Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин. Показано, что до настоящего времени не существует единого взгляда на проблему. Обосновывается предположение, что одной из причин неустойчивых и зачастую противоречивых результатов может являться применение неадекватных математических методов, используемых для доказательства соответствующих гипотез.

Об авторах

Елена Владимировна Беловол

Российский университет дружбы народов

Email: belovol@mail.ru
Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Беловол Е.В. Когнитивные стили: взгляд сквозь призму анализа данных // Состояниеи проблемы измерений: материалы IX Всероссийской научно-технической конференции. — М., 2004. — С. 126—127.
  2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. — М.: Практика, 1998.
  3. Крылов В.Ю. Методологическиеи теоретические проблемы математической психологии. — М.: Янус-К, 2000.
  4. Либин А.В. Дифференциальная психология. — М.: Смысл, 1999.
  5. Ломов Б.Ф. Методологическиеи теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
  6. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. — СПб.: Питер, 2004.
  7. Шкуратова И.П. Когнитивный стильи общение. — Ростов-н/Д.: Изд-во РПУ, 1994.
  8. Balistreri E., Busch-Rossnagel N.A. Field independence asa function of sex, sex-roles, and the sex-role appropriateness of the task // Perceptual and Motor Skills, 1989. — V. 68. — P. 115—121.
  9. Bar-Haim G., Wilkes J. A cognitive interpretation of the marginality and underrepresentation of women in science // J. of Higher education. — 1989. — V. 60(4). — P. 371—387.
  10. Boersma F.J., Muir W., Wolton K., Barham. Eye movements during embedded figure tasks // Perceptual and Motor Skills. — 1969. — V. 28. — P. 271—274.
  11. Blerkom Van M.I. Haptic lateralization, field dependence, and sex // Perceptual and Motor Skills. — 1987. — V. 64. — P. 907—914.
  12. Busch J.C., Watson J.A., Brinkley V., Howard N., Nelson C. Preschool Embedded Figures Test performance of young children: Age and gender differences // Perceptual and Motor Skills. — 1993. — V. 77. — P. 491—496.
  13. Bush D.F., Coward R.T. Sex differences in the solution of achromatic and chromatic embedded figures // Perceptual and Motor Skills. — 1974. — V. 39. — P. 1121—1122.
  14. Chynn E.W., Garrod A., Demick J., DeVos E. Correlations among field dependence-independence, sex, sex-role stereotype, and age of preschoolers // Perceptual and Motor Skills. — 1991. — V. 73. — P. 747—756.
  15. Elliott R. Interrelationships among measures of field dependence, ability, and personality traits //Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1961. — V. 63. — P. 27—36.
  16. Engelbrecht P., Natzel S.G. Cultural variations in cognitive style—field dependence vs field independence. — 1997.
  17. Ennis C.D., Lazarus J.C. Cognitive style and gender differences in children’s motor task performance // Early Child Development and Care. — 1990. — V. 64. — P. 33—46.
  18. Forns-Santacana M., Amador-Campos J.A., Roig-López F. Differences in field dependence-independence cognitive style asa function of socioeconomic status, sex, and cognitive competence // Psychology in the Schools, 1993. — V. 30. — P. 176—186.
  19. Halpern D.F. Sex Differences in Cognitive Abilities. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000.
  20. Hardy R.C., Eliot J., Burlingame K. Stability over age and sex of children’s responses to embedded figures test // Perceptual and Motor Skills. — 1987. — V. 64. — P. 399—406.
  21. Holzman P.S., Gardner R.W. Leveling-sharpening and memory organization // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1960. — V. 61. — P. 176—180.
  22. Hou G., Zhang Z., Wu X., Sen L. 1997 Gender differences in field-dependent and field independent cognitive style // Psycological Science (China), 1997. — V. 20. — P. 367—368.
  23. Hyde J.S., Geiringer E.R., Yen W.M. On the empirical relationship between spatial ability and sex differences in other aspects of cognitive style // Multivariate Behavioral Research. — 1975. — V. 10(3). — P. 289—309.
  24. Jackson D.N., Messick S., Myers C.T. Evaluation of Group and Individual Forms of Embedded-Figures Measures of Field-Independence //Educational and psychological measurement. — 1964. — V. 24. — P. 177—192.
  25. Kagan J. Reflection — impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // Journal of Abnormal Psychology. — 1966. — V. 71. — P. 123—129.
  26. Kagan J., Rosman B.L., Day D., Albert J., Phillips W. Information processing in the child: Significance of analytic and reflective attitudes // Psychological Monographs: General and Applied. — 1964. — V. 78 (1, Whole No. 578).
  27. Kloner A., Britain S. The relation between sex-role adoption and field independence in preschool children // Journal of Genetic Psychology. — 1984. — V. 145. — P. 109—116.
  28. Kogan N. Cognitive styles in infancy and early childhood. — Hillsdale, Lawrence Erlbaum Associates, 1976.
  29. Kühnen U., Hannover B., Roeder U., Ali Shah Ashiq, Schubert B., Upmeyer A., Zakaria S. Cross-Cultural Variations in Identifying Embedded Figures: Comparisons from the United States, Germany, Russia, and Malaysia // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2001. — V. 32. — P. 324—366.
  30. Kühnen U., Hannover B., Schubert B. The semantic-procedurial interface model of the self: the role of self-knowledge for context-dependent versus context-independent modes of thinking // Journal of personality and social psychology. — 2001. — V. 80 (3). — P. 397—409.
  31. McGillian R.P., Barclay A.G. Sex differences and spatial ability factors in Witkin’s differentiation construct // Journal of Clinical Psychology. — 1974. — V. 30(4). — P. 528—532.
  32. Messick S. The nature of cognitive styles: problems and promise in educational practice // Educational Psychologist. — 1984. — V. 19(2). — P. 59—74.
  33. Peplin C.M., Larsen J.D. Field dependence: Experimenters’ expectancy, sex difference or no difference? // Perceptual and Motor Skills. — 1989. — V. 68. — P. 355—358.
  34. Perney V.H. Effects of race and sex on field dependence independence in children // Perceptual and Motor Skills. — 1978. — V. 42. — P. 974—980.
  35. Riding R. Cognitive styles and learning strategies. — London: David Fulton, 1998.
  36. Sherman J.A. Problems of sex differences in space perception and aspects of intellectual functioning // Psychological Review. — 1967. — V. 74. — P. 290—299.
  37. Thompson B., Melancon J.G. Measurement Characteristics of the Finding Embedded Figures Test: A Comparison Across Three Samples and Two Response Formats // Educational and Psychological Measurement. — 1990. — V. 50. — P. 333—343.
  38. Thompson B., Melancon J.G. Measurement Characteristics of the Group Embedded Figures Test // Educational and Psychological Measurement. — 1987. — V. 47. — P. 765—772.
  39. Voyer D., Voyer S., Bryden M.P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: A meta-analysis and consideration of critical variables // Psychological Bulletin. — 1995. — V. 117. — P. 250—270.
  40. Wapner S. Commentary: Process and context in the conception of cognitive style // S. Messick (Ed.), Individuality in learning: Implications of cognitive styles and creativity for human development (pp.). — San Francisco: Jossey-Bass, 1976. — P. 73—78.
  41. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation: Studies of development. Potomac, MD: Erlbaum, 1974.
  42. Witkin H.A., Faterson H.F., Goodenough D.R., Birnbaum J. Cognitive patterning in mildly retarded boys // Child Development. — 1966. — V. 37. — P. 301—316.
  43. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive control: Essence and origins field dependence and field independence // Psychological Issues, Monograph 51 (Serial No. 51), 1981.
  44. Witkin H.A., Goodenough D.R., Karp S.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. — 1967. — V. 7(3). — P. 219—300.
  45. Witkin H.A. Cognitive styles in academic performance in teacher-student relations // In S. Messick (Eds.), Individuality in learning San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1976. — P. 38—72.
  46. Witkin H.A. Cognitive styles in personal and cultural adaptation. Worcester, MA: Clark University Press, 1978.
  47. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures // Journal of Personality. — 1950. — V. 19. — P. 1—15.
  48. Witkin H.A. Some implications of research on cognitive style for problems of education // Archivio Di Psicologia Neurologia E Psichiatria. — 1965. — V. 26. — P. 27—54.
  49. Witkin H.A. Personality through perception. — N. Y.: Harper Brothers Publisherss, 1954. — P. 561.
  50. Witkin H.A., Asch S.E. Studies in space orientation. IV. Further experiments on perception of the upright with displaced visual fields // J. of Exper. Psychology, 1948. — V. 38. — P. 762—782.
  51. Witkin H.A., Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior // Psychological Bulletin. — 1977. — V. 84. — P. 661—687.

© Психология и педагогика, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах