Development of digital media literacy in students in the context of specialized education: theoretical basis and methodology

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study considers approaches to the development of digital media literacy among schoolchildren, taking into account the peculiarities of specialized education. Special attention is paid to the development of key skills such as critical thinking, the ability to analyze information, recognize manipulation and work safely with digital resources. Effective approaches to the integration of media literacy into educational programs, including interdisciplinary projects, research and the use of digital technologies in the educational process, are considered. The importance of cooperation between educational institutions, parents and experts in the field of digital culture is emphasized in order to create conditions conducive to the formation of sustainable competencies among students. The study analyzes innovative methods, such as the introduction of digital platforms, simulation environments and interactive tools, which increase the involvement and motivation of schoolchildren. The importance of project activities is also emphasized, which allows students to apply their knowledge in practice by creating their own digital products. The emphasis is placed on the challenges arising in connection with the preparation of teachers for work in the context of digitalization of education, the creation of appropriate educational materials and the adaptation of educational programs to the needs of a rapidly developing society. The problem of the shortage of qualified specialists, the need for regular updating of textbooks and difficulties with the introduction of new technologies into school practice is being raised. The recommendations include the development of specialized courses for teachers, conducting practice-oriented classes for students and creating conditions for the use of modern digital tools. The study highlights the importance of digital media literacy as a key skill necessary for successful socialization and professional development of schoolchildren. The ability to critically evaluate information, navigate the digital environment and effectively use modern technologies becomes the basis for their successful adaptation to the conditions of global digital transformation.

Full Text

Введение Цифровая медиаграмотность является важнейшим компонентом современного образования, поскольку она помогает школьникам не только ориентироваться в условиях цифрового мира, но и развивает у них ключевые навыки для успешной жизни в информационном обществе. Профильное обучение, предлагая учащимся углубленное изучение различных дисциплин, может сыграть ключевую роль в формировании этих компетенций, адаптируя учебные программы под индивидуальные потребности и интересы студентов. С учетом вышеизложенного профильное обучение представляет собой перспективный подход к образованию, позволяющий адаптировать учебные программы под специфические интересы и потребности учащихся, в т.ч. в области цифровой медиаграмотности [1]. Интеграция цифровой медиаграмотности в профильное обучение способствует не только развитию специализированных знаний и умений [2], но и формирует у школьников глубокое понимание принципов и этики цифрового мира, что является критически важным для их личностного и профессионального роста. Исследование посвящено анализу текущего состояния и перспектив развития цифровой медиаграмотности школьников в контексте профильного обучения. Особое внимание уделено обзору существующих подходов и методик, а также выявлению основных вызовов и возможностей, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при реализации данной задачи [3]. Цель исследования - анализ текущего состояния и перспектив развития цифровой медиаграмотности школьников в контексте профильного обучения. Задачи исследования включают обзор существующих подходов и методик интеграции цифровой медиаграмотности в образовательный процесс, а также выявление основных вызовов и возможностей, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при внедрении медиаграмотности в учебные программы. Исследование основывается на анализе актуальной литературы, результатов недавних исследований в области медиаграмотности и опыте педагогов, что позволяет сформировать комплексное представление о статусе и перспективах развития цифровой медиаграмотности в школьном образовании [4]. Применение аспектов цифровой медиаграмотности в школьном образовании Цифровая медиаграмотность - это комплексная компетенция, включающая в себя знания, навыки и понимание, необходимые для эффективного использования цифровых технологий в целях поиска, анализа, создания и распространения информации[28]. Эта компетенция позволяет критически относиться к медиаконтенту, знать различные аспекты цифровых технологий и использовать их как инструменты для обучения, коммуникации и участия в социальной жизни. В контексте школьного образования развитие цифровой медиаграмотности играет ключевую роль при подготовке учащихся к успешной жизни и карьере в современном цифровом мире[29]. Понятие цифровой медиаграмотности охватывает широкий спектр знаний и навыков, которые необходимы для эффективного использования цифровых технологий, интерпретации и создания цифрового контента, а также безопасного и этичного взаимодействия в цифровом пространстве [5]. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, медиаграмотность становится ключевым навыком для личного развития, образования, профессиональной деятельности и гражданской активности [6]. Развитие цифровой медиаграмотности требует комплексного подхода, включающего как формальное образование, так и неформальные образовательные практики [7]. Включение компонентов цифровой медиаграмотности в образовательные программы помогает подготовить учащихся к жизни в условиях информационного общества, развить у них навыки критического мышления и обеспечить безопасное и ответственное использование цифровых технологий. Важность цифровой медиаграмотности для школьников обусловлена рядом факторов. Во-первых, в условиях информационного общества способность критически анализировать и оценивать информацию, получаемую из различных источников, становится основой личностного развития и образования. Во-вторых, навыки работы с цифровыми инструментами и платформами необходимы для участия в профессиональной и общественной жизни. Наконец, цифровая медиаграмотность способствует развитию умений самостоятельного обучения и поиска необходимой информации, что является важным аспектом непрерывного образования в течение всей жизни. Исследование Денисы Чидеровой и Евы Белончиковой подчеркивает, что интеграция цифровой медиаграмотности в учебные программы способствует улучшению образовательных результатов, поскольку обучение учащихся навыкам работы с информацией и технологиями улучшает их академическую успеваемость и подготавливает к будущей карьере [8]. Таким образом, развитие цифровой медиаграмотности у школьников не только повышает их конкурентоспособность на рынке труда, но и способствует формированию ответственного отношения к использованию цифровых технологий и медиа. В современной образовательной системе профильное обучение занимает ведущее место, предлагая учащимся возможность глубже изучить выбранные предметы и области знаний, тем самым способствуя их целенаправленной подготовке к будущей профессиональной деятельности. Данный подход не только обеспечивает углубленное понимание конкретных дисциплин, но и развивает критическое мышление, самостоятельность и навыки принятия решений, что является важным аспектом комплексной подготовки к жизни в обществе. Значение профильного обучения выходит за рамки традиционного образования, предлагая индивидуализированный подход к обучению, учитывающий интересы, склонности и потенциал каждого ученика. В условиях постоянно меняющегося рынка труда и требований к профессиональным компетенциям профильное обучение дает школьникам необходимые знания и умения, которые помогут им успешно адаптироваться к будущим вызовам и требованиям. Результаты Международного исследования компьютерной и информационной грамотности (ICILS, 2013) подтверждают, что профильное обучение способствует не только углублению знаний в определенных предметных областях, но и развитию цифровой медиаграмотности. Учащиеся, проходящие профильное обучение, демонстрируют более высокий уровень понимания и применения цифровых технологий, что подтверждает его значимость для подготовки кадров, способных эффективно функционировать в современном цифровом обществе. Профильное обучение также играет ключевую роль в развитии навыков непрерывного образования, мотивируя учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни. Подход, ориентированный на интересы и потребности учащихся, способствует формированию у них позитивного отношения к обучению и желания постоянно расширять свои знания и компетенции. Исследования в области цифровой медиаграмотности охватывают широкий спектр тем: от изучения концептуальных основ медиаграмотности до разработки и оценки образовательных программ, важнейшие из этих тем: концептуальное определение медиаграмотности: исследователи стремятся уточнить, что именно включает в себя цифровая медиаграмотность, выделяя такие аспекты, как способность к анализу медиаконтента, понимание авторства и создание собственного контента; методы обучения: особое внимание уделяется разработке и оценке образовательных программ, которые способствуют развитию цифровой медиаграмотности среди различных возрастных групп, особенно среди школьников; влияние на общество: исследуются эффекты развития цифровой медиаграмотности на индивидуальном и общественном уровнях, включая вопросы кибербезопасности, участие в гражданском обществе и способность критически оценивать медиаинформацию. В современном мире цифровая медиаграмотность выходит на передний план как неотъемлемая часть образовательного процесса, а владение цифровой медиаграмотностью необходимо для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру. Авторы исследуют, как школьное обучение может помочь учащимся развить эти навыки, подчеркивая необходимость интеграции цифровой медиаграмотности в образовательные стандарты и учебные программы. Образовательные стратегии развития цифровой медиаграмотности включают в себя не только обучение техническим навыкам использования цифровых устройств и программ, но и развитие критического мышления, понимания этических аспектов использования цифровых медиа, а также умения эффективно общаться и создавать цифровой контент. Включение проектов по обучению цифровой медиаграмотности в учебную программу может улучшить навыки учащихся в этой области, а также повысить их мотивацию к обучению и самостоятельным исследованиям [9]. Помимо технических аспектов, важным компонентом цифровой медиаграмотности является развитие умения критически анализировать медиаконтент. В своем исследовании Ливингстоун и Хагрейв подчеркивают, что дети и подростки ежедневно сталкиваются с огромным объемом информации в сети Интернет, социальных сетях и других цифровых каналах. Обучение критическому восприятию медиа помогает молодежи лучше ориентироваться в сложной информационной среде и защищать себя от недостоверной или вредоносной информации [10]. Влияние профильного обучения на развитие медиаграмотности Интеграция цифровой медиаграмотности в профильное образование является важным шагом в подготовке школьников к успешной адаптации и эффективному функционированию в условиях современного информационного общества. Разработка образовательных программ, включающих элементы цифровой медиаграмотности, требует комплексного подхода, учитывающего как содержательные, так и методологические аспекты образования. Ниже приведены ключевые аспекты и рекомендации для успешной интеграции цифровой медиаграмотности в специализированное образование. 1. Определение целей и задач. Первым шагом является четкое определение целей и задач обучения цифровой медиаграмотности в рамках профильного образования. Это включает в себя формирование конкретных компетенций, которые должны приобрести учащиеся. 2. Интеграция в существующие дисциплины. Цифровая медиаграмотность может быть включена в учебные планы с помощью различных предметов и профилей обучения. Например, на уроках литературы - для анализа медиатекстов, на уроках истории - для изучения роли медиа в формировании исторических событий, на уроках информатики - для изучения аспектов безопасности в Интернете и правил эффективного поиска информации. 3. Разработка специализированных курсов. Создание специализированных курсов или модулей цифровой мультимедийной графики для включения в специализированное обучение. Эти курсы могут быть направлены на развитие определенных навыков, например, в области создания цифрового контента, программирования, основ цифровой этики и безопасности. 4. Использование активных и интерактивных методов обучения. Использование проектного подхода, кейс-метода, групповых дискуссий и других интерактивных форм работы позволяет студентам активно участвовать в учебном процессе, развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. 5. Привлечение цифровых технологий. Интеграция в процесс обучения цифровых инструментов и ресурсов, таких как образовательные платформы, электронные учебники, облачные сервисы и социальные сети, помогает повысить интерес учащихся к предмету и улучшить качество образования. 6. Повышение квалификации преподавателей. Организация курсов повышения квалификации для учителей по цифровой медиаграфике и методам преподавания поможет учителям эффективно интегрировать элементы медиаграмотности в образовательный процесс. 7. Взаимодействие с родителями и общественностью. Организация мероприятий, направленных на повышение уровня цифровой медиаграмотности родителей и других представителей общественности, создание единого информационного пространства вокруг учащегося. 8. Оценка и адаптация программы. Регулярный мониторинг и оценка эффективности реализации программы по развитию цифровой медиаграфики. Адаптация и корректировка учебных планов и методик на основе результатов и отзывов участников образовательного процесса. В обучении медиаграмотности ключевую роль играют инновационные методы и технологии, позволяющие учащимся не только овладеть необходимыми знаниями и умениями, но и активно применять их на практике. Эти подходы способствуют росту вовлеченности и мотивации учащихся, а также облегчают процесс обучения, делая его более интерактивным и динамичным. Ниже приведены некоторые из наиболее перспективных инновационных методов и технологий, используемых при обучении медиаграмотности. Одним из наиболее эффективных методов является использование цифровых симуляторов и интерактивных обучающих платформ, которые позволяют студентам не только теоретически изучать медиаграмотность, но и практиковаться в реальных ситуациях. Например, моделирование может имитировать поиск и анализ информации в Интернете, выявление фальшивых новостей или решение этических дилемм, связанных с цифровыми технологиями. Такие платформы, как Moodle или специализированные образовательные приложения, позволяют не только усвоить материал, но и развить навыки работы с цифровыми инструментами, что способствует более глубокому пониманию цифрового мира. Геймификация также является важным инновационным методом, стимулирующим интерес и мотивацию учащихся. Благодаря использованию игровых технологий, таких как награды, рейтинги и конкурсы, процесс обучения становится более увлекательным. Например, учащиеся могут проходить цифровые квесты, решая задачи, связанные с анализом медиаконтента или критической оценкой информации в сети. Проектное обучение - еще один мощный инструмент развития цифровой медиаграмотности. Создавая свои собственные цифровые продукты (видео, блоги, веб-сайты), студенты не только развивают технические навыки, но и учатся создавать и распространять медиа-контент ответственно и с соблюдением этических норм. Это помогает им развить компетенции, необходимые для активного участия в современном цифровом обществе. Заключение Интеграция цифровой медиаграмотности в профильное образование является важным компонентом современной образовательной системы. Цифровая медиаграмотность не только помогает школьникам ориентироваться в потоке информации, но и развивает у них навыки критического мышления, самостоятельного поиска знаний и ответственного использования цифровых технологий. Современные образовательные учреждения, используя инновационные методы и технологии, могут успешно адаптировать учебные планы к требованиям цифровой эпохи. Для успешного развития медиаграмотности у школьников важно не только включать цифровые технологии в образовательные процессы, но и обучать учителей, привлекать родителей и общественность, а также регулярно оценивать и совершенствовать учебные программы. Такой комплексный подход поможет студентам стать уверенными и ответственными пользователями цифровых ресурсов, что, в свою очередь, повысит их готовность к жизни и работе в быстро развивающемся информационном обществе.
×

About the authors

Ekaterina Yu. Fiveyskaya

Moscow City University

Author for correspondence.
Email: fivejjskayaeyu@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0001-0397-3612

Deputy Director of the Institute of Specialized Training Development Liberal Arts in Prevocational Education

6A Vorontsovskaya st., bldg. 1, Moscow, 109044, Russian Federation

Dmitriy V. Nakisbaev

RUDN University

Email: nakisbaev-dv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0600-7639
SPIN-code: 3491-0783

PhD in Political Science, Head of the Department of Public Administration

6 Miklukho-Maklaya st., Moscow, 117198, Russian Federation

References

  1. Belousenko DV. Using social networks in promoting educational services. Molodoi uchenyi, 2018;231(45):55–58. (In Russ.).
  2. Bubnova YuA. Main theories of media education. Crede Experto: transport — obshchestvo — obrazovanie — yazyk. 2017;12(1):4–9. (In Russ.).
  3. Bukaeva AA, Magzumova AT. Using social networks in the educational process. Innovatsii v nauke. 2015;(42):120–126. (In Russ.).
  4. Bogdanova DI. Integration of social networks into the educational process. Innovatsionnaya ekonomika i menedzhment: metody i tekhnologii. 2021. p.29–35 (In Russ.).
  5. Zhadyra M. Innovative forms and methods of working with literary texts in the context of language literacy development. Science and innovation. 2024. p.645–647. (In Russ.). https://doi.org/10.5281/zenodo.11061102
  6. Strigunenko YuV, Louyujtun. Media education in the professional activity of a modern journalist. Gumanitarnye, sotsial’no-­ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2024;(1):77–80. (In Russ.). https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.68.24.010
  7. Krupenko MA. Social manipulation of Russian youth in social networks. Gumanitarii Yuga Rossii. 2024;13(2):67–74. (In Russ.). https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.6
  8. Čiderová D, Belvončíková E. Media literacy in higher education: “Know-­where” and “Know-­whether”… Know-­why to know better? Media Literacy Academic Research. 2024;7(1):26–50. https://doi.org/10.34135/mlar-24-01-02
  9. Buckingham D. Media education: Literacy, learning, and contemporary culture. Cambridge: Polity Press; 2003. 224 p.
  10. Livingstone S. Media literacy and the challenge of new information and communication technologies. New York: Routledge; 2009. 208 p. https://doi.org/10.1080/10714420490280152

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Fiveyskaya E.Y., Nakisbaev D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.