Лидерство и инновационность как основы развития цифровых компетенций педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены проблемы и перспективы развития современных компетенций педагогов в процессе цифровизации образовательного процесса. Цель работы - на основе анализа зарубежных и отечественных научных исследований предложить педагогическому менеджменту перспективную систему развития цифровых компетенций педагогов в овладении современными образовательными технологиями. Представлена теоретическая аргументация рассмотрения развития лидерства и инновационности педагогов как психологических характеристик, способствующих формированию цифровых компетенций. На основе характеристик проявлений лидерства и инновационности в образовательном процессе продемонстрирована теоретическая модель структурных элементов инновационности личности. Подробно изложена практическая технология организации психолого-педагогической лаборатории учителя в виде цикла логически взаимосвязанных модулей. Данная технология позволит организовать развитие цифровых компетенций педагога в системе современного образовательного учреждения. Сформулированы основные направления системы организационного развития лидерства и инновационности педагогов, которые можно использовать в практике педагогического менеджмента любой современной школы. Обоснована необходимость внедрения данной системы в международную практику современного образования.

Об авторах

Лазар Стошич

Университет «Юнион - Никола Тесла»; Донской государственный технический университет

Email: lazarstosic@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0003-0039-7370

доктор компьютерных наук, профессор факультета менеджмента, Университет «Юнион - Никола Тесла»; ведущий научный сотрудник, Управление информационно-публикационной деятельности, Центр научных компетенций, Донской государственный технический университет

Республика Сербия, 21205, Сремски Карловцы, ул. Негоша, д. 1a; Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

Ольга Борисовна Михайлова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhaylova-ob@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5046-1452

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Лидерство и руководство в развитии школ и организаций отечественной психологии // Познание и переживание. 2022. Т. 3. № 1. С. 90–109. https://doi.org/10.51217/cogexp_2022_03_01_05
  2. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997. C. 270–374.
  3. Бурлакова А.Р. Цифровизация в системе образования: вызовы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6–1 (69). С. 209–212. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-6-1-209-212
  4. Волошко В.И. Современное лидерство педагогов. Взгляд в будущее // Педагогическая наука и практика. 2018. № 4 (22). С. 50–54.
  5. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации в России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 65. https://doi.org/10.17513/spno.30673
  6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Гордеев К.С., Смирнова Ж.В. Особенности проектного управления в педагогическом менеджменте // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 71–74. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1002-0017
  7. Голодов Е.А., Герлах И.В., Копченко И.Е., Спирина О.Н., Хлопкова В.М., Чиянова Э.В. Профессиональные дефициты педагогов в области ИКТ-компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 58–73. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.4
  8. Грунис М.Л. Исследование ролевых функций педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4 (153). С. 58–68. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.154.4.007
  9. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство – парадоксы эмпирических исследований // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й Научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. С. 986–991.
  10. Дмитриева Ю.А., Грязева-Добшинская В.Г. Структура лидерства менеджеров: результаты эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 5–12.
  11. Иванова О.В., Мороз И.Н. Возможности и проблемы цифровизации высшего образования // Высшее образование сегодня. 2022. № 5–6. С. 30–35. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.22.05-06.P.030
  12. Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1 (3). С. 80–95. https://doi.org/10.31249/snsn/2021.01.07
  13. Игнатьев В.П., Шахурдин В.Д. Модель формирования цифровых компетенций современного педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 4–10.
  14. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г. Управление развитием цифровых компетенций педагогов // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 114–120.
  15. Киндеева А.А., Зуева А.С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60–64.
  16. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 2. С. 439–460. https://doi.org/10.18334/lim.9.2.114367
  17. Менегетти А. Психология лидера / пер. с итал. М.: Онтопсихология, 2006. 264 c.
  18. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 2. С. 9–19. https://doi.org/10.17759/bppe.2022190201
  19. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 7. С. 33–49.
  20. Михайлова О.Б. Адаптированность к профессиональной деятельности как условие реализации инновационного потенциала личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 7. № 1. С. 52–57.
  21. Михайлова О.Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 35–43.
  22. Михайлова О.Б. Психологическая диагностика и реализация инновационности личности. М.: РУДН, 2016. 152 с.
  23. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611–621. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621
  24. Нариманова О.В. Оптимальный стиль лидерства на различных этапах жизненного цикла организации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. Т. 5. № 2 (17). С. 169–179. https://doi.org/10.23888/humJ20172169-179
  25. Попадић Д., Кузмановић Д. Млади у свету Интернета: коришћење дигиталне технологије, ризици и заступљеност дигиталног насиља међу ученицима у Србији. Београд: Министарство просвете, науке и технолошког развоја, 2016. 147 с.
  26. Поташник М.М. Сообщество педагогов школы: коллектив или команда // Народное образование. 2012. № 5 (1418). С. 167–174.
  27. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2007. 223 с.
  28. Стоковић Г., Ристић М. Развој дигиталних компетенција наставника разредне наставе // Дидактичко-методички приступи и стратегије – Подршка учењу и развоју деце. Зборник радова са међународног научног скупа. Београд: Учитељски факултет, 2016. C. 423–435.
  29. Сюрдюкова Е.В Психологические фактор формирования цифровой компетентности педагога // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 5. С. 37–41.
  30. Џигурски С., Симић С., Марковић С., Шћепановић Д. Истраживање о употреби информационо-комуникационих технологија у школама у Србији. Београд: Тим за социјално укључивање и смањење сиромаштва, Кабинет потпредседнице Владе за европске интеграције, 2013. 72 c.
  31. Arteaga M., Tomczyk Ł., Barros G., Sunday Oyelere S. ICT and education in the perspective of experts from business, government, academia and NGOs: in Europe, Latin America and Caribbean. Ecuador: Universidad del Azuay, 2020. https://doi.org/10.33324/memorias.vi1
  32. Corell-Almuzara A., López-Belmonte J., Marín-Marín J.-A., Moreno-Guerrero A.-J. COVID-19 in the field of education: State of the art // Sustainability. 2021. Vol. 13. No 10. https://doi.org/10.3390/su13105452
  33. Daniel S.J. Education and the COVID-19 pandemic // Prospects. 2020. Vol. 49. No 1–2. Pp. 91–96. https://doi.org/10.1007/s11125-020-09464-3
  34. Eger L., Tomczyk Ł., Klement M., Pisoňová M., Petrová G. How do first year university students use ICT in their leisure time and for learning purposes? // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8. No 2. Pp. 35–52. https://doi.org/10.5937/ijcrsee2002035e
  35. Ferrari A. Digital competence in practice: an analysis of frameworks. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. 95 p. https://doi.org/10.2791/82116
  36. Foulger T.S., Graziano K.J., Schmidt-Crawford D.A., Slykhuis D.A. Teacher educator technology competencies // Journal of Technology and Teacher Education. 2017. Vol. 25. No 4. Pp. 413–448.
  37. Galustyan O. Some methodological aspects of the evaluation of students' educational achievements at university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. Vol. 5. No 1. Pp. 43–48. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1701043g
  38. Gibson I.W. At the intersection of technology and pedagogy: considering styles of learning and teaching // Journal of Information Technology for Teacher Education. 2001. Vol. 10. No 1–2. Pp. 37–61. https://doi.org/10.1080/14759390100200102
  39. Krouglov A. Emergency remote teaching and learning in simultaneous interpreting: capturing experiences of teachers and students // Training, Language and Culture. 2021. Vol. 5. No 3. Pp. 41–56. https://doi.org/10.22363/2521-442x-2021-5-3-41-56
  40. Marinoni G., van’t Land H., Jensen T. The impact of COVID-19 on higher education around the world. Paris: International Association of Universities, 2020. 49 p. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (accessed: 12.10.2022).
  41. Mikhailova O.B., Kaminskaya E.A. Gender characteristics of innovation and leadership explicity in students // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2015. No 2. Pp. 24–30.
  42. Ng J., Thomas K. Cultivating the cream of the crop: a case study of urban teachers from an alternative teacher education program // Action in Teacher Education. 2007. Vol. 29. No 1. Pp. 3–19. https://doi.org/10.1080/01626620.2007.10463435
  43. Otvaranje obrazovanja: inovativnom podučavanju i učenju s pomoću novih tehnologija i otvorenih obrazovnih resursa / Evropska komisija, Generalni direktorat za izobraževanje, mladino, šport in kulturo. Luxembourg: Ured za publikacije Europske unije, 2014. 40 s. https://doi.org/10.2766/77774
  44. Oyelere S.S., Tomczyk Ł. ICT in teaching and digital inclusion: the perspective of selected countries from Latin America, Caribbean and Europe. Joensuu: University of Eastern Finland, 2020. 197 p.
  45. Reimers F.M., Schleicher A. A framework to guide an education response to the COVID-19 Pandemic of 2020. Paris: OECD Publishing, 2020. 39 p. https://doi.org/10.1787/6ae21003-en
  46. Ristić M. Digitalne kompetencije nastavnika i saradnika // Digitalizacija visokog obrazovanja: XXIV Skup Trendovi razvoja: Zbornik radova (Kopaonik, 21. – 23. 02. 2018). Novi Sad: Fakultet tehničkih nauka, 2018. Paper No. T1.4-6. Pp. 1–4.
  47. Sahu P. Closure of universities due to coronavirus disease 2019 (COVID-19): impact on education and mental health of students and academic staff // Cureus. 2020. Vol. 12. No 4. https://doi.org/10.7759/cureus.7541
  48. Sangster A., Stoner G., Flood B. Insights into accounting education in a COVID-19 world // Accounting Education. 2020. Vol. 29. No 5. Pp. 431–562. https://doi.org/10.1080/09639284.2020.1808487
  49. Stanišić T., Leković M., Stošić L. Relationship between the quality of higher education and Balkan countries’ competitiveness // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7. No 3. Pp. 49–59. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1903049s
  50. Stošić L. The importance of educational technology in teaching // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2015. Vol. 3. No 1. Pp. 111–114. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2015-3-1-111-114
  51. Stošić L., Stošić I. Perceptions of teachers regarding the implementation of the internet in education // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 53. Pp. 462–468. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.027
  52. Thomas M.S.C., Rogers C. Education, the science of learning, and the COVID-19 crisis // Prospects. 2020. Vol. 49. No 1–2. Pp. 87–90. https://doi.org/10.1007/s11125-020-09468-z
  53. Tigchelaar A., Brouwer N., Korthagen F. Crossing horizons: continuity and change during second-career teachers’ entry into teaching // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24. No 6. Pp. 1530–1550. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.03.001
  54. Timmis S., Broadfoot P., Sutherland R., Oldfield A. Rethinking assessment in a digital age: opportunities, challenges and risks // British Educational Research Journal. 2016. Vol. 42. No 3. Pp. 454–476. https://doi.org/10.1002/berj.3215
  55. Tomczyk Ł., Jáuregui V.C., de La Higuera Amato C.A., Muñoz D., Arteaga M., Oyelere S.S., Akyar Ö.Y., Porta M. Are teachers techno-optimists or techno-pessimists? A pilot comparative among teachers in Bolivia, Brazil, the Dominican Republic, Ecuador, Finland, Poland, Turkey, and Uruguay // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. No 3. Pp. 2715–2741. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10380-4
  56. Tomczyk L., Martins V.F., Eliseo M.A., Silveira, I.F., de La Higuera Amato C.A., Stosic L., Oyelere S.S. How does the attitude to new media influence the evaluation of a new e-learning platform among current and future teachers? // 2020 XV Conferencia Latinoamericana de Tecnologias de Aprendizaje: Conference Proceedings. New York: IEEE, 2020. Pp. 1–8. https://doi.org/10.1109/laclo50806.2020.9381130
  57. Tomczyk Ł., Szotkowski R., Fabiś A., Wąsiński A., Chudý Š., Neumeister P. Selected aspects of conditions in the use of new media as an important part of the training of teachers in the Czech Republic and Poland – differences, risks and threats // Education and Information Technologies. 2017. Vol. 22. No 3. Pp. 747–767. https://doi.org/10.1007/s10639-015-9455-8

© Стошич Л., Михайлова О.Б., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах