Эмоциональная и когнитивная саморегуляция

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена серии эмпирических исследований, объединенных единой проблематикой взаимоотношения эмоциональной и когнитивной саморегуляции поведения, проведенных в рамках сотрудничества между кафедрами психологии Университета Цинциннати и Казахского национального университета. Целью первого эксперимента явилось изучение изменений электрической активности головного мозга во время саморегуляции методом подавления и переоценки эмоциональных ситуаций. Второй эксперимент, проведенный в Университете Цинциннати, посвящен изучению отрицательной и положительной обратной связи на поиск информации и принятие реше­ния. Третий психофизиологический эксперимент ставил задачи выявления психофизиологических индикаторов вовлеченности в экспериментальную задачу на устойчивость внимания. Четвертый эксперимент основан на представлениях М. Познера об экзекутивном контроле поведения и теории вовлеченности в выполнение задачи Дж. Мэттьюса. Результаты описанных экспериментов вносят теоретический вклад в развитие понимания механизмов саморегуляции и имеют практическое значение в различных сферах прикладной психологии.

Об авторах

Джералд Мэттьюс

Университет Цинциннати

Автор, ответственный за переписку.
Email: Gerald.Matthews@uc.edu

Факультет психологии

Альмира Мэлсовна Кустубаева

Казахский национальный университет

Email: almkust@gmail.com

Кафедра общей и этнической психологии

Алия Толегенова

Казахский национальный университет

Email: aliyatts@mail.ru

Кафедра общей и этнической психологии

Алтынгуль Камзанова

Казахский национальный университет

Email: kamzanova@gmail.com

Кафедра общей и этнической психологии

Манзура Жолдасова

Казахский национальный университет

Email: manzura-7@mail.ru

Кафедра общей и этнической психологии

Список литературы

  1. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М., 2006. — С. 293—328.
  2. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.
  3. Тихомиров О.К., Клочка В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопр. психологии. — 1980. — № 5. — С. 23—31.
  4. Bower G.H. Commentary on mood and memory. Behaviour Research and Therapy, 25, 1987. — P. 443—455.
  5. Berka C., Levendowski D.J., Lumicao M.N., Yau A., Davis G., Zivkovic V.T., Olmstead R.E., Tremoulet P.D., Craven P.L. EEG Correlates of Task Engagement and Mental Workload in Vigilance, Learning, and Memory Tasks // Aviation, Space, and Environmental Medicine. — 2007. — Vol. 78, no. — P. 231—244.
  6. Bush G., Luu P., Posner M.I. Cognitive and emotional influences in the anterior cingulate cortex // Trends in Cognitive Science. — 2000. — Vol. 4/6. — P. 215—222.
  7. Botvinick M., Braver T., Barch D., Carter C., Cohen J. Conflict monitoring and cognitive control // Psychological Review. — 2001. — Vol. 108 (3). — P. 624—652.
  8. Damasio A.R. Descartes’ error: Emotion, reason, and the human brain. — New York, 1995.
  9. Fairclough S.H., Venables Tattersall L. The influence of task demand and learning on the psychophysiological response // International J of Psychophysiology. — 2005. — N 56. — P. 171—184.
  10. Fan J., McCandliss B.D., Sommer T., Raz A., Posner M.I. Testing the Efficiency and Independence of Attentional Networks // Journal of Cognitive Neuroscience. — 2002. — Vol. 14, no. 3. — P. 340—347.
  11. Freeman F.G., Mikulka P.J., Prinzel L.J., Scerbo M.W. Evaluation of an adaptive automation system using three EEG indices with a visual tracking task // Biological Psychology. — 1999. — No 50. — P. 61—76.
  12. Gevins A., Smith M.E., McEvoy L., Yu D. High-resolution EEG mapping of cortical activation related to working memory: effects of task difficulty, type of processing, and practice // Cerebral Cortex. — 1997. — No 7. — P. 374—85.
  13. Gross J.J. The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. — 1998. — No 2. — P. 271—299.
  14. Hitchcock E.M., Dember W.N., Warm J.S., Moroney B.W., See J.E. Effects of cueing and knowledge of results on workload and boredom in sustained attention // Human Factors. — 1999. — Vol. 41. — P. 365—372.
  15. Holm A., Lukander K., Korpela J., Sallinen M., Müller K.M. I Estimating brain load from the EEG // The Scientific World J. — 2009. — Vol. 9. — P. 639—651.
  16. Humphreys M.S., Revelle W. Personality, motivation and performance: A theory of the relationship between individual differences and information processing // Psychological Review. — 1984. — No 91. — P. 153—184.
  17. Kamzanova A.T., Matthews G., Kustubayeva A. M, Jakupov S.M. EEG Indices to Time-On-Task Effects and to a Workload Manipulation (Cueing) // International Journal of Business, Behavioral and Social Sciences. — World Academy of science, engineering and technology. Issue 0056: 2011. — P. 19—23.
  18. Ketelaar T., Clore G.L. Emotion and reason: The proximate effects and ultimate functions of emotion // G. Matthews (Ed.). Cognitive science perspectives on personality and emotion. — Amsterdam: Elsevier, 1997. — P. 355—396.
  19. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: A review and analysis // Brain Research Reviews. — 1999. — No 29. — P. 169—195.
  20. Kustubayeva A. Post-soviet psychology and individual differences in cognition: A psychophysiological perspective // A. Gruszka, G. Matthews, B. Szymura (Eds.). Handbook of individual differences in cognition: Attention, memory and executive control. — New York: Springer, 2010.
  21. Kustubayeva A., Matthews G., Tolegenova A., Jakupov S.M. Emotional intelligence, mood-regulation and EEG response: Paper presented at the Fourteenth Meeting of the International Society for the Study of Individual Differences. — Evanston, IL, 2009.
  22. Kustubayeva A., Panganiban A.R., & Matthews G. Affective biases in information search during tactical decision-making: Paper to be presented at the 54th Meeting of the Human Factors and Ergonomics Society. — San Francisco, 2010.
  23. Lazarus R.S. A laboratory approach to the dynamics of psychological stress // American Psychologist. — 1964. — No 19. — P. 400—411.
  24. Lerner J.S., Keltner D. Fear, anger, and risk // Journal of Personality and Social Psychology. — 2001. — No 81(1). — P. 146—159.
  25. Loewenstein G.F., Weber E.U., Hsee C. K, Welch E. Risk as feelings // Psychological Bulletin. — 2001. — No 127. — P. 267—286.
  26. Lubar J.F., Swartwood M.O., Swartwood J.N., O’Donnell P.H. Evaluation of the effectiveness of EEG neurofeedback training for ADHD in a clinical setting as measured by changes in T.O.V.A. scores, behavioral ratings, and WISC-R performance // Biofeedback and Self-Regulation. — 1995. — No 20. — P. 83—99.
  27. Mackworth N.H. The Breakdown of Vigilance during Prolonged Visual Search // Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 1948. — Vol. 1. — P. 6—21.
  28. Martin L.L. Mood as input: A configural view of mood effects // L.L. Martin, G.L. Clore (Eds.). Theories of mood and cognition: A user's guidebook. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2001. — P. 135—157.
  29. Matthews G., Davies D.R., Holley P.J. Extraversion, Arousal, and Visual Sustained Attention: the Role of Resource Availability // Personality an Individual Differences. — 1990. — Vol. 11. — P. 1159—1173.
  30. Matthews G., Davies D.R., Westerman S.J., Stammers R.B. Human Performance: Cognition, Stress, and Individual Differences. — East Sussex, UK: Psychology Press, 2000.
  31. Matthews G., Campbell S.E., Falconer S., Joyner L. Huggins J., Gilliland K., Grier R., Warm J.S. Fundamental dimensions of subjective state in performance settings: Task engagement, distress and worry // Emotion. — 2002. — Vol. 2. — P. 315—340.
  32. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: Science and myth. — Cambridge, MA: MIT Press., 2002.
  33. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Competing models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd Ed.). — New York: Cambridge University Press., 2000. — P. 396—422.
  34. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. — 2000. — Vol. 41. — P. 49—100.
  35. Nassef А., Mahfouf M., Linkens D.A., Elsamahy E., Roberts A., Nickel P., Hockey G.R.J., Panoutsos G. The Assessment of Heart Rate Variability (HRV) and Task Load Index (TLI) as Physiological Markers for Physical Stress // IFMBE Proc. — 2009. — P. 146—149.
  36. Newell B.R., Lagnado D.A., & Shanks D.R. Straight choices: The psychology of decision-making. — Hove, Sussex: Psychology Press., 2007.
  37. Ochsner K.N., Gross J.G. Cognitive emotion regulation: Insights from social cognitive and affective neuroscience // Current Directions in Psychological Science. — 2008. — No 17. — P. 153—158.
  38. Panganiban A.R., Matthews G., Hudlicka E. Trait anxiety and affective bias in tactical decision-making // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society. — 2009. — No 53. — P. 849—853.
  39. Pope A., Bogart E., Bartolome S. Biocybernetic system evaluates indices of operator engagement // Biological Psychology. — 1995. — No 40. — P. 187—196.
  40. Posner M.I., Peterson S.E. The attention systems of the human brain // Annual Review of Neuroscience. — 1990. — Vol. 13. — P. 25—42.
  41. Posner M.I. Orienting of attention // Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 1980. — Vol. 32. — P. 3—25.
  42. Salovey P., Mayer J. D, Goldman S., Turvey C., Palfai T. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emotional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale // J.W. Pennebaker (Ed.). Emotion, disclosure, and health. Washington, DC: American Psychological Association, 1995. — P. 125—154.
  43. Shaw T., Matthews G., Warm J.S., Finomore V.S., Silverman L., Costa Jr. P.T. Idividual differences in vigilance: Personality, ability and states of stress // Journal of Research in Personality. — 2010. — Vol. 44. — P. 297—308.
  44. Tolegenova A., Matthews G., Jakupov S.M., Kustubayeva A. An EEG study of reappraisal and suppression strategies for emotion regulation. Cognitive Neuroscience Society. Annual Meeting Program, San-Francisco// A supplement of the Journal of Cognitive Neuroscience. — 2009. — P. 187.
  45. Wells A., Matthews G. Attention and Emotion: A Clinical Perspective. — Hove: Erlbaum, 1994.
  46. Yamada F. Frontal midline theta rhythm and eyeblinking activity during a VDT task and a video game: useful tools for psychophysiology in ergonomics // Ergonomics. — 1998. — Vol. 41, no. 5. — P. 678—688.

© Психология и педагогика, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах