Становление и развитие богословской мысли татар: история и тенденции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется история возрождения после почти трехсотлетнего застоя общественно-богословской мысли татар, которая приходится на период второй половины XVIII - первой четверти XX в. Исследование данной проблемы и в частности проблем исламского права в рамках данного периода, предполагает, в первую очередь, выявление основных культурных, социальных и политических факторов, оказавших влияние на становление и развитие богословской мысли татар. В качестве важнейшего из факторов автор называет ислам, официальное принятие которого состоялось булгарами (предками татар) в X в., после чего исламская религиозная традиция прочно закрепилась и сохранялась, несмотря на монгольское нашествие, распад Золотой Орды, завоевание Казанского ханства. Вместе с тем в статье отмечается, что после взятия Казани и вплоть до конца XVIII в. наблюдался застой в социальной жизни и общественной мысли татар. Лишь после указа Екатерины II о веротерпимости начинается процесс возрождения общественно-богословской мысли татар. Поскольку татары получали религиозное образование в мировых религиозных центрах, то идеи богословов исламского мира оказывали значительное влияние на формирование их взглядов. Автор статьи обращается к трудам таких татарских богословов, как Ахмад ас-Сирхинди, Мехмед Бергеви, Шах Валиулла, Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб, Афгани, Абдо, Рашид Рида, большинство из которых объединяли ханафитская богословская школа и накшбандийский тарикат. Вторым по значимости фактором, оказавшим влияние на развитие богословской мысли татар, по мнению автора, были идеи европейских и российских реформаторов, с которыми татарские мыслители знакомились через систему образования, а также из трудов мыслителей. В совокупности перечисленные факторы оказывали влияние на формирование собственно реформаторского течения в татарской общественно-богословской мысли, способствовавшего дальнейшему социально-экономическому развитию татарского социума.

Об авторах

Рамиль Камилович Адыгамов

Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Автор, ответственный за переписку.
Email: abu_muhammad@mail.ru
420014, Kазань, Kремль, 5 подъезд

Список литературы

  1. De Weese D. It was a Dark and Stagnant Night (‘til the Jadids Brought the Light): Clichés, Biases, and False Dichotomies in the Intellectual History of Central // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2016. № 59. С. 37-92.
  2. Eden J., Sartori P., De Weese D. Moving beyond modernism: rethinking cultural change in Muslim Eurasia (19th-20th сenturies) // Journal of the Economic and Social History of the Orient. February. 2016. № 59. С. 37-92.
  3. Frank A. Islamıc historiography and «Bulgar» identity amond the Tatars and Bashkirs of Russıa. Leiden; Boston; Köln; Brıll, 1998
  4. Frank A. Muslim Cultural Decline in Imperial Russia: A Manufactured Crisis. Leiden // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2016. № 59. С. 166-192.
  5. Sartori P. Exploring the Islamic Juridical Field in the Russian Empire: an Introduction // Islamic law and society. 2017. Vol. 24. № 1-2. P. 1-19.
  6. Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1976.
  7. Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII - XIX вв. Уфа, 1999.
  8. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань, 1973.
  9. Алмазова Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов. Казань, 2003.
  10. Аш-Шаулянкари М. Напоминание праведного о кознях завистника. Казань, 2004. С. 128.
  11. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова. Уфа, 1996. С. 49
  12. Беляева Ю. Г. Утыз-Имəни. Борынгы татар адабияты. Казань, 1963.
  13. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Казань, 2005. Т. I.
  14. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. М., 1923.
  15. Валиуллин И. Проявление религиозного фактора в выступлениях татар во второй половине XVI-XVIII вв. // Мир ислама. 2005. № 3. С. 79.
  16. Гилязов И.А. Татарское крестьянство Среднего Поволжья во 2-й половине XVIII в.: Дисс… к.и.н. М., 1982.
  17. Гордон-Полонская Л. История Пакистана. М., 1963. С. 37.
  18. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941
  19. Горохов В.М. Школьное образование среди татар Поволжья в XIX и начале XX века. Казань, 1947.
  20. Идиятуллина Г. Духовно-религиозная атмосфера в Поволжье в XVII-XVIII вв. URL: http://tataroved.ru/publication/jad/2/g13
  21. Измайлов И. Распространение и функционирование ислама в Волжской Булгарии. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2006. С. 36
  22. Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к нетерпимости. Казань, 2001.
  23. Ислам (энциклопедический словарь). М., 1991. С. 187
  24. Исламские финансы в современном мире (Экономические и правовые аспекты). М., 2004. С. 38
  25. Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа: XVIII - начало XX вв. Казань, 1993
  26. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.
  27. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.
  28. Кемпер М. Между Бухарой и средней Волгой: Столкновение Абд ан-Насра алКурсави с улемами-традиционалистами // Мир ислама. 1999. № 1. С. 160-161.
  29. Курсави А. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-‘ибад). Казань, 2005.
  30. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917). Казань, 2005.
  31. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. В 2-х тт. Казань, 1897 (на татарском яз.).
  32. Марджани. Ш. Назурат ал-Хакк. Казань, 1870.
  33. Материалы круглого стола, посвященного книге Ибн Фадлана, его эпохе и археологическим коллекциям. Сб. статей / Под ред. Р.С. Хакимова, З.Р. Валеевой, М.Р. Гайнановой. Казань, 2016. С. 48
  34. Место калама в татарской теологии (история и современность): материалы научно-практической конференции. Казань, 2003. С. 25
  35. Мухаметзарипов И. А. Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе России в конце XVIII - начале XX в.: автореферат диcс.. к.и.н. Казань, 2010.
  36. Мухаметшин Р. Исламский фактор в общественном сознании татар в XVI- XIX вв. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения // Сб. материалов международного научного семинара «Христиано-исламское пограничье: история, современность и перспективы». Казань, 1994
  37. Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). Казань, 2003
  38. Ногманов А.И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI - XVIII веков. Казань, 2005.
  39. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л, 1939. С. 70-71
  40. Рəхим Г., Газиз Г. Татар əдəбияты тарихы. Казань, 1923 (на татарском яз.).
  41. Рамзи М. М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. в 2-х т. Оренбург, 1908 (на татарском яз.).
  42. Сəгъди Г. Татар əдəбияты тарихы. Казань, 1926 (на татарском яз.).
  43. Саттар хан А., Анвар З. Отважный защитник веры шейх Сирхинди // Ислам. 2004. № 1. С. 30.
  44. Саттар хан А., Анвар З. Отважный защитник веры шейх Сирхинди... 2004. № 1. С. 31
  45. Степанянц М.Г. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного востока XIX-XX вв. М., 1974. С. 32.
  46. Түнтəри М.-Н. Олугъ мосыйбəт. Шəйхе Зəйнуллаһ хəзрəтнең вафаты; тəрҗемəи хəле. 1335/1917. № 6 (на татарском яз.).
  47. Усманов М.А. Автографы Марджани на полях подлинника проекта Х. Фаизханова о школьной реформе // Ш. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Сб. ст. Казань, 1990
  48. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова: Повесть о жизни и деятельности. Казань, 1980
  49. Усманов М.А. Источники книги Ш. Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» // Очерки истории Поволжья и Приуралья. Казань, 1969
  50. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII - XVIII вв. Казань, 1972.
  51. Усманова Д. Мусульманские метрические книги в российской империи: между законом, государством и общиной (вторая половина XIX - первая четверть XX вв.) // Ab Imperio. 2015. № 2. С. 106-153.
  52. Утыз-Имəни əл-Болгари Г. Шигырьлəр, поэмалар. Казань, 1986 (на татарском яз.).
  53. Утыз-Имяни Г. Избранное / Сост. и пер. с араб. Р. Адыгамова. Казань, 2007.
  54. Фəхреддин Р. Асар. Оренбург, 1904 (на татарском яз.).
  55. Фукс К. Казанские татары. Казань, 1991. С. 140-141
  56. Фэхреддин Р. Дини вэ ижтимагый мэсъэлэлэр: сайланма хезмэтлэр. Казан, 2011.
  57. Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - и начале XX веков. Казань, 2001.
  58. Хайрутдинов А. Муса Бигиев об абсолютности Божьей милости. Казань, 1998
  59. Хайрутдинов А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. В 3-х частях. Казань, 2000
  60. Хайрутдинов А.Г. Последний татарский богослов. Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. Казань, 1999
  61. Шагавиев Д.А. Влияние мусульманского реформатора Джамал ад-Дина ал-Афгани на татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина (Ризу Фахретдинова) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 4. С. 118-125.
  62. Шагавиев Д.А. Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века. Казань, 2010
  63. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999. С. 284
  64. Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков. Казань, 1998

© Адыгамов Р.К., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах