Том 16, № 2 (2019)

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Взаимосвязь личностной идентичности и временной перспективы личности больных алкоголизмом: кросс-культурный аспект

Игнатьев П.Д., Трусова А.В.

Аннотация

В статье представлены результаты оригинального кросс-культурного исследования личностной идентичности и временной перспективы личности больных алкоголизмом. На материале двух обследованных групп пациентов Центрального (N = 79) и Арктического регионов (N = 66) России при помощи батареи методик - теста 20 утверждений М. Куна и Т. Макпартленда, опросника временной перспективы F. Zimbardo (ZTPI), семантического дифференциала времени, опросника мотивации потребления алкоголя В.Ю. Завьялова (МПА) - были выявлены и описаны региональные различия в структуре личностной идентичности, временных ориентациях. По результатам клинико-психологического исследования обнаружено, что у лиц, зависимых от алкоголя, значимой является рефлексивная идентичность, ориентация на «негативное прошлое», с одновременным рассмотрением прошлого и будущего в категориях «активности», «эмоциональной окрашенности», «величины», ведущими мотивами являются гедонистические, атарактические, гиперактивации поведения. При этом в идентификационной матрице пациентов Санкт-Петербурга значимо присутствует коммуникативная идентичность, «ощущаемость» всего психологического времени, а также псевдокультурный мотив, обуславливающий злоупотребление алкоголем. В группе пациентов Якутска значимо выражена ориентация на «фаталистическое настоящее» при «структурированности» прошлого, настоящего и будущего. Показаны взаимосвязи между различными аспектами личностной идентичности и временной перспективы, а также иерархия мотивов у больных алкоголизмом в социокультурном контексте. Корреляционные паттерны между идентификационными характеристиками и временной перспективой имеют значимые различия в двух исследованных группах. Полученные данные отражают социальную специфику центральных регионов, а также культурные особенности северных народов с присущим им стремлением к избеганию неопределенности. На основании полученных данных сделан вывод о значении социальнопсихологических факторов в этиопатогенезе алкогольной зависимости.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):127-146
pages 127-146 views

Динамика имплицитных представлений подростков саха о нравственном человеке (2002-2017 гг.)

Елисеева Н.Д.

Аннотация

В настоящее время психология нравственности оформилась в отдельное научное направление. Особую актуальность имеет исследование проблемы нравственности в рамках ее культурного понимания, анализа динамики представлений о нравственности внутри культуры. Целью данного исследования является изучение динамики имплицитных представлений подростков саха о нравственном человеке в период с 2002 по 2017 гг. Предполагалось, что существенных изменений в изучаемых имплицитных представлениях за 15 лет не произошло. Всего в исследовании, включая подготовительный этап, приняло участие 522 человека. Выборки первого (2002 г.) и второго (2017 г.) срезов были уравнены по полу и возрасту (по 112 подростков 14-17 лет, из которых 49 мальчиков и 63 девочки), исследование проводилось в одних и тех же населенных пунктах Республики Саха (Якутия). Для диагностики использовался методический прием, предложенный японскими исследователями Х. Азума и К. Кашиваги, - авторская анкета, составленная на основе дескрипторов изучаемой культуры. Помимо этого, для качественного исследования имплицитных представлений был проведен анализ поступков, доказывающих нравственность описываемого человека. Полученные результаты обрабатывались с помощью контент-анализа и факторного анализа. Установлено, что наиболее стабильными являются имплицитные представления о взаимопомощи и поддержке, уважении к социальному и природному миру, значимости традиций, сохранении «культуры молчания». Предполагается, что в сохранении стабильности нравственных ценностей немаловажную роль играет семья. Различия проявляются в смещении акцента в содержательных характеристиках имплицитных представлений - с особенностей взаимодействия с внешним миром на проявление личностных качеств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):147-162
pages 147-162 views

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психосоциальный статус пациентов с хронической сердечной недостаточностью, ожидающих трансплантацию сердца

Шиндриков Р.Ю., Щелкова О.Ю., Демченко Е.А., Ситникова М.Ю.

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования психосоциального статуса 80 больных (85 % мужчин) с терминальной хронической сердечной недостаточностью (ХСН), находящихся на лечении в НМИЦ имени В.А. Алмазова в период ожидания трансплантации сердца (ТС). Изучена взаимосвязь психологических, медико-биологических и социально-демографических характеристик больных, а также динамика эмоционального состояния в течение длительного пребывания в кардиологическом стационаре (4 замера в течение полугода). Использовались авторское интервью и комплекс психодиагностических методов: «Индекс общего самочувствия», «Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы», шкала депрессии (SDS), шкала тревожности (STAI), личностный опросник BIG-V. Для математико-статистической обработки данных использовались критерий χ2, U-критерий Манна - Уитни, коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, включенные в пакет программ SPSS v. 20.0. Данные, полученные на первом этапе (при поступлении в стационар), отразили отсутствие клинически значимых признаков депрессии, нарушений когнитивной деятельности, личности и системы значимых отношений у большинства пациентов. Исключение составлял повышенный уровень ситуативной тревожности (М ± m = 43,2 ± 7,1). Наблюдение динамики эмоционального состояния пациентов отразило планомерное возрастание среднегрупповых показателей шкалы депрессии (при поступлении М ± m = 46,9 ± 6,7; через 2 месяца М ± m = = 48,9 ± 7,4; через 4 месяца М ± m = 51,1 ± 7,6; через 6 месяцев М ± m = 52,6 ± 7,5), а также снижение уровня ситуативной тревожности на втором этапе исследования по сравнению с первым и дальнейшее возрастание, начиная со второго периода: через 2, 4, 6 месяцев пребывания в стационаре соответственно: М ± m = 41,3 ± 5,2; М ± m = 46,7 ± 6,8; М ± m = 50,8 ± ± 7,9). Выявлено, что уровень ситуативной тревожности на втором (F = 6,18; p < 0,05) и третьем (F = 4,11; p < 0,05) этапах лечения значимо выше у лиц, перенесших инфаркт(ы) миокарда. Уровень ситуативной тревожности выше на первом (F = 4,00; p < 0,05) и третьем (F = 3,68; p < 0,05) этапах госпитализации у пациентов, имеющих редкие встречи с родными, по сравнению с пациентами, которых близкие посещают часто. Полученные результаты отражают психосоциальный потенциал пациентов, ожидающих ТС, и могут иметь прогностическое значение в отношении приверженности лечению в послеоперационном периоде, которая, в свою очередь, во многом определяет выживаемость больных.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):163-180
pages 163-180 views

Восприятие значимости эмоциональной поддержки при стрессе и характеристики социальной сети личности

Крюкова Т.Л., Арипова А.О.

Аннотация

В статье рассматривается эмоциональная поддержка как составляющая социальной поддержки в контексте проблемного поля стресса и совладающего поведения. Целью исследования являлось определение связей социально-психологических качеств реальной социальной сети личности со значением для нее эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях разного уровня сложности. Предполагалось, что существует связь социально-психологических качеств сети со стрессовыми ситуациями высокого и среднего уровней эмоциональной сложности. В исследовании приняли участие 196 мужчин и женщин (возраст от 17 до 60 лет; средний возраст - 37 лет, SD = 12,5). Основные методы - анкетный опрос и методика Г. Перри «Социальная сеть» (1990). Результаты показывают, что существуют статистически значимые связи между качествами социальной сети личности (широта, структура) и ее оценками значения эмоциональной поддержки в стрессовых ситуациях среднего и высокого уровней эмоциональной трудности. Выявлено, что эмоциональная поддержка от людей, включенных в социальную сеть личности, наиболее важна в ситуациях утраты, а наименее - в ситуациях типа «примирение супругов», «окончание ссуды» и т.п. При наличии большого количества людей, включенных в социальную сеть, человек ниже оценивает значение эмоциональной поддержки в ситуациях «рождение ребенка» и «личный успех». Показано, что значение эмоциональной поддержки возрастает при получении ее от супруга в ситуации «увольнение с работы»; от коллег эмоциональная поддержка наиболее важна в ситуациях, связанных с изменениями на работе - «увольнение» и «изменение должности». При этом статистически значимых связей социально-психологических качеств сети со значением поддержки для личности в повседневных/эмоционально простых ситуациях не выявлено.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):181-195
pages 181-195 views

Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития

Гринина Е.С.

Аннотация

Проблема эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, является актуальной не только в контексте эмоционального самочувствия современных женщин, но и в связи с тесным психологическим взаимовлиянием матери и ребенка, имеющего нарушения развития. Представленные в современной литературе сведения свидетельствуют о своеобразии эмоциональной сферы и личности родителей детей с нарушениями развития, преобладании у них чувства вины, тревожности, изменении ценностных ориентаций, снижении самооценки и т.д. Наиболее актуальным представляется анализ уровня стресса и депрессии как значимых показателей не только эмоционального самочувствия, но и возможностей включения и реализации адаптационных и мобилизационных механизмов личности. Сравнительное эмпирическое исследование эмоционального состояния проводилось в группах женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, и женщин, воспитывающих здоровых детей. По данным методик «Шкала психологического стресса PSM-25» и «Шкала депрессии Бека» у женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, отмечается снижение выраженности острой реакции на стрессогенные факторы, хронизация стрессового состояния с тенденцией перехода эмоциональных переживаний в депрессивную фазу. Применение методики «Незаконченные предложения» позволило классифицировать 80 % ответов испытуемых, воспитывающих детей с нарушениями развития, как «эмоционально отрицательные», тогда как в контрольной выборке преобладают «эмоционально положительные» ответы - 85 %. Анализ данных исследования позволяет говорить о необходимости как можно более раннего начала психологической поддержки матерей, воспитывающих детей с нарушениями развития, формирования у них адаптивных способов реагирования на стрессовую ситуацию, что будет способствовать профилактике хронизации стрессовых состояний и возникновения депрессии. Учет результатов исследования может быть полезен при разработке и организации психологической помощи современным женщинам, а также при сопровождении семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):196-212
pages 196-212 views

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Соотношение педагогических знаний, школьного климата и эффективности преподавания учителей бизнеса в средних школах штата Огун, Нигерия

Букки А.О., Досунму М.М., Букки Т.О.

Аннотация

В исследовании изучалось относительное влияние педагогических знаний и школьного климата на учебную эффективность учителей бизнеса средних школ в округе Иджебу, штат Огун, Нигерия. Одним из методов исследования был описательный дизайн; для сбора данных применялись «Шкала педагогических знаний», «Индекс организационного климата» и «Опросник эффективности учителей»; для статистической обработки - методы описательной статистики, корреляционный анализ Пирсона и регрессионный анализ. В результате было выявлено, что существует положительная связь между педагогическими знаниями, школьным климатом и эффективностью преподавания у учителей бизнеса средних школ в округе Иджебу, штат Огун, Нигерия. На основе результатов исследования даны рекомендации директорам школ с целью лучшего обеспечения и создания благоприятного школьного климата, способного стимулировать учителей эффективно выполнять свои обязанности; правительство Нигерии должно поддерживать участие учителей средних школ в конференциях, мастер-классах и семинарах, что позволит им повысить педагогические знания для эффективного выполнения своих обязанностей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):213-223
pages 213-223 views

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: К 10-ЛЕТИЮ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ PSI CHI

90-летие Psi Chi: Международное психологическое общество почета

Такушьян Г.

Аннотация

В 2019 году Psi Chi празднует свое 90-летие как Национальное и 10-летие как Международное психологическое общество почета. Представленный обзор славной истории Psi Chi состоит из трех частей, описывающих: 1) текущую миссию, объединяющую более 750 000 пожизненных членов в 1130 отделениях по всему миру; 2) скромное, но вдохновляющее рождение в 1929 году в Йельском университете; 3) четыре вехи впечатляющей смелости в истории Psi Chi - в 1929, 1959, 1981 и 2009 годах; а также включает библиографию, с помощью которой можно подробнее познакомиться с историей Psi Chi.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):224-236
pages 224-236 views

Как Psi Chi стало Международным психологическим обществом почета

Дэвис Д.М.

Аннотация

Psi Chi, Национальное психологическое общество почета, было основано в 1929 году на IX Международном психологическом конгрессе, который впервые проходил в Соединенных Штатах Америки в Йельском университете. Спустя восемьдесят лет, в 2009 году, Psi Chi официально стало Международным психологическим обществом почета. В десятую годовщину этого преобразования представляется уместным рассказать о процессе трансформации Psi Chi в международное общество, чему и посвящена данная статья. Несколько бывших лидеров Psi Chi внесли значительный вклад в процесс его интернационализации. Наше участие началось с избрания на должность вице-президента Psi Chi по Юго-Западному региону США. Одной из задач на этом посту на протяжении двух сроков было развитие международных перспектив общества. После завершения второго вице-президентского срока и избрания на должность президента Psi Chi мы начали писать короткие статьи для журнала Eye on Psi Chi, в которых предлагали развивать международные перспективы общества, а также продолжили курс на интернационализацию общества. Нами были разработаны и предложены десять поправок к Конституции Psi Chi, которые, в случае их принятия, должны были превратить Psi Chi из национального в международное общество. Во время нашей последней деловой встречи уже в качестве бывшего президента в августе 2008 года Совет утвердил все десять поправок. И, наконец, путем общенационального голосования отделения Psi Chi в апреле 2009 года также одобрили все десять поправок, что сделало изменения в Конституции официально принятыми. В сентябре 2019 года Psi Chi отмечает десятую годовщину своей интернационализации, имея 23 отделения в 15 странах мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):237-244
pages 237-244 views

Psi Chi в глобальном мире: взгляд 9 международных отделений

Такушьян Г., Ньевес-Леброн Я., Дельгадо-Акоста Б.M., Талавера П.Д., Крус-Бермудес Н.Д., Риверс Э.М., Грациозо М., Мехия М., Уильямс Д., Сукнанан Г., Хосейн А., Тархова В.С., Кардашова С.З., Кожухова Ю.В., Чой Ц.Л., Дениэлсон К., Адонис М.Н., Иоанну Я., Лима Э.

Аннотация

С тех пор как в 2009 году Psi Chi стало Международным психологическим обществом почета, выдающиеся преподаватели и студенты из многих стран вступили в семью Psi Chi, которая в настоящее время насчитывает более 750 000 человек, работающих и обучающихся в 1130 учебных заведениях на шести континентах. Меняет ли принадлежность к Psi Chi жизнь людей в глобальном мире, как это происходит в США, начиная с 1929 года? Впервые в этой статье пионеры Psi Chi из девяти международных отделений рассказывают о собственном опыте работы в организации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):245-269
pages 245-269 views

Psi Chi: 10 лет международных возможностей для студентов и исследователей в области психологии

Крамблет Альварес Л.Д., Доменек Родригес М.M., Злокович М.С.

Аннотация

Это послание от нынешних председателя Международного консультативного комитета Psi Chi, президента совета директоров и исполнительного директора Psi Chi посвящено краткому обзору существующих и перспективных международных возможностей этой организации накануне десятилетия ее интернационализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):270-274
pages 270-274 views

Преобразования Psi Chi и психологии посредством интернационализации

Доменек Родригес М.M.

Аннотация

Автор полагает, что одним из самых главных достижений интернационализации Psi Chi является создание модели для психологов и профессионалов в этой области, символизирующей следующее: международный рост возможен и необходим, чтобы преобразовать себя и свои организации, служить «признанию и продвижению достижений научной и прикладной психологии» (www.psichi.org). Превращение в международную организацию означает развитие и совершенствование понимания психологии, научных свершений и почета.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):275-278
pages 275-278 views

Как и почему создавалось первое видео о Psi Chi

Кэрлин Н.Д.

Аннотация

В 1998 г. под руководством вице-президента Нэнси Кэрлин было выпущено первое видео о Psi Chi. Впервые в 9-минутном видео была представлена подробная информация о психологическом обществе и ведущих психологах, таких как Альберт Бандура и Майкл Вертгеймер. В нашем кратком репортаже представлены предыстория и история создания этого по-прежнему уникального видео, которое часто используется во время церемоний открытия отделений Psi Chi в течение последних 20 лет, и в том числе было переведено на русский язык. Видео доступно по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=a8Y8m2qxhS4 (на английском языке) и https://www.youtube.com/watch?v=1t63fKZ1OPY (на русском языке).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):279-282
pages 279-282 views

Видеоресурсы о Psi Chi в онлайн-доступе

Денмарк Ф.Л., Грациозо Д., МакКормик М.А., Ороссо В.А., Шоттенфайлд М.А., Созинов А.А., Такушьян Г., Варди А., Янг Д.Р.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):283-286
pages 283-286 views

ПЕРСОНАЛИИ

Мой научный руководитель - ГМ: к 95-летию со дня рождения Г.М. Андреевой

Бовина И.Б.

Аннотация

Статья посвящена 95-му дню рождения выдающегося ученого, замечательного, яркого человека, Галины Михайловны Андреевой (1924-2014). Воспоминания о научном руководителе возвращают автора в 90-е гг. прошлого века, когда студентам посчастливилось слушать курсы лекций Г.М. Андреевой по социальной психологии, истории зарубежной социальной психологии (именуемой «курсом на троих», поскольку читался совместно с Н.Н. Богомоловой и Л.А. Петровской) и психологии социального познания. Перед читателями возникает образ основателя кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Человека, судьба которого едва ли могла сложиться иначе: добровольный уход на фронт в 17 лет, обучение на философском факультете, пребывание у истоков второго рождения социологии в России, создание кафедры социальной психологии и школы отечественной социальной психологии, подготовка многих поколений социальных психологов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019;16(2):287-292
pages 287-292 views

КОНФЕРЕНЦИИ

pages 293-298 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах