Игра с игрушечной семьей: ключевые характеристики игрового поведения младших дошкольников
- Авторы: Сухих В.Л.1, Вересов Н.Н.1,2, Гаврилова М.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Университет Монаш
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 446-463
- Раздел: РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/36958
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-446-463
- EDN: https://elibrary.ru/BKSMHI
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Возраст 3-4-х лет является начальным этапом формирования игры с воображаемой ситуацией. Ведущая роль на этом этапе принадлежит режиссерской игре с игрушками, значение которых для детского развития нельзя недооценивать. Представленный в исследовании качественный анализ детской игры является частью большой работы, направленной на выявление особенностей детской игры и предпочтений в отношении игрушек на протяжении всего дошкольного возраста. В рамках исследования 10 детям 3-4-х лет в течение пяти игровых занятий было предложено разыграть историю с кукольной семьей. До и после игровых занятий проводилось тестирование детей для оценки уровня развития регуляторных функций, воображения, а также определялся тип привязанности для каждого ребенка с помощью опроса педагогов и матерей. Затем анализировались видеозаписи игровых сессий с целью выявления особенностей игрового поведения детей 3-4-х лет и соотнесения особенностей игры с показателями индивидуального развития. Организация серии игровых встреч позволила оценить динамику в развитии игры для каждого ребенка. Для оценки использовались следующие показатели: тема и содержание игры, пространственное замещение, развернутость и устойчивость игрового замысла, уровень игровых действий с игрушкой и развернутость ролевых взаимодействий. Результаты показали, что уровень развития свободной игры с воображаемой ситуацией для детей 3-4-х лет можно определить в целом как низкий вне зависимости от уровня индивидуальных показателей развития; сравнение первой и пятой игровых встреч не выявило общей тенденции к положительной динамике в уровне развития игры. Эти результаты указывают на важную роль участия взрослых в поддержке и развитии детской игры. Они могут лечь в основу практических рекомендаций педагогам и родителям по организации игрового процесса детей 3-4-х лет.
Ключевые слова
Об авторах
Вера Леонидовна Сухих
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: sukhikhvera@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5036-5743
младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Николай Николаевич Вересов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Университет Монаш
Email: nveresov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8714-7467
кандидат психологических наук, профессор факультета образования
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Австралийский Союз, Мельбурн, 3800, Клейтон, шоссе ВеллингтонаМаргарита Николаевна Гаврилова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: gavrilovamrg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8458-5266
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Список литературы
- Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Сухих В.Л. Культурные действия в игре детей дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. 2023. Т.19. № 1. C. 54‒61. https://doi.org/10.17759/chp.2023190108
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. С. 200‒235.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры. М.: Левъ, 2017.
- Ощепкова Е.С., Картушина Н.А., Бухаленкова Д.А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 161–176. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.13
- Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 35–43. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0305
- Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 5–17.
- Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 81–88.
- Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 2 (64). С. 34–43.
- Сухих В.Л., Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н. Какие игрушки нужны дошкольникам? Эмпирические данные и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 1. С. 75‒91.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
- Юдина Е.Г. Детская игра как территория свободы // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
- Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 1 (109). С. 4–14. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-4-14
- Burghardt G.M. The comparative reach of play and brain: perspective, evidence, and implications // American Journal of Play. 2010. Vol. 3. No. 2. Pp. 338–356.
- Colliver Y., Veraksa N. Vygotsky’s contributions to understandings of emotional development through early childhood play // The Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education. Oxford: Routledge, 2021. Pp. 38–52. https://doi.org/10.4324/9781003120216-5
- Davis J.T.M., Hines M. How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research // Archives of Sexual Behavior. 2020. Vol. 49. No. 2. Рp. 373–394. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7
- Fleer M. How conceptual playworlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. Vol. 2. No. 1‒2. Pp. 3‒29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
- Fleer M., Veresov N., Walker S. Playworlds and executive functions in children: theorising with the cultural-historical analytical lenses // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2019. Vol. 53. Pp. 450‒462. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2
- Francis B. Gender, toys and learning // Oxford Review of Education. 2010. Vol. 36. No. 3. Рp. 325–344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278
- Gavrilova M., Sukhikh V., Veresov N. Do executive function and family factors predict children’s preference for trendy over classic toys? An experimental investigation // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1190876
- Gavrilova M.N., Sukhikh V.L., Veresov N.N. Toy preferences among 3-to-4-year-old children: the impact of socio-demographic factors and developmental characteristics // Psychology in Russia. 2023. Vol. 16. No. 2. Pp. 72‒84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
- Goldstein T.R., Lerner M.D. Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children // Developmental Science. 2017. Vol. 21. No. 4. https://doi.org/10.1111/desc.12603
- Howard J., Miles G.E., Rees-Davies L., Bertenshaw E.J. Play in middle childhood: everyday play behaviour and associated emotions // Children and Society. 2017. Vol. 31. No. 5. Pp. 378–389. https://doi.org/10.1111/chso.12208
- Hughes M., Donaldson M. The use of hiding games for studying the coordination of viewpoints // Educational Review. 1979. Vol. 31. No. 2. Pp. 133‒140.
- Kelly R., Dissanayake C., Ihsen E., Hammond S. The relationship between symbolic play and executive function in young children // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. No. 2. Pp. 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
- Korkman M., Kirk U., Kemp S. Nepsy-II. Administrative manual. San Antonio: Pearson, 2007.
- Lillard A.S. Why do the children (pretend) play? // Trends in Cognitive Sciences. 2017. Vol. 21. No. 11. Pp. 826–834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001
- Liu L., Escudero P., Quattropani C., Robbins R.A. Factors affecting infant toy preferences: age, gender, experience, motor development, and parental attitude // Infancy. 2020. Vol. 25. No. 5. Рp. 593–617. https://doi.org/10.1111/infa.12352
- Maccoby E.E., Dowley E.M., Hagen J.W., Degerman R. Activity level and intellectual functioning in normal preschool children // Child Development. 1965. Vol. 36. No. 3. Pp. 761–770. https://doi.org/10.2307/1126921
- Mathieson K., Banerjee R. Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: the role of gender // British Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. No. 2. Pp. 188–196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x
- Nicolopoulou A., Cortina K.S., Ilgaz H., Cates C.B., de Sá A.B. Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 31. Pp. 147–162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
- Pellegrini A.D., Smith P.K. The development of play during childhood: forms and possible functions // Child Psychology and Psychiatry Review. 1998. Vol. 2. No. 3. Pp. 51–57. https://doi.org/10.1017/S1360641798001476
- Piaget J. Play, dreams and imitation in childhood. Routledge, 1999.
- Pons F., Harris P. Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford, 2000.
- Quinn S., Donnelly S., Kidd E. The relationship between symbolic play and language acquisition: a meta-analytic review // Developmental Review. 2018. Vol. 49. Pp. 121–135. https://doi.org/10.1016/j.dr.2018.05.005
- Rakoczy H., Brosche N., Warneken F., Tomasello M. Young children’s understanding of the context-relativity of normative rules in conventional games // British Journal of Developmental Psychology. 2009. Vol. 27. Pp. 445‒456
- Smirnova E.O. Character toys as psychological tools // International Journal of Early Years Education. 2011. Vol. 19. No. 1. Pp. 35–43. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570998
- Thompson B.N., Goldstein T.R. Disentangling pretend play measurement: defining the essential elements and developmental progression of pretense // Developmental Review. 2019. Vol. 52. Pp. 24‒41. https://doi.org/10.1016/j.dr.2019.100867
- Trawick-Smith J., Wolff J., Koschel M., Vallarelli J. Effects of toys on the play quality of preschool children: influence of gender, ethnicity, and socioeconomic status // Early Childhood Education Journal. 2015. Vol. 43. Pp. 249–256.
- Van Oers B. Is it play? Towards a reconceptualisation of role play from an activity theory perspective // European Early Childhood Education Research Journal. 2013. Vol. 21. No. 2. Pp. 185‒198.
- Veraksa A., Sukhikh V., Veresov N., Almazova O. Which play is better? Different play types and development of executive functions in early childhood // International Journal of Early Years Education. 2022. Vol. 30. No. 3. Pp. 560‒576. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2091979
- Veraksa N., Veraksa A., Gavrilova M., Bukhalenkova D., Tarasova K. The Russian version of the test of emotion comprehension: adaptation and validation for use in preschool children // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No. 1. Pp. 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
- Veresov N., Veraksa A., Gavrilova M., Sukhikh V. Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023
- Weisberg D.S. Pretend play // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2015. Vol. 3. No. 6. Pp. 249–261. https://doi.org/10.1002/wcs.1341
- Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nature Protocols. 2006. Vol. 1. Pp. 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46