Том 17, № 2 (2020): ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
- Год: 2020
- Статей: 9
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1345
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-2
Весь выпуск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ЛИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ
Вовлеченность в террористическую деятельность в России и мире: от психологических к социально-психологическим факторам
Аннотация
Терроризм является чрезвычайно серьезной проблемой современности, это реальная угроза обществу, существованию человечества в целом. Цель предлагаемого в работе теоретико-аналитического исследования проблемы терроризма заключается в рассмотрении психологических и социально-психологических факторов вовлеченности в террористическую деятельность. Для выполнения заявленной цели фокус внимания направлен на ряд зарубежных работ, а также обозначается исследовательская линия проблемы терроризма, которая позволила бы сформулировать систему мониторинга молодежной среды. Этим определяется новизна и значимость настоящей работы. Актуальность обращения к этой комплексной междисциплинарной проблеме объясняется тем, что меры по противодействию терроризму с необходимостью опираются на знание психологических закономерностей, по которым происходит радикализация. Ровным счетом как и разработка мер профилактики, направленная на различные группы населения, а также создание программ по дерадикализации, базируются на понимании механизмов социального поведения. Стартовой точкой в работе оказывается концепция современного терроризма, предложенная Ж. Бодрийяром, ибо в ней достаточно точно охарактеризована специфика современного терроризма (глобального терроризма), что гармонирует с результатами психологических исследований и концепций, объясняющих то, почему человек встает на путь совершения актов крайнего насилия. В статье обсуждается вопрос существования профиля террориста, рассматривается специфика мотивации террориста. Особое внимание уделяется идеям М. Хогга, в рамках теории неопределенности - идентичности которого намечаются перспективы дальнейшего развития проблемы терроризма и радикализации.
Конструкт субъективного профессионального благополучия: верификация на российской выборке
Аннотация
Субъективное профессиональное благополучие, по мнению авторов статьи, относится к числу ключевых условий профессионального здоровья и долголетия современного человека. Вместе с тем в существующих моделях достижение профессионального благополучия соотносится с реализацией человеком устремлений к личностному саморазвитию и автономности при условии профессиональной компетентности, доминирования благоприятного эмоционального и психосоматического состояния в комфортной рабочей среде, в то время как социально-профессиональная востребованность участников деятельности в качестве фактора их профессионального благополучия в этих моделях не учитывается, хотя любая профессиональная деятельность исходно нацелена на получение требуемых обществом результатов. Деятельность, результаты которой не соответствуют ожиданиям и требованиям общества, становится невостребованной, утрачивается востребованность ее участников, а проблема их субъективного профессионального благополучия теряет актуальность. Поэтому оценка человеком своего профессионального благополучия не может рассматриваться вне соотнесения с оценкой собственной социально-профессиональной востребованности. Как показано в статье, важно также учитывать этнокультурную обусловленность понимания благополучия человека. В этой связи целью исследования явилось теоретикоэмпирическое обоснование конструкта субъективного профессионального благополучия, включающего компонент социально-профессиональной востребованности, на российской выборке. Для проверки этого положения проведено эмпирическое исследование с участием 285 сотрудников территориальных налоговых органов России. Их трудовой стаж в налоговой службе составлял от 1 года до 34 лет, в том числе менее 3 лет - 18 % выборки. Возраст - от 22 до 62 лет, в том числе в возрасте менее 30 лет - 25 %. Женщины составили 70 %, мужчины - 30 % выборки. В исследовании использовались опросник социально-профессиональной востребованности личности (Kharitonova, 2014), методика оценки профессионального благополучия (Rut, 2016), опросник доминирующего эмоционального состояния личности (Kulikov, 2003), опросники «Увлеченность работой» и «Скука от работы» (Schaufeli, Diystra, Ivanova, 2015). Для обработки данных применялись методы факторного анализа (метод главных компонент, вращение варимакс) и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. По результатам факторного анализа установлено, что вновь предлагаемый конструкт субъективного профессионального благополучия включает три самостоятельных и взаимосвязанных компонента. Первый компонент (27 % объясненной дисперсии) содержал совокупность самооценок сотрудников, которые отражали их осознание своей социально-профессиональной востребованности: «Я как компетентный и востребованный профессионал». Второй компонент (19 %) содержал самооценки, которые отражали степень устойчивого доминирования позитивного эмоционального состояния личности. Третий компонент (14 %) содержал самооценки, которые отражали степень реализации сотрудниками своих устремлений к профессиональному росту, удовлетворенности профессиональными достижениями и отношениями в рабочем коллективе. Обоснованы два направления дальнейших исследований проблемы субъективного профессионального благополучия. Первое направление - дальнейшая разработка идей ресурсного подхода для развития и поддержания субъективного профессионального благополучия работников (Schaufeli, Bakker, Van Rhenen, 2009). Второе - исследования в рамках кросс-культурного, а также кросс-профессионального (Brauchli et al., 2013) подходов.
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль языка школьного обучения в многоязычных обществах (на примере Ганы)
Аннотация
Особенности школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины)
Аннотация
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Исследования психофизиологических аспектов и этиопатогенеза инсомнии: российские и зарубежные подходы
Аннотация
В статье описаны подходы к классификации инсомнии - представленный ранее и существующий на данном этапе развития научной мысли. Рассматриваются модели этиопатогенеза инсомнии - модель трех П, выделяющая в качестве ключевых факторов развития и хронизации инсомнии предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие; модель гиперактивации, определяющая психологическую и нейробиологическую гиперактивацию в качестве фактора развития инсомнического расстройства; а также модель реактивности сна к стрессу, согласно которой риск развития инсомнии повышает выраженная преморбидная реактивность сна к стрессу. Гиперактивация и реактивность сна к стрессу, вероятно, являются самостоятельными, но в равной степени предрасполагающими к развитию инсомнии факторами. Также гиперактивация и реактивность сна к стрессу находятся в реципрокных отношениях и способны оказывать одновременное влияние на предрасположенность к стресс-индуцированной инсомнии. Примечательно, что клиническая полезность модели реактивности сна к стрессу может выходить за пределы предварительной оценки риска возникновения бессонницы и касаться выявления пациентов на стадии ремиссии, подверженных повышенному риску рецидива в будущем. В связи с этим даже после успешного лечения возможно уменьшить риск рецидива путем постоянного поддерживающего лечения у пациентов, перенесших бессонницу и продолжающих демонстрировать повышенный уровень реактивности сна к стрессу. На данном этапе остается неясным, является ли гиперактивация ядром расстройства, причиной, фактором риска или эпифеноменом бессонницы. Необходимы исследования, чтобы прояснить психологические и биологические основы хронической инсомнии и подтвердить ее современные теоретические и концептуальные модели.
Динамика психоэмоциональных характеристик у больных с ишемической болезнью сердца, перенесших коронарное шунтирование: особенности российской выборки
Аннотация
Известно, что коронарное шунтирование (КШ) - один из важнейших хирургических методов лечения ишемической болезни сердца (ИБС), значительно снижающий смертность и улучшающий качество жизни пациентов. Однако оперативное вмешательство всегда связано с витальной угрозой, является сильным фактором стресса, влияющим на психическое состояние пациента. Это существенно актуализирует потребность в психологическом сопровождении пациентов с ИБС, готовящихся к КШ. Изучение психоэмоциональных характеристик больных ИБС в связи с КШ является важным компонентом процесса разработки реабилитационных программ и оптимизации психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. Исходя из этого, целью исследования стало изучение динамики психоэмоциональных характеристик (включая проявления астении, тревожности и психопатологической симптоматики) у больных ИБС в период пребывания в кардиологическом стационаре в связи с КШ. В ходе исследования использовались клинико-психологический метод, экспериментально-психологический метод, включающий такие методики, как «Шкала астенического состояния», «Интегративный тест тревожности», «Опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised)», личностный опросник «Большая пятерка» (Big Five Personality Test). В результате сравнительного исследования астенического состояния у больных ИБС до и после реваскуляризации миокарда в период стационарного лечения выявлено наличие более выраженного астенического компонента в постоперационный период в сравнении с результатами, полученными на дооперационном этапе. У пациентов с ИБС в период подготовки к КШ в условиях стационарного лечения выявлен более высокий уровень тревожности в сравнении с послеоперационным этапом, в частности по общему уровню ситуативной тревожности, включая эмоциональный дискомфорт и социальные реакции защиты. В постоперационный период выделяется более высокий показатель астенического компонента в структуре ситуативной тревоги. По данным сравнительного исследования выраженности психопатологической симптоматики у пациентов с ИБС на этапе подготовки к КШ и в постоперационном периоде выявлено, что до операции отмечаются более интенсивные проявления тревожности, обсессивности и компульсивности, паранойяльных тенденций. В результате исследования также установлено, что в структуре личностных особенностей больных ИБС в период пребывания в кардиологическом стационаре в связи с КШ в среднем наиболее низкими являются такие показатели, как готовность к сотрудничеству и самосознание. Полученные результаты могут быть использованы как в российской, так и в зарубежной медицинской практике при планировании психокоррекционных мероприятий, организации психологического сопровождения больных, готовящихся к КШ, в том числе в период реабилитации после операции.
Психосоциальные характеристики больных туберкулезом в России и факторы формирования приверженности лечению
Аннотация
МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ
Выдающемуся ученому, психологу Виктору Павловичу Шейнову - 80 лет!
Аннотация
Статья посвящена юбилею Виктора Павловича Шейнова - известного современного психолога, активного автора и члена редколлегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика». Виктора Павловича по праву называют «человеком мира»: его труды пользуются большой популярностью у ученых и психологов-практиков России, Украины, Беларуси, Армении, Латвии и многих других стран. Трудно переоценить вклад Виктора Павловича в развитие таких областей современной науки, как психология личности, общая, социальная, педагогическая и кросс-культурная психология, конфликтология, психодиагностика, психометрика. В.П. Шейнов - автор свыше 350 научных и научно-практических работ, в том числе 21 монографии (6 из которых переведены на английский язык и изданы за рубежом), а также 40 книг по практической психологии.