Special aspects of the transformation of the Russian tax system in contemporary conditions
- Authors: Putimtsev D.N.1, Ordynskaya E.V.2
-
Affiliations:
- RUDN University
- Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences
- Issue: Vol 11, No 3 (2024)
- Pages: 293-301
- Section: CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/41634
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-3-293-301
- EDN: https://elibrary.ru/AEFZFS
- ID: 41634
Cite item
Abstract
Taxation problems are traditionally relevant. Currently, this issue is becoming even more relevant due to the need to transform the Russian tax system, considering the need to ensure sustainable economic development. The issues of tax reform for both individuals and legal entities are considered by many researchers, however, some aspects have not been sufficiently studied and covered in the specialized scientific literature. In particular, the presented work examines the possibilities of using tax incentives to involve individuals more actively in investment processes. Proposals for the implementation of these measures are presented. The research also discusses some of the most relevant areas of tax administration that need to be actively developed in the near future.
Full Text
Обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации - одна из приоритетных задач, требующих решения в ближайшие годы. «Речь идёт о самодостаточности российского финансового рынка с точки зрения как обеспеченности «длинными» финансовыми ресурсами, так и наличия исчерпывающих условий их конвертации в инвестиции в реальный сектор экономики» [1]. Изменения в финансовой системе требуют и нового общественного договора. Многие исследователи и эксперты высказывают предположение о том, что одной из наиболее существенных проблем является неэффективное перераспределение доходов в экономике. Это влечет за собой искажение структуры потребления. Снижается спрос. В результате происходит сжатие отдельных рынков. Существует достаточно устойчивое мнение о том, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать увеличение доходов малообеспеченных групп населения. При этом доходы наиболее обеспеченных граждан должны облагаться с использованием более высоких налоговых ставок с одновременным предоставлением им различных налоговых вычетов [2]. Однако, как свидетельствует мировая практика налогообложения, налоговые льготы, предоставляемые лицам с высокими стабильными доходами, далеко не всегда эффективны. Это обстоятельство связано с тем, что люди демонстрируют более высокую склонность к сбережениям. Но стимул экономики - расходы, а не сбережения. В такой ситуации наиболее эффективной мерой является снижение налогов для лиц с низкими доходами [3]. А в периоды экономической нестабильности основная цель реформ - именно стимулирование экономики. В свою очередь, общественное регулирование распределения доходов происходит через систему налогообложения и ценовую политику, проводимую государством. Следовательно, экономическую эффективность в условиях справедливого распределения доходов возможно обеспечить лишь путем коллективизации таких доходов с помощью налогов [4. P. 2]. Кроме того, для большинства населения Российской Федерации одним из самых важных вопросов в сфере налогообложения является вопрос о его справедливости. Об этом могут свидетельствовать следующие данные: 83 % населения России выступает за прогрессивную шкалу налогообложения, и только 13 % выступают за одинаковую налоговую ставку для всех (пропорциональная шкала налогообложения). Также 36 % опрошенных россиян считают действующие налоги чрезмерными, 52 % оценили налоговое бремя как достаточное, и только 1 % заявил, что налоговое бремя недостаточно [5]. Соответственно, справедливо было бы предположить, что наиболее приемлем с точки зрения общественного запроса, с одной стороны, и с позиций наиболее эффективного функционирования экономики, с другой, вариант, предусматривающий введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан при наличии необлагаемого минимального дохода и предоставлении определенного ограниченного числа льгот для наиболее обеспеченных физических лиц. Рост доходов населения будет способствовать увеличению «интереса граждан к финансовым вложениям. Граждане - одни из основных инвесторов на финансовом рынке» [1]. По данным Росстата в 2022 г. расходы населения по операциям с финансовыми инструментами и страхованием составили в среднем 1,4 %, а в 10-й децильной группе - 1,8 % в суммарном объеме потребительских услуг. Аналогичным образом ситуация складывалась и в течение ряда предыдущих лет[1]. Однако, при этом, объемы средств, задействованных в операциях физических лиц на фондовом рынке, весьма значительны и имеют тенденцию к росту. По информации Банка России, в 2023 г. средства розничных инвесторов на брокерских счетах возросли в 1,5 раза по сравнению с 2022 г., достигнув 9,2 трлн руб. Примерно 8,4 трлн руб. приходится на ценные бумаги, еще примерно 0,6 трлн руб. приходится на денежные средства в рублях и иностранной валюте. Также увеличилось число физических лиц, имеющих брокерские счета. Значение выросло на 29 %, или на 29,7 млн чел., что составляет около 39 % экономически активного населения страны. Чистый приток средств на брокерские счета за 2023 г. не только компенсировал отток 2022 г., но и превысил его, а средний размер портфеля вырос с 1,3 до 1,9 млн руб. [6]. Очевидно, что объем средств физических лиц, размещенных на брокерских счетах, весьма значителен - по размерам сопоставим с отдельными статьями государственного бюджета. Например, доходы федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О бюджете» в 2024 г. составляют 35,1 трлн руб. [7], а на брокерских счетах физических лиц находится сумма, эквивалентная 26,2 % от предполагаемых доходов федерального бюджета в 2024 г. Кроме того, следует отметить, что, по данным Росстата, в 2021 г. прирост сбережений во вкладах банков резидентов и нерезидентов составил 4,1 трлн руб., что в 1,5 раза больше, чем за предыдущий период. При этом, в том же периоде на приобретение государственных и других ценных бумаг населением было направлено примерно 115 млрд руб., что в 36 раз меньше прироста сбережений. Таким образом, средства населения могли бы являться существенным источником инвестиций в приоритетные секторы экономики. Соответственно, выработка комплекса мероприятий по привлечению средств физических лиц в инвестиционный процесс приоритетна для экономической политики государства. В качестве одного из инструментов, способствовующих привлечению средств граждан, могут выступать инвестиционные налоговые льготы для физических лиц. Отечественное законодательство о налогах и сборах предусматривает ряд возможностей для физических лиц по сокращению налоговых обязательств при совершении операций с финансовыми активами. В частности, имеют право на применение инвестиционных налоговых вычетов налогоплательщики, совершающие операции с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в случаях, когда по таким операциям получен доход. Вычет может быть предоставлен при реализации или погашении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Также налоговый вычет могут получить налогоплательщики, внесшие личные денежные средства на свои индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), и налогоплательщики, получившие доход по тем операциям, которые учитываются на ИИС [8]. Кроме того, налогоплательщики имеют право на получение вычетов на долгосрочные сбережения граждан [8]. В данном случае вычеты предоставляются налогоплательщикам в сумме уплаченных им пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в сумме уплаченных им сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенных с негосударственными пенсионными фондами. Применяться все вышеперечисленные налоговые вычеты могут при соблюдении определенных условий, к таким условиям относятся ограничения по величине налоговых вычетов. Очевидно, что все инвестиционные налоговые вычеты применяются при совершении операций на финансовых рынках или при заключении договоров в негосударственными пенсионными фондами. По нашему мнению, наиболее целесообразным было бы применение налоговых вычетов в случаях направления средств инвесторами - физическими лицами непосредственно на реализацию конкретных приоритетных проектов по аналогии с проектами, реализуемыми в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). С другой стороны, для привлечения средств физических лиц к инвестированию можно использовать под контролем и при участии государства различные современные методы коллективного финансирования проектов. Краудфандинг, или так называемое коллективное (народное) финансирование проекта, производства товара или услуги. Краудфандинг подразделяется на два вида. Это краудлендинг - коллективные займы для финансирования проекта - и краудинвестинг - коллективное инвестирование компании. В Российской Федерации законодательством регулируются отношения, возникающие при финансировании инвестиционных проектов широким кругом инвесторов с использованием информационных технологий [9]. Рынок краудфандинга в Российской Федерации довольно активно развивается. По данным Банка России, объем привлеченных денежных средств вырос с 7 млрд руб. в 2020 г. до 13,8 млрд руб. в 2021 г., т.е. на 97 % [10]. Краудлендинг. Предоставление процентных займов под финансирование проектов, размещенных на инвестиционной платформе. Краудлендинг в Российской Федерации преимущественно используется малым и средним бизнесом для оперативного и кратковременного пополнения оборотных средств. В 2021 г. объем, средств, привлеченных с использованием краудлендинга, составил 9,06 млрд руб. [10]. Краудинвестинг. Инвестирование денежных средств в компании за счет покупки их ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы. Обычно краудинвестинг представляет собой дополнительную к основной деятельности услугу профессиональных участников рынка ценных бумаг. Предоставляется такая услуга закрытому кругу лиц и используется преимущественно крупными компаниями. По данным, Центрального Банка в 2021 г. объем средств, привлеченных с помощью краудинвестинга, составил 4,74 млрд руб. Также следует отметить, что в 2021 г. прибыль инвесторов, применявших перечисленные инструменты, составила 15 % [10]. Очевидно, что перечисленные методы альтернативного инвестирования позволяют аккумулировать значительные денежные средства. Мировая практика применения альтернативных механизмов инвестирования показывает, что их использование оказывает положительное влияние на экономическую динамику. Российская Федерация «с учетом существенного отставания от других стран по уровню развитости альтернативных механизмов инвестирования в настоящее время имеет значительный потенциал роста» [11. C. 27]. Таким образом, можно реализовать преимущества альтернативных методов инвестирования, но под непосредственным контролем государства. В целом же, наряду с применением ряда льготных мер, необходимо повышать эффективность налогового администрирования. Остановимся на отдельных аспектах деятельности государства в этом направлении. Налоговое администрирование. В течение ряда последних лет ФНС России был предпринят ряд мер по повышению эффективности налогового администрирования в отношении самых богатых групп населения, в частности, в 2021 г. была создана специализированная налоговая инспекция для наиболее обеспеченных физических лиц - Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10. Также были разработаны и утверждены критерии отнесения налогоплательщиков - физических лиц к категории крупнейших налогоплательщиков [12]. Администрированию в качестве крупнейших налогоплательщиков подлежат физические лица, у которых годовой доход превышает 500 млн руб. В целом же к категории крупнейших налогоплательщиков относятся те налогоплательщики, у которых показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год превышают установленные значения, также у них имеются признаки взаимозависимости и влияния на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц, они имеют специальные разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности, находятся под действием налогового мониторинга. Кроме того, ФНС России может принять решение об администрировании в указанной инспекции тех налогоплательщиков, которые формально не соответствуют установленным критериям [12]. В частности, особый порядок администрирования распространяется на собственников контролируемых иностранных компаний (КИК). Произошло некоторое упрощение порядка налогообложения КИК. Начиная с 2020 г., собственники КИК могут самостоятельно выбирать способ исполнения своих налоговых обязательств перед бюджетом. Они могут перечислять 5 млн руб. за все зарубежные активы и не предоставлять отчетность в налоговые органы. Либо же они могут применять общий порядок налогообложения, который предусматривает обязанность предоставить отчетность в отношении КИК с прибылью от 10 млн руб. в год и заплатить НДФЛ 13 или 15 % для физических лиц и 20 % для юридических лиц. В первый налоговый период, в котором налогоплательщики получили возможность применения указанного выбора, по данным ФНС России, фиксированный налог с КИК в 5 млн руб. независимо от суммы прибыли выбрало более 270 лиц, или больше, чем весь российский список Forbes [13]. В течение трех лет это обеспечивало поступление в бюджетную систему примерно 1,3 млрд руб. ежегодно. В 2023 г. НДФЛ с сумм прибыли КИК, полученной физическими лицами, являющимися контролирующими лицами этой компании, составил немногим менее 3 млрд руб., что составляет лишь 0,04 % от всех поступлений по налогу на доходы физических лиц в указанном году[2]. Кроме того, ФНС России активизировала налоговый контроль в отношении операций с ценными бумагами. Многие налогоплательщики - физические лица, получающие доходы по таким операциям за рубежом, действуют через брокеров. При этом практически никогда не оценивают потенциальные риски, связанные с самостоятельной обязанностью платить налог в Российской Федерации. Как правило, за налоговый период по брокерским счетам проводится очень большое количество операций. Каждая из них имеет свою специфику, и несмотря на то, что отчетность по этим операциям формируется брокером, ответственность за полноту и правильность исчисления и уплаты налогов лежит на налогоплательщике - владельце счета. При этом отчетность должна предоставляться в налоговые органы о счетах в банках, а также о брокерских, инвестиционных, накопительных, счетах в платежных системах (электронных кошельках) и т.д. За непредставление отчетности налоговым законодательством предусматриваются существенные санкции. Актуальные направления налогового администрирования. Новые способы агрессивного налогового планирования появляются практически постоянно. Безусловно, данное обстоятельство должно быть учтено налоговыми органами. Различные «схемы» в данной сфере реализуют как физические, так и юридические лица - налогоплательщики. В отношении юридических лиц возрастают проблемы налогового администрирования в сфере применения принципов устойчивого развития. Налоговые инструменты играют важную роль в формировании ESG-повестки[3]. Большая часть проводимых организациями мероприятий по внедрению природоохранных мер имеет определенные налоговые последствия. Одни из наиболее эффективных фискальных инструментов - налоговые льготы и преференции в ESG-сфере. Указанные меры направлены на стимулирование осуществления налогоплательщиками природоохранных мероприятий [14. С. 145]. Преждевременно говорить об эффективности указанных мер как вследствие непродолжительности их применения, так и вследствие отсутствия полной и достоверной информации в данной области. Однако ряд отечественных исследователей и аналитиков приходит к выводу о том, что налогоплательщики готовы осуществлять свою деятельность в соответствии с ESG-принципами лишь при предоставлении различного рода преференций со стороны государства, прежде всего налоговых [14-16]. Кроме того, ряд зарубежных авторов приводит данные о том, что компании, которые применяли налоговые преференции в рамках реализации ими различных способов агрессивного налогового планирования, показывали высокою степень готовности к демонстрированию своей приверженности ESG-принципам [17, 18]. «Фирмы, активно уклоняющиеся от уплаты налогов путем создания офшорных компаний, существенно повышают свои рейтинги корпоративной ESG» [14, 17, 18]. Более того, с расширением применения ESG-повестки в странах Организации экономического сотрудничества и развития, наблюдается снижение средней эффективной налоговой ставки по корпоративным налогам или налогам на компании. Таким образом, ESG-повестка превращается, в определенной степени, в инструмент «уклонения от уплаты налогов при формальном декларировании прозрачности действий перед налоговыми органами» [14]. Исходя из складывающейся ситуации, правомерно предположить, что вопросы влияния налоговых инструментов, прежде всего, налоговых льгот, а также использования ESG-факторов в «схемах» агрессивного налогового планирования в ближайшее время могут стать одним из наиболее важных направлений налогового администрирования. Заключение Таким образом, трансформация отечественной налоговой системы должна осуществляться по нескольким основным направлениям. Прежде всего, необходимо донастроить налоговую систему так, чтобы средства населения могли направляться в приоритетные секторы экономики. Для достижения такой цели применимы не только различные налоговые льготы и преференциальные режимы, но и одновременное с ними активное использование различных современных методов коллективного финансирования проектов. Однако, наряду с применением льготных режимов, необходимо повышать эффективность налогового администрирования как в отношении физических, так и юридических лиц. При этом особое внимание следует уделять контролю в отношении получающих все более широкое применение способов агрессивного налогового планирования, в особенности в сфере реализации ESG-принципов.About the authors
Denis N. Putimtsev
RUDN University
Author for correspondence.
Email: putimtsev-dn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4935-7612
Senior Lecturer at the Department of State and Municipal Management
6 Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russian Federation, 117198Elena V. Ordynskaya
Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences
Email: ordynskaya_ev@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-4266-6244
Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Macroeconomic Research and Forecasting
47 Nakhimovsky Prospekt, Moscow, Russian Federation, 117418References
- Soveshchanie s chlenami Pravitel’stva 29 marta 2023 g. Ofitsial’nyi sait Prezidenta Rossii [Meeting with members of the Government on March 29, 2023. Official website of the President of Russia]. URL: https:kremlin.ru/events/president/news/70800 (accessed: 13.05.2024) (In Russ.).
- Sotsial’naya politika v Rossii: problemy i resheniya: nauchnyi doklad INP RAN. 2021 [Social Policy in Russia: Problems and Solutions: scientific report of the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2021]. URL: https://ecfor. ru/wp-content/uploads/2021/04/sotsialnaya-politika-v-rossii-problemy-i-resheniya.pdf (accessed: 14.05.2024) (In Russ.).
- An analysis of the tax treatment of capital losses. Congressional Research Service. 30.09.2022. P. 9. URL: https://crsreports.congress.gov RL31562 (accessed: 21.05.2024).
- Allais М. L’impot sur le capital et la reforme monetaire [The wealth tax and monetary reform]. Paris: Hermann; 1977.
- Nalogovaya nagruzka v otnoshenii razlichnykh detsil’nykh grupp: pryamoe i kosvennoe nalogooblozhenie: Materialy LXI sessii Rossiisko-frantsuzskogo seminara po denezhnofinansovym problemam sovremennoi rossiiskoi ekonomiki. Ofitsial’nyi sait INP RAN [Tax burden on different decile groups: Direct and indirect taxation: Materials of the LXI session of the Russian-French seminar on monetary and financial problems of the modern Russian economy. Official Website of the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences]. URL: https://ecfor.ru/publication/nalogovaya-nagruzka-podetsilnym-gruppam/ (accessed: 19.05.2024) (In Russ.).
- Obzor klyuchevykh pokazatelei brokerov IV kvartal 2023 goda. Informatsionnoanaliticheskii material Banka Rossii [Review of the key indicators of brokers iv quarter 2023. Information and analytical material of the Bank of Russia]. URL: https://cbr.ru/ Collection/Collection/File/ 48976/review_broker_Q4_2023.pdf (accessed: 28.05.2024) (In Russ.).
- Federal’nyi zakon «O federal’nom byudzhete na 2024 god i na planovyi period 2025 i 2025 godov» ot 27.11.2023 № 540-FZ [Federal law “On the federal budget for 2024 and for the planning period of 2025 and 2025” dated november 27, 2023. No. 540-FZ]. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=462891&cacheid=792EF10DCDEB43DCB82EC20D5F43E609&mode=splus&rnd=ZehpgFUyKWFchJ25#oHqpgFUQxLscbVON (accessed: 16.05.2024) (In Russ.).
- Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Chast’ II [Tax code of the Russian Federation. Part II]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=qQ0u9A&base=LAW&n=475331&cacheid=9065385879AC82867915CA58D1BAEA59&mode=rubr#V1HqgFUG3nbn0ioo (accessed: 01.06.2024) (In Russ.).
- Federal’nyi zakon ot 02.08.2019 N 259-FZ «O privlechenii investitsii s ispol’zovaniem investitsionnykh platform i o vnesenii izmenenii v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossiiskoi Federatsii» [Federal law of August 2, 2019 N 259-FZ “On attracting investments using investment platforms and on introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation”]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n =471844&cacheid=88B765907267EABE21861273D77E3704 &mode=splus&rnd=ZehpgFUyKWFchJ25#RQiqgFUC6IV5b87y3 (accessed: 17.05.2024) (In Russ.).
- Obzor rynka kraudfandinga v Rossii 2021 god i I kvartal 2022 goda. Bank Rossii [Overview of the crowdfunding market in Russia 2021 and the first quarter of 2022. Bank of Russia]. 2022. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/crowdfunding_market 012022. pdf (accessed: 23.05.2024) (In Russ.).
- Razvitie al’ternativnykh mekhanizmov investirovaniya: pryamye investitsii i kraudfanding. Doklad dlya obshchestvennykh konsul’tatsii. Bank Rossii. [Development of alternative investment mechanisms: direct investment and crowdfunding. Report for public consultation. Bank of Russia]. 2020. URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/112055/ Consultation_Paper_200811.pdf (accessed: 18.05.2024) (In Russ.).
- Prikaz FNS Rossii ot 16.05.2007 N MM-3-06/308@, Prikaz FNS Rossii ot 11.06.2021 № ED7-22/563@ [Order of the federal tax service of Russia dated may 16, 2007 N MM-3-06/308@, Order of the Federal Tax Service of Russia dated June 11, 2021 No. ED-7-22/563@]. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=343879-45&req=doc&rnd=qQ0u9A&bas e=L AW&n=389658#HgKrgFU0usTwfjl41 (accessed: 20.05.2024) (In Russ.).
- Mingazov S. FNS v razy uvelichila kolichestvo zaprosov k rossiiskim vladel’tsam zarubezhnykh kompanii [The federal tax service has significantly increased the number of requests to Russian owners of foreign companies]. Forbes. 16.08.2021. URL: https://www. forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/437437-fns-v-razy-uvelichila-kolichestvo-zaprosovk-rossiyskim?ysclid=lvwgf97xhu655393282 (accessed: 13.05.2024).
- Advokatova AS, Zavorykin AA. ESG agenda and aggressive tax planning. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(3):144–152. https://doi.org/10.26794/1999849X-2023-16-3-144-152
- Lisovsky AL. Transition to sustainable development: an empirical analysis of factors motivating industrial companies to implement ESG practices. Strategic Decisions and Risk Management. 2021;12(3):262–272. (In Russ.). https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-262-272
- Vishnevsky VP, Goncharenko LI, Dementiev VV, Gurnak AV. Tax principles for the digital economy. Terra Economicus. 2022;20(2):59–71. (In Russ.). https://doi.org/10.18522/20736606-2022-20-2-59-71
- Bird R, Davis-Nozemack K. Tax avoidance as a sustainability problem. Journal of Business Ethics. 2018;151(4):1009–1025. https://doi.org/10.1080/0969160X.2019.1670377
- Issah O, Rodrigues L. Corporate social responsibility and corporate tax aggressiveness: a scientometric analysis of the existing literature to map the future. Sustainability. 2021;13 (11):1–23.
Supplementary files










