№ 4 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/832
Статьи
ВЫСШИЕ ДУХОВНЫЕ И САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ - БУДДИЗМЕ: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Обосновывается необходимость исследования высших духовных и саморегулятивных способностей в контексте древневосточных систем знания. Описываются историко-психологические методы изучения древнего знания. Используются методы истории психологии, предложенные автором: метод выявления резервов научного знания, направленный на восстановление и практическое освоение психологического наследия древности, а также экспериментальный, предполагающий верификацию психологических фактов, феноменов и закономерностей, описанных в древних текстах, с помощью современных научных методов исследования (наблюдения, эксперимента, статистической обработки данных). Рассматриваются психопрактики и философские понятия буддизма с точки зрения современной психологии. Описывается древнейшая буддийская психопрактика «Созерцание ума», связанная с понятием «внимательность, осознанность». Делается вывод, что концепт ума является одним из ключевых в буддийской системе знаний. Понимание ума в древнем буддийском учении сопоставляется с современной трактовкой понятия «ум» в психологической науке, а также раскрывается его содержание благодаря терминам психологии «высшие саморегулятивные способности» и «морально-ценностный аспект духовных способностей». Устанавливается тесная связь высших саморегулятивных способностей и морально-ценностного аспекта духовных способностей, прослеживаемая в буддийской системе знаний. Приводятся результаты эмпирических исследований медитативных психопрактик и их позитивного влияния на саморегуляцию современоого человека.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):7-14
7-14
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ДВУХ СТУПЕНЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Аннотация
Автор приводит доказательства двух ступеней воспроизведения информации из кратковременной памяти. Характер распределения ответов показывает, что первые три единицы воспроизводятся из «опустошающейся» оперативной памяти, шестая и последующие единицы относятся ко второй ступени воспроизведения, а четвертая и пятая - имеют пограничный характер. Об этом свидетельствует наличие «разрыва» в ступенчатой функции распределения ответов, что приводит к предварительной оценке объема оперативной памяти - 4-4,5 единицы. Показано, что общее воспроизведение является линейной комбинацией содержания оперативной памяти и единиц, воспроизведенных на второй ступени, что ведет к уточнению объема оперативной памяти - 3-3,9 единицы. В итоге определен верхний предел объема оперативной памяти (3,06 единицы), который предположительно наиболее точно оценивает неделимый объем оперативной памяти. Показано, что вторая ступень воспроизведения имеет характер реактивации: среднее время для получения дополнительных ответов описывается линейной функцией, подобной функциям вероятности распознавания мимики и реплик, в которых используются механизмы реактивации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):15-26
15-26
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов. Ранее проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме патриотизма показал, что данный феномен интерпретируется неоднозначно. В большинстве работ патриотизм характеризуется как эмоциональное чувство, любовь к родине. Что же касается патриотичности, то данный термин часто используется как синоним патриотизма. Нам представляется, что трактовка этих понятий должна включать разное содержание: патриотизм - явление, процесс, а патриотичность - качество личности (комплексное психологическое образование, детерминированное социально-психологическими характеристиками, обеспечивающими интенсивность стремлений и готовность личности к реализации определенным способом патриотических отношений к окружающему миру и самому себе). Отталкиваясь от данного определения, мы считаем вслед за С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, что наиболее адекватно данное качество может быть исследовано в рамках диспозиционной концепции А.И. Крупнова, а его типология - на основе предложенной И.А. Новиковой модели. Исходя из вышесказанного, результаты, полученные по методике «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина, были подвергнуты кластерному анализу. В результате проведения кластерного анализа было выделено три кластера с четкой дифференциацией признаков. Полученные данные доказывают дифференцированность проявления патриотичности личности в студенческом возрасте.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):27-34
27-34
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на гендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):35-40
35-40
ВЛИЯНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕВЦОВ
Аннотация
В проведенных ранее исследованиях нами были описаны определенные корреляции между белковым составом смешанной слюны (БССС) и психоэмоциональным состоянием (ПЭС) человека. В настоящей работе метод анализа БССС использован для изучения изменения ПЭС коллектива в процессе творческой деятельности - хорового пения. Во время эксперимента три группы певцов в ходе своего обычного занятия исполняли по заданию наставников небольшие части разных музыкальных произведений. При этом слюна для анализа собиралась у певцов непосредственно перед и после хорового пения. Полученные результаты позволили сделать следующие основные выводы. У подавляющего числа певцов были обнаружены свидетельства их здорового психического состояния. Во время эксперимента внутри каждого из трех творческих коллективов имело место относительно гармоничное ПЭС их участников. Коллективное пение усилило положительное ПЭС большей части певцов. В частности, после пения в хоре у нескольких человек было обнаружено изменение их ПЭС из депрессивного в нормальное. Также при обработке собранных данных было показано, что анализ характеристик БССС позволяет оценивать у членов коллектива на фоне творческого процесса не только направление изменения ПЭС, но и глубину эмоциональных переживаний. Результаты проведенных исследований дают объективные основания для подтверждения благотворного воздействия хорового пения на психическое состояние певцов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):41-50
41-50
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье анализируются результаты эмпирического исследования адаптивности как базового свойства личности, выполненного на выборке представителей африканских студентов из разных стран. Диагностика проводилась с помощью сокращенного варианта бланковой методики, разработанной А.И. Крупновым, далее был проведен качественный анализ выраженности компонентов адаптивности и связей между ними с применением корреляционного анализа. Качественный анализ степеней выраженности структурных компонентов адаптивности показывает, что наиболее высокие значения имеет шкала «адаптация». Это свидетельствует о высоком уровне приспособленности африканских студентов к новой социокультурной среде, в которой они обучаются. Проблемной зоной адаптивности испытуемых является высокая выраженность шкал «ностальгия» и «отчужденность». Переживание этих чувств сопровождается негативным эмоциональным фоном и затрудняет вхождение студентов в новый социум. Развитие уверенности в себе и работу с аффективностью можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь со слабыми сторонами адаптивности способны компенсировать и корректировать их негативное воздействие. Одновременно отмечается связь переменной «ностальгия» с переменной «адаптация». Этот феномен свидетельствует о позитивной роли переживания чувства тоски по родине и близким для повышения степени адаптированности африканских студентов. Речь идет о двунаправленной функциональной способности ностальгии и ее ценности для успешной интеграции личности в новую социальную среду.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):51-56
51-56
ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ У РУССКИХ И КАБАРДИНСКИХ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения параметров толерантности с особенностями личности и индивидуальности. Рассмотрены основные направления современных исследований толерантности в отечественной науке, обоснована актуальность и перспективность изучения данной проблематики в этнопсихологическом аспекте на примере многонациональной России. Представлены результаты эмпирического исследования связей выраженности видов толерантности с суперчертами пятифакторной модели личности «Большая пятерка» у русских и кабардинских студентов. Всего в исследовании участвовало 383 студента (170 - кабардинцы, обучающиеся в КБР, 74 - кабардинские студенты московских вузов, 139 - русские студенты, обучающиеся в Москве). Для диагностики видов толерантности (этническая, социальная, личностная и общий показатель) использовался экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности». Для диагностики факторов «Большой пятерки» применялся пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Проведенный сравнительный анализ показал, что факторы «Большой пятерки» являются относительно устойчивыми и не различаются в трех группах. Из видов толерантности социальная толерантность является наиболее близкой по выраженности, а этническая - наиболее различающейся в изучаемых группах, при этом у русских студентов средний показатель данного показателя самый относительно низкий. С помощью корреляционного анализа был обнаружено, что устойчивыми и подтверждающимися во всех группах являются связи между выраженностью толерантности и таких факторов, как открытость новому опыту и согласие.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):57-64
57-64
ЖЕНЩИНЫ В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕЙСЯ РОССИИ
Аннотация
В статье анализируются возможности российских женщин освоить западные образовательные и бизнес-технологии после распада Советского Союза. Совсем недавно, в 1980-х гг., женщины-руководители в России были редкостью. В настоящее время в общей сложности 42% высоких руководящих должностей в России занимают женщины. В отличие от женщин в западных странах, которые стремятся к возрастанию их роли в идеологическом плане, российские женщины вовлекаются в академические образовательные программы, которые дают им ценные навыки для рыночной экономики. В статье отмечается, что российские женщины быстрее адаптируются к экономическим изменениям, чем мужчины. В исследовании рассмотрены значительные изменения, которые произошли в российском бизнес-образовании в процессе адаптации России к потребностям мировой экономики. Степень магистра делового администрирования (MBA) сейчас является очень популярной в России и является ресурсом освоения новых концепций управления в бизнесе. Граждане России в настоящее время гораздо больше склонны говорить по-английски, работать в сфере обслуживания, делать собственные инвестиции и работать за пределами России. Автор считает, что новые образовательные программы в сфере бизнеса сыграли свою немалую роль в этих изменениях.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):65-70
65-70
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье раскрываются основные психологические подходы, в частности системно-синергетический подход, к исследованию управленческой деятельности руководителей этнических общественных организаций. Рассматриваются понятие и сущность общественной самоорганизации этноса. Представлена методологическая основа синергетического подхода для рассмотрения изучения сложных самоорганизующихся систем. Дается анализ условий для эффективности такой сложной системы, как этническое общественное объединение: парадигма (культура организации) как набор понятий, ценностей, восприятий, методов работы, разделяемых организацией, как совокупность идей и убеждений, действующих как фильтр; люди в организации, представленные как агенты сложной системы, и взаимодействие между людьми, т.е. внешние и внутренние связи; роль руководителя-лидера этнической общественной организации. В статье выделяются основные принципы современной психологии труда, которые составляют основу исследования оптимальной управленческой деятельности руководителей этнических общественных организаций. Представленный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что целостное исследование управленческой деятельности руководителей этнических общественных организаций возможно осуществлять на основе психологического системно-синергетического подхода, с позиций которого управленческая деятельность может быть представлена как психологическая сложная и открытая система.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):71-76
71-76
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В «ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ»
Аннотация
В статье анализируются данные, полученные в ходе лонгитюдного исследования влияния образования в «третьем возрасте» на познавательные процессы и психологический статус пожилых людей. В исследовании, которое началось в 2014 г. и будет продолжаться до 2016 г., принимает участие 21 человек. Все испытуемые - неработающие пенсионеры с высшим не психологическим образованием, обучаются по программе профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология», рассчитанной на 2,5 года. В результате обучения испытуемые стали чувствовать себя увереннее в сфере социальных отношений, у них повысилась уверенность в собственных силах и компетенции, будущее перестало для них выглядеть бессмысленным. Обучающиеся стали более уверены в своих когнитивных способностях, у них значимо вырос показатель когнитивного самосознания и индекс жизненной удовлетворенности. В результате проведенного исследования было выявлено, что обучение в пожилом возрасте оказывает существенное влияние на психологическое благополучие пожилых обучающихся. Также было обнаружено улучшение когнитивного функционирования, которое начало наблюдаться во втором семестре, через полгода после начала обучения. Мы предполагаем, что улучшение когнитивного функционирования обусловлено изменениями на уровне нейронных структур, для качественного и количественного изменения которых необходимо более длительное время.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):77-84
77-84
ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация
В статье представлены педагогические основания организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. Отражены положения, характеризующие значимость целенаправленного развития данных занятий для успешной социализации, профессионализации и самореализации личности в системе университетского образования. Актуализация внеаудиторной работы обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в российском государстве и обществе и, соответственно, в системе высшего образования. На основе анализа научной литературы и состояния практики подготовки специалиста в высшей школе выделены основные факторы актуализации данной работы студенческой молодежи (социальный; социально-педагогический; социально-психологический; педагогический; психологический) и раскрыта сущность каждого из них. Дана краткая характеристика принципов, целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы на внеаудиторных занятиях студентов по учебным предметам, подчеркнута значимость оптимального отбора содержания материала, выбора методов, средств и форм внеаудиторной работы, интеграции внеаудиторной и аудиторной работы студентов, индивидуализации и дифференциации их обучения и воспитания во внеаудиторной деятельности. Показана роль преподавателя в развитии личности студента во внеаудиторной деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):85-92
85-92
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье описаны условия интеллектуального развития детей в процессе обучения иностранному языку в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения. Создание развивающей образовательной и предметно-пространственной среды дает возможность обеспечить реализацию различных полифукциональных содержательно насыщенных программ. При создании развивающей образовательной среды особый акцент получает иностранный язык. Обучение иностранному языку позволяет решить задачи не только формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольника, приобщения к чужой культуре, но и задачу его интеллектуального развития. Выделено несколько видов взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира: латентное, реальное и опосредованное. Описаны основные способы стимулирования интеллектуального развития дошкольника: создание благоприятного психологического климата; обеспечение возможности активно задавать вопросы дивергентного типа за счет обогащения содержательного контекста детской жизни; широкое использование вопросов применительно к самым разнообразным областям с целью развития детской наблюдательности. Данные способы можно рассматривать и как педагогические условия, которые позволят создать среду для личностного развития ребенка. В статье представлен опыт работы по их реализации. Основной подход - интегративно-игровой. Данный подход предполагает включение в процесс обучения иностранному языку интеграцию различных видов детской деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной) для совместного выполнения заданий, направленных на развитие ребенка.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):93-98
93-98
ДИСКУССИОННАЯ МЕТОДИКА: МОДИФИКАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ
Аннотация
Статья посвящена важности оптимального выбора методов стимулирования и мотивации к обучению. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Это требует от словесника выбора эффективных форм работы с текстами разных типов и стилей речи, аудирования, говорения. В связи с этим особого внимания требуют уроки развития речи. Существует специальная группа методов стимулирования развития коммуникативной компетенции. Среди них и метод дискуссий, который все чаще используется на занятиях по русскому языку. Рассмотрена специфика использования данного метода на занятиях по русскому языку как неродному, ее основные функции (обучающая, развивающая, воспитывающая). Проанализированы основные правила проведения дискуссии на занятиях по русскому языку, основные и дополнительные функции-роли преподавателя, участников, секретаря. Обобщены преимущества дискуссии на русском языке по сравнению с дискуссией на родном языке.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):99-104
99-104
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:Т.В. Киящук. System of social and psychological support for foreign students in their learning activity.М.: РУДН, 2014 с. 103 с
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):105-106
105-106
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(4):107-109
107-109