Том 17, № 2 (2020): ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ЛИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ

Вовлеченность в террористическую деятельность в России и мире: от психологических к социально-психологическим факторам

Бовин Б.Г., Казберов П.Н., Бовина И.Б.

Аннотация

Терроризм является чрезвычайно серьезной проблемой современности, это реальная угроза обществу, существованию человечества в целом. Цель предлагаемого в работе теоретико-аналитического исследования проблемы терроризма заключается в рассмотрении психологических и социально-психологических факторов вовлеченности в террористическую деятельность. Для выполнения заявленной цели фокус внимания направлен на ряд зарубежных работ, а также обозначается исследовательская линия проблемы терроризма, которая позволила бы сформулировать систему мониторинга молодежной среды. Этим определяется новизна и значимость настоящей работы. Актуальность обращения к этой комплексной междисциплинарной проблеме объясняется тем, что меры по противодействию терроризму с необходимостью опираются на знание психологических закономерностей, по которым происходит радикализация. Ровным счетом как и разработка мер профилактики, направленная на различные группы населения, а также создание программ по дерадикализации, базируются на понимании механизмов социального поведения. Стартовой точкой в работе оказывается концепция современного терроризма, предложенная Ж. Бодрийяром, ибо в ней достаточно точно охарактеризована специфика современного терроризма (глобального терроризма), что гармонирует с результатами психологических исследований и концепций, объясняющих то, почему человек встает на путь совершения актов крайнего насилия. В статье обсуждается вопрос существования профиля террориста, рассматривается специфика мотивации террориста. Особое внимание уделяется идеям М. Хогга, в рамках теории неопределенности - идентичности которого намечаются перспективы дальнейшего развития проблемы терроризма и радикализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):227-246
pages 227-246 views

Конструкт субъективного профессионального благополучия: верификация на российской выборке

Обознов А.А., Петрович Д.Л., Кожанова И.В., Бессонова Ю.В.

Аннотация

Субъективное профессиональное благополучие, по мнению авторов статьи, относится к числу ключевых условий профессионального здоровья и долголетия современного человека. Вместе с тем в существующих моделях достижение профессионального благополучия соотносится с реализацией человеком устремлений к личностному саморазвитию и автономности при условии профессиональной компетентности, доминирования благоприятного эмоционального и психосоматического состояния в комфортной рабочей среде, в то время как социально-профессиональная востребованность участников деятельности в качестве фактора их профессионального благополучия в этих моделях не учитывается, хотя любая профессиональная деятельность исходно нацелена на получение требуемых обществом результатов. Деятельность, результаты которой не соответствуют ожиданиям и требованиям общества, становится невостребованной, утрачивается востребованность ее участников, а проблема их субъективного профессионального благополучия теряет актуальность. Поэтому оценка человеком своего профессионального благополучия не может рассматриваться вне соотнесения с оценкой собственной социально-профессиональной востребованности. Как показано в статье, важно также учитывать этнокультурную обусловленность понимания благополучия человека. В этой связи целью исследования явилось теоретикоэмпирическое обоснование конструкта субъективного профессионального благополучия, включающего компонент социально-профессиональной востребованности, на российской выборке. Для проверки этого положения проведено эмпирическое исследование с участием 285 сотрудников территориальных налоговых органов России. Их трудовой стаж в налоговой службе составлял от 1 года до 34 лет, в том числе менее 3 лет - 18 % выборки. Возраст - от 22 до 62 лет, в том числе в возрасте менее 30 лет - 25 %. Женщины составили 70 %, мужчины - 30 % выборки. В исследовании использовались опросник социально-профессиональной востребованности личности (Kharitonova, 2014), методика оценки профессионального благополучия (Rut, 2016), опросник доминирующего эмоционального состояния личности (Kulikov, 2003), опросники «Увлеченность работой» и «Скука от работы» (Schaufeli, Diystra, Ivanova, 2015). Для обработки данных применялись методы факторного анализа (метод главных компонент, вращение варимакс) и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. По результатам факторного анализа установлено, что вновь предлагаемый конструкт субъективного профессионального благополучия включает три самостоятельных и взаимосвязанных компонента. Первый компонент (27 % объясненной дисперсии) содержал совокупность самооценок сотрудников, которые отражали их осознание своей социально-профессиональной востребованности: «Я как компетентный и востребованный профессионал». Второй компонент (19 %) содержал самооценки, которые отражали степень устойчивого доминирования позитивного эмоционального состояния личности. Третий компонент (14 %) содержал самооценки, которые отражали степень реализации сотрудниками своих устремлений к профессиональному росту, удовлетворенности профессиональными достижениями и отношениями в рабочем коллективе. Обоснованы два направления дальнейших исследований проблемы субъективного профессионального благополучия. Первое направление - дальнейшая разработка идей ресурсного подхода для развития и поддержания субъективного профессионального благополучия работников (Schaufeli, Bakker, Van Rhenen, 2009). Второе - исследования в рамках кросс-культурного, а также кросс-профессионального (Brauchli et al., 2013) подходов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):247-262
pages 247-262 views

КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Роль языка школьного обучения в многоязычных обществах (на примере Ганы)

Аппиах С.О., Ардила А.

Аннотация

Проблема языка, используемого в школьном обучении, является важной и дискуссионной в многоязычных обществах. Африка к югу от Сахары представляет собой регион мира со значительным лингвистическим разнообразием. До недавнего времени большинство из стран этого региона были европейскими колониями. В колониальные времена язык колонизаторов обычно доминировал и в школах. Даже после обретения независимости во многих из этих стран продолжилось использование языка колонизаторов в качестве языка обучения в школах. Соответственно, довольно часто дети обучаются на неродном (втором) языке, а учителя должны преподавать на иностранном языке. Эта ситуация ведет к потенциально негативным последствиям, влияющим на школьное обучение. В статье эта проблема рассматривается на примере Ганы. Отмечается, что в последние годы в Гане происходят изменения, связанные с языком школьного обучения. Часто английский язык используется в качестве языка обучения в начальной школе. Поскольку существует связь между языком и школьным обучением, говорение на английском языке обеспечивает не только значительный социальный престиж, но и приводит к улучшению перспектив трудоустройства. В статье также рассматривается вопрос о международных школах в Гане, большинство из которых не преподают ни один из ганских языков, но преподают иностранный языки, например, французский, испанский или португальский. Авторы считают, что посещение подобных международных школ может иметь неблагоприятные последствия для детей Ганы. Ведь в свое время Гана была активным сторонником так называемой африканской личности, однако использование английского языка в качестве языка школьного обучения явно противоречит этой идее. В итоге сделан вывод о том, что дети, обучающиеся на неродном (втором) языке, и учителя, преподающие на языке, которым они недостаточно хорошо владеют, могут представлять потенциальную угрозу для социального, научного и экономического развития стран Африки к югу от Сахары, таких как Гана.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):263-272
pages 263-272 views

Особенности школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины)

Константинов В.В., Мали Н.А.

Аннотация

Нестабильная обстановка в современном мире приводит к постоянному появлению в России вынужденных мигрантов из разных регионов. В большинстве случаев вынужденная миграция является кризисной, травматической, экстремальной и фрустрирующей ситуацией. События в Украине стали причиной появления в нашей стране вынужденных мигрантов, в том числе детей школьного возраста, которым была предоставлена возможность продолжить обучение в школах России. Можно предположить, что стрессовая травматическая ситуация, в которой оказались дети, негативно повлияла на их физическое и психическое состояние, что в дальнейшем может отразиться на процессе адаптации к школе. Изучение особенностей школьной адаптации на ступени начального общего образования детей, переживших стрессовую травматическую ситуацию вынужденной миграции, способствует решению проблемы продуктивной организации адаптационных мероприятий в условиях общеобразовательного учреждения. Целью исследования было изучение особенностей школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов к условиям общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины). В исследовании приняли участие 241 учащийся младшего школьного возраста, из них 121 человек - младшие школьники, постоянно проживающие в Пензе и обучающиеся в образовательных учреждениях города, и 120 детей младшего школьного возраста из семей вынужденных мигрантов из Украины, начавших обучение в школах Пензы. Для выявления показателей эмоционального и социально-психологического элементов адаптации использовались проективные рисуночные методики «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», для диагностики агрессивности был использован «Тест руки» Э. Вагнера. Выявлено, что школьная адаптация детей из семей вынужденных мигрантов из Украины по сравнению с их сверстниками из России имеет определенные различия, которые в большей степени обнаруживаются в особенностях ее эмоционального и социально-психологического элементов. Результаты исследования могут учитываться при организации психолого-педагогического сопровождения процесса школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):273-287
pages 273-287 views

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Исследования психофизиологических аспектов и этиопатогенеза инсомнии: российские и зарубежные подходы

Кемстач В.В., Коростовцева Л.С., Алёхин А.Н., Милованова А.В., Бочкарев М.В., Свиряев Ю.В.

Аннотация

В статье описаны подходы к классификации инсомнии - представленный ранее и существующий на данном этапе развития научной мысли. Рассматриваются модели этиопатогенеза инсомнии - модель трех П, выделяющая в качестве ключевых факторов развития и хронизации инсомнии предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие; модель гиперактивации, определяющая психологическую и нейробиологическую гиперактивацию в качестве фактора развития инсомнического расстройства; а также модель реактивности сна к стрессу, согласно которой риск развития инсомнии повышает выраженная преморбидная реактивность сна к стрессу. Гиперактивация и реактивность сна к стрессу, вероятно, являются самостоятельными, но в равной степени предрасполагающими к развитию инсомнии факторами. Также гиперактивация и реактивность сна к стрессу находятся в реципрокных отношениях и способны оказывать одновременное влияние на предрасположенность к стресс-индуцированной инсомнии. Примечательно, что клиническая полезность модели реактивности сна к стрессу может выходить за пределы предварительной оценки риска возникновения бессонницы и касаться выявления пациентов на стадии ремиссии, подверженных повышенному риску рецидива в будущем. В связи с этим даже после успешного лечения возможно уменьшить риск рецидива путем постоянного поддерживающего лечения у пациентов, перенесших бессонницу и продолжающих демонстрировать повышенный уровень реактивности сна к стрессу. На данном этапе остается неясным, является ли гиперактивация ядром расстройства, причиной, фактором риска или эпифеноменом бессонницы. Необходимы исследования, чтобы прояснить психологические и биологические основы хронической инсомнии и подтвердить ее современные теоретические и концептуальные модели.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):288-309
pages 288-309 views

Динамика психоэмоциональных характеристик у больных с ишемической болезнью сердца, перенесших коронарное шунтирование: особенности российской выборки

Великанов А.А., Столярова А.А., Протасов Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И.

Аннотация

Известно, что коронарное шунтирование (КШ) - один из важнейших хирургических методов лечения ишемической болезни сердца (ИБС), значительно снижающий смертность и улучшающий качество жизни пациентов. Однако оперативное вмешательство всегда связано с витальной угрозой, является сильным фактором стресса, влияющим на психическое состояние пациента. Это существенно актуализирует потребность в психологическом сопровождении пациентов с ИБС, готовящихся к КШ. Изучение психоэмоциональных характеристик больных ИБС в связи с КШ является важным компонентом процесса разработки реабилитационных программ и оптимизации психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. Исходя из этого, целью исследования стало изучение динамики психоэмоциональных характеристик (включая проявления астении, тревожности и психопатологической симптоматики) у больных ИБС в период пребывания в кардиологическом стационаре в связи с КШ. В ходе исследования использовались клинико-психологический метод, экспериментально-психологический метод, включающий такие методики, как «Шкала астенического состояния», «Интегративный тест тревожности», «Опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised)», личностный опросник «Большая пятерка» (Big Five Personality Test). В результате сравнительного исследования астенического состояния у больных ИБС до и после реваскуляризации миокарда в период стационарного лечения выявлено наличие более выраженного астенического компонента в постоперационный период в сравнении с результатами, полученными на дооперационном этапе. У пациентов с ИБС в период подготовки к КШ в условиях стационарного лечения выявлен более высокий уровень тревожности в сравнении с послеоперационным этапом, в частности по общему уровню ситуативной тревожности, включая эмоциональный дискомфорт и социальные реакции защиты. В постоперационный период выделяется более высокий показатель астенического компонента в структуре ситуативной тревоги. По данным сравнительного исследования выраженности психопатологической симптоматики у пациентов с ИБС на этапе подготовки к КШ и в постоперационном периоде выявлено, что до операции отмечаются более интенсивные проявления тревожности, обсессивности и компульсивности, паранойяльных тенденций. В результате исследования также установлено, что в структуре личностных особенностей больных ИБС в период пребывания в кардиологическом стационаре в связи с КШ в среднем наиболее низкими являются такие показатели, как готовность к сотрудничеству и самосознание. Полученные результаты могут быть использованы как в российской, так и в зарубежной медицинской практике при планировании психокоррекционных мероприятий, организации психологического сопровождения больных, готовящихся к КШ, в том числе в период реабилитации после операции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):310-329
pages 310-329 views

Психосоциальные характеристики больных туберкулезом в России и факторы формирования приверженности лечению

Захарова Е.В., Фильштинская Е.Г.

Аннотация

В статье проводится анализ подходов к лечению туберкулеза, получивших распространение в разных странах мира. Учеными разных стран предпринимались попытки исследования влияния психологических, социальных, культуральных, этнических, географических факторов на распространение туберкулеза и эффективность его лечения. Но пока мало известно о личностных, социально-культурных факторах, которые приводят к нарушению приверженности лечению, что существенно актуализирует проблематику, заявленную в данной статье. Актуальность исследования также обусловлена тем, что все применяемые в настоящее время меры по борьбе с туберкулезом не приводят к его полному искоренению и устранению эпидемии в мире, в том числе в РФ. Целью настоящего исследования явилось изучение психосоциальных характеристик больных туберкулезом в России и их взаимосвязи, что обеспечит возможность прогнозировать поведение пациента в ситуации болезни и его приверженность лечению (комплаентность). В исследовании приняли участие 1600 респондентов в возрасте 19-60 лет: 800 женщин и 800 мужчин, жители г. Самара (Россия), из которых 800 человек больны туберкулезом, 800 - условно здоровы. Использованы следующие психодиагностические методики: опросник качества жизни WHOQOL (ядерный модуль) Всемирной организации здравоохранения, «Уровень социальной фрустрированности», «Опросник невротических расстройств» (ОНР), опросник структуры психологических защит (тест СПЗ), опросник «Стратегии совладающего поведения», методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ), опросник «Уровень комплаентности». Выявлено, что у больных туберкулезом выражено снижение качества жизни, особенно в сферах социальных отношений, психологического состояния и духовности. Для больных туберкулезом в Российской Федерации характерны расстройства пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, нарушения сна и моторики, аффективная неустойчивость, истощаемость, возбудимость, нарушение работоспособности, страхи, социально-психологическая дезадаптация. Респонденты используют в большей степени неадаптивные, слабо эффективные способы психологической защиты. В качестве ведущих стратегий совладающего поведения у больных туберкулезом выявляются «Поиск социальной поддержки» и «Принятие ответственности». Преобладают типы реагирования на болезнь, характеризующиеся интрапсихической направленностью, обусловливающей нарушения социальной адаптации больных. На основании полученных результатов исследования построены регрессионные модели комплаентности, позволяющие прогнозировать поведение пациентов в ситуации болезни и определять стратегии психологического сопровождения больных туберкулезом. Результаты исследования, а также разработанные авторами модели могут быть использованы для подготовки профессиональных кадров в области медицины, клинической психологии, социальной работы и социальной педагогики с целью оптимизации оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи больным туберкулезом как в России, так и в других странах мира: как показывают исследования, факторы, выявленные и проанализированные в данной статье, сходны у больных туберкулезом в разных странах вне зависимости от географического положения, уровня экономического развития и культурных особенностей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):330-347
pages 330-347 views

МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ

Выдающемуся ученому, психологу Виктору Павловичу Шейнову - 80 лет!

Знаков В.В., Почебут Л.Г., Лосик Г.В.

Аннотация

Статья посвящена юбилею Виктора Павловича Шейнова - известного современного психолога, активного автора и члена редколлегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика». Виктора Павловича по праву называют «человеком мира»: его труды пользуются большой популярностью у ученых и психологов-практиков России, Украины, Беларуси, Армении, Латвии и многих других стран. Трудно переоценить вклад Виктора Павловича в развитие таких областей современной науки, как психология личности, общая, социальная, педагогическая и кросс-культурная психология, конфликтология, психодиагностика, психометрика. В.П. Шейнов - автор свыше 350 научных и научно-практических работ, в том числе 21 монографии (6 из которых переведены на английский язык и изданы за рубежом), а также 40 книг по практической психологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):348-356
pages 348-356 views

К столетию легендарной Рут Хаббард Казинс

Такушьян Г., Денмарк Ф.Л., Трэйси К., Казинс Д.

Аннотация

21 мая 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения легендарной Рут Хаббард Казинс (1920-2007). Этому юбилею посвящена данная статья, состоящая из двух частей. В первой части рассказывается о необычайной карьере Рут Казинс и о том, как ее 33-летнее руководство Psi Chi (Психологического общества почета) коснулось жизни более 750 000 членов Psi Chi в более чем 1150 кампусах по всему миру. Во второй части две дочери Рут - Кэрол и Джоан - рассказывают о том, как с 1959 года они помогали своей недавно овдовевшей матери развивать Psi Chi. Психология во всем мире изменилась к лучшему благодаря замечательному наследию Рут Казинс.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020;17(2):357-364
pages 357-364 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах