | 52,7 | 32,7 | 14,5 |
1877 | 47,9 | 38,3 | 13,8 |
1858 | 38,3 | 40,6 | 21,1 |
1850 | 44,5 | 38,2 | 17,3 |
1834 | 48,7 | 32,9 | 18,4 |
Рассчитано по: Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии… С. 66, 69, 70; Статистика поземельной собственности… 1881. С. 96; Цифровые данные… 1897, табл. 5; Статистика землевладения… 1906. С. 24.
Calculations based on: Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 66, 69, 70; Statistika pozemel'noi sobstvennosti… 1881, 96; Tsifrovye dannye… 1897, tabl. 5; Statistika zemlevladeniia… 1906, 24.
Детальная группировка дворян-помещиков, владевших «душами», была задана по 5 стратам[16]. Однако, принимая во внимание незначительную долю 3–5-й страт, мы объединили их в 1 высшую, следуя подходу Б.Н. Миронова[17]. В результате мы пришли к следующей группировке: 1-я страта – 1–20 душ; 2-я страта – 21–100 душ; 3-я страта – более 100 душ.
При стратификации дворян-землевладельцев за основу была взята группировка, предлагаемая источником с наиболее крупным делением на 5 категорий[18]. Хотя в литературе встречается объединение 2-й и 3-й страт в категорию средних землевладельцев, а 4-й и 5-й – в категорию крупных[19], с учетом небольшой доли 4-й и 5-й страт, мы объединили верхние 3–5-е страты в 1, также следуя подходу Б.Н. Миронова[20]. Итоговая группировка следующая: 1-я страта – 0–100 дес.; 2-я страта – 100–500 дес.; 3-я страта – более 500 дес.
Численность дворян-душевладельцев Ярославской губернии в 1834 г. в 1,7 раза превышала численность потомственного дворянства, а в 1858 г. – в 1,3 раза. Поскольку потомственное дворянство до 1861 г. имело монополию на крепостных, и личные дворяне ими не владели[21], такое превышение могло возникать только за счет потомственных дворян из других регионов. В подтверждение значимости данного эффекта в начале XIX в., Р.Б. Кончаков и Е.С. Корчмина установили, что в 1812 г. в Ярославской губернии 421 имение с 16 964 крепостными находилось в собственности дворян Московской губернии, где им принадлежало лишь 17 % крепостных[22]. Однако эта проблема перестала быть важной в середине XIX в.[23] В начале XX в. она стала еще менее значимой[24].
Решая данную проблему, мы использовали данные о количестве душе- и землевладельцев не напрямую, а в виде процентных распределений по стратам, которые применяли только к поместному потомственному дворянству.
Численность потомственного дворянства, владевшего земельной собственностью, определялась на основе усредненных оценок его доли среди потомственного дворянства в целом по Европейской России: в 1858 г. – 81,00 %, в 1877 г. – 63,75 %, в 1895 г. – 47,25 %, в 1905 г. – 34,25 %[25]. Для периода до 1861 г. также принимался коэффициент 81,00 %. Эта численность поместного потомственного дворянства стратифицировалась по 3 нашим группам в соответствии с распределением в табл. 2. Дополнительно к полученной численности 1 группы мы добавляли численность безземельного потомственного дворянства, а к численности 2 группы – личного дворянства (как и для периода до 1861 г.).
Объем потребления образовательных услуг на дому дворянским сословием
На третьем этапе каждой из трех наших страт осуществлялось вменение: 1) уровня грамотности в возрасте получения домашнего образования в зависимости от пола; 2) уровня участия в домашнем образовании в зависимости от пола; 3) уровня платежей за получение образовательных услуг на дому на основе фрагментарных свидетельств источников с учетом гендерного фактора.
На первом шаге грамотность совокупной когорты 0–19 лет мужского дворянского населения принималась соответствующей уровню 1897 г. (62,13 %), так как грамотность когорты 10–19 лет за весь период оценивалась не менее чем в 99 %.
В случае с дворянством женского пола в том же возрасте верхней страте присваивалось значение уровня грамотности, соответствующее дворянам мужского пола. 2 страте присваивалось значение на уровне среднего для дворян женского пола. Для низшей страты значение рассчитывалось через среднее для дворян женского пола с использованием указанных присвоенных значений для 2–3 страт и полученных на 2 этапе весовых коэффициентов каждой из трех страт.
На следующих шагах принимались во внимание нарративные свидетельства из литературы[26] при определении уровня участия трех страт в домашнем образовании, при отнесении домохозяйств к 1 из 3 страт, а также учете гендерных различий.
Так, домашнее образование в первой половине XIX в. осуществлялось отечественными священнослужителями, преподавателями высших учебных заведений (в начале века – чаще иностранцами), студентами российских университетов и духовных академий, выпускниками гимназий и пансионов, а также образованными слугами[27]. Характерной фигурой в начале XIX в. стал француз-гувернер. Отдельные предметы преподавали специальные учителя, которые сменяли гувернера[28].
В нашей модели предполагалось, что в 1 страте ребенок ограничивается 1 учителем; во 2 страте – 2 учителями, один из которых оплачивается на уровне данной 2 страты, а другой – на уровне 1 страты; в 3 страте ребенок получает образование от 4 учителей, два из которых оплачиваются на уровне данной 3 страты, а два других – на уровне 1 и 2 страты.
Уровень участия в домашнем образовании определялся для каждой страты в отдельные годы (табл. 3). Гендерный фактор в уровне участия учитывался в 1 страте с коэффициентом 0,5, во 2 страте – 0,65, в 3 страте – 0,8, без изменений во времени.
Таблица 3 / Table 3
Уровень участия в домашнем образовании дворян мужского пола по стратам, % /
Participation rate of male nobility in home education by strata, %
Год / Year | 1 страта / stratum | 2 страта / stratum | 3 страта / stratum |
1914 | 20 | 35 | 100 |
1864 | 30 | 40 | 100 |
1834 | 50 | 70 | 100 |
1825 | 60 | 80 | 100 |
1795 | 50 | 75 | 100 |
Рассчитано по: Колосова Е.М. Домашнее образование... С. 71; Лотман Ю.М. Пушкин… С. 500; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование… С. 175–176, 180; Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки... С. 46, 57, 63, 66–67, 462.
Assessments based on: Kolosova, E.M. Home education, 71; Lotman, Yu.M. Pushkin, 500; Prokofieva, E.A. Legislative regulation 175–176, 180; Solodyankina, O.Yu. Foreign clerks, 46, 57, 63, 66–67, 462.
Поворотные точки связаны с подавлением восстания декабристов в 1825 г. и принятием законодательства, ужесточавшего требования к домашним учителям[29]. Речь идет об Указе Правительствующему Сенату от 25 марта 1834 г. «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, неполучивших аттестатов от Русских Университетов» и Указе от 1 июля 1834 г., утвердившем «Положение о домашних наставниках и учителях».
Со стороны министра народного просвещения С.С. Уварова имелись свидетельства о «заметном уменьшении» к 1837 г. числа приезжающих в Россию потенциальных воспитателей-иностранцев[30]. Этот тренд к ужесточению контроля государства усилился в 1848 г. в результате революционных событий в ряде стран Европы, когда на время иностранцам был совсем прекращен доступ в Россию[31].
В табл. 4 приводятся систематизированные сведения источников об уровне платежей за получение образовательных услуг на дому.
Сведения табл. 4 в текущих ценах (с конверсией ассигнационных рублей в серебряные[32]), в соотнесении с 3 стратами, представлены на рис. 1.
Динамические ряды платежей домохозяйств по стратам строились по предсказанным значениям линейных регрессий и с дефлированием последних значений (рис. 2).
Динамика оплаты со стороны 3 элитной страты отражает ее повышенный спрос в начале XIX в. и некоторое сужение рынка в 1840–1850-е гг., в соответствии со свидетельствами, приводимыми О.Ю. Солодянкиной[33].
Таблица 4
Сведения источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования
Год | Данные о платежах | Источник | Страницы |
1883 | 480 | Чехов. 1975 | 62–63 |
1883 | 252 | Чехов. 1977 | 341 |
1882 | 720 | Гончаров. 2011 | 132 |
1879 | 228 | Фаусек. 2010 | 44–45 |
1865 | 300 | Янжул. 2006 | 24–25 |
1859 | 500 | З-н А. Деревенское дворянское воспитание. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 377 |
1848 | 1000 | Фет А.А. Мои воспоминания 1849–1889. Часть 1. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 108 |
1838 | 540 | Хвощинская. 2016 | 32 |
1833 | 2000 | Вяземский П.А. Письмо А.И. Тургеневу. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 123 |
1832 | 1200 | Леонтьев. 2019 | 196 |
1831 | 800 | Леонтьев. 2019 | 194 |
1831 | 144 | Из дневника юноши «тридцатых годов». Цит. по: Солодянкина. 2018 | 16–18 |
1830 | 2000 | Пушкин А.С. Барышня-крестьянка. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 371 |
1822 | 1500 | Три письма П. Муханова кн. М.А. Урусову Цит. по: Солодянкина. 2007 | 300 |
1821 | 3000 | Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 123 |
1820 | 3000 | Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Цит. по: Сергеева. 2010 | 203 |
1818 | 500-800 | Письмо М.Н. Аксаковой к О.С. Аксаковой. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 124 |
1817 | 1150 | Долгоруков. 1997 | 63–64, 152 |
1815 | 600 | Печерин. 1989 | 152–153 |
1814 | 3000, 5000–6000 | Батюшков. 1986 | 408, 411 |
1813 | 2000 | Письма из Москвы в Нижний Новгород. Цит по: Солодянкина. 2019 | 55–56 |
1812 | 1800 | Юдин П. Ссыльные 1812 года в Оренбургском крае. Цит. по: Солодянкина. 2014 | 519–524 |
1806 | 400 | Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1802–1825 | Стб. 33–34 |
1805 | 650 | ||
1804 | 900 | ||
1802 | 150 | Долгоруков. 1997 | 63–64 |
1798 | 800 | Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. Цит. по: Соловьёв. 1998 | 70–75 |
1797 | 70 | Долгоруков. 1997 | 63–64 |
1797 | 1840 | ГА РФ. Ф. 219 (Орловы-Давыдовы). Цит. по: Шокарева. 2017 | 51, 52 |
1796 |
| Отголоски XVIII века. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 121 |
1796 | 500 | Энгельгардт Л.Н. Записки. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 121 |
1795 | 60 | Энгельгардт Л.Н. Записки. Цит. по: Солодянкина. 2007 | 121 |
Table 4
Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services
Year | Data on payments | Sources | Pages |
1883 | 480 | Chekhov. 1975 | 62–63 |
1883 | 252 | Chrkhov. 1977 | 341 |
1882 | 720 | Goncharov. 2011 | 132 |
1879 | 228 | Fausek. 2010 | 44–45 |
1865 | 300 | Yangul. 2006 | 24–25 |
1859 | 500 | Z-n А. Derevenskoe dvorianskoe vospitanie. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 377 |
1848 | 1000 | Fet А.А. Моi vospominaniia 1849-1889. Part 1. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 108 |
1838 | 540 | Khvoschinskaiia. 2016 | 32 |
1833 | 2000 | Viazemskii, P.А. Pismo А.I. Тurgenevu. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 123 |
1832 | 1200 | Leontiev. 2019 | 196 |
1831 | 800 | Leontiev. 2019 | 194 |
1831 | 144 | Iz dnevnika yunoshi «tridtsatykh godov». Cit. on: Solodyankina. 2018 | 16–18 |
1830 | 2000 | Pushkin, А.S. Baryshnia-krestianka. Cit. po: Solodyankina. 2007 | 371 |
1822 | 1500 | Tri pis'ma P. Mukhanova kn. M.A. Urusovu. Cit. po: Solodyankina. 2007 | 300 |
1821 | 3000 | Semenov-Tyan-Shanskiy, P.P. Memuary. Cit. po: Solodyankina. 2007 | 123 |
1820 | 3000 | Manuylov, V.A. M.Yu. Lermontov. Cit. on: Sergeeva. 2010 | 203 |
1818 | 500–800 | Pis'mo M.N. Aksakovoy k O.S. Aksakovoy. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 124 |
1817 | 1150 | Dolgorukov. 1997 | 63–64, 152 |
1815 | 600 | Pecherin. 1989 | 152–153 |
1814 | 3000, 5000–6000 | Batushkov. 1986 | 408, 411 |
1813 | 2000 | Pis'ma iz Moskvy v Nizhniy Novgorod. Cit. on: Solodyankina. 2019 | 55–56 |
1812 | 1800 | Yudin, P. Ssyl'nyye 1812 goda v Orenburgskom kraye. Tsit. po: Solodyankina. 2014 | 519–524 |
1806 | 400 | Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. 1802–1825 | Стб. 33–34 |
1805 | 650 | ||
1804 | 900 | ||
1802 | 150 | Dolgorukov. 1997 | 63–64 |
1798 | 800 | Baratynskii, Ye.A. Stikhotvoreniya. Pis'ma. Vospominaniya sovremennikov. Tsit. po: Solov'yov. 1998 | 70–75 |
1797 | 70 | Dolgorukov. 1997 | 63–64 |
1797 | 1840 | GARF, f. 219 (Оrlovy-Davydovy). Cit. on: Shokareva. 2017 | 51, 52 |
1796 |
| Otgoloski XVIII veka. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 121 |
1796 | 500 | Engel'gardt L.N. Zapiski. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 121 |
1795 | 60 | Engel'gardt L.N. Zapiski. Cit. on: Solodyankina. 2007 | 121 |
Рис. 1. Данные источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратификационным группам /
Figure 1. Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services by strata group
Источник: данные табл. 4.
Source: data from Table 4.
Рис. 2. Модельная динамика платежей дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратам /
Figure 2. The modeled dynamics of nobility household payments for home education services by strata
Рассчитано по: данные табл. 4; дефлировано за 1853–1913 гг. по Бюджетному индексу в: Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 514–515; о 1853 г. – по Общему индексу цен в: Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало ХХ в. М.: Новый хронограф, 2010. С. 512.
Calculation based on: the data from Table 4; deflated for 1853–1913 by the Budget Index in: Strumilin, S.G. History of ferrous metallurgy in the USSR, vol. 1 (Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954), 514–515; Until 1853 – according to the General Price Index in: Mironov, B.N. Welfare of the population and revolution in imperial Russia: XVIII – early XX century (Moscow: New Chronograph, 2010), 512.
Гендерный фактор в стоимости образовательных услуг учитывался в 1-й страте с коэффициентом 0,6; во 2-й – с коэффициентом 0,7; в 3-й – с 0,9. Указанные коэффициенты не менялись во времени.
Общий объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте
На четвертом этапе осуществлялась дооценка, связанная с участием в домашнем образовании высших городских сословий (почетные граждане, купцы).
Таблица 5 / Table 5
Численность потребителей по стратам и объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте (в кредитных рублях) /
Consumers quantity by strata and volume of education services consumption in home segment (in credit rubles)
Год / | Объем потребления / |
| Год / | Объем потребления / | ||||
В текущих ценах / | В ценах 1913 г. / |
| В текущих ценах / | В ценах 1913 г. / | ||||
Дворянами / | Всего / | Всего / |
| Дворянами / | Всего / | Всего / | ||
1914 | 581 907 | 785 574 | 777 796 |
| 1854 | 295 109 | 350 029 | 736 903 |
1913 | 600 535 | 808 521 | 808 521 |
| 1853 | 291 144 | 344 758 | 739 824 |
1912 | 620 792 | 833 543 | 858 438 |
| 1852 | 287 289 | 339 639 | 718 887 |
1911 | 588 835 | 788 520 | 865 555 |
| 1851 | 284 819 | 336 176 | 701 839 |
1910 | 565 979 | 755 903 | 849 329 |
| 1850 | 291 988 | 344 086 | 715 608 |
1909 | 580 583 | 773 368 | 854 550 |
| 1849 | 300 180 | 353 179 | 731 712 |
1908 | 585 919 | 778 438 | 864 932 |
| 1848 | 271 823 | 319 313 | 659 020 |
1907 | 583 226 | 772 854 | 897 623 |
| 1847 | 269 017 | 315 525 | 648 712 |
1906 | 532 368 | 703 647 | 849 816 |
| 1846 | 263 095 | 308 102 | 631 030 |
1905 | 496 107 | 654 048 | 808 465 |
| 1845 | 261 253 | 305 477 | 623 263 |
1904 | 473 729 | 622 966 | 778 708 |
| 1844 | 249 504 | 291 297 | 592 059 |
1903 | 483 131 | 633 737 | 784 328 |
| 1843 | 227 394 | 265 085 | 536 724 |
1902 | 484 941 | 634 528 | 790 196 |
| 1842 | 221 918 | 258 316 | 521 019 |
1901 | 486 740 | 635 310 | 803 173 |
| 1841 | 218 206 | 253 621 | 509 594 |
1900 | 488 855 | 636 507 | 818 133 |
| 1840 | 212 719 | 246 882 | 491 067 |
1899 | 500 300 | 649 826 | 819 453 |
| 1839 | 209 079 | 242 305 | 477 118 |
1898 | 503 340 | 652 200 | 836 154 |
| 1838 | 202 923 | 234 833 | 457 757 |
1897 | 467 454 | 604 253 | 836 915 |
| 1837 | 201 777 | 233 175 | 449 956 |
1896 | 418 077 | 539 145 | 741 603 |
| 1836 | 198 117 | 228 622 | 436 736 |
1895 | 416 056 | 535 276 | 738 312 |
| 1835 | 194 452 | 224 079 | 423 755 |
1894 | 421 413 | 540 904 | 749 174 |
| 1834 | 227 046 | 261 277 | 489 132 |
1893 | 458 598 | 587 271 | 786 172 |
| 1833 | 184 129 | 211 599 | 392 148 |
1892 | 499 447 | 638 114 | 857 680 |
| 1832 | 177 528 | 203 736 | 373 781 |
1891 | 475 430 | 606 047 | 852 386 |
| 1831 | 170 982 | 195 960 | 355 900 |
1890 | 435 102 | 553 387 | 819 833 |
| 1830 | 165 088 | 188 952 | 346 865 |
1889 | 433 011 | 549 495 | 782 756 |
| 1829 | 158 571 | 181 252 | 336 311 |
1888 | 455 672 | 576 969 | 848 483 |
| 1828 | 153 683 | 175 436 | 329 020 |
1887 | 414 739 | 523 983 | 783 233 |
| 1827 | 148 238 | 169 000 | 320 361 |
1886 | 397 029 | 500 514 | 702 969 |
| 1826 | 142 799 | 162 590 | 311 525 |
1885 | 405 673 | 510 303 | 686 814 |
| 1825 | 137 370 | 156 208 | 302 519 |
1884 | 410 746 | 515 575 | 673 075 |
| 1824 | 130 350 | 148 039 | 289 783 |
1883 | 423 027 | 529 859 | 659 029 |
| 1823 | 123 502 | 140 086 | 277 165 |
1882 | 415 690 | 519 571 | 644 629 |
| 1822 | 125 516 | 142 194 | 284 364 |
1881 | 407 770 | 508 604 | 613 516 |
| 1821 | 127 279 | 144 015 | 291 103 |
1880 | 392 282 | 488 270 | 622 001 |
| 1820 | 128 949 | 145 726 | 297 099 |
1879 | 378 974 | 470 735 | 619 388 |
| 1819 | 130 447 | 147 241 | 302 774 |
1878 | 365 774 | 453 411 | 618 569 |
| 1818 | 131 587 | 148 350 | 307 682 |
1877 | 353 576 | 437 404 | 609 198 |
| 1817 | 132 690 | 149 418 | 312 565 |
1876 | 350 133 | 432 275 | 602 894 |
| 1816 | 133 816 | 150 508 | 317 559 |
1875 | 343 182 | 422 851 | 606 672 |
| 1815 | 122 066 | 137 133 | 291 830 |
1874 | 337 882 | 415 498 | 596 980 |
| 1814 | 112 187 | 125 889 | 270 211 |
1873 | 330 438 | 405 550 | 600 815 |
| 1813 | 103 243 | 115 721 | 250 525 |
1872 | 327 611 | 401 300 | 585 840 |
| 1812 | 93 089 | 104 222 | 227 574 |
1871 | 321 433 | 392 975 | 593 617 |
| 1811 | 83 279 | 93 135 | 205 116 |
1870 | 314 419 | 383 667 | 590 258 |
| 1810 | 74 806 | 83 566 | 180 826 |
1869 | 332 458 | 404 913 | 629 724 |
| 1809 | 66 600 | 74 318 | 158 003 |
1868 | 346 605 | 421 352 | 687 361 |
| 1808 | 67 391 | 75 118 | 156 914 |
1867 | 361 822 | 439 033 | 759 573 |
| 1807 | 66 106 | 73 607 | 151 069 |
1866 | 365 887 | 443 148 | 791 336 |
| 1806 | 65 927 | 73 329 | 147 869 |
1865 | 374 223 | 452 416 | 821 083 |
| 1805 | 65 243 | 72 491 | 143 625 |
1864 | 371 220 | 447 974 | 843 642 |
| 1804 | 64 713 | 71 827 | 139 822 |
1863 | 382 717 | 461 019 | 845 907 |
| 1803 | 64 182 | 71 165 | 136 111 |
1862 | 333 132 | 400 575 | 724 367 |
| 1802 | 63 400 | 70 225 | 131 968 |
1861 | 326 769 | 392 231 | 741 458 |
| 1801 | 64 745 | 71 642 | 132 276 |
1860 | 319 381 | 382 693 | 754 819 |
| 1800 | 65 919 | 72 867 | 132 717 |
1859 | 313 588 | 375 102 | 757 781 |
| 1799 | 66 925 | 73 906 | 132 786 |
1858 | 311 328 | 371 758 | 746 503 |
| 1798 | 67 765 | 74 759 | 132 501 |
1857 | 312 376 | 372 375 | 723 058 |
| 1797 | 68 442 | 75 432 | 131 882 |
1856 | 303 249 | 360 885 | 729 061 |
| 1796 | 68 957 | 75 926 | 130 948 |
1855 | 296 628 | 352 414 | 737 269 |
| 1795 | 69 313 | 76 244 | 129 717 |
Cобственный расчет по: Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299; Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности… С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России... С. 292–293, 298–299; Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 356; Селиверстова Н.М. Российское дворянство... С. 244–251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии… С. 45, 46, 47, 66, 69, 70; Статистические таблицы Российской империи… 1863. С. 267, 276–277; Статистика поземельной собственности… 1881. С. 96; Цифровые данные… 1897. Табл. 5; Статистика землевладения… 1906. С. 24; Данным табл. 2–4; дефлировано аналогично рис. 2.
Own calculation based on: Bekker, S. Mif o russkom dvoryanstve, 299; Kabuzan, V.M., Troitskiy, S.M. Izmeneniya v chislennosti, 162, 166; Korelin, A.P. Dvoryanstvo v poreformennoy Rossii, 292–293, 298–299; Mironov, B.N. Rossiyskaya imperiya, vol. 1, 356; Seliverstova, N.M. Rossiiskoe dvorianstvo, 244–251; Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 45, 46, 47, 66, 69, 70; Statisticheskie tablitsy Rossiyskoi imperii… 1863, 267, 276–277; Statistika pozemel'noi sobstvennosti… 1881, 96; Tsifrovye dannye … 1897. Tabl. 5; Statistika zemlevladeniia… 1906, 24. Data from Tables 2–4; deflated as in Figure 2.
На основе нарративных свидетельств в литературе[34] предполагалось, что при их сопоставимой численности с дворянами в 1897 г. и меньшей – в начале XIX в., объем их платежей за домашнее образование составлял относительно дворянского 10 % в начале XIX в. и 35 % – в начале XX в. с нарастанием по показательной функции. Результаты расчетов после указанной дооценки приводятся в табл. 5.
Они показывают, что в реальном выражении объем услуг домашнего образования быстро расширялся в первые два десятилетия XIX в., после коррекционного перерыва – с конца 1820-х по начало 1860-х гг., резко сжался вслед за отменой крепостного права, с восстановлением на протяжении 1870–1880-х гг. С конца 1880-х гг. этот сегмент пребывал в стадии стагнации. Таким образом, возросшее участие высших городских сословий не компенсировало нараставший отток потребителей-дворян в институциализированный сегмент образования.
Выводы
В ходе проведенного исследование автор приходит к следующим выводам.
1. Разработанные на материале Ярославской губернии методы реконструкции производства образовательных услуг в неформальном секторе могут быть применены к другим регионам Центральной России и к Сибири, Дальнему Востоку, национальным окраинам с рядом поправок в отношении входных параметров разработанных моделей. Соответственно, появятся новые количественные свидетельства для анализа региональных тенденций на фоне общероссийских, конвергенции и дивергенции регионов в процессе расширения образовательного пространства страны.
2. Наличие длинных рядов данных о сопоставимом во времени объеме потребления образовательных услуг в домашнем сегменте позволяет рассмотреть в более широком контексте проблему соотношения индивидуализированного и массового обучения в условиях перехода к использованию индустриальных технологий. В начале XIX в. домашнее образование скорее всего превышало масштабы институциализированного. Но на определенном этапе первое начинает уступать место второму, для которого характерно менее благоприятное соотношение учащихся на одного учителя. Таким образом, традиционные и инновационные образовательные технологии и институты могут одновременно конкурировать и взаимодействовать в процессах системной трансформации традиционного общества в современное.
3. Одной из перспектив использования полученных результатов является учет неформального сектора образовательных услуг как составляющей объема региональных экономик России в основных показателях системы национальных счетов, с построением пилотных оценок за период до 1885 г. и возможностью пересмотра имеющихся.
Из оценок П. Грегори[35], скорректированных А. Черемухиным и соавторами[36], следует, что потребление образовательных и медицинских услуг, формирующих человеческий капитал, составляло 0,69 % ВВП страны в 1885 г. и 1,86 % – в 1913 г. Потенциал их пересмотра в сторону повышения оценивается до уровней в 2 и 5 % за соответствующие годы.
4. Ключевой проблемой содержательной интерпретации является изучение механизмов воздействия различных образовательных практик на социально-экономическое развитие России. Из теории человеческого капитала следует, что вклад образования в рост экономики должен значительно превосходить его вклад в выпуск и добавленную стоимость, в первую очередь, за счет повышенной способности генерировать положительные «внешние эффекты» по сравнению с физическим капиталом.
В этом отношении важен социальный аспект распространения домашнего образования. Его выход за рамки дворянского сословия и распространение среди купечества вели к более сильному воздействию на экономическое развитие. Такой процесс наблюдался в конце XIX в. – начале XX в. в Ярославской губернии, где он протекал более интенсивно на фоне других регионов Российской империи.
Таким образом, полученные результаты модельных расчетов открывают новые перспективы в сфере междисциплинарных исследований при их дальнейшем использовании в указанных содержательных контекстах, требующих отдельного углубленного рассмотрения.
1 В понятии «развитие» акцент делается на положительных структурных изменениях при важном значении роста показателей выпуска и добавленной стоимости.
2 См., напр.: Гусева Н.С. Применение математических методов в исследованиях по аграрной истории России пореформенного и советского периодов: историографические аспекты проблемы (1960-е – начало 1990-х гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 46. С. 155.
3 За 1885 г. в: Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr. London, 1974. P. 229–254; за 1885–1913 гг. (не включают расходы домохозяйств) в: Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. – начало XX в.). М., 2003. С. 146, 147, 154.
4 За 1795 г. и 1897 г. См.: Кесслер Х., Маркевич А. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII – XXI вв. 2019.
5 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; Евгений Онегин: Комментарий. СПб., 1995; Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000; Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. СПб., 2002.
6 Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование частной образовательной инициативы в России первой половины ХIХ века // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. № 8. С. 175.
7 Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России. М., 2007. С. 313–314.
8 Начало «современного экономического роста» в России относится к середине 1880-х гг.: Грегори П. Экономический рост… С. 23–25, 61–63.
9 Пример анализа аналогичного источника, содержащего сведения о расходах русских дворян («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина). См.: Korchmina E., Zorin A. Karamzin and Money // Cahiers du monde russe. 2018. Vol. 59. № 1. P. 117–140.
10 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Т. L. С. 52, 53, 57.
11 Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., 1991. С. 73–74, 80–81; Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. Т. 3. СПб., 2015. С. 479–481.
12 Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности, удельном весе и размещении дворянства в России в 1782–1858 гг. // История СССР. 1971. № 4. С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861–1904 гг. М., 1979. С. 292–293, 298–299; Селиверстова Н.М. Российское дворянство накануне и в период реформ 60–70-х годов XIX века. М., 2015. С. 244–251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии в конце XVIII – первой половине XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999. С. 45, 46, 47, 66, 69, 70.
13 На основе свидетельств в: Лотман Ю.М. Пушкин... С. 481, 505–506; Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века // Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 71; Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М., 2007. С. 45–46.
14 Предполагалось, что возрастная структура дворянства оставалась одинаковой в течение рассматриваемого периода.
15 Миронов Б.Н. Российская империя…Т. 1. С. 358.
16 Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии... С. 66; Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 347–349.
17 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 350; Он учитывал, что граница между различными группами дворянства в отношении корпоративных прав (совещательного и решающего голоса, пассивного и активного избирательного права) проходила между владельцами 20 и 100 крепостными. Cм.: Там же. С. 347.
18 Цифровые данные… Табл. 5.
19 Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М., 2004. С. 57, 61.
20 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 347–359.
21 Там же. С. 348, 350, 357.
22 Кончаков Р.Б., Корчмина Е.С. Кто кормил московских дворян? О структуре душевладений дворян Московской губернии в 1812 г. // ЭНОЖ История. 2020. Т. 11. № 3.
23 Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 348.
24 Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 298.
25 Миронов Б.Н. Российская империя… Т. 1. С. 356; Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299.
26 Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX в. // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 227–229; Колосова Е.М. Домашнее образование… С. 69, 71; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре… С. 87; Лотман Ю.М. Пушкин… С. 502; Яковкина Н.И. История русской культуры…С. 63–65; Яковкина Н.И. Русское дворянство… С. 124–125, 127.
27 Колосова Е.М. Домашнее образование... С. 69.
28 Лотман Ю.М. Пушкин… С. 495–496.
29 Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века. М., 2017. Т. 1. С. 337–346; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование… С. 180.
30 Солодянкина О.Ю. Иностранные ryвернантки... С. 63.
31 Там же. С. 66–67.
32 По курсам в: Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII–ХIХ вв.) Л., 1985 С. 37–38; Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. I. СПб., 1902.
С. 327–329 (цит. по: Проект «Динамика …»).
33 Солодянкина О.Ю. Иностранныe гyвернантки... С. 111–112, 124.
34 Солодянкина О.Ю. Современники И.А. Милютина: сравнение образовательных стратегий и практик дворянства и купечества // Милютинские чтения. Вып. 9. Череповец, 2018. С. 16–17; Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка. М., 2019. С. 282.
35 Грегори П. Указ. соч. С. 107–108, 146–147, 154, 232–242.
36 Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // Review of Economic Studies. 2017. Vol. 84. No. 2. Online Appendix.
Об авторах
Дмитрий Валерьевич Диденко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: didenko-dv@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-5295-2538
д-р эконом. наук, канд. истор. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории экономической и социальной истории, профессор кафедры истории экономики
119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1Список литературы
- Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в). М.: РОССПЭН, 2007. 366 с.
- Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX в. // Вопросы образования. 2010. № 1. C. 225–236.
- Батюшков К.Н. Избранные сочинения. М.: Правда, 1986. 526 c.
- Беккер С. Миф о русском дворянстве: дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 346 c.
- Бушен А.Б. Статистические таблицы Российской Империи. Наличное население Империи за 1858 год. СПб.: Типография К. Вульфа, 1863. 356 c.
- Гончаров М.А. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России XIX в. // Наука и школа. 2011. № 5. С. 129–135.
- Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. – начало XX в.): новые подсчеты и оценки. М.: РОССПЭН, 2003. 255 c.
- Днепров Э.Д. Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века: в 3 т. М.: Высшая школа экономики, 2017.
- Долгоруков И.М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. М.: Наука, 1997. 404 c.
- Емельянова А.В., Сафронова А.М. Мемуары о домашних учителях в дворянских семьях России XVIII в. // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. C. 7–12.
- Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности, удельном весе и размещении дворянства в России в 1782–1858 гг. // История СССР. 1971. № 4. C. 153–169.
- Кесслер Х., Маркевич А. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII – XXI вв. 2019. URL: http://ristat.org/
- Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 67–71.
- Кончаков Р.Б., Корчмина Е.С. Кто кормил московских дворян? О структуре душевладений дворян Московской губернии в 1812 г. // История. 2020. Т. 11. № 3. https://doi.org/10.18254/S207987840009536-8
- Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861–1904 гг. М.: Наука, 1979. 304 c.
- Леонтьев М.А. Мои воспоминания, или События в моей жизни 1785–1834. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2019. 240 c.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало ХIХ века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 412 c.
- Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; Евгений Онегин: Комментарий. СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 845 c.
- Миронов Б.Н. История в цифрах. Л.: Наука, 1991. 165 c.
- Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014–2015. 896, 912, 992 c.
- Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII – ХIХ вв.) Л.: Наука, 1985. 301 c.
- Подольская И.И. Русские мемуары: избранные страницы, 1800–1825 гг. М.: Правда, 1989. 619 с.
- Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование частной образовательной инициативы в России первой половины ХIХ века // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. № 8. С. 162–185.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. Царствование императора Александра I. 1802–1825. 2-е изд. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875.
- Селиверстова Н.М. Российское дворянство накануне и в период реформ 60-70-х годов XIX века. М.: КДУ; Университетская книга, 2015. 292 c.
- Сергеева С.В. История домашнего образования и частной школы в России (последняя четверть XVIII в. – первая половина XIX в.). Пенза: ПГТУ, 2010. 258 c.
- Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии в конце XVIII – первой половине XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999.
- Соловьёв К.А. «Во вкусе умной старины...» Усадебный быт российского дворянства II половины XVIII – I половины XIX веков: по воспоминаниям, письмам и дневникам. СПб.: Нестор, 1998. 96 c.
- Солодянкина О.Ю. Аномальная повседневность иностранных гувернеров в условиях войны 1812 г. // Война и повседневная жизнь населения России XVII–XX вв. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2014.
- Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М.: Academia, 2007. 511 c.
- Солодянкина О.Ю. Преподавание иностранных языков в системе домашнего образования в дореволюционной России // Взаимодействие науки и образования в академическом пространстве. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2019. C. 52–63.
- Солодянкина О.Ю. Современники И.А. Милютина: сравнение образовательных стратегий и практик дворянства и купечества // Милютинские чтения. Вып. 9. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2018. C. 16–18.
- Троиницкий Н.А. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том Л. Ярославская губерния. СПб., 1904.
- Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка: памяти доктора исторических наук профессора А.П. Корелина. М.: Ин-т российской истории РАН, 2019. 728 c.
- Фаусек Ю.И. Русская учительница: воспоминания Монтессори-педагога. М.: Форум, 2010. 398 c.
- Хвощинская Е.Ю. Воспоминания Елены Юрьевны Хвощинской (рожденной княжны Голицыной) (1850–1907). М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2016. 153 c.
- Чекалова И.В. Новые материалы к биографии родственников К.Н. Батюшкова (по материалам ГАВО) // Батюшков. Исследования и материалы. Череповец: ЧГУ, 2002. 379 c.
- Чехов А.П. На подводе // Сочинения: в 18 т. Т. 9. 1894–1897. М.: Наука, 1977.
- Чехов А.П. Размазня // Сочинения: в 18 т. Т. 2. 1883–1884. М.: Наука, 1975.
- Шокарева А. Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 300 c.
- Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 573 c.
- Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века: быт и традиции. СПб.: Лань, 2002. 160 c.
- Янжул И.И. Воспоминания о пережитом и виденном в 1864–1909 гг. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. 458 c.
- Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // Review of Economic Studies. 2017. № 2 (84). P. 613–649. https://doi.org/10.1093/restud/rdw026
- Guseva N.S. Application of mathematical methods in researches on the Russian agrarian history of the post-reform and Soviet periods: historiographical aspects of the problem (the 1960s – the beginning of the 1990s.) // Tomsk State University Journal of History. 2017. Issue 46. P. 155–162.
- Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr. London: Macmillan, 1974. P. 229–254.
- Korchmina E., Zorin A. Karamzin and Money // Cahiers du monde russe. 2018. Issue 1. Vol. 59. P. 117–140.