Том 17, № 3 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1369
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3
Весь выпуск
ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ
Самоорганизация в непрерывном образовании: теория, практика и опыт реализации с использованием социальных сетей и дистанционного формата
Аннотация
Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом
Аннотация
В статье представлен теоретико-методологический анализ проблемы школьной вовлеченности, исследования которой чрезвычайно актуальны на настоящий момент в зарубежной психологии образования. Вовлеченность учащихся является надежным маркером эффективной организации обучения, а также выступает важным академическим результатом, стремление к которому свидетельствует об эффективности образовательной среды школы. Основная задача статьи состояла в анализе современного состояния проблемы школьной вовлеченности и особенностей изучения взаимосвязи школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Сформулировано рабочее определение вовлеченности, согласно которому под школьной вовлеченностью понимается устойчивое, направленное, активное участие обучающихся как в учебной деятельности, так и в школьной жизни в целом, включающее наблюдаемые и ненаблюдаемые взаимодействия с академическим социальным окружением. Проведена оценка основных моделей школьной вовлеченности, используемых в исследовательских и практических целях. Обоснована эффективность подхода, согласно которому школьная вовлеченность рассматривается как многомерный конструкт, включающий поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты. Рассмотрены различия школьной вовлеченности и академической мотивации. Проанализирована специфика проявления основных компонентов школьной вовлеченности и их взаимосвязи с самопроцессами, в частности с саморегуляцией. Обнаружено, что в отечественной психологии вопросы, связанные с изучением школьной вовлеченности и специфики ее взаимосвязи с различными психологическими феноменами, пока не получили широкого рассмотрения. Обозначены перспективы верификации зарубежных моделей школьной вовлеченности и диагностического инструментария на российских выборках, а также изучения осознанной саморегуляции учебной деятельности как ресурса школьной вовлеченности учащихся в разные периоды обучения.
Executive Functions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов
Аннотация
В статье анализируются проблемы преимуществ билингвизма, обсуждаются результаты исследования специфики регуляторных функций (executive functions): интерференционного контроля, когнитивной гибкости, рабочей (речевой и зрительной) памяти и их связь с развитием русской речи у детей с естественным билингвизмом и монолингвов в старшем дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 63 дошкольника (50,8 % - мальчики) в возрасте от 5,6 до 7,3 лет (М = 6,42; Med = 6,4) из детских дошкольных учреждений г. Ижевска Удмуртской Республики, среди которых дети с естественным билингвизмом (удмуртский/русский язык) (N = 31 чел.) и монолингвы (русский язык) (N = 32 чел.). Использовались стандартизированные методики в русскоязычном варианте для выявления регуляторных функций: методика словесно-цветовой интерференции Дж. Струпа (интерференционный контроль), методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой (когнитивная гибкость), тестовые задания «Речевая память», «Зрительная память» (рабочая память); для измерения уровня речевого развития - тестовые задания «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью» Л.А. Ясюковой. Применялись методы математической статистики: описательная статистика, U -критерий Манна - Уитни, ранговый корреляционный анализ по Спирмену. По результатам проведенного эмпирического исследования подтверждаются факты преимущества билингвизма в регуляторных возможностях в старшем дошкольном возрасте, в частности, в интерференционном контроле, когнитивной гибкости и речевой памяти. При этом не установлены общие закономерности развития речи на русском языке (L2) в связи с развитием регуляторных функций детей-билингвов, что объясняется индивидуализацией процессов связывания компонентов речевой деятельности на втором языке и когнитивного контроля. У дошкольников-монолингвов речевое развитие на родном языке (L1) сопрягается со становлением регуляторных функций, развитием способности управления процессами переработки информации. Подтверждаются гипотезы об обусловленности дивергентности развития регуляторных функций детей старшего дошкольного возраста усложнением билингвальной обработки языка, специфики связи развития речи на втором языке с регуляторными функциями в старшем дошкольном возрасте билингвальным динамическим взаимодействием языковых систем.
Личностные черты и уровень владения иностранным языком у российских студентов-лингвистов и нелингвистов
Аннотация
Поиск факторов и условий эффективного овладения иностранным (вторым) языком - междисциплинарная проблема, которая становится все более актуальной в современном глобализирующемся мире. Цель данного исследования - изучить и сравнить взаимосвязь между личностными чертами и уровнем владения иностранным языком у студентов различных направлений обучения. Выборка включает 241 студента первого и второго курсов (74 % - девушки), из которых 128 студентов (82,5 % - девушки) учатся в бакалавриате по направлению «Лингвистика», а 113 студентов (64 % - девушки) обучаются по нелингвистическим направлениям. Все студенты изучают английский как основной иностранный язык. Для диагностики личностных черт (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, добросовестность и согласие) применялся пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Для определения уровня владения иностранным языком использовались как традиционный показатель академической успеваемости (итоговые семестровые оценки по английскому языку), так и процедура экспертной оценки. Преподаватели английского языка оценивали своих студентов с помощью авторской шкалы владения иностранным языком (10 показателей и общий балл). Для статистической обработки данных в программной среде R (версия 3.5.2) использовались методы описательной статистики, коэффициенты α Кронбаха и ω МакДональда, ранговый корреляционный анализ Спирмена и Т -критерий Вилкоксона. Результаты исследования показали, что уровень владения иностранным языком наиболее тесно связан с открытостью опыту у студентов-лингвистов и добросовестностью у студентов-нелингвистов. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ психолого-педагогического сопровождения процесса обучения иностранным языкам в российских вузах.
Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров российской национальной гвардии: на примере курсантов - будущих офицеров
Аннотация
Профессия офицера представляет особый интерес для психологии в связи с ее деонтологической нагруженностью и сложностью морально-нравственных оснований, когда гуманистическая в своей основе направленность на защиту человека и общества предполагает готовность к применению необходимого насилия. В исследовании предпринята попытка раскрыть эту диалектику через анализ содержания ценностно-смысловой сферы личности офицеров с позиций их профессиональной направленности на обеспечение безопасности. Методологически исследование опирается на положения ценностно-смысловой теории и формирующейся теории психологии личной безопасности, согласно которой безопасность понимается как особое ценностно-смысловое измерение, определяющее отношение субъекта к опасности. Цель исследования - выявить профессиональные ценностно-смысловые ориентации офицеров и проанализировать их в разрезе направленности на обеспечение безопасности в динамике их формирования в процессе профессионального обучения на примере будущих офицеров войск национальной гвардии РФ, деятельность которых имеет отчетливые аксиологические основания. База исследования включает все действующие военные институты войск национальной гвардии России. Испытуемыми выступили курсанты - будущие офицеры (N = 779). Методами исследования послужили неформализованные письменные опросы, вербализованные самоотчеты по экспериментальным заданиям, эксперимент, контент-анализ, качественный анализ, методы математической статистики. По результатам исследования выделены ведущие ценности офицера (патриотизм, воинский долг, безопасность государства и общества, ответственность за подчиненных, воинское товарищество, толерантность), описаны мотивы выбора профессии и профессиональные представления об идеальном офицере (преобладает образ защитника, профессионала, способного эффективно обеспечивать безопасность своей страны, защищать Родину). Установлено, что ценностные ориентации офицеров, как и смыслообразующие мотивы выбора профессии, тесно связаны с направленностью профессиональной деятельности на обеспечение безопасности. В исследовании показано, что в процессе целенаправленного психолого-педагогического воздействия происходит внутреннее принятие курсантами всех выделенных профессионально важных ценностей. При этом наиболее чувствительной к такому воздействию оказывается ценность безопасности. В выводах отмечается, что ценность безопасности государства и общества является одним из элементов системы ценностно-смысловых ориентаций личности офицера, и делается предположение о том, что, поскольку и другие профессиональные ценности офицера связаны с безопасностью в смысловом единстве, профессиональная направленность на обеспечение безопасности является одним из системообразующих оснований ценностно-смысловых ориентаций личности офицера.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Роль гражданской идентичности в предпочтениях гражданско-политических форм социальной активности российской молодежи
Аннотация
Гражданская идентичность является важным эффектом социализации личности. Она регулирует множество поведенческих проявлений человека - его приверженность к стране, патриотизм, стремление принимать участие в важных процессах, связанных с демократическими процедурами, наконец, стремление к реализации ценностей, которые имеют первостепенное значение для адаптации и интеграции с другими представителями гражданского общества. Цель данного исследования - установление роли гражданской идентичности в предпочтении гражданско-политических форм социальной активности молодежи провинциальной России. В исследовании приняло участие 305 (35,4 % мужчин) человек в возрасте от 17 до 35 лет (М = 21,1; SD = 3,1), проживающих на территории Поволжья (Саратовской и Ульяновской областей). Для диагностики использовались: анкета, направленная на установление социально-демографических характеристик выборки, содержащая шкалы оценки степени включенности личности в те или иные формы социальной активности (Р.М. Шамионов и др.); шкала гражданской идентичности (А.Н. Татарко); методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (русская сокращенная версия Sensation Seeking Scale М. Цуккермана). В результате установлено, что показатели приверженности к протестной, радикально-протестной и субкультурной активности более однородны и менее выражены в сравнении с показателями гражданской, политической и социально-экономической активности. Факторный анализ показал, что гражданско-политические (гражданская, социально-экономическая и политическая) и субкультурно-протестные (субкультурная, протестная и радикально-протестная) формы активности образуют два стабильных фактора. Структурное моделирование выявило положительное влияние гражданской идентичности на социальную активность в гражданско-политической области и негативное влияние на субкультурно-протестную активность. Положительную роль в субкультурно-протестной активности молодежи играет поиск новых впечатлений, а чувство неопределенности подрывает проявления гражданско-политической активности. Установлена также важная роль в приверженности к активности условий социализации: участие родителей в общественной жизни страны способствует гражданско-политической активности и формированию гражданской идентичности молодежи. Гражданская идентичность снижает проявления чувства неопределенности и поиска новых впечатлений молодежи.
Взгляды на этнокультурное многообразие и авторитарные и этноцентрические установки русских
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь различных взглядов на этнокультурное многообразие (межгрупповых идеологий) и авторитарных и этноцентрических установок русских. Это важно, поскольку, имея статус культурно доминирующей группы, именно русские во многом задают характер межкультурных отношений в России. Проведенное эмпирическое исследование было ориентировано на: 1) тестирование взаимосвязи межгрупповых идеологий (ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм) с другими, релевантными для межкультурных отношений, установками (этноцентризм, авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование); 2) проверку их социофункциональной направленности. Применялся кросс-секционный одновыборочный корреляционный дизайн с использованием данных социально-психологического опроса. По результатам исследования на выборке 225 русских было установлено, что: 1) ассимиляционизм положительно связан с межгрупповым этноцентризмом; 2) этнический дальтонизм отрицательно связан с внутригрупповым и межгрупповым этноцентризмом, авторитарной агрессией, конвенционализмом, а также доминированием и антиэгалитаризмом; 3) мультикультурализм положительно связан с внутригрупповым этноцентризмом и конвенционализмом; 4) поликультурализм отрицательно связан с межгрупповым этноцентризмом. Кроме того, приводится предложение по выделению четырех измерений рассмотренных установок для общего описания межкультурных отношений в России: 1) защитная групповая мотивация, направленная на коллективную безопасность и сплоченность (включает внутригрупповой этноцентризм и авторитаризм правого толка); 2) ориентация на социальное доминирование (включает доминирование и антиэгалитаризм); 3) ориентация на культурное доминирование и превосходство (включает межгрупповой этноцентризм, ассимиляционизм и отрицание этнического дальтонизма); 4) принятие культурного многообразия (включает мультикультурализм и поликультурализм). Результаты обсуждаются в плоскости важности учета исторического развития межкультурных отношений в России.
Восприятие критериев социальной зрелости, самовосприятие и ценностные ориентации представителей российского поколения «Игрек»
Аннотация
Закономерности обсуждения актуальных событий интернет-пользователями на площадках Рунета
Аннотация
В статье рассматривается проблема сетевых дискуссий, представляющих новую социальную реальность современного цифрового общества. Коммуникативная онлайн-активность задает представление о происходящем, что стимулирует интерес к изучению постсобытийного интернет-дискурса. Отмечается, что доминирующую роль в этой коммуникативной среде играет направленность на продвижение собственной картины мира и подавление активности других пользователей. Настоящая работа продолжает серию исследований, ориентированных на конкретизацию этих представлений. В исследованиях, проведенных ранее с использованием метода интент-анализа, было установлено, что в процессе обсуждения происходит модификация референциальных объектов и сдвиг интенционального состава дискурса относительно исходной презентации события, а также были обнаружены отличия видов постсобытийного дискурса по степени конфликтности, составу интенций и др. Верификация выявленных закономерностей, связанных с интенциональным пространством постсобытийного дискурса, составила цель настоящего исследования, выполненного на материале обсуждения на различных площадках одного и того же события - отказа принца Гарри Виндзора и Меган Маркл от статуса членов королевской семьи. Полученные данные подтверждают значительную модификацию в ходе обсуждения референциальных объектов и интенционального содержания дискурса относительно поступившего сообщения: появляются дополнительные референциальные объекты, их значение размывается, с добавлением многочисленных эмоционально окрашенных интенций многократно возрастает число категорий интенций. При этом выявляется сдвиг в сторону интенций дистанцирования и дискредитации относительно большинства обсуждаемых тематических объектов. Обсуждение развивается преимущественно за счет направленности пользователей на комментарии собеседников и соответствующие интерактивные объекты, что соотносится с высокой диалогичностью постсобытийного дискурса. Результаты исследования позволяют продвинуться в изучении обсуждения событий интернет-пользователями и вопросе о том, какие характеристики постсобытийного дискурса являются устойчивыми, а какие видоизменяются в связи с ведущей функцией, тематикой и пр.
Опросник «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга»: разработка и предварительная валидизация
Аннотация
Кибербуллинг - это многократные преднамеренные агрессивные действия одного или нескольких лиц, использующих электронные средства связи для агрессии против жертвы, которая не может защититься; это вид насилия посредством преследования, оскорблений, травли, унижения, запугивания, осуществляемых с помощью интернета, мобильных телефонов и других электронных устройств. В последнее время кибербуллинг получил широкое распространение, он причиняет значительный вред своим жертвам, оказывая негативное влияние на их психическое и физическое здоровье. Цель данного исследования - разработка надежного и валидного опросника «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга». В статье представлена процедура конструирования такого опросника и доказано, что он удовлетворяет основным критериям надежности: на внутреннюю согласованность, однородность, ретестовую надежность. Показано, что опросник валиден, так как удовлетворяет ключевым критериям валидности: валидизации в процессе конструирования опросника, содержательной, конструктной и конвергентной валидности. Опросник стандартизован, приведены нормы для юношей и девушек, представленные в средних величинах и показателях стандартного отклонения. Теоретические основой исследования послужила модель манипулятивного воздействия (к разновидностям которого относится и кибербуллинг) и описанный с позиции этой модели психологический механизм воздействия кибербуллинга на личность. Конфирматорный факторный анализ показал, что модель представленного опросника имеет хорошие показатели достоверности и статистической согласованности. В экспериментальной части исследования приняли участие 307 юношей и девушек в возрасте от 17 лет до 21 года - учащиеся медицинских колледжей и курсантов Университета МЧС. Исследование включало два этапа психодиагностики испытуемых, проведенных с интервалом в два месяца. Выявленные с помощью опросника состояния индивидов, незащищенных от кибербуллинга, согласуются с результатами, полученными в предыдущих исследованиях. Предложенный опросник позволяет предупреждать индивидов об имеющей место или грозящей им опасности стать жертвой кибериздевательств. Опросник может стимулировать изучение кибербуллинга в русскоязычном социуме, в частности в кросс-культурных исследованиях.