Караванная торговля среднеазиатских купцов с Россией в первой четверти XIX в.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен анализ трудовой повседневности азиатских предпринимателей, которые в первой четверти XIX в. вели караванную торговлю с Российской империей через города Оренбуржья. В работе рассматривается специфика внешнеторговых операций азиатских предпринимателей из Бухары, Хивы и Коканда в первой четверти XIX в. Данная проблематика является малоизученным направлением в отечественной историографии. Источниковой базой статьи служат неопубликованные архивные материалы, проливающие свет на подробности трудовой деятельности азиатских купцов. Важное значение имеют письменные обращения к региональной и имперской администрации от представителей азиатской торговой среды, а также личные письма иностранных торговцев. В работе проанализированы основные задачи, стоявшие перед предпринимателями, занимавшимися внешнеторговой деятельностью, выявлены организационные особенности в вопросах безопасности караванной торговли. Установлено, что для коммерсантов, успешно занимавшихся караванной торговлей, были характерны морально-психологическая устойчивость, коммуникативность, наличие навыков владения холодным и огнестрельным оружием.

Полный текст

Введение

Изучение истории повседневности становится все более перспективным исследовательским направлением. По мнению Ф. Броделя, «повседневность ‒ это мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве»[1]. На повседневную трудовую деятельность предпринимателей оказывали влияние различные факторы: климатические, сезонные, политические, экономические, научно-технические, транспортные. Через анализ отдельных, кажущихся незначительными событий и фактов можно передать целостную картину уникального «мира» самостоятельных отраслей купеческого предпринимательства. История политико-экономических связей России и Средней Азии давно приковывает интерес ученых, однако проблематика трудового быта азиатских купцов является малоисследованным направлением.

Обращаясь к историографической основе исследования, необходимо отметить, что в дореволюционный период не появилось специализированных научных трудов, посвященных особенностям торговой деятельности среднеазиатских купцов на оренбургском направлении. Сведения о развитии коммерческих связей России со Средней Азией представлены в основном опубликованными источниками личного происхождения (путевые заметки, мемуары), географическими и статистическими очерками[2].

В середине XIX в. стали появляться произведения, частично воспроизводящие повседневную жизнь представителей среднеазиатских ханств в городах Оренбуржья. Историк и путешественник П.И. Небольсин оставил воспоминания о пребывании в Оренбурге хивинской торгово-дипломатической миссии в начале 1850-х гг.[3] Посетивший Оренбургскую губернию в 1865 г. М. Михайлов описал организацию торговой деятельности азиатских коммерсантов в Гостином дворе Оренбурга[4].

В советский период, на фоне активного изучения колониальной политики царского режима, интерес исследователей к истории государств Средней Азии проявился с новой силой. Среди них: работы, посвященные изучению процесса превращения среднеазиатских ханств и казахской степи в имперские протектораты[5], труды, анализирующие торгово-экономические аспекты межгосударственных отношений[6]. Однако отсутствовали исследования, посвященные анализу повседневной деятельности азиатских купцов в контексте подготовки внешнеторговых операций.

Современная научная литература концентрируется на вопросах торговой и дипломатической деятельности представителей среднеазиатских ханств, прибывающих в российские пределы для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью[7]. В монографии М. Ниязматова рассматривается проблема монополизации поставок сырья из Хивы в Россию представителями крупного хивинского купечества[8]. Некоторые ученые исследуют тематику коммерческого промысла представителей Бухарского эмирата, проживающих на территории России в XVIII‒XIX вв.[9]

Анализируя проблематику профессиональной деятельности иностранных купцов, уникальную специфику торговой деятельности азиатских купцов, автором были привлечены материалы личного происхождения, основанные на контактах с кочевыми народами и представителями Центральной Азии[10]. Основной пласт источников составили неопубликованные данные из Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), а именно фонда Канцелярии военного губернатора, в который поступала информация о внешнеэкономических и внешнеполитических событиях в период с конца XVIII в. до 1881 г.

Климатические и природные особенности Степного края

В работе путешественника и исследователя А. Вамбери, относящейся к началу пореформенных лет, отмечается, что «Россия имеет с Средней Азией гораздо больше сношений, чем все другие иностранные державы»[11]. Основным партнером империи в области делового обмена являлась Бухара. В начале XIX в. предпринимательское сообщество Бухарского эмирата наладило наиболее тесные, по сравнению с другими государствами Азии, торгово-экономические связи с городами российского приграничья ‒ Оренбургом, Троицкой и Орской крепостями. Из эмирата, как главного рынка Средней Азии, в города Оренбуржья и далее на общероссийский рынок поставлялись хлопчатая бумага, хлопок-сырец, шелк, марена, сухофрукты, продукция животноводства[12]. Характеризуя специфику организации этого коммерческого взаимодействия, источник отмечает: «эта торговля производится в степи всегда на верблюдах, и называется караванною»[13]. Именно способ доставки товаров из городов Средней Азии к российским границам и обратно порождал основные трудности этого вида коммерции. Немалых физических и психологических издержек стоил предпринимателям длительный путь по безлюдной и безводной местности.

Пребывание в тяжелых климатических условиях казахской степи являлось испытанием на прочность человеческой психики и физических возможностей организма. М. Алиханов-Аварский ощутил на себе экстремальные особенности местного климата во время похода в Хиву 1873 г. «Днем в жару мы задыхаемся, закупоренные под разными бурками и плащами, в надежде заснуть или, по крайней мере, избавиться от страшных кровопийц; пот валит градом», ‒ описал свои страдания российский военный[14]. О климатических условиях казахской степи оставил наблюдение А. Ягмин. Он писал, что температура воздуха зимой доходила здесь до минус 30 и даже минус 35 Реомюра, т.е. до минус 37,5 и 43,75 °С; летом ‒ до 37 Р., т.е. 46,25 °С[15].

Руководствуясь такими ориентирами, как своевременное выполнение взятых на себя обязательств по выплате долга, прибытие на место торга в строго определенное время, или имея сведения о благоприятной обстановке в степи, азиатские предприниматели отправлялись в путь и в осенне-зимний период. В октябре 1808 г. в письме оренбургской пограничной таможни министру коммерции Н.П. Румянцеву о возвращении из Оренбурга на родину хивинских купцов отмечалось: «...хивинские купцы и их работники всего 70 человек с накупленным ими товаром, увязанным в 922 тюках больших и малых, на 461 верблюдах, 23 числа сего октября из оренбургского менового двора в степь киргизскую к возвращению в свое отечество выпущены»[16]. Погодные условия в осенне-зимней степи были крайне неблагоприятными и наносили дополнительный ущерб здоровью купцов, работников и животных.

Прохождение маршрута Бухара ‒ Оренбург занимало около 60‒70 дней (1800 верст)[17], а расстояние Ташкент ‒ Оренбург караван преодолевал в среднем за 50‒60 суток[18] (1400 верст)[19]. О нередких случаях выхода каравана из стандартных временных рамок при пересечении степи писал А. Вамбери. Автор отмечал, что время движения «бывает продолжительнее или быстрее, смотря по надобности или по какому-нибудь особенному случаю»[20]. Судя по коллективному посланию группы азиатских купцов, адресованному Г.С. Волконскому, увеличение времени перемещения каравана наносило материальный и морально-физический вред владельцам товара. Адресанты уведомили военного губернатора, что вынуждены отказаться от использования проверенного и удобного маршрута «по причине расстройства ведущего из Оренбурга в Азию тракта»[21] и готовить имущество «к отправлению чрез Сорочиковскую крепость»[22]. Хотя, как уверяли торговцы, этот маршрут требовал от них больших издержек, но он был гораздо безопасней[23].

Поскольку путь занимал у купцов до двух месяцев и более, то за этот продолжительный срок караванщиков могли постигнуть разные неприятности. Из-за внезапно разыгравшейся пустынной бури можно было сбиться с пути. Задержка в дороге могла привести к расходу всего провианта и запасов пресной воды, происходил падеж верховых и вьючных животных, что неминуемо грозило гибелью всему каравану.

Питание купцов во время маршрута было однообразным. О скудости пищевого рациона караванщиков, способного довести человека до морального истощения, оставил воспоминание Н. Уралов, ощутивший в свое время все тяготы долгого путешествия через степь. Он писал: «А хуже всего отравляло путешествие отсутствие пищевого довольствия. Сухари опротивели, баранина, дурно сваренная, часто без соли, без приправ, пресная, словно трава, кумыс подозрительной чистоты, ‒ все это довольно чувствительно отражалось и на здоровье, и на состоянии духа»[24]. Вкусовые пристрастия жителей Бухары зафиксировал П.И. Небольсин. Автор заверял, что на столе у бухарцев обязательным блюдом была «разварная баранина с небольшим количеством навара и с щедро наложенными пряностями, которые у Бухарцев во всем имеют почет и место»[25]. Опираясь на эту информацию, можно предположить, что в случае отсутствия так любимых бухарцами приправ прием в пищу даже привычной для представителей Азии баранины являлся не очень приятным занятием.

Стоит отметить, что в условиях исчерпания продуктовых припасов сопровождающие караван возчики из казахов находились в более выгодном положении, нежели их наниматели, поскольку происходил переход на мясо верховых животных, а конина была излюбленным блюдом степняков. Бухарцы не слишком жаловали такое мясо. П.И. Небольсин писал по этому поводу: «Копченая конина и колбасы из конины же, подаются редко; Бухарцы неохотно и очень немного едят этого мяса: по их словам, оно возбуждает жажду, производит жар и вообще составляет нездоровое кушанье»[26].

Наряду с риском погибнуть от жажды или катаклизма природного характера, угрозу для жизни и здоровья людей в тот период представляла и местная фауна[27]. В источнике был зафиксирован случай нападения тигров на людей кокандского хана Алима в 1816 г.[28] Алим-хан пообещал щедро вознаградить смельчаков, которые смогут убить хищников. Картина охоты выглядела следующим образом: «нукера открывают огонь; тигры бросаются на выстрелы и рвут еще нескольких человек, после чего большая часть нукеров разбегается»[29]. Хищники, не контактировавшие с людьми, использующими современное вооружение, не испытывали чувство страха перед огнестрельным оружием. В результате даже соответствующе оснащенная охрана каравана вряд ли могла полностью обезопасить людей и рабочих животных от нападения диких зверей.

Поиск проводников, аренда верблюдов и меры безопасности во время движения

Несмотря на трудности, азиатские предприниматели активно вкладывали средства в снаряжение торговых караванов, запасались пользующейся спросом в России продукцией, и отправлялись в дорогу. Как отмечал Д.Х. Разаков, «бухарские купцы с риском, часто не надеясь достичь цели, отправлялись вглубь России»[30].

Деловые операции в Оренбургской губернии осуществляли не только представители крупнейшего бухарского купечества. О государственной принадлежности азиатских предпринимателей, численности купцов и работников в составе торговых миссий, количестве вьючных животных и интенсивности посещения городов Оренбуржья иностранными коммерсантами можно узнать из архивных материалов.

Представленные документы относятся к докладам оренбургской пограничной таможни военному губернатору Г.С. Волконскому. В частности, в источнике написано: «Отправился от сей таможни чрез киргизскую степь хивинский караван на 277 верблюдах. В караване сем отправилось хивинцев 26 человек и отпущено тюков с разным российским и европейским товаром 554»[31]. Далее в докладе отмечется, что в 20-х числах июля 1809 г. «выехали чрез киргизскую степь из Бухарии в меновой двор на наемных двух ста сорока семи верблюдах киргизских бухарские купцы в числе двадцати девяти человек при караванных начальниках Мирхасане Мирабдуллине и Мумбеке Талипове при коих кошелев десять, тюков с товаром больших и малых пятьсот четырнадцать»[32].

Предлагаемые данные демонстрируют регулярность посещения азиатскими купцами городов Оренбургской губернии, позволяют оценить размеры их караванов, а упоминание в тексте «киргизских верблюдов», показывает организационные детали рабочего процесса коммерсантов из Азии.

Специфической особенностью караванной торговли являлось отсутствие у купцов возможности осуществить перевоз товаров через степь самостоятельно, то есть при помощи проверенных надежных людей, служивших долгое время своему нанимателю. В деле транспортировки имущества предпринимателям приходилось рассчитывать на помощь провожатых и возчиков из казахских родов. А.И. Левшин акцентировал внимание на том, что именно торговые люди Средней Азии особенно зависимы от наемных проводников и возчиков, вынуждены полностью уповать на честность и ответственность своих провожатых. Используют посредничество казахов «купцы хивинские, бухарские, ташкентские, кашкарские и других соседних городов потому, что не могут достигнуть пределов наших, ни возвратиться из оных иначе, как чрез степи киргизские, где, как известно, нет проложенных дорог, и где странник без путеводителя и защиты ежеминутно подвержен опасности быть ограбленным, убитым, или умереть от недостатка воды»[33]. К тому же большинство среднеазиатских купцов не являлись собственниками верблюдов, а брали их в аренду у казахов-проводников. Об этой специфической черте караванного торга сказано: «киргизы принимают в этой торговле самое деятельное участие своими верблюдами»[34]. «Но торговцы, не имеющие своих верблюдов, как например все приезжие бухарцы и некоторые из наших купцов, входят для этого в сношения с киргизским караван-баши», ‒ уточняет отсутствие у бухарцев вьючного скота источник[35].

Еще один недостаток услуг, предоставляемых казахами, заключался в утрате владельцем товара контроля за движением каравана. После устного оформления договора с начальником каравана и простыми сопровождающими собственники имущества «теряют всякое право располагать ходом каравана, или вмешиваться в какие-либо по оному распоряжения»[36]. Время перехода через казахскую степь становилось для купцов периодом, когда «вожатые делаются господами»[37]. В результате наниматель и главный владелец груза на необходимый для преодоления опасных степных участков срок терял возможность управлять ситуацией. Подобное положение дел противоречило купеческому менталитету. По мнению Г.К. Гинса: «Максимальное выражение предпринимательской психологии ‒ это ненасытная склонность организовывать...»[38]. В процессе движения каравана в заданную точку, весь контроль сосредотачивался в руках предводителя возчиков.

В большинстве случаев обеспечить успех доставки товара до пункта назначения могла только надежная и хорошо оснащенная охрана. Как указано в этногеографическом очерке, «кроме извозчиков караван сопровождали всегда вооруженные киргизы, по два или по три десятка на каждую сотню верблюдов»[39]. Однако не все караваны азиатских купцов имели надежную степень защиты, как по количественным показателям, так и по технической оснащенности сопровождающих. Наблюдался недостаток в огнестрельном стрелковом оружии. Например, вышедший из Оренбурга в 1805 г. караван под предводительством Гафуржана Муминжанова состоял из 160 человек бухарцев (купцов, приказчиков, дипломатов) и 119 работников[40]. В качестве транспорта были задействованы 17 верблюдов и 42 лошади[41]. На вооружении охраны имелись 23 сабли и всего 2 ружья[42]. Для сравнения, несколько меньший по размеру караван ростовского купца Александра Кайдалова и казанского предпринимателя Сулеймана Бабанова сопровождала охрана, в арсенале которой значились 5 ружей, 4 пистолета и 4 сабли[43].

Несмотря на то, что в бухарском караване имелось достаточное количество живой силы, отразить нападение тренированных в грабежах и хорошо вооруженных кочевников сопровождающие предпринимателей работники вряд ли бы смогли. Подтверждает этот факт письмо из троицкой таможни военному губернатору П.К. Эссену, датированное летним периодом 1817 г. В нем было написано следующее: «Некоторые возчики при разграблении караванов, когда делают сопротивление, лишаются жизни. Само по себе видно, что возчики никак не могут сохранить везомые в Бухарию, или сюда товары от сильной грабительской руки...»[44]. Аналогичную картину раскрывает и другой источник: «Шайке удалых наездников не стоило большого труда разбить и ограбить незащищенный караван, и тотчас же скрыться от преследования»[45].

Нападения на караваны азиатских купцов и их последствия

Большой ущерб интересам, здоровью и жизни купцов всегда наносили нападения банд грабителей. О неудобствах перемещения грузов сухопутным путем при помощи тяглового скота Ф. Бродель писал: «Прибавим сюда немалый риск разбойничьих нападений, которые по всему свету были обычным делом, маргинальным признаком постоянного экономического и социального недуга»[46]. Отправившемуся в путь предпринимателю приходилось ожидать нападения разбойников на всем пути следования каравана.

Даже нахождение вблизи крупных городов не снижало угрозы налета. Р.Н. Гизатуллин отмечал, что нападения «случались не только в безлюдной степи, но и буквально у стен города»[47]. А весной 1817 г. директор троицкой таможни М.С. Чекалов в письме военному губернатору П.К. Эссену утверждал, что «никак нельзя поручиться, чтобы караваны купеческие нетокмо за 300 верст от границ могли быть безопасны от грабежа зловредных киргиз-кайсаков, но даже и за 100 верст расстояния легко могут подвергаться несчастному грабежу с большим убытком для торгующего купечества»[48]. Участниками грабительских акций в основном выступали степные кочевники, принадлежавшие к различным казахским родам. В начале XIX в. «хищнические нападения разбойных Киргизов на караваны были делом весьма обыкновенным», ‒ объяснял обстановку в степи источник[49]. В результате обеспечение сохранности имущества в период транспортировки было основной частью повседневных забот купечества, занятого в караванной торговле.

В сентябре 1803 г. бухарские купцы пострадали при нападении кочевников на делегацию поручика Я.П. Гавердовского. Отряд налетчиков насчитывал около 3 тыс. человек, поэтому у казаков, караванной охраны, купцов, приказчиков и извозчиков, общей численностью около 80 человек, не было шансов на победу в противостоянии[50]. Примечательно то, что сведения о потерях азиатских предпринимателей в результате атаки на торгово-дипломатическую миссию Я.П. Гавердовского содержит письмо, составленное именно бухарским купцом. Предприниматель писал, что вместе с императорским посланником в путь отправились бухарцы Мухаррем Ибрай, Ходжиахмет и Ниагмет Хан Бай[51]. Бухарская составляющая объединенного каравана насчитывала 300 верблюдов, которые везли товар стоимостью 1 тыс. золотых червонцев[52]. Отдельной статьей в имуществе азиатских купцов значились драгоценные камни[53]. У сопровождающих российский караван татар имелась сумма в 20 тыс. голландских червонцев. После подсчета потерь было установлено, что «отправленные с ним посланником бухарцами нашими Ходжиахметом и Ниагмет Хан Баем яхонты, изумруды и алмазы отбиты да из татарских 20000 голландских червонцев 4600 обратно сюда (в Оренбург. ‒ К.А.) вывезено, а остальные ограблены...»[54].

Уникальной особенностью эго-материала является сильная эмоциональность текста, когда автор описывает свои чувства и переживания, героизирует приглянувшегося ему участника событий, превращает в антагониста неприятного для него человека. Неизвестный бухарский предприниматель отмечает активность своего земляка при обороне каравана от налета степняков. «Причем наш бухарец Мирнизамутдин, находясь при помянутом посланнике оказал при сшибке с киргизцами великую храбрость и чрез то изобрел себе хорошую славу, а иначе сей посланник был бы совершено побежденным...»[55]. Абстрагируясь от определенной патетики в освещении вклада бухарского подданного в отражении атак степняков, можно отметить, что купцы, отправлявшиеся в путешествие с караванами, обладали навыками обращения с оружием, были физически крепкими людьми.

Нередко столкновения сопровождающих караван людей с налетчиками приводили к человеческим жертвам. Так, в декабре 1816 г. следовавший из Бухары караван подвергся нападению со стороны подданных хивинского хана. В документе отмечается: «...следовавший с ними российского и бухарского купечества караван более тысячи верблюдов в сторону красных песков в расстоянии от Сыр-Кувана на 300 верст, хивинцами, каракалпаками и трухменцами был ограблен. Причем убито российских приказчиков из татар три, бухарцев 4, возчиков караванных 40 человек, и такое же число ранено»[56].

Следует подчеркнуть, что тяжелые, практически экстремальные условия ведения дел, обусловленные многочисленными опасностями степных переходов, способствовали формированию особого купеческого менталитета. Их не останавливал даже страх физической расправы в результате разбойничьего нападения на караван. Подобная решительность могла обеспечить финансовый успех в такой рискованно-специфической и нестабильной сфере коммерции. Анализируя трудовую повседневность работников германских промышленных предприятий первой половины ХХ в., А. Людтке заметил, что «превозмогая ежедневно трудности и часто подвергаясь опасности несчастных случаев на производстве, многие рабочие обретали чувство своенравного упрямства»[57].

Поддержка бухарских купцов правительством эмирата и властями Российской империи

Официальные лица среднеазиатских ханств, прибывающие с визитом к оренбургскому или общеимперскому руководству, нередко совмещали представительские функции с занятием предпринимательством. Наряду с дипломатической корреспонденцией они привозили в Россию и предметы коммерческого характера. Например, представитель бухарского эмира Мухамед Юсуф Байкишев «проживал в Оренбурге, где совмещал свою дипломатическую функцию с успешной торговой деятельностью»[58]. Желающий встретиться с разместившимся в Оренбурге хивинским посланником П.И. Небольсин оставил запись о длительности своего ожидания. «Один только дюжий купчина, как после оказалось, первый секретарь посольства, проходя через переднюю, заметил меня...»[59]. Но даже дипломатический статус посланников не спасал их от разбойничьих нападений при пересечении дикой степной местности.

В сентябре 1801 г. из Правительствующего Сената на имя оренбургского военного губернатора Н.Н. Бахметева пришло предписание с просьбой взять под контроль дело ограбленного кочевниками хивинского посланника Исхана Тангрибердина. Представитель хивинского хана подвергся нападению еще в 1781 г., но дело о поиске виновных и возврате утраченного имущества осталось нераскрытым. И. Тангрибердин был застигнут во время следования из Хивы в Оренбург казахами под «предводительством Каратай султана», которые убили нескольких купцов и похитили ценностей на 29,689 тыс. рублей[60]. Поскольку российское правительство держало курс на выстраивание тесных политических и экономических контактов со среднеазиатским регионом, то Н.Н. Бахметеву рекомендовалось оказать немедленное содействие представителю Хивы в поиске и наказании участников налета.

Жертвами нападения номадов на миссию поручика Гавердовского в сентябре 1803 г. стали братья бухарского дипломата Мир Алла-Аддина, находившегося с официальным визитом в Санкт-Петербурге. Представитель эмирата письменно уведомил министра коммерции графа Н.П. Румянцева о печальной участи своих родственников. В послании было указано: «...для препровождения Гавердовского до Бухарии отправил он с ним двух своих братьев, из которых один при защищении каравана и подданных Вашего Величества жестоко изранен»[61]. В результате нападения «потеряли они товаров и дорогих каменьев на 9,526 руб. 80 коп.»[62]. В качестве компенсации нанесенного вреда здоровью и финансам братьев бухарский посол попросил «Всемилостивейшего дозволения пропустить ему чрез Астраханский порт 15000 пудов стали»[63]. Имперское правительство посчитало необходимым удовлетворить просьбу бухарского дипломата[64].

В декабре 1816 г. начальник направляющегося в столицу эмирата российско-бухарского каравана получил сведения о намерениях хивинцев и туркменов разграбить доверенное ему имущество. Торговцы находились уже в пределах бухарских земель, и гонцу удалось доставить эмиру просьбу о помощи. Конечно, полностью предотвратить преступный умысел подданных хивинского хана не удалось, но подоспевший вооруженный отряд эмира сумел отбить нападение. Как писалось в источнике: «Бухарский владелец приказал нарядить 500 человек команды, которую и отправил на место, где сделан каравану грабеж, и чтобы киргизцы не опасались ничего, с караваном следовали туда (в Бухару. – К.А.)»[65].

Заботясь о финансовом благополучии своих подданных, эмир Хайдар контактировал с руководством Оренбургской губернии. Дело в том, что даже сотрудничавшие с Россией и Бухарой казахские лидеры взимали с бухарских купцов немалые деньги за безопасный проезд через свои улусы. В 1819 г. П.К. Эссен уведомил главу иностранной коллегии К.В. Нессельроде о настоятельной просьбе бухарского правителя добиться от казахской элиты снижения провозной пошлины для своих подданных[66]. Военный губернатор посчитал нужным пойти навстречу в этом вопросе. Из канцелярии П.К. Эссена в подконтрольные империи земли казахов отправилось требование, «чтобы никто не осмеливался чинить каких-либо притязаний караванам, а напротив того, чтобы каждый султан и старшина всеми мерами способствовал заграничной торговле...»[67].

Можно констатировать, что трудовая деятельность бухарских купцов в городах Оренбуржья протекала в более комфортной и благожелательной атмосфере, нежели торговля российских коммерсантов на рынках азиатских стран. Речь идет о бухарской системе торгового налогообложения, основанной на конфессиональной идентичности предпринимателей. Летом 1819 г. в оренбургскую пограничную таможню поступили сведения от Абдрашита Абзалилова, работающего приказчиком у ростовского купца 1-й гильдии Кекина. Вернувшийся из Бухары купеческий служащий объявил на таможне, что «пошлина в Бухарии взимается с привозных и отвозных товаров с тамошних подданных по 1-му червонцу с 40 таковых же; равным образом таковая же взыскивается и с российских купцов магометанского закона; а с россиян в прежние времена взыскивалась по 1-му червонцу с 20, ныне же с 10 червонцев 1»[68].

Выводы

В начале XIX в. внешнеторговая деятельность коммерсантов Средней Азии на оренбургском направлении формировала особые условия повседневного трудового быта купцов. В указанное время доставка азиатскими купцами продукции коммерческого назначения до мест деловых операций осуществлялась единственно возможным способом в составе торгового каравана. Процесс подготовки товаров к отправке в Россию или обратно был весьма трудоемким и дорогостоящим делом. Прежде всего, необходимо было нанять надежных и опытных проводников из кочевников казахской степи, которые кроме услуг разнорабочих и следопытов обеспечивали караван тягловой силой ‒ верблюдами.

Основной проблемой в деле осуществления торгового предприятия, с которой сталкивались как азиатские, так и российские предприниматели, была транспортировка товаров и грузов через казахскую степь. Обострение политических отношений России с кочевой элитой казахов ставило под угрозу безопасность находящихся в степи караванов. К тому же и во время дипломатического спокойствия на торговых маршрутах постоянно действовали группировки кочевников, для которых грабеж странствующих коммерсантов был основным источником доходов. В результате встречи купцов и налетчиков первые могли не только потерять имущество, но и лишиться жизни. Однако доходы от внешнеторговых операций заставляли купечество Бухары, Хивы и Коканда отправляться в длительный и опасный путь. Размеры прибыли в этом сегменте коммерции были настолько велики, что в рискованное предприятие вкладывались не только потомственные купцы, но и политические деятели Средней Азии.

Если же каравану удавалось беспрепятственно добраться до центров русско-азиатской торговли, расположенных на территории России, то азиатские предприниматели оказывались в достаточно комфортных условиях. Представители азиатских деловых кругов, стараниями которых расширялись и укреплялись экономические связи империи и ханств, не подвергались в России дискриминации из-за подданства, религиозно-культурных предпочтений или внешнего вида. Региональное и имперское руководство старалось защищать торговые интересы иностранных предпринимателей. Указанные аспекты контрастировали с условиями трудовой повседневности российских купцов-экспортеров, которые, находясь с деловым визитом в любом из государств Азии, могли претерпевать различного рода притеснения со стороны местных властей.

 

1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV‒XVIII вв. М., 1986. Т. 1. С. 39.

2 См., например: Рычков П.И. История оренбургская (1730‒1750). Оренбург, 1896. С. 92.

3 Небольсин П.И. Рассказы проезжего. СПб., 1854. С. 202‒203.

4 Михайлов М. Оренбургские письма для желающих ознакомиться с Оренбургом, Орском, Троицком, Фортом Александровским и дорогою через Киргизскую степь до Форта № 1. СПб., 1866. С. 32‒33.

5 См., например: Халфин Н.А. Присоединение Средней Азии к России (60‒90-е XIX в.). М., 1965; Аполлова Н.Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х годах XVIII в. Алма-Ата, 1948.

6 Халфин Н.А. Россия и ханства Средней Азии (первая половина XIX века). М., 1974; Михалева Г.А. Узбекистан в XVIII ‒ первой половине XIX века. Ремесло, торговля и пошлины. Ташкент, 1991; Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII – начале XIX в. М., 1960.

7 См., например: Почекаев Р.Ю. Эволюция правового статуса бухарцев в российском законодательстве XVIII‒XIX вв. // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. №. 1. С. 53‒70; Шкунов В.Н. Государственно-правовое регулирование внешней торговли Российской империи в XVIII‒XIX вв. Ульяновск, 2012; Он же. Российско-индийские торгово-экономические связи в XVIII‒XIX вв. М., 2018; Тулибаева Ж.М. Оренбург первой четверти XIX в. в путевых заметках кокандского историка Мухаммада Хакимхана // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 74‒81; Гизатуллин Р.Н. «Многие бухарцы приезжают сюда пожить на распашку...» (среднеазиатская диаспора в дореволюционном Троицке) // Гороховские чтения: материалы первой региональной музейной конференции. Челябинск, 2010. 170‒174.

8 Ниязматов М. Поиск консенсуса. Российско-хивинские геополитические отношения в XVI ‒ начале ХХ в. СПб., 2010. С. 142.

9 Корусенко С.Н. Торговля и предпринимательская деятельность бухарцев Тары (по материалам переписи населения 1897 г.) // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2018. № 4 (20). С. 267‒272; Крих А.А. Разведывательная деятельность сибирских бухарцев в киргизской степи в XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 35‒42; Никонов О.А. Инициативы российского правительства по расширению коммерческих связей с азиатскими ханствами в 30‒60-х гг. XVIII в. // Бизнес в законе. 2011. № 2. С. 30‒33.

10 Алиханов-Аварский М. Поход в Хиву (кавказских отрядов). 1873. Степь и оазис. СПб., 1899; Вамбери А. Путешествие по Средней Азии в 1863 году. СПб., 1865; Небольсин П.И. Рассказы проезжего. СПб., 1854; Рычков П.И. История оренбургская (1730‒1750). Оренбург, 1896.

11 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии в 1863 году. СПб., 1865. С. 201.

12 Очерки Зауральской степи и Внутренней или Букеевской орды. М., 1859. С. 19.

13 Очерки Зауральской степи… С. 19.

14 Алиханов-Аварский М. Поход в Хиву… С. 22.

15 Ягмин А. Киргиз-кайсацкие степи и их жители / Сочинение штаб-лекаря Альфонса Ягмина. СПб., 1845. С. 6.

16 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 276А. Л. 20. Л. 26‒26об.

17 Янжул И.И. Исторический очерк русской торговли с Средней Азией. М., 1869. С. 38.

18 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии... С. 201.

19 Янжул И.И. Исторический очерк русской торговли... С. 39.

20 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии... С. 201.

21 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 276А. Л. 234.

22 Там же.

23 Там же.

24 Уралов Н. На верблюдах: Воспоминания из жизни в Средней Азии. СПб., 1897. С. 170‒171.

25 Небольсин П.И. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Кокандом (со стороны Оренбургской линии). СПб., 1856. С. 17.

26 Там же.

27 См. об этом подробней: Абдрахманов К.А. Контакты Оренбуржья и казахской степи в середине ‒ второй половине XIX века по данным архивных источников // Десятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен. Сб. статей международ. науч.-практич. конф. Оренбург, 2020. С. 158.

28 Наливкин В.П. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. С. 97.

29 Там же.

30 Разаков Д.Х. Внешние торговые связи Бухарского ханства (60‒90 гг. XIX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 1995. С. 12.

31 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 276А. Л. 20. Л. 156.

32 Там же. Л. 43.

33 Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996. С. 397.

34 Очерки Зауральской степи... С. 19.

35 Там же. С. 20.

36 Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих... С. 398.

37 Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих... С. 398.

38 Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1992. С. 63.

39 Очерки Зауральской степи... С. 21.

40 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 242А. Л. 1.

41 Там же.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же. Д. 1598. Л. 80.

45 Очерки Зауральской степи... С. 21.

46 Бродель Ф. Материальная цивилизация… С. 453.

47 Гизатуллин Р.Н. «Многие бухарцы приезжают сюда пожить на распашку...». С. 170.

48 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 1552. Л. 19.

49 Очерки Зауральской степи... С. 21.

50 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 24А. Л. 7об.

51 Там же.

52 Там же.

53 Там же.

54 Там же.

55 Там же.

56 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 1552. Л. 34 об. ‒ 35.

57 Людке А. История повседневности в Германии... С. 196.

58 Гизатуллин Р.Н. «Многие бухарцы приезжают сюда пожить на распашку...». С. 170.

59 Небольсин П.И. Рассказы проезжего... С. 203.

60 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 10А. Л. 2.

61 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 34. Л. 16 об.

62 Там же.

63 Там же.

64 Там же.

65 Там же. Д. 1552. Л. 35 об.

66 Там же. Д. 1644. Л. 27.

67 Там же.

68 Там же. Л. 25‒25об.

×

Об авторах

Константин Алексеевич Абдрахманов

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kostya.abdrakhmanov@mail.ru

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России

460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Абдрахманов К.А. Контакты Оренбуржья и казахской степи в середине - второй половине XIX века по данным архивных источников // Десятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сборник статей Международной научно-практической. конференции. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. Т. 2. С. 156-160.
  2. Алиханов-Аварский М. Поход в Хиву (кавказских отрядов). 1873. Степь и оазис. СПб.: Паровая скоропечатня Я.И. Либермана, 1899. 320 с.
  3. Аполлова Н.Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х годах XVIII в. Алма-Ата: Изд-во Академии наук Казахской ССР, 1948. 253 с.
  4. Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII - начале XIX в. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 456 с.
  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 623 с.
  6. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии в 1863 году. СПб.: Типогр. Ю.А. Бокрама, 1865. 221 с.
  7. Гизатуллин Р.Н. «Многие бухарцы приезжают сюда пожить на распашку...» (среднеазиатская диаспора в дореволюционном Троицке) // Гороховские чтения: материалы первой региональной музейной конференции. Челябинск: Челябинский государственный краеведческий музей, 2010. С. 170-174.
  8. Гинс Г.К. Предприниматель. М.: Посев, 1992. 224 с.
  9. Корусенко С.Н. Торговля и предпринимательская деятельность бухарцев Тары (по материалам переписи населения 1897 г.) // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2018. № 4 (20). С. 267-272.
  10. Крих А.А. Разведывательная деятельность сибирских бухарцев в киргизской степи в XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 35-42.
  11. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей / под общ. ред. академ. М.К. Козыбаева. Алматы: Санат, 1996. 656 с.
  12. Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Германский исторический институт в Москве, 2010. 271 с.
  13. Михайлов М. Оренбургские письма для желающих ознакомиться с Оренбургом, Орском, Троицком, Фортом Александровским и дорогою через Киргизскую степь до Форта № 1. СПб.: Тип. Н. Тиблена и ком., 1866. 110 с.
  14. Михалева Г.А. Узбекистан в XVIII - первой половине XIX века. Ремесло, торговля и пошлины. Ташкент: Фан, 1991. 112 с.
  15. Наливкин В.П. Краткая история Кокандского ханства. Казань: Типография Императорского университета, 1886. 215 с.
  16. Небольсин П.И. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Кокандом (со стороны Оренбургской линии). СПб.: [б.и.], 1856. 375 с.
  17. Небольсин П.И. Рассказы проезжего. СПб.: Типография Штаба военно-учебных заведений, 1854. 345 с.
  18. Никонов О.А. Инициативы российского правительства по расширению коммерческих связей с азиатскими ханствами в 30-60-х гг. XVIII в. // Бизнес в законе. 2011. № 2. С. 30-33.
  19. Ниязматов М. Поиск консенсуса. Российско-хивинские геополитические отношения в XVI - начале ХХ в. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. 496 с.
  20. Почекаев Р.Ю. Эволюция правового статуса бухарцев в российском законодательстве XVIII-XIX вв. // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. №. 1. С. 53-70.
  21. Разаков Д.Х. Внешние торговые связи Бухарского ханства (60-90 гг. XIX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент: Ташкентский государственный университет, 1995. 28 с.
  22. Рычков П.И. История оренбургская (1730-1750) / под ред. и с примеч. Н.М. Гутьяра, Изд. Оренб. губ. стат. комитета. Оренбург: Типо-литогр. И.И. Евфимовского-Мировицкого, 1896. 95 с.
  23. Тулибаева Ж.М. Оренбург первой четверти XIX в. в путевых заметках кокандского историка Мухаммада Хакимхана // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 74-81.
  24. Уралов Н. На верблюдах: воспоминания из жизни в Средней Азии. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1897. 188 с.
  25. Халфин Н.А. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е годы XIX в.). М.: Наука, 1965. 468 с.
  26. Халфин Н.А. Россия и ханства Средней Азии (первая половина XIX века). М.: Наука, 1974. 406 с.
  27. Шкунов В.Н. Государственно-правовое регулирование внешней торговли Российской империи в XVIII-XIX вв. Ульяновск: УлГУ, 2012. 255 с.
  28. Шкунов В.Н. Российско-индийские торгово-экономические связи в XVIII-XIX вв. М.: РУСАЙНС, 2018. 188 с.
  29. Ягмин А. Киргиз-кайсацкие степи и их жители. СПб.: Типография Карла Крайя, 1845. 101 с.
  30. Янжул И.И. Исторический очерк русской торговли с Средней Азией. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1869. 52 с.

© Абдрахманов К.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах