Реактивное и проактивное совладающее поведение у российских студентов первого года обучения: диагностика и возможности развития
- Авторы: Бехтер А.А.1, Гагарин А.В.2, Филатова О.А.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 85-103
- Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26151
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-85-103
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования определена ролью процессов адаптации первокурсников к университетской среде, которая является важнейшим (предварительным) этапом для: а) успешного преодоления различного рода трудностей в обучении; б) комфортного и конструктивного взаимодействия с преподавателями и другими студентами; в) поиска и применения стратегии адаптивного поведения в связи с новыми условиями жизни. Развитие проактивного совладания является ключевым фактором эффективной учебной деятельности студентов, представляя собой «платформу» для личностного роста. Цель исследования - определение возможностей диагностики и развития реактивного и проактивного совладающего поведения у студентов первого года обучения. В исследовании приняли участие 272 студента первого курса Тихоокеанского государственного университета (136 студентов экспериментальной группы, которые обратились за помощью в Психологический центр университета в 2019 году и 136 студентов-добровольцев первого курса в качестве контрольной группы). Для диагностики использованы методика Proactive Coping Inventory (PCI) в адаптации Е.П. Белинской и др., опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой и др., тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой и др.), методика рефлексивности А.B. Карпова. В результате у первокурсников выявлены невысокие уровни развития реактивного и проактивного совладания; высокие уровни социальной и эмоциональной поддержки, бегства-избегания; средние уровни стратегического планирования и поиска информационной поддержки; сниженный уровень рефлексивного, прогностического ресурса. Показано, что поиск социальной, эмоциональной и информационной поддержки является базой для построения стратегий адаптивного поведения. Подтверждено, что самоконтроль и категория будущего являются модерирующими для всех видов проактивного совладания. На основе кластерного анализа были выделены три типа отличающихся уровнями и содержанием реактивного и проактивного поведения (неадаптивный, реактивный, активный с тенденцией к проактивному). Повторные измерения показали, что индивидуальные и групповые формы психологической интервенции вызывают изменения в показателях реактивно-проактивного совладающего поведения, что может расцениваться как положительная динамика развития поведения студентов экспериментальной группы. В заключении сформулирован вывод о возможностях использования разных форм психологической поддержки (индивидуального консультирования, тренингов и групп самопомощи) в оптимизации проактивного совладающего поведения первокурсников.
Об авторах
Анна Александровна Бехтер
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: behter2004@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, директор Психологического центра
Российская Федерация; 680000, Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 68Александр Валерьевич Гагарин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: alexandervgagarin@gmail.com
доктор педагогических наук, профессор факультета психологии Института общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82Олеся Анатольевна Филатова
Тихоокеанский государственный университет
Email: 0409800911@mail.ru
аспирант и преподаватель кафедры психологии
Российская Федерация; 680000, Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 68Список литературы
- Aspinwall, L., & Taylor, S. (1997). A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 121(3), 417-436. https://doi.org/10.1037//0033-2909.121.3.417
- Bekhter, A.A. (2017a). Prognozirovanie v Rabote Psikhologa: Vozmozhnosti Diagnostiki i Razvitiya: Handbook. Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
- Bekhter, A.A. (2017b). Razvitie Sovladayushchego Povedeniya Spetsialistov Pomogayushchego Profilya: Handbook. Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
- Bekhter, A.A. (2019). K voprosu o proaktivnosti v sovladayushchem povedenii studentov vuza. Problemy Vysshego Obrazovaniya (1), 344-347. (In Russ.)
- Bekhter, A.A. (2019). Razvitie proaktivnogo sovladayushchego povedeniya pervokursnikov s pomoshch'yu refleksivnogo treninga. Metodologiya, Teoriya, Istoriya Psikhologii Lichnosti: Conference Proceedings (pp. 524-631). Moscow: Institute of Phycology of Russian Academy of Science Publ. (In Russ.)
- Bekhter, A.A., & Filatova, O.A. (2018). Subject activity in coping behaviour of the personality. Acmeology, (1), 21-26. (In Russ.)
- Bekhter, A.A., & Golovacheva, M.V. (2020). Vzaimosvyazi Stilei Proaktivnogo Sovladeyushchego Povedeniya Studentov i Obshchego Urovnya Stressa. In E.N. Tkach (Ed.), Lichnost' v obrazovatel'nom prostranstve: variativnost' podkhodov k soderzhaniyu i tekhnologiyam psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya (pp. 34-39). Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
- Bekhter, A.A., & Prokhorova, A.E. (2020). Osobennosti proaktivnogo sovladayushchego povedeniya studentov. In A.K. Kulieva (Ed.), Psikhologiya Sluzhebnoi Deyatel'nosti: Dostizheniya i Perspektivy. Conference Proceedings (pp. 740-741). Saint Petersburg: Skifiya-print Publ. (In Russ.)
- Belinskaya, E.P., Vecherin, A., & Agadullina, E.R. (2019). The Relationship of Proactive Coping and Severity of Symptoms of Post-Traumatic Stress Disorder. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, (321), 10-14. http://dx.doi.org/10.2991/ispcpep-19.2019.3
- Belinskaya, E.P., Vecherin, A.V., & Agadullina, E.R. (2018). Proactive Coping Inventory: Adaptation to a Non-Clinical Sample and the Predictive Capability. Clinical Psychology and Special Education, 7(3), 192-211. https://doi.org/1017759/psyclin.2018070312 (In Russ.)
- Bityutskaya, E.V, & Korneev, A.A. (2020). Diagnostics of coping prerequisite: approbation of the Questionnaire “Types of Orientations in Difficult Situations”. Psikhologicheskii Zhurnal, 41(1), 97-111. https://doi.org/10.31857/S020595920007902-8 (In Russ.)
- Bolger, N., & Zuskerman, A. (1995). A Framework for studying personality in the stress process. Journal of Personality and Social Psychology, 69(5), 890-902.
- Gagarin, A.V., & Bekhter, A.A. (2014). Developing coping strategies in would-be psychologists by employing reflexive methods in education process. RUDN Journal of Psycho-logy and Pedagogics, (3), 90-96. (In Russ.)
- Greenglass, E., Schwarzer, R., Jakubiec, D., Fiksenbaum, L., & Taubert, S. (1999). The Proactive Coping Inventory (PCI): A Multidimensional Research Instrument. Stress and Anxiety Research Society (STAR): Proceeding. 20th International Conference. Cracow, Poland. Retrieved February 2, 2021, from http://www.alabanza.com/lothian/york/
- Karpov, A.V. (2003). Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki. Psikhologicheskii Zhurnal, 24(5), 45-57. (In Russ.)
- Kornilova, T.V. (2016). Psychology of choice and decision making as cognitive and personality moderated overcoming of uncertainty. Psikhologicheskii Zhurnal, 37(3), 113-124. (In Russ.)
- Korzun, S.A. (2016) Proactive and reactive coping behavior of pedagogical university. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly, 16(2), 100-106. (In Russ.)
- Krukova, T.L., Kuftyak, E.V., & Zamishlyaeva, M.S. (2005). Adaptation of techniques, study of coping behavior way of coping questionnaire (questionnaire of coping methods of R. Lazarus and S. Folkman). Psikhologicheskaya Diagnostika, (3), 57-76. (In Russ.)
- Kuftyak, E.V. (2019). Sovladayushchee povedenie v period vzrosleniya: sootnoshenie mekhanizmov psikhologicheskikh zashchit, reaktivnogo i proaktivnogo sovladaniya. Metodologiya, Teoriya, Istoriya Psikhologii Lichnosti: Conference Proceedings (pp. 680-689). Moscow: Institute of Phycology of Russian Academy of Science publ. (In Russ.)
- Kuftyak, E.V., & Bekhter, A.A. (2020). Stress i proaktivnoe sovladayushchee povedenie v period pandemii COVID-19: dannye onlain-oprosa. Meditsinskaya Psikhologiya v Rossii, 12(6). (In Russ.)
- Kuftyak, E.V., Bekhter, A.A., & Kirpan, S.A. Opyt adaptatsii metodiki otsenki studencheskogo stressa. Ekopsikhologicheskie issledovaniya - 6: Ekologiya detstva i psikhologiya ustoichivogo razvitiya. Conference Proceedings (pp. 223-227). Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ. (In Russ.)
- Lazarus, R.S. (1993). Coping theory and research: past, present, and future. Psychosomatic Medicine, 55, 234-247.
- Leontiev, D.A., & Rasskazova, E.I. (2006). Test Zhiznestoikosti. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Miao, M., & Gan, Y. (2019). How does meaning in life predict proactive coping? The self-regulatory mechanism on emotion and cognition. Journal of Personality, 87(3), 579-592. https://doi.org/10.1111/jopy.12416
- Schwarzer, R. (2001). Stress, resources, and proactive coping. Applied Psychology: An International Review, 50(3), 400-407.
- Sekatskaya, E.O. (2020). Temporal perspective of individual as a determinant of proactive coping behavior. Nauka: Kompleksnye Problemy, (2), 19-24. (In Russ.)
- Sergienko, E.A. (2009). Behavior control: individual resources of subject control. Psikhologicheskie Issledovaniya, 5(7), 1. Retrieved February 2, 2021, from http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/223-#e3 (In Russ.)
- Sircova, A., Sokolova, O.V., & Mitina, O.V. (2008). Adaptation of F. Zimbardo Time Perspective Inventory. Psikhologicheskii Zhurnal, 29(3), 101-109. (In Russ.)
- Slabinsky, V.Yu., Voishcheva, N.M., Neznanov, N.G., Nikiforov, G.S., & Ulyanov, I.G. (2019). Psychological features of reactive, active and proactive types of coping behavior: Level approach. Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology, 10(3), 539-545. (In Russ.)
- Slabisky, V.Yu., Voishcheva, N.M., Neznanov, N.G., Ulianov, I.G., & Kharkova, O.V. (2019). Assessment of the efficiency of proactive behavior training and individual psychotherapy among persons with different degrees of professional burnout. Human Ecology, 10(3), 28-34. https://doi.org/10.33396 / 1728-0869-2019-11-28-34 (In Russ.)
- Sleczka, P., Braun, B., Grüne, B., Bühringer, G., & Kraus, L. (2016). Proactive coping and gambling disorder among young men. Journal of Behavioral Addictions, 5(4), 639-648. https://doi.org/10.1556/2006.5.2016.080
- Starchenkova, E.S. (2009). The concept of proactive coping behaviour. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Series 12: Psychology, Sociology Pedagogy, (2-1), 198-205. (In Russ.)
- Starchenkova, E.S. (2012). Psychological resources of proactive coping behavior. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Series 12: Psychology, Sociology Pedagogy, (1), 51-61. (In Russ.)
- Straud, C.L., & McNaughton-Cassill, M. (2019). Self-blame and stress in underground college students: The mediating role of proactive coping. Journal of American College Health, 67(4), 367-373.
- Vaculikova, J. (2016). Proactive coping behavior in sample of university students in helping professions. Sociální pedagogika [Social Education], 4(2), 38-55. https://doi: 10.7441/soced.2016.04.02.03
- Vaculikovа J., Johnson, J., & Flint, D. (2019). Evaluating the factor structure of the proactive and preventive coping of graduate students. Turkish Online Journal of Educational Technology. Retrieved February 2, 2021, from https://www.researchgate.net/publication/332370236
- Zakharova, A.Y., & Trusova, A.V. (2019). Time perspective in patients with affective disorders: Review of scientific research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 435-450. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-435-450 (In Russ.)