Прогрессирующий инфантилизм у современных подростков и молодежи: симптомы и причины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В XXI веке в эпоху нарастающей инфантильности одной из важных задач современных психологии и педагогики является решение проблемы воспитания и развития ответственности подростков и молодежи. Существуют различные гипотезы по поводу возникновения инфантильности и безответственности и их проявлений в детстве и во взрослости. Сила общества - это сила личностей, его составляющих, поэтому в современной науке важно выявлять причины социального инфантилизма и внедрять технологии по его профилактике и коррекции. На основе теоретического анализа рассматриваются доминирующие симптомы развития инфантильности (безответственность, душевный дискомфорт, одиночество, нарушение сексуального поведения, нарциссизм и гендерный шовинизм) и их проявления в разные возрастные периоды. По мнению авторов, основными причинами развития инфантилизма в подростковой и молодежной среде являются: 1) отсутствие коллективного воспитания и низкое влияние педагогов, психологов и образовательной среды в целом на развитие личности; 2) ярко выраженный стиль педагогики свободы, провоцирующий развитие эгоизма; 3) делегирование ответственности за воспитание исключительно на семью при отсутствии психолого-педагогической поддержки семейных отношений; 4) деформация модели семейных отношений на фоне падения рождаемости, смещения гендерных ролей и семейных ценностей. Для профилактики и коррекции инфантилизма в среде подростков и молодежи специалистам в области современного образования необходимо проводить систематическую диагностическую работу с семьей и уделять пристальное внимание внедрению практических технологий профилактики безответственного поведения в среде младших школьников и подростков. Кроме того, необходимо внедрять психолого-педагогическое просвещение подрастающего поколения по вопросам саморазвития, самовоспитания и самореализации личности.

Об авторах

Ольга Борисовна Михайлова

Российский университет дружбы народов

Email: mikhaylova-ob@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5046-1452

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Николетта Гутвайн

Институт педагогических исследований Республики Сербия

Автор, ответственный за переписку.
Email: gutvajnnikoleta@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5628-3455

доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, директор

Республика Сербия, Белград, ул. Добриньска, д. 11/III

Список литературы

  1. Апраксина Н.Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2008. 23 с.
  2. Бакулина А.С. Феномен кидалт, или «новых взрослых», в современном мире // Актуальные вопросы социально-психологических исследований: сб. науч. и учеб.-метод. ст. / ред.-сост. А.М. Тютченко, О.С. Фисенко. М.: Перо, 2015. С. 28–36.
  3. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры / сост. Л.А. Мостова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 271–284.
  4. Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3 (105). С. 22–43. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270303
  5. Демиденко А.С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3–1. С. 143–149. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149
  6. Карпов В.А. Кидалтизм как социальный феномен // Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 15 ноября 2019 г.) / под общ. ред. Л.И. Савинова. Саранск: Издатель ИП Афанасьев В.С., 2020. С. 149–157.
  7. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. 412 с.
  8. Микляева А.В. Социально-психологический подход к исследованию личностного инфантилизма // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2 (95). С. 147–157. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2019-095-02-147-157
  9. Нагорнова А.Ю. Характеристика ценностей японской молодежи и синдром хикикамори // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 3(9). С. 84–88.
  10. Пахомова Е.А. Инфантилизм в студенческой молодежной среде как психолого-педагогическая проблема // Человеческий капитал. 2021. № 2 (146). С. 234–242. https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.23
  11. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация. Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89–105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105
  12. Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2006. 25 с.
  13. Темнова Л.В., Тезина Е.И. Кидалтинг как социальный феномен // Теория и практика общественного развития. 2018. № 12 (130). С. 30–34. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.12.4
  14. Утенков А.В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): автореферат дис. ... канд. психол. наук. М.: РГГУ, 2012. 27 с.
  15. Штрикер Ю.Д., Савосин С.В., Костригин А.А. Взаимосвязь социального интеллекта, эмоционального интеллекта и алекситимии у молодежи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 6. С 102–108. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2021.06.25
  16. Aline M. Re-evaluating the concept of adulthood and the framework of transition // Journal of Youth Studies. 2014. Vol. 17. No. 3. Pp. 415–429. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.853872
  17. Arnett J.J. Oh, grow up! Generational grumbling and the new life stage of emerging adulthood – commentary on Trzesniewski & Donnellan (2010) // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. No. 1. Pp. 89–92. https://doi.org/10.1177/1745691609357016
  18. Benedict R. The chrysanthemum and the sword: patterns of Japanese culture. New York, Scarborough: New American Library, 1974.
  19. Bowker M.H. Hikikomori as disfigured desire: Indulgence, mystification, and victimization in the phenomenon of extreme social isolation in Japan // Journal of Psycho-Social Studies. 2016. Vol. 9. No. 1. Pp. 20–52.
  20. Calcutt A. Arrested development: pop culture and the erosion of adulthood. London: Bloomsbury Academic, 2016. 262 p. http://doi.org/10.5040/9781474287029
  21. Chekhov А.P. The Grasshopper. Kessinger Publishing, 1891/2004. 48 p.
  22. Gazzillo F., Lingiardi V., Del Corno F., Genova F., Bornstein R.F., Gordon R.M., McWilliams N. Clinicians’ emotional responses and Psychodynamic Diagnostic Manual adult personality disorders: a clinically relevant empirical investigation // Psychotherapy. 2015. Vol. 52. No. 2. Pp. 238–246. https://doi.org/10.1037/a0038799
  23. Gibson S., Hamilton L. Knowledge, autonomy and maturity: developmental and educational concerns as rhetorical resources in adolescents’ discussions regarding the age of electoral majority in England // Journal of Youth Studies. 2013. Vol. 16. No. 1. Pp. 34–53. https://doi.org/10.1080/13676261.2012.693589
  24. Hayakawa K., Kato T.A., Watabe M., Teo A.R., Horikawa H., Kuwano N., Shimokawa N., Sato-Kasai M., Kubo H., Ohgidani M., Sagata N., Toda H., Tateno M., Shinfuku N., Kishimoto J., Kanba S. Blood biomarkers of hikikomori, a severe social withdrawal syndrome // Scientific Reports. 2018. Vol. 8. No. 1. 2884. https://doi.org/10.1038/s41598-018-21260-w
  25. Hayward K. ‘Life stage dissolution’ in Anglo-American advertising and popular culture: kidults, Lil' Britneys and middle youths // The Sociological Review. 2013. Vol. 61. No. 3. Pp. 525–548. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12032
  26. Kiley D. The Peter Pan syndrome: men who have never grown up. New York: Dodd, Mead, 1983. 281 p.
  27. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B., Mikhailova O.B. The role of persistence in students’ self-realization // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. Vol. 5. No. 2. Pp. 19–25. https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1702019K
  28. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: understanding personality structure in the clinical process. New York: Guilford Press, 2011. 426 p.
  29. Mikhailova O.В., Kudinov S.I., Marin Jerez К.G. Value-motivational characteristics of innovativeness as prospects for successful self-fulfillment // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 3S2. Pp. 105–112. http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s2p105
  30. Pupavac V. From statehood to childhood: regeneration and changing approaches to international order // Regeneration of War-Torn Societies / ed. by M. Pugh. London: Palgrave Macmillan, 2000. Pp. 134–153. https://doi.org/10.1007/978-1-349-62835-3_8
  31. Saito T. Hikikomori: adolescence without end. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2013. 192 p.
  32. Schulenberg J.E., Zarrett N.R. Mental health during emerging adulthood: continuity and discontinuity in courses, causes, and functions // Emerging Adults in America: Coming of Age in the 21st Century / ed. by J.J. Arnett, J.L. Tanner. Washington, DC: American Psychological Association, 2006. Pp. 135–172. https://doi.org/10.1037/11381-006
  33. Smith A.R., Bodell L.P., Holm-Denoma J., Joiner Jr T.E., Gordon K.H., Perez M., Keel P.K. “I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid:” increasing maturity fears across the decades // International Journal of Behavioral Development. 2017. Vol. 41. No. 6. Pp. 655–662. https://doi.org/10.1177/0165025416654302
  34. Tanner J.L., Reinherz H.Z., Beardslee W.R., Fitzmaurice G.M., Leis J.A., Berger S.R. Change in prevalence of psychiatric disorders from ages 21 to 30 in a community sample // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2007. Vol. 195. No. 4. Pp. 298–306. https://doi.org/10.1097/01.nmd.0000261952.13887.6e

© Михайлова О.Б., Гутвайн Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах