Игра с игрушечной семьей: ключевые характеристики игрового поведения младших дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Возраст 3-4-х лет является начальным этапом формирования игры с воображаемой ситуацией. Ведущая роль на этом этапе принадлежит режиссерской игре с игрушками, значение которых для детского развития нельзя недооценивать. Представленный в исследовании качественный анализ детской игры является частью большой работы, направленной на выявление особенностей детской игры и предпочтений в отношении игрушек на протяжении всего дошкольного возраста. В рамках исследования 10 детям 3-4-х лет в течение пяти игровых занятий было предложено разыграть историю с кукольной семьей. До и после игровых занятий проводилось тестирование детей для оценки уровня развития регуляторных функций, воображения, а также определялся тип привязанности для каждого ребенка с помощью опроса педагогов и матерей. Затем анализировались видеозаписи игровых сессий с целью выявления особенностей игрового поведения детей 3-4-х лет и соотнесения особенностей игры с показателями индивидуального развития. Организация серии игровых встреч позволила оценить динамику в развитии игры для каждого ребенка. Для оценки использовались следующие показатели: тема и содержание игры, пространственное замещение, развернутость и устойчивость игрового замысла, уровень игровых действий с игрушкой и развернутость ролевых взаимодействий. Результаты показали, что уровень развития свободной игры с воображаемой ситуацией для детей 3-4-х лет можно определить в целом как низкий вне зависимости от уровня индивидуальных показателей развития; сравнение первой и пятой игровых встреч не выявило общей тенденции к положительной динамике в уровне развития игры. Эти результаты указывают на важную роль участия взрослых в поддержке и развитии детской игры. Они могут лечь в основу практических рекомендаций педагогам и родителям по организации игрового процесса детей 3-4-х лет.

Об авторах

Вера Леонидовна Сухих

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: sukhikhvera@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5036-5743

младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Николай Николаевич Вересов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Университет Монаш

Email: nveresov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8714-7467

кандидат психологических наук, профессор факультета образования

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Австралийский Союз, Мельбурн, 3800, Клейтон, шоссе Веллингтона

Маргарита Николаевна Гаврилова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: gavrilovamrg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8458-5266

кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Сухих В.Л. Культурные действия в игре детей дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. 2023. Т.19. № 1. C. 54‒61. https://doi.org/10.17759/chp.2023190108
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. С. 200‒235.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
  4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры. М.: Левъ, 2017.
  5. Ощепкова Е.С., Картушина Н.А., Бухаленкова Д.А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 161–176. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.13
  6. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 35–43. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0305
  7. Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 5–17.
  8. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 81–88.
  9. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101
  10. Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 2 (64). С. 34–43.
  11. Сухих В.Л., Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н. Какие игрушки нужны дошкольникам? Эмпирические данные и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 1. С. 75‒91.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
  13. Юдина Е.Г. Детская игра как территория свободы // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
  14. Якшина А.Н. Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 1 (109). С. 4–14. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-4-14
  15. Burghardt G.M. The comparative reach of play and brain: perspective, evidence, and implications // American Journal of Play. 2010. Vol. 3. No. 2. Pp. 338–356.
  16. Colliver Y., Veraksa N. Vygotsky’s contributions to understandings of emotional development through early childhood play // The Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education. Oxford: Routledge, 2021. Pp. 38–52. https://doi.org/10.4324/9781003120216-5
  17. Davis J.T.M., Hines M. How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research // Archives of Sexual Behavior. 2020. Vol. 49. No. 2. Рp. 373–394. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7
  18. Fleer M. How conceptual playworlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. Vol. 2. No. 1‒2. Pp. 3‒29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
  19. Fleer M., Veresov N., Walker S. Playworlds and executive functions in children: theorising with the cultural-historical analytical lenses // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2019. Vol. 53. Pp. 450‒462. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2
  20. Francis B. Gender, toys and learning // Oxford Review of Education. 2010. Vol. 36. No. 3. Рp. 325–344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278
  21. Gavrilova M., Sukhikh V., Veresov N. Do executive function and family factors predict children’s preference for trendy over classic toys? An experimental investigation // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1190876
  22. Gavrilova M.N., Sukhikh V.L., Veresov N.N. Toy preferences among 3-to-4-year-old children: the impact of socio-demographic factors and developmental characteristics // Psychology in Russia. 2023. Vol. 16. No. 2. Pp. 72‒84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
  23. Goldstein T.R., Lerner M.D. Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children // Developmental Science. 2017. Vol. 21. No. 4. https://doi.org/10.1111/desc.12603
  24. Howard J., Miles G.E., Rees-Davies L., Bertenshaw E.J. Play in middle childhood: everyday play behaviour and associated emotions // Children and Society. 2017. Vol. 31. No. 5. Pp. 378–389. https://doi.org/10.1111/chso.12208
  25. Hughes M., Donaldson M. The use of hiding games for studying the coordination of viewpoints // Educational Review. 1979. Vol. 31. No. 2. Pp. 133‒140.
  26. Kelly R., Dissanayake C., Ihsen E., Hammond S. The relationship between symbolic play and executive function in young children // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. No. 2. Pp. 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
  27. Korkman M., Kirk U., Kemp S. Nepsy-II. Administrative manual. San Antonio: Pearson, 2007.
  28. Lillard A.S. Why do the children (pretend) play? // Trends in Cognitive Sciences. 2017. Vol. 21. No. 11. Pp. 826–834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001
  29. Liu L., Escudero P., Quattropani C., Robbins R.A. Factors affecting infant toy preferences: age, gender, experience, motor development, and parental attitude // Infancy. 2020. Vol. 25. No. 5. Рp. 593–617. https://doi.org/10.1111/infa.12352
  30. Maccoby E.E., Dowley E.M., Hagen J.W., Degerman R. Activity level and intellectual functioning in normal preschool children // Child Development. 1965. Vol. 36. No. 3. Pp. 761–770. https://doi.org/10.2307/1126921
  31. Mathieson K., Banerjee R. Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: the role of gender // British Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. No. 2. Pp. 188–196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x
  32. Nicolopoulou A., Cortina K.S., Ilgaz H., Cates C.B., de Sá A.B. Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 31. Pp. 147–162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
  33. Pellegrini A.D., Smith P.K. The development of play during childhood: forms and possible functions // Child Psychology and Psychiatry Review. 1998. Vol. 2. No. 3. Pp. 51–57. https://doi.org/10.1017/S1360641798001476
  34. Piaget J. Play, dreams and imitation in childhood. Routledge, 1999.
  35. Pons F., Harris P. Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford, 2000.
  36. Quinn S., Donnelly S., Kidd E. The relationship between symbolic play and language acquisition: a meta-analytic review // Developmental Review. 2018. Vol. 49. Pp. 121–135. https://doi.org/10.1016/j.dr.2018.05.005
  37. Rakoczy H., Brosche N., Warneken F., Tomasello M. Young children’s understanding of the context-relativity of normative rules in conventional games // British Journal of Developmental Psychology. 2009. Vol. 27. Pp. 445‒456
  38. Smirnova E.O. Character toys as psychological tools // International Journal of Early Years Education. 2011. Vol. 19. No. 1. Pp. 35–43. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570998
  39. Thompson B.N., Goldstein T.R. Disentangling pretend play measurement: defining the essential elements and developmental progression of pretense // Developmental Review. 2019. Vol. 52. Pp. 24‒41. https://doi.org/10.1016/j.dr.2019.100867
  40. Trawick-Smith J., Wolff J., Koschel M., Vallarelli J. Effects of toys on the play quality of preschool children: influence of gender, ethnicity, and socioeconomic status // Early Childhood Education Journal. 2015. Vol. 43. Pp. 249–256.
  41. Van Oers B. Is it play? Towards a reconceptualisation of role play from an activity theory perspective // European Early Childhood Education Research Journal. 2013. Vol. 21. No. 2. Pp. 185‒198.
  42. Veraksa A., Sukhikh V., Veresov N., Almazova O. Which play is better? Different play types and development of executive functions in early childhood // International Journal of Early Years Education. 2022. Vol. 30. No. 3. Pp. 560‒576. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2091979
  43. Veraksa N., Veraksa A., Gavrilova M., Bukhalenkova D., Tarasova K. The Russian version of the test of emotion comprehension: adaptation and validation for use in preschool children // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No. 1. Pp. 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
  44. Veresov N., Veraksa A., Gavrilova M., Sukhikh V. Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023
  45. Weisberg D.S. Pretend play // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2015. Vol. 3. No. 6. Pp. 249–261. https://doi.org/10.1002/wcs.1341
  46. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nature Protocols. 2006. Vol. 1. Pp. 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46

© Сухих В.Л., Вересов Н.Н., Гаврилова М.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах