Сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность как факторы развития детей дошкольного возраста
- Авторы: Веракса Н.Е.1, Веракса А.Н.1, Плотникова В.А.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Психологический институт Российской академии образования
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 431-445
- Раздел: РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/36957
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-431-445
- EDN: https://elibrary.ru/BHXUDN
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Традиционно при изучении развития ребенка в дошкольном возрасте рассматривается игровая деятельность как ведущая форма детской активности. Несмотря на большой объем исследований, демонстрирующих значительное влияние сюжетно-ролевой игры на психологическое развитие дошкольников, в современных детских образовательных учреждениях в настоящее время широкое распространение получила проектная деятельность. Поэтому цель данной работы заключалась в том, чтобы определить, достаточно ли для успешного развития детей дошкольного возраста их включения в сюжетно-ролевую игру или важно использовать и другие виды деятельности. С опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии образования были определены ключевые особенности игровой и проектной деятельности, принципиальные для развития дошкольников. На основании выделенных существенных характеристик проведен сравнительный анализ игровой и проектной деятельности, определены их принципиальные различия. В рамках анализа показано, что данные виды деятельности имеют свои инструменты развития: мнимую ситуацию (в игре) и пространство детской реализации (для проектной деятельности). Также продемонстрировано, что одной из ключевых характеристик игровой деятельности является ее процессуальность, вызванная неразвитостью операциональной сферы дошкольников, в то время как проектная деятельность направлена на создание социально значимого продукта, на результат. Наконец, существенный момент реализации игровой и проектной деятельности связан с ролью взрослого. В игре ребенок независим и является субъектом игровой деятельности. В проектной деятельности ребенок выступает как автор идеи, а взрослый как интерпретатор ребенка. Таким образом, показаны принципиальные различия игровой и проектной деятельности для развития дошкольников, которые необходимо учитывать при работе с детьми данного возраста для наиболее гармоничного обучения и воспитания.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Евгеньевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: neveraksa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3752-7319
SPIN-код: 4446-3921
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Александр Николаевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Валерия Андреевна Плотникова
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: ler.shinelis@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1092-3290
младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Абдулаева Е.А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. C. 77‒88. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0310
- Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 51–72. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03
- Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 5–17. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
- Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 102‒108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 92 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62‒76.
- Жиенбаева С.Н., Сыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность – как инновационный феномен в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 189‒193.
- Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника: материалы симпозиума / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. С. 5‒10.
- Коваленко И.В., Скворцова Т.П. Игровые технологий и приемы геймификации в преподавании английского языка: анализ педагогического опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 2. С. 382‒392. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-382-392
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 344 c.
- Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 4. С. 42‒49.
- Кузнецова Е.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 198‒206. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-198-206
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
- Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Модина И.А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению: дис. … канд. психол. наук. М.: РГГУ, 2008. 188 с.
- Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307‒319.
- Сальникова А.А., Журавлев Д.С. Школьные образовательные реформы и формирование нового советского школьного пространства в Казани в 20–30-е годы ХХ века // Ученые записки Казанского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2022. Т. 164. № 6. С. 191–201. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.6.191-201
- Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания // Современное дошкольное образование. 2023. № 1 (115). С. 26–34. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
- Шакирова Е.В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология // Современное дошкольное образование. 2022. № 1 (109). С. 56‒68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
- Alasuutari M. Voicing the child? A case study in Finnish early childhood education // Childhood. 2014. Vol. 21. No. 2. Pp. 242–259. https://doi.org/10.1177/0907568213490205
- Aslan D. The effects of a food project on children's categorization skills // Social Behavior and Personality. 2013. Vol. 41. No. 6. Pp. 939–946. https://doi.org/10.2224/sbp.2013.41.6.939
- Ban M., Uchiyama I. Developmental changes in toy preferences during pretend play in toddlerhood // Early Child Development and Care. 2022. Vol. 192. No. 7. Pp. 1069–1078. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1838497
- Başaran M., Bay E. The effect of project-based STEAM activities on the social and cognitive skills of preschool children // Early Child Development and Care. 2023. Vol. 193. No. 5. Pp. 679–697. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2146682
- Bell S. Project-based learning for the 21st century: skills for the future // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2010. Vol. 83. No. 2. Pp. 39–43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
- Bergen D. The role of pretend play in children's cognitive development // Early Childhood Research & Practice. Vol. 4. No. 1. Pp. 2‒13.
- Bodrova E., Leong D.J. The importance of being playful // Educational Leadership. 2003. Vol. 60. No. 7. Pp. 50–53.
- Can B., Yıldız-Demirtaş V., Altun E. The effect of project-based science education programme on scientific process skills and conceptions of kindergarten students // Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16. No. 3. Pp. 395–413. https://doi.org/10.33225/jbse/17.16.395
- Elias C.L., Berk L.E. Self-regulation in young children: is there a role for sociodramatic play? // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17. No. 2. Pp. 216–238. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(02)00146-1
- Fleer M. How conceptual PlayWorlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. Vol. 1–2. No 2. Pp. 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
- Habok A. Implementation of a project-based concept mapping developmental programme to facilitate children's experiential reasoning and comprehension of relations // European Early Childhood Education Research Journal. 2015. Vol. 23. No 1. Pp. 129–142. https://doi.org/10.1080/1350293x.2014.991100
- Helm J.H., Katz L.G., Wilson R. Young investigators: the project approach in the early years. New York: Teachers College Press, 2023. 240 p.
- Katz L.G., Chard S.D. The project approach (ERIC Document Reproduction Service No. ED340518). 1992.
- Kelly R., Dissanayake C., Ihsen E., Hammond S. The relationship between symbolic play and executive function in young children // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. No. 2. Pp. 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
- Lillard A.S., Taggart J. Pretend play and fantasy: what if Montessori was right? // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 85–90. https://doi.org/10.1111/cdep.12314
- Raevskaya A.A., Tatarko A.N. The association between family social capital and female entrepreneurship // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 3–20. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0301
- Sukhikh V.L., Veresov N.N., Veraksa N.E. Dramatic perezhivanie as a driver of executive functions development through role-play in early childhood: theoretical framework and experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1057209
- Veresov N. Subjectivity and perezhivanie: empirical and methodological challenges and opportunities // Subjectivity within Cultural-Historical Approach. Perspectives in Cultural-Historical Research / ed. by F. González Rey, A. Mitjáns Martínez, D. Magalhães Goulart. Singapore: Springer, 2019. Vol 5. Pp. 61–83. https://doi.org/10.1007/978-981-13-3155-8_4
- Veresov N. The concept of perezhivanie in cultural-historical theory: content and contexts // Perezhivanie, Emotions and Subjectivity. Perspectives in Cultural-Historical Research / ed. by M. Fleer, F. González Rey, N. Veresov. Singapore: Springer, 2017. Vol. 1. Pp. 47–70. https://doi.org/10.1007/978-981-10-4534-9_3
- Veresov N., Veraksa A., Gavrilova M., Sukhikh V. Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023