Relationship between Women’s Presence in Parliament and Higher Education in Iran

Cover Page

Cite item

Abstract

This article discusses the position of women in the political life of Iran, the increase in the level of education among Iranian women before and after the Revolution, the connection between the presence of women in Parliament and in higher education at Iran, as well as the progress made by women in Iranian government organizations. The number of female students increased with increasing capabilities of universities, every day they stood out a large percentage of potential. Therefore, this article raises the following question: did the increase in the level of education among women affect their participation in the political sphere of the country or not?

Full Text

Введение Актуальные статистические исследования показали, что в последние десятилетия в Иране растет доля женщин, получивших высшее образование. В стране существуют различные подходы к изменению соотношения присутствия женщин и мужчин в системе высшего образования в стране, большинство из которых можно отнести к ранним целям и событиям Исламской революции. Указ Аятоллы Али Хомейни о бесплатном образовании, формирование движения за распространение грамотности, присутствие мужчин на фронтах войны и обеспечение послевоенной инфраструктуры высшего образования увеличило долю женщин в сфере высшего образования. Развитие высшего образования и равных возможностей для мужчин и женщин способствовало увеличению присутствия женщин в этом секторе и сделало женщин важной частью системы высшего образования страны. В 2001 году количество женщин, поступивших в государственные и негосударственные университеты, превысило количество поступивших мужчин, и эта тенденция сохраняется [1]. Увеличение числа женщин в различных секторах высшего образования и стремление различных секторов занятости использовать свои возможности и устанавливать правила для расширения своей деятельности открыли дорогу для участия женщин в структурах власти, а также в административном, исполнительном и законодательном секторах. Одной из целей данного исследования является рассмотрение вопросов об увеличении присутствия женщин в сфере высшего образования и достижения ими власти и присутствия в управленческих секторах иранского общества. К 40-й годовщине Исламской революции участие женщин в законотворчестве и голосовании позволило им завоевать руководящие должности в стране путем повышения уровня образования и информированности женщин. В этом исследовании нами поставлены следующие вопросы, которые предполагается исследовать при помощи анализа статистических данных. 1. Какова связь между тенденцией увеличения количества женщин в высшем образовании и их присутствием в секторах управления страны? 2. Какую долю власти имеют женщины на национальном и местном уровнях в соответствии с их научными и профессиональными способностями? Иранские женщины и высшее образование До 1949 года женщины в Иране не имели доступа к системе высшего образования. Впоследствии, в 1960-х годах, благодаря правительственной политике по социальному обновлению и развитию, сфера высшего образования сформировалось по-новому в соответствии с глобальными моделями, значительно возрос уровень поступления женщин в учебные заведения и увеличилась их доля среди студентов и преподавателей. В первые годы они составляли только четверть студентов и персонала университетов, но постепенно их количество увеличивалось, и поэтому в последние три десятилетия женщины составляли почти половину научного потенциала страны (см. табл. 1). Таблица 1 Число и доля студентов в университетах в период с 1970 по 2013 годы Всего Процент женщин Мужчины Женщины Учебный год 67269 25.19 50319 16949 1969-70 135354 28.54 26476 13690 1976-1977 174217 30.75 122191 51776 1986-1987 281392 27.92 173415 132229 1996-1997 478455 30.37 360209 381826 2006-2007 678652 44.11 235648 373084 2011-2012 Table 1 Number and percentage of students in universities between 1970 and 2013 Total % of Women Men Women Academic year 67269 25.19 50319 16949 1969-70 135354 28.54 26476 13690 1976-1977 174217 30.75 122191 51776 1986-1987 281392 27.92 173415 132229 1996-1997 478455 30.37 360209 381826 2006-2007 678652 44.11 235648 373084 2011-2012 Описательная (дескриптивная) статистика демонстрирует увеличение доли женщин-преподавателей на научных кафедрах государственных университетов и высших учебных заведениях по сравнению с предыдущими годами. В государственном секторе высшего образования число преподавателей-женщин за последние 35 лет увеличилось примерно в 15 раз, а число мужчин - примерно в 5 раз. [2] (см. табл. 2). Таблица 2 Количество и доля преподавателей в университетах Ирана в период с 1963 по 2014 гг. Всего Процент женщин Мужчины Женщины Учебный год 6103 11 5430 673 1969-1970 16877 14.5 14422 2455 1979-1980 20411 17 16918 3493 1989-1990 45540 17.6 37513 8027 1999-2000 32737 27.5 23704 9033 2009-2010 34699 29 24629 10070 2013-2014 Table 2 Number and percentage of teachers in Iran’s universities in the period from 1963 to 2014 Total % of Women Men Women Academic year 6103 11 5430 673 1969-1970 16877 14.5 14422 2455 1979-1980 20411 17 16918 3493 1989-1990 45540 17.6 37513 8027 1999-2000 32737 27.5 23704 9033 2009-2010 34699 29 24629 10070 2013-2014 Борьба женщин за свои политические права началась в конституционный период, активно велась в эпоху правления династии Пехлеви и достигла своего апогея после Исламской революции. После Исламской революции участие женщин охватило политические течения, митинги, избирательные участки и другие сферы, к которым им ранее не было доступа [3. C. 53]. Указы Имама Хомейни о бесплатном образовании, грамотности, военной службе и о пребывании мужчин на фронте, а также о необходимости подготовки специалистов, исламизации школ, утверждении правосудия и улучшении качества жизни для женщин с целью формирования образца мусульманских женщин в мире являются одними из важных факторов, которые повысили уровень социального признания женщин и позволили им расширить свое участие в получении высшего образования [4]. Статистическое распределение поступающих женщин, студенток, выпускниц и преподавателей-женщин показывает растущую тенденцию женщин получать высшее образование в стране, особенно за последние годы. Несмотря на эти условия, увеличение числа женщин в высших учебных заведениях не соответствует их занятости в законодательном секторе, и следует сказать, что увеличение доли женщин в высшем образовании не привело к увеличению присутствия женщин в законодательных секторах страны (см. табл. 3-5). Таблица 3 Число женщин в Национальном собрании Ирана с 1963 до 1975 гг. % Количество Название парламента Год 3 6 21 в Национальном собрании 1963 3.3 7 22 в Национальном собрании 1967 6 18 23 в Национальном собрании 1971 7.5 20 24 в Национальном собрании 1975 Table 3 Number of women in the national Assembly of Iran from 1963 to 1975 % Number Parliament Year 3 6 21 in the National Assembly 1963 3.3 7 22 in the National Assembly 1967 6 18 23 in the National Assembly 1971 7.5 20 24 in the National Assembly 1975 Таблица 4 Число и процентная доля женщин в разные периоды в Сенате с 1964 до 1976 гг. Процент Число Название парламента Год 3.3 2 4 сенат 1964 3.3 2 5 сенат 1968 5 3 6 сенат 1972 3.3 2 7 сенат 1976 Table 4 Number and percentage of women in the Senate during different periods from 1964 to 1976 % Number Parliament Year 3.3 2 4 сенат 1964 3.3 2 5 сенат 1968 5 3 6 сенат 1972 3.3 2 7 сенат 1976 Таблица 5 Число и доля женщин-кандидатов на места в парламенте после Исламской революции Общее число женщинкандидатов Процент женщин Число женщин Год Период правительства 3694 1.8 66 1980 Первая сессия 1592 1.8 28 1984 Вторая сессия 1999 1.9 37 1988 Третья сессия 3233 2.5 81 1992 Четвертая сессия 5366 6 320 1996 Пятая сессия 6853 7.5 513 2000 Шестая сессия 8172 10.1 828 2004 Седьмая сессия 7168 8.2 585 2008 Восьмая сессия 5405 7.9 428 2012 Девятая сессия 12123 10.2 1234 2016 Десятая сессия 7100 9.6 736 2020 Одиннадцатая сессия Table 5 Number and percentage of women candidates for seats in parliamentary sessions after the Islamic Revolution Total number of women candidates Percentage of women Number of women Year Period of government 3694 1.8 66 1980 First session 1592 1.8 28 1984 Second session 1999 1.9 37 1988 Third session 3233 2.5 81 1992 Fourth session 5366 6 320 1996 Fifth session 6853 7.5 513 2000 Sixth session 8172 10.1 828 2004 Seventh session 7168 8.2 585 2008 Eighth session 5405 7.9 428 2012 Ninth session 12123 10.2 1234 2016 Tenth session 7100 9.6 736 2020 Eleventh session В Иране, кроме выборов в Парламент (Исламский консультативный совет, Меджлис), проводятся и другие общегородские выборы в так называемые «исламские городские и сельские советы» (см. табл. 6). Закон «О формировании Исламских советов» был принят Меджлисом в 1983 году, однако из-за войны выборы не были проведены, и в итоге их провели в 1999 году в разных городах Ирана [3]. Таблица 6 Количество женщин-кандидатов в депутаты городских и сельских советов Процент женщин Мужчины Женщины Год Сессия 2.1 328862 7276 1980 Первая сессия 2.6 213090 5867 1984 Вторая сессия 2.7 247759 7106 1988 Третья сессия Table 6 Number of women candidates for deputies of city and village councils Percentage of women Men Women Year Session 2.1 328862 7276 1980 First session 2.6 213090 5867 1984 Second session 2.7 247759 7106 1988 Third session Таким образом, причинами отсутствия успеха и стремления у женщин участвовать в сферах принятия ответственных решений, несмотря на их потенциал и возможности, являются: А) патриархальная общественная культура и доминирование мужчин в общественной жизни и политической структуре; Б) отсутствие уверенности для присутствия в политической структуре; В) распространенное в обществе чувство принадлежности политической сферы мужчинам, отсутствие политической деятельности среди традиционных сфер для женщин. Взгляд на присутствие и политическое влияние женщин в других странах отражает тот факт, что женщины во всех странах мира имеют меньше влияния и присутствия на политической арене, чем мужчины. Доля иранских женщин в парламенте и других центрах принятия ответственных решений также ниже, чем средний процент присутствия женщин на политической арене в мире [5]. Глобальная распространенность мужской модели поведения в общественно-политической жизни и органах власти привела к тому, что женщинам стали меньше доверять в политике. Иранские женщины, оказываются в конфликте с социальной, культурной и политической средой после того, как они выходят на политическую арену. Поэтому присутствие женщин в исполнительных или законодательных органах власти сводится к минимуму. Перспектива присутствия женщин в законодательных учреждениях Ирана Политическая жизнь современного мирового общества организована в соответствии с мужскими правилами и нормами, и такая же модель существует в Иране. Женщины, которые входят в сферу политики, должны сохранять свою роль матерей и жен, как они это делали в прошлом, и при этом хорошо выполнять свои функции на всех ежегодных собраниях и в то же время улаживать любые проблемы в семейной и общественной жизни, с которыми они сталкиваются. Однако женщины охотнее идут в те политические секторы, которые не отнимают много времени и не предполагают большой ответственности, например: участие в выступлениях и собраниях [6]. С другой стороны, число женщин-кандидатов намного выше, чем число женщин, избранных в парламенты. Законодательные органы в Иране созданы на национальном и местном уровнях: - Национальный уровень охватывает законодательный центр, Исламский консультативный совет (Меджлис), в который избираются сроком на четыре года. - На местном уровне это исламские городские и сельские советы, члены которых избираются населением сроком на четыре года, для принятия законов и постановлений на национальном уровне. В постреволюционном Иране возросло число женщин по сравнению с числом кандидатов-женщин и избирателей в парламент. Однако этот рост не был впечатляющим. Таблица 7 Количество избранных в городские и сельские советы по сессии и полу Процент женщин Мужчины Женщины Год Сессия 0.8 162605 1375 1980 Первая сессия 1.5 152983 2336 1984 Вторая сессия 1.4 107645 1491 1988 Третья сессия 3.3 173219 6094 1992 Четвертая сессия Table 7 Number of elected in city and village councils by gender and season Percentage of women Men Women Year Session 0.8 162605 1375 1980 First session 1.5 152983 2336 1984 Second session 1.4 107645 1491 1988 Third session 3.3 173219 6094 1992 Fourth session Согласно статистическим данным, представленным в таблицах 7 и 8, мы признаем тот факт, что: а) число женщин-кандидатов в первой-четвертой парламентской сессиях незначительно, оно увеличивалось с пятой до седьмой сессии; б) доля женщин-кандидатов, избранных во втором и четвертом турах, является более благоприятной, чем в первом, пятом, шестом и седьмом турах. Восходящая динамика женщин в высшем образовании и нисходящая динамика присутствия женщин во властных слоях показаны в следующей таблице (см. табл. 8) [7]. Таблица 8 Процентная доля женщин в парламенте и на руководящих должностях Процент руководящих должностей, занимаемых женщинами Процент мест, занимаемых женщинами в парламенте Год Сессия 0.11 0.86 1980 Первая сессия 0.16 1.64 1984 Вторая сессия 0.16 1.17 1988 Третья сессия 2.32 3.44 1992 Четвертая сессия 3.14 5.5 1996 Пятая сессия 5.22 3.95 2000 Шестая сессия 2.96 4.25 2004 Седьмая сессия 2.04 2.76 2008 Восьмая сессия 2.99 3.1 2012 Девятая сессия - 5.9 2016 Десятая сессия Table 8 Percentage of women in Parliament and in leadership positions Percentage of leadership positions held by women Percentage of seats held by women in Parliament Year Session 0.11 0.86 1980 First session 0.16 1.64 1984 Second session 0.16 1.17 1988 Third session 2.32 3.44 1992 Fourth session 3.14 5.5 1996 Fifth session 5.22 3.95 2000 Sixth session 2.96 4.25 2004 Seventh session 2.04 2.76 2008 Eighth session 2.99 3.1 2012 Ninth session - 5.9 2016 Tenth session Сравнение числа женщин-депутатов в городских и сельских советах показывает, что, хотя процент кандидатов-женщин в парламент выше, чем процент кандидатов-женщин в городские и сельские советы, процент женщин-кандидатов, избранных в советы, выше, чем в парламенте. На выборах в исламские городские и сельские советы иранским женщинам повезло больше, и они выиграли больше квот, что говорит о том, что люди доверяют женщинам в местной власти больше, чем женщинам на национальном уровне. Заключение Высшее образование в Иране за последние несколько десятилетий создало условия для расширения прав и возможностей для женщин таким образом, что женщины стали массово появляться во всех высших учебных заведениях страны. Результатом таких условий стал растущий спрос на женщин на социальной и политической арене. Но с увеличением числа женщин в высших учебных заведениях их присутствие в указанных секторах не увеличилось. После раскрытия такой пропорции в ходе исследования были получены следующие результаты. 1) Число учащихся женского пола увеличивалось по мере развития университетов. Таким образом, в течение трех десятилетий они составляют половину контингента студентов, что вызвало обеспокоенность по поводу развития квотирования и привело к ограничениям на прием женщин при поступлении на определенные специальности. 2) Число преподавателей-женщин увеличилось с 673 в 1970 году до 10070 в 2014 году. Число женщин в государственной системе высшего образовании увеличилось примерно в 15 раз за последние 35 лет. 3) Несмотря на огромный потенциал университетов и преподавателей, присутствие женщин в парламенте и муниципальных сельских советах представляется все еще недостаточным. 4) Доля женщин, избранных в Исламский консультативный совет, выросла с четвертой по пятую сессию, но сократилась на 0,09 процента во время проведения шестой и седьмой сессий. Это снижение достигло пика во время восьмой и девятой сессии, составив 2,8% и 2,4% соответственно [8; 9]. 5) Доля женщин, избранных в городские и сельские советы с первой по четвертую сессию, возросла с 0,8% до 3,3%. Кроме того, в исламских сельских советах, женщины получили значительно больше квот.

×

About the authors

Samira Esmaeili

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: samira.esmaily77@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0289-1527

Intern of the Department of Comparative Politics

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russian Federation, 117198

References

  1. Nargesi R. Tahlili bar mosharekate siyasi zanan dar Irane moaser [Analysis of the Political Participation of Women in Modern Iran]. Marefat. 2004: 63–73 (In Pers.).
  2. Samadi Rad A. Eraye olgoye monasbe mosharekate siaysi va eghtesadi zanan [A Good Model for the Participation of Iranian Women in Politics and Economics]. Tehran: Sure mehr; 2012 (In Pers.).
  3. Khaji Nuri B., Mogadas A.A. Jahani shodan wa mosharekate zanan iran dar siyasat [Globalization and the Participation of Iranian Women in Politics]. Journal of Humanities at Ferdousi University. 2008; 10: 45–72 (In Pers.).
  4. Zahed S., Mardani M. Mosharekate siyasi zanan dar Iran Moaser? Moghayese dore Pahlavi ba jomhori islami [Political Participation of Women in Modern Iran, Comparison between the Reign of the Pahlavi Dynasty and the Islamic Republic of Iran]. Shiite Women Scientific Journal. 2001; S. 8; 27: 7–36 (In Pers.).
  5. Shirudi M. Vaziyate siyasi zan dar jomhoro islami va ayande anha [The Political Role of Women in the Islamic Republic of Iran and Their Future]. Shiite Women’s Journal. 2006; S. 3; 6–7: 211–240 (In Pers.).
  6. Gasemi V. Tahlili bar vaziyate mosharekate siyasi zanan dar abade siyasi va eghtesadi [Analysis of the Situation of Iranian Women’s Participation in Politics in the City of Isfahan]. Isfahan Association of Women, Isfahan; 2000 (In Pers.).
  7. Collay E., Joda H. Zan dar tarikhe majlis haye Iran [Woman in the History of Iranian Parliaments]. Tehran; 2018: 154–167 (In Pers.).
  8. Mashini F. Mogheiyate zanan Iran pas az 30 sal [The Place of Iranian Women 30 Years After the Revolution]. Humanitarian Journal Aiyin. 2008; 19–20: 126–131 (In Pers.).
  9. Mohseni Tabrizi A. Tarhe melli mosharelat siyasi zanan irani dar 28 ostan [State Project on Analysis of Political Participation of Iranian Women in 28 Provinces of Iran]. Tehran: Office for Women’s Affairs in Iran; 2005 (In Pers.).

Copyright (c) 2020 Esmaeili S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies