Prospects for socio-economic development of the urban system

Cover Page

Cite item

Abstract

The article presents an analysis of the socio-economic development of the city as a system. The main problems faced by Russian cities in the course of their development and ways to solve them have been revealed. The experience of socio-economic development of foreign cities was presented as an example, and the most effective methods were identified. On the basis of the findings, the option of implementing foreign development experience in the Russian city system has been proposed. The relevance of the analysis is due to the need for socio-economic development of cities in Russia.

Full Text

Введение Город имеет сложную и многофункциональную систему, элементы которой призваны обеспечивать стабильное социально-экономическое его развитие. Основными элементами являются местная власть, гражданское общество, некоммерческие и коммерческие организации. В то же время город - это «составной элемент» государства в целом. От развития городской системы напрямую зависит социально-экономическое благосостояние государства. Каждый город обладает собственными ресурсами, позволяющими выбрать вектор развития, наиболее подходящий для конкретных условий. Однако на сегодняшний день большинство российских городов не могут выработать эффективную стратегию развития города. Цель данной работы - рассмотреть социально-экономическое развитие российских городов и предложить способы повышения эффективности существующих концепций. Анализ социально-экономического развития российских городов В Большой советской энциклопедии город определяется как «…крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры» [1. С. 112]. По данным Росстата на 2019 год, доля городского населения в Российской Федерации составляет 75%, а сельского - 25% [2]. В 1991 году в России изменился политический режим, соответственно во многом изменился вектор управления городами. В эти годы начинаются серьезные социально-экономические проблемы в российских городах, так как не все могли выдержать условия новой экономической системы и значительно снизились меры государственной поддержки. В новых условиях большое место в управлении города стала занимать местная администрация и от действий местных властей зависит развитие социально-экономического сектора. В особо тяжелом положении оказывались небольшие города, которые были непривлекательны для инвесторов, и им сложно было запустить эффективно работающую местную экономику. Более чем у 30 миллионов населения денежные доходы были ниже прожиточного минимума с 1992 года по 2002-й [3]. Из-за отсутствия достаточно эффективного городского управления и инвестиций возникла проблема, остро стоящая перед властями всех трех уровней управления Российской Федерации - федерального, областного и местного. Одной из первых мер, предпринятых государством, стало Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» [4]. Согласно данному постановлению из федерального бюджета направлялись средства на развитие регионов. Единственным требованием федеральных властей об исполнении данной целевой программы стала строгая отчетность о потраченных средствах, исключительно на социально-экономические нужды. Эффективность реализации данной программы, например, можно проследить в Ивановской области. В 2004 году город Иваново утвердил внушительный перечень объектов социального строительства и объемы финансирования, указанные в приложении 1 Распоряжения Администрации Ивановской области от 18 ноября 2004 года N 305-ра г. Иваново «О мероприятиях по реализации Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» [5]. В городе Заволжск была построена современная поликлиника. А 3 апреля 2006 года в деревне Затеиха было построено новое здание для средней общеобразовательной школы с дошкольной группой на 20 мест. Показательна история успеха развития маленького города Плеса в Ивановской области. Население Плеса менее двух тысяч человек, однако это не помешало местной власти превратить данное место в одно из культурных достояний России. Представители местной городской власти Плеса смогли использовать имеющиеся ресурсы, в том числе природные, с максимальной эффективностью. Путем сбалансированного распределения городских бюджетных средств, маркетинга и улучшения внешнего облика города было достигнуто популяризирование самобытности города Плес. Пример частных инвестиций в город Плес - это санаторий «Актер - Плес». Городская инфраструктура в Плесе достаточно разнообразная: санаторий, колледж бизнеса и туризма, психоневрологический интернат и несколько музеев, включая музей-заповедник. С точки зрения городского жителя, властями города Плес все выполнено с высокой долей профессионализма, вплоть до официального сайта города, который является удобнее многих других сайтов крупных городов. На сегодняшний день до 400 тысяч человек ежегодно приезжают в Плес познакомиться с историей города, приобщиться к удивительной красоте этого места [6]. Одна из самых глобальных проблем для большинства российских малых городов - это отток населения в города-гиганты, такие как Москва и СанктПетербург, а также в более крупные города в области или регионе. Это связано со многими факторами: большие города могут предоставить более привлекательные социальные условия и гарантии, такие как: высокооплачиваемые рабочие места, престижные ВУЗы, комфортные условия для проживания. Учитывая социальную адаптацию, процессу переезда в крупные города подвержена молодежь. В одном из докладов на 20 Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики были предоставлены данные, согласно которым в 2018 году около 57% старшеклассников планирует переехать из своего города на срок более чем период учебы [7]. Такая тенденция во многом спровоцирована недостаточно развитой социально-экономической инфраструктурой малых городов и городов, расположенных в «тени» крупных городских агломераций, что в свою очередь является причиной ухудшения предпринимательской деятельности, оттока работоспособного населения и, как следствие, снижения притока инвестиций и роста местной экономики. Можно предположить, что выход из данной ситуации находится в руках местной городской власти, которая должна более экспериментально подойти к подготовке индивидуального плана развития территории, с учетом специфических особенностей и ресурсов городской системы. Международная практика - «Эффект Бильбао» «Эффект Бильбао» как термин появился относительно не так давно. Прежде всего, он связан с экономическим развитием города, которое было достигнуто фактически засчет строительства одного здания - значимого архитектурного сооружения. До того как появился «эффект», Бильбао был небольшим рабочим испанским городком с высоким уровнем безработицы и регулярными стачками баскских сепаратистов. За несколько лет он был превращен в место притяжения туристов со всего мира, чему послужила постройка филиала музея Гуггенхайма. На данное строительство местными властями было выделено более 200 миллионов долларов из муниципального бюджета. Безусловно, данное строительство, даже при условии максимальных расчетов, являлось в некоторой степени рискованным мероприятием. Однако местные власти были уверены, что данное архитектурное сооружение и непосредственно музей Гуггенхайма смогут запустить по-новому экономику города, и это повлияет на всю его инфраструктуру. «В 2010 году, несмотря на мировой экономический кризис, количество туристов в Бильбао продолжало расти и достигло 954 тысяч, из них не менее 60 % составляли иностранцы. Регион получил от туризма дополнительный доход в 213 миллионов евро, местные власти - 26 миллионов евро налоговых поступлений, а около 3 тысяч местных жителей - рабочие места» [8. С. 112]. Среднегодовой доход одного человека и домашнего хозяйства в испанских городах за 2016 год, по данным Национального института статистики [9]. Город Население Среднегодовой чистый доход на душу населения (евро) Среднегодовой чистый доход домашних хозяйств (евро) Бильбао 345 122 14 870 34 999 Мадрид 3 165 541 15 716 39 613 Севилья 690 566 11 056 29 394 Сарагоса 661 108 12 536 31 789 Барселона 1 608 746 15 388 37 371 Малага 569 009 9 745 26 673 Приведенная выше статистика показывает социально-экономический успех, достигнутый городом Бильбао. По таблице видно, что небольшой город уступает в доходах населения только двум экономическим гигантам: Барселоне и Мадриду. В других случаях, как правило, остальные города имеют доходы у населения ниже показателей Бильбао. У населения возросли не только доходы, но и уровень жизни в целом. Город стал более комфортным для своего населения, в нем после строительства музея были открыты новая линия метро, аэропорт и развитая трамвайная сеть. Был преобразован центр города, и из промышленной зоны он превратился в культурный центр с совершенно иным обликом, более приятным для горожан и туристов. Особенностью городской политики Бильбао стала полная открытость местных властей перед населением. Горожан часто привлекали к участию во многих вопросах, связанных с судьбой их города, например, проектирование новых зданий и одобрение законопроектов. Все данные о муниципальных расходах находятся в открытом доступе, их можно получить на сайте города - «Bilbao OPEN DATA». В 2012 году Иньяки Аскуна удостоился награды лучшего мэра мира, по мнению британской некоммерческой организации «City Mayors», занимающейся исследованиями в сфере городского развития [10]. Таким образом, «Эффект Бильбао» можно охарактеризовать как повышение городской инвестиционной привлекательности за счет архитектурного строительства как одного из способов инновационного развития города. Похожие примеры были и раньше самого «Эффекта Бильбао». Однако оценить степень увеличения социально-экономического развития благодаря исключительно данному эффекту не представляется возможным. Например, говоря о городе Дубаи, можно однозначно сказать, что социально-экономический бум начался в 1966 году в связи с открытием большого запаса нефти. В город стали приходить инвесторы, готовые вкладывать в развитие одного из самых бедных городов ОАЭ. Полученные деньги с продаж нефти местными властями были грамотно инвестированы в развитие городской системы. За несколько десятков лет он стал одним из самых развитых и богатых городов в мире. Дубаи стал привлекателен для туристов, для которых создается комфортная городская инфраструктура: транспорт, социальные объекты, а также уникальные архитектурные сооружения. Например, знаменитый отель Бурдж Аль-Араб или, как его еще называют, отель «Парус». На его постройку в 1999 году было потрачено 650 миллионов долларов, он считается одним из самых высоких отелей в мире и является символом Дубая [11]. В данном случае «Эффект Бильбао» не явился решающем фактором высокого роста социально-экономического развития города, однако смог удержать его на должном уровне. Кроме положительных эффектов от архитектурной постройки существуют примеры в мировой практике, когда городское развитие не было спровоцировано строительством нового сооружения. Например, штаб-квартира центрального телевидения Китая CCTV в Пекине. По мнению американской газеты The Daily, строительство проекта обошлось в несколько миллиардов долларов государственных средств [12]. Здание получило название «большие штаны» и не оправдало надежды Китая в том, что здание станет олицетворением города и современной КНР. Некоторые европейские архитекторы отзывались о нем как об «очень непривлекательном» здании. Данный пример подтверждает необходимость применения комплекса мер, помимо строительства архитектурного объекта, создание уникального городского имиджа. «Эффект Бильбао» в российских реалиях В Российской Федерации «Эффект Бильбао» широко не применяется, но все же есть города, которые видят в этом перспективу для развития своих территорий. В Воронеже в 2019 году велись обсуждения о том, какие архитектурные сооружения могут стать олицетворением города. Архитекторами были предложены идеи: пойти по примеру Москвы и построить не обычное метро, а сделать из каждой станции уникальный архитектурный объект, также была предложена реновация зданий. Одним из самых интересных предложений было сделать из заброшенного здания Атомной станции теплоснабжения центр современного искусства [13]. Подобное предложение не только позволит сэкономить денежные средства, но и вдохнуть новую жизнь в здание, которое уже не приносит пользы городу. Также это значительно улучшит внешний городской облик, что является крайне важным для привлечения туристов. С точки зрения географического применения «Эффекта Бильбао» Московский регион - Московская область имеет ряд преимуществ: o выгодное геоэкономическое расположение. Регион находится в европейской части страны, где высокая плотность населения, соседом является город Москва, в котором расположены основные финансовые ресурсы страны. На территории региона есть заповедники, рудники, водохранилища и др. o развитая транспортная инфраструктура. На территории МО находится несколько крупных международных аэропортов, имеется развитая дорожная сеть, между всеми городами налажена транспортная связь. Все это может привлечь иностранных туристов, потому что у них не возникнет проблем с передвижением по территории другого государства. Такая транспортная инфраструктура позволит развивать как внутренний, так и внешний туризм. o множество культурно-исторических памятников на своей территории и др. Города Московской области имеют долгую историю, и за это время сохранилось множество исторических памятников, например Бородинское поле, Саввино-Сторожеский монастырь, Новый Иерусалим и т.д. Как основную идеологию для развития города можно использовать популярные в настоящее время принципы «экогорода». Сегодня остро стоит проблема ухудшения состояния экологии планеты, и правительства всех стран пытаются объединиться для совместной борьбы. Многие крупные корпорации заинтересованы в поддержании инициатив по улучшению экологии, так как это может положительно сказаться на их имидже и привлечь новых потребителей своего продукта. В мировой практике есть определенные стандарты, которым должно соответствовать здание. Например, во Франции разработан стандарт высокого качества Haute Qualite Environnementale (HQE), согласно которому существуют следующие критерии: минимизация водозатрат, минимизация энергозатрат, гармоничное взаимодействие между зданиями и окружающей средой, визуальная привлекательность и т.д. [14]. Основными объектами сертификации являются жилые дома, офисные здания, торговые центры. Создание экоархитектруных объектов может стать площадкой для воплощения идей молодых российских архитекторов, что в свою очередь повысит интерес граждан к созданию новой городской системы. Реалистичным для реализации выглядит строительство бизнес-центра или же крупного торгового центра. Основной идеей для здания может стать компромисс между человеком и природой. Фасад здания может быть озеленен (рисунок 1), на крыше здания оборудованы солнечные батареи, которые будут полностью либо в значительной степени обеспечивать здание электроэнергией, также его можно оборудовать системой водоотведения дождевой воды, благодаря которой можно вторично использовать эту воду, и т.п. Рис. 1. Пример эко-здания (город Сингапур) В качестве примера реализации мер «Эффекта Бильбао» можно использовать городской округ Щелково. Данный город в настоящий момент не реализует в полной мере имеющиеся ресурсы историко-научного назначения, такие как историко-краеведческий музей, музей подготовки космонавтов, музей военно-воздушных сил РФ. Усадьба Гребнево, являющаяся наследством эпохи Русского Просвещения (здания на территории усадьбы датируются концом 18 - началом 19 веков), требует проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Идеей для архитектурного сооружения может стать экологически чистый бизнес-центр. В данный центр помимо представительств бизнескомпаний можно переместить государственный орган управления, связанный с природными условиями и экологией. Как говорились выше, «Эффект Бильбао» - это определенный комплекс мер по развитию города, началом которого является архитектурное строительство. Учитывая это, местные власти должны будут продвигать идею экологичности повсеместно: общественный транспорт, сбор и утилизация мусора, рекреационные зоны, система использования воды. Эффект от предпринятых мер определенно будет иметь положительный результат: улучшение экологии города и инфраструктуры. Очевидно, что кроме строительства необходимо активно использовать принципы маркетинга и PR-технологий. Экологическая тема может выражаться через искусство и творчество, проведение общественных мероприятий, создание учебных центров и т.д. Город может проводить масштабные эко-фестивали. Таким образом, город создает собственный уникальный имидж, привлекательный для мирового сообщества и инвестиций. Выводы В настоящее время большая часть российских городов не имеет должного социально-экономического развития. Имеющиеся ресурсы городской системы не используются эффективно, что является причиной отсутствия стабильного экономического эффекта. Учитывая данные выводы, становится вопрос о поиске перспективных мер по повышению инвестиционной привлекательности городов. Анализ «Эффекта Бильбао» позволил выявить определенный алгоритм действия городских властей по развитию территории. Помимо объективного анализа ресурсов территории, необходимо продумать уникальный имидж города - то, что впоследствии создаст положительный эффект на инвесторов. Говоря о социально-экономическом развитии города, нужно использовать целый комплекс мер, имеющий актуальность и достаточное количество ресурсов на момент реализации идей. В проанализированных примерах развития города это хорошо заметно. Тот же «Эффект Бильбао» недостижим, если не использовать в дополнение архитектурного замысла принципы маркетинга и PR-технологий или же открытость городских властей перед своими гражданами.

×

About the authors

Elena Evgenevna Sekirina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: sekirina_ee@rudn.university

Ph.D. in Sociology, Senior Lecturer in the Department of State and Municipal Administration

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Alexey Alexandrovich Tolmachev

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: tolmachev.A2016@yandex.ru

4th year student of the Department of Public and Municipal Administration

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

References

  1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija // Glav. red. A. M. Prohorov. 3-e izd. M.: Sov. Jenciklopedija, 1969-1981 g. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006792287. Accessed: 24.06.2019.
  2. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. Razdel «Demografija» URL: https://www.gks.ru/folder/12781. Accessed: 24.06.2019.
  3. Baza oficial'noj statisticheskoj informacii. Razdel «Chislennost' naselenija s denezhnymi dohodami nizhe velichiny prozhitochnogo minimuma». URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31549/. Accessed: 25.06.2019.
  4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 oktjabrja 2001 g. N 717 "O federal'noj celevoj programme "Sokrashhenie razlichij v social'no-jekonomicheskom razvitii regionov Rossijskoj Federacii (2002-2010 gody i do 2015 goda)" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: https://base.garant.ru/183843/. Accessed: 25.06.2019.
  5. Rasporjazhenie ot 18 nojabrja 2004 goda N 305-ra g. Ivanovo o meroprijatijah po realizacii Federal'noj celevoj programmy «Sokrashhenie razlichij v social'nojekonomicheskom razvitii regionov Rossijskoj Federacii (2002-2010 gody i do 2015 goda)». URL: http://docs.cntd.ru/document/882207093. Accessed: 25.06.2019.
  6. Oficial'nyj portal Plesskogo gorodskogo poselenija. Kolonka «Pljos segodnja». URL: http://gorodples.ru/pages/today/. Accessed: 28.06.2019.
  7. Kak ustroena migracija iz nebol'shih gorodov. Avtor teksta: Sobolevskaja O.V. Avtory issledovanija: Mkrtchjan N., Florinskaja Ju. 2018. URL: https://iq.hse.ru/news/263124558.html. Accessed: 29.12.2019.
  8. Hollis L. Goroda vam na pol'zu. Genij megapolisa: per. s angl. Korobochkin M. / pod red. Krasnikovoj A. M: Strelka Press, 2015 g. 432 s. [Leo Hollis. Cities are good for you. Conville & Walsh Ltd. and Synopsis Literary Agency, 2013].
  9. Indicadores Urban Audit para municipios mayores de 20.000 habitantes. URL: https://www.ine.es/jaxiT3/Tabla.htm?t=30143&L=0. Accessed: 29.06.2019.
  10. Filimonov A. Mjer ispanskogo goroda Bil'bao priznan luchshim gradonachal'nikom mira 2012 goda. URL: https://www.kp.ru/online/news/1337569/. Accessed: 30.12.2019.
  11. Top-10 samyh dorogih otelej mira. URL: https://style.rbc.ru/impressions/ 57163b329a79472acdb35ee6. Accessed: 26.06.2019.
  12. Neboskreby Kitaja: “Bol'shie shtany” (Central Chinese TeleVision – CCTV). URL: https://masterok.livejournal.com/1560274.html. Accessed: 26.06.2019.
  13. Poluhina E. 2019. Jeffekt Bil'bao dlja Voronezha. Kakie gorodskie sooruzhenija mogli by stat'ikonicheskimi. URL: https://riavrn.ru/news/effekt-bilbao-dlyavoronezha-kakie-gorodskie-sooruzheniya-mogli-by-stat-ikonicheskimi/. Accessed: 26.06.2019.
  14. Polozhenija standarta. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1872218. Accessed: 27.06.2019.

Copyright (c) 2019 Sekirina E.E., Tolmachev A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies