Сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность как факторы развития детей дошкольного возраста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Традиционно при изучении развития ребенка в дошкольном возрасте рассматривается игровая деятельность как ведущая форма детской активности. Несмотря на большой объем исследований, демонстрирующих значительное влияние сюжетно-ролевой игры на психологическое развитие дошкольников, в современных детских образовательных учреждениях в настоящее время широкое распространение получила проектная деятельность. Поэтому цель данной работы заключалась в том, чтобы определить, достаточно ли для успешного развития детей дошкольного возраста их включения в сюжетно-ролевую игру или важно использовать и другие виды деятельности. С опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии образования были определены ключевые особенности игровой и проектной деятельности, принципиальные для развития дошкольников. На основании выделенных существенных характеристик проведен сравнительный анализ игровой и проектной деятельности, определены их принципиальные различия. В рамках анализа показано, что данные виды деятельности имеют свои инструменты развития: мнимую ситуацию (в игре) и пространство детской реализации (для проектной деятельности). Также продемонстрировано, что одной из ключевых характеристик игровой деятельности является ее процессуальность, вызванная неразвитостью операциональной сферы дошкольников, в то время как проектная деятельность направлена на создание социально значимого продукта, на результат. Наконец, существенный момент реализации игровой и проектной деятельности связан с ролью взрослого. В игре ребенок независим и является субъектом игровой деятельности. В проектной деятельности ребенок выступает как автор идеи, а взрослый как интерпретатор ребенка. Таким образом, показаны принципиальные различия игровой и проектной деятельности для развития дошкольников, которые необходимо учитывать при работе с детьми данного возраста для наиболее гармоничного обучения и воспитания.

Об авторах

Николай Евгеньевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: neveraksa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3752-7319
SPIN-код: 4446-3921

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Александр Николаевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Валерия Андреевна Плотникова

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: ler.shinelis@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1092-3290

младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Абдулаева Е.А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. C. 77‒88. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0310
  2. Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 51–72. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03
  3. Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 5–17. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
  4. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 102‒108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 92 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62‒76.
  7. Жиенбаева С.Н., Сыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность – как инновационный феномен в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 189‒193.
  8. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника: материалы симпозиума / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. С. 5‒10.
  9. Коваленко И.В., Скворцова Т.П. Игровые технологий и приемы геймификации в преподавании английского языка: анализ педагогического опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 2. С. 382‒392. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-382-392
  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 344 c.
  11. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 4. С. 42‒49.
  12. Кузнецова Е.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 198‒206. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-198-206
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
  14. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
  15. Модина И.А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению: дис. … канд. психол. наук. М.: РГГУ, 2008. 188 с.
  16. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307‒319.
  17. Сальникова А.А., Журавлев Д.С. Школьные образовательные реформы и формирование нового советского школьного пространства в Казани в 20–30-е годы ХХ века // Ученые записки Казанского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2022. Т. 164. № 6. С. 191–201. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.6.191-201
  18. Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания // Современное дошкольное образование. 2023. № 1 (115). С. 26–34. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
  19. Шакирова Е.В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология // Современное дошкольное образование. 2022. № 1 (109). С. 56‒68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  21. Alasuutari M. Voicing the child? A case study in Finnish early childhood education // Childhood. 2014. Vol. 21. No. 2. Pp. 242–259. https://doi.org/10.1177/0907568213490205
  22. Aslan D. The effects of a food project on children's categorization skills // Social Behavior and Personality. 2013. Vol. 41. No. 6. Pp. 939–946. https://doi.org/10.2224/sbp.2013.41.6.939
  23. Ban M., Uchiyama I. Developmental changes in toy preferences during pretend play in toddlerhood // Early Child Development and Care. 2022. Vol. 192. No. 7. Pp. 1069–1078. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1838497
  24. Başaran M., Bay E. The effect of project-based STEAM activities on the social and cognitive skills of preschool children // Early Child Development and Care. 2023. Vol. 193. No. 5. Pp. 679–697. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2146682
  25. Bell S. Project-based learning for the 21st century: skills for the future // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2010. Vol. 83. No. 2. Pp. 39–43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
  26. Bergen D. The role of pretend play in children's cognitive development // Early Childhood Research & Practice. Vol. 4. No. 1. Pp. 2‒13.
  27. Bodrova E., Leong D.J. The importance of being playful // Educational Leadership. 2003. Vol. 60. No. 7. Pp. 50–53.
  28. Can B., Yıldız-Demirtaş V., Altun E. The effect of project-based science education programme on scientific process skills and conceptions of kindergarten students // Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16. No. 3. Pp. 395–413. https://doi.org/10.33225/jbse/17.16.395
  29. Elias C.L., Berk L.E. Self-regulation in young children: is there a role for sociodramatic play? // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17. No. 2. Pp. 216–238. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(02)00146-1
  30. Fleer M. How conceptual PlayWorlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. Vol. 1–2. No 2. Pp. 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
  31. Habok A. Implementation of a project-based concept mapping developmental programme to facilitate children's experiential reasoning and comprehension of relations // European Early Childhood Education Research Journal. 2015. Vol. 23. No 1. Pp. 129–142. https://doi.org/10.1080/1350293x.2014.991100
  32. Helm J.H., Katz L.G., Wilson R. Young investigators: the project approach in the early years. New York: Teachers College Press, 2023. 240 p.
  33. Katz L.G., Chard S.D. The project approach (ERIC Document Reproduction Service No. ED340518). 1992.
  34. Kelly R., Dissanayake C., Ihsen E., Hammond S. The relationship between symbolic play and executive function in young children // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. No. 2. Pp. 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
  35. Lillard A.S., Taggart J. Pretend play and fantasy: what if Montessori was right? // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 85–90. https://doi.org/10.1111/cdep.12314
  36. Raevskaya A.A., Tatarko A.N. The association between family social capital and female entrepreneurship // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 3–20. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0301
  37. Sukhikh V.L., Veresov N.N., Veraksa N.E. Dramatic perezhivanie as a driver of executive functions development through role-play in early childhood: theoretical framework and experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1057209
  38. Veresov N. Subjectivity and perezhivanie: empirical and methodological challenges and opportunities // Subjectivity within Cultural-Historical Approach. Perspectives in Cultural-Historical Research / ed. by F. González Rey, A. Mitjáns Martínez, D. Magalhães Goulart. Singapore: Springer, 2019. Vol 5. Pp. 61–83. https://doi.org/10.1007/978-981-13-3155-8_4
  39. Veresov N. The concept of perezhivanie in cultural-historical theory: content and contexts // Perezhivanie, Emotions and Subjectivity. Perspectives in Cultural-Historical Research / ed. by M. Fleer, F. González Rey, N. Veresov. Singapore: Springer, 2017. Vol. 1. Pp. 47–70. https://doi.org/10.1007/978-981-10-4534-9_3
  40. Veresov N., Veraksa A., Gavrilova M., Sukhikh V. Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023

© Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Плотникова В.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах