Отношение к суннитским правовым школам в традициях мусульман Поволжья: «Золотая середина» во взглядах муфтия Галимджана Баруди
- Авторы: Абулханов Н.Б.1, Набиев Р.А.2
-
Учреждения:
- Централизованная религиозная организация - Духовное управление мусульман Республики Татарстан
- Казанский федеральный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2018): ИСТОРИЯ ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ
- Страницы: 538-550
- Раздел: ИСТОРИЯ ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/article/view/19124
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2018-17-3-538-550
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению актуальной на сегодняшний день теме - формирования традиции российских мусульман по вопросам отношения к религиозно-правовым школам на примере взглядов выдающегося религиозного деятеля XIX - начала XX в. Галимджан хазрата Баруди. Статья затрагивает его точку зрения на важные для мусульман Российской империи вопросы, его реформаторские взгляды на проблемы отношения мусульман к традиционно сложившимся религиозно-правовым школам, в частности, его взгляд на ханафитскую религиозно-правовую школу, которая является самой распространенной среди российских мусульман. Рассматриваются достижения Галимджана Баруди на ниве совершенствования мусульманского образования, демонстрируется вклад ученого в формирование новой системы образования мусульманских народов Российской империи конца XIX - начала XX в., основанной на принципах реформаторства, джадидизма. Галимджан Баруди, создатель знаменитого медресе «Мухаммадия», принимал самое активное участие в указанных процессах, был автором многих научных трудов, посвященных реформированию не только образовательной системы мусульман России, но и всего жизненного уклада мусульманских народов, особенно Волго-Уральского региона страны. Статья отражает точку зрения Галимджана Баруди на один из самых животрепещущих теологических и правовых вопросов - о возможности иджтихада в современном ему мусульманском обществе, о «закрытии врат иджтихада», так как данный вопрос носил решающий характер в теологических спорах между реформаторским направлением джадидизма и традиционалистским направлением кадимизма. Кроме сугубо научных изысканий, данные вопросы затрагивали широкие слои мусульманского населения, что нашло свое отражение в издательской и просветительской деятельности Галимджана Баруди. В статье рассматривается также вопрос о возможности изменения положений ре- лигиозно-правовых школ в духе нового времени, сообразно обстоятельствам менявшихся общественно-политических и экономических отношений. В статье приводятся фетвы Галимджана Баруди по различным вопросам, анализируется их соответствие традиционному ханафитскому праву. Авторы раскрывают общее отношение Галимджана Баруди к ханафитскому мазхабу, а также его отношение к реформаторству в среде мусульман России в период XIX - начала XX в.
Об авторах
Наиль Бариевич Абулханов
Централизованная религиозная организация - Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: nailabulhanov@mail.ru
420021, Россия, Казань, ул. Тукая, 38
Ринат Ахметгалиевич Набиев
Казанский федеральный университет
Email: professor.nabiev@yandex.ru
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18
Список литературы
- Gafarov A.A., Nabiyev R.A. Phenomenon of religious revival in the context of the experience of modernization of the Muslim Community in the late XIX - early XX centuries // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. № 4. P. 253.
- Gafarov A.A., Nabiyev R.A., Fazliev A.M., Nafikov I.Z. Muslim matter” in the mirror of public discussion (XIX - beginning of XX century) // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. № 9 (7S), P. 1263
- Ад-дин ва аль-Адаб. 1915. № 2. С. 39.
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1913. № 13. С. 23
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1913. № 15. С. 19
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1913. № 9. С. 25
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1914. № 1. С. 28
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1915. № 5. С. 21-22
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1915. № 8. С. 23.
- Ад-Дин вэ Эль-Адаб. 1916. № 7. С. 18.
- МРО - УСПРО. Медресе «Мухаммадия». URL: http://mohammadiya.tatar/ru/istoriya_Muhammadiya.php.
- Учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет. URL: https://www. business-gazeta.ru/article/338218.
- Хабибуллин Р.Р. Реформаторские взгляды Г. Баруди // Бигиевские чтения: богословская мысль российских мусульман XIX - начала XX вв. М., 2015. С. 34.
- Хисамутдинова Л.С. Галимджан Баруди: жизнь и общественно-политическая деятельность. Казань, 2016. С. 39.
- Язык пятничной проповеди. Муфтий Таки Усмани. URL: http://al-isnad.kz/namaz/ yazyk-pyatnichnoj-propovedi-2.html.