Резильентность и культура: междисциплинарный подход
- Авторы: Аби-Хашем Н.1
-
Учреждения:
- Бейлорский университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире
- Страницы: 586-603
- Раздел: ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И СТРАНАХ МИРА
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/25366
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-586-603
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние годы в число приоритетных направлений исследования целого ряд академических дисциплин и гуманитарных практик вошли проблемы психосоциальной резильентности и культурной компетентности. В данной статье с позиции социокультурного и междисциплинарного подходов рассматриваются сущность, природа и функции резильентности, обосновывается ее фундаментальная и интегративная роль в области психологии, педагогики, физиологии, психотерапии, а также в сфере духовности и общественной жизни. Показан большой потенциал культурной резильентности в развитии многих направлений обучения и областей знания, подчеркивается важность интеграции данного концепта в образовательные подходы и педагогические практики. Утверждается, что сущность и проявления резильентности связаны не только с чертами и способностями отдельного человека, но также с общими социальными ресурсами: культурным богатством общества, опытом и знаниями многих поколений. В рамках настоящего исследования резильентность рассматривается и как внутренняя предрасположенность, характерная для отдельной личности или социальной группы, и как навык, который постепенно усваивается, специально формируется, развивается в течение жизни человека и затем проявляется как образ жизни, как необходимый потенциал и естественное стремление личности к полноценному функционированию, в особенности в трудных, проблемных ситуациях. Подчеркивается значимость формирования и развития межкультурной компетентности, междисциплинарного обучения и сотрудничества, что будет способствовать формированию резильентности и усвоению личностью эффективных стратегий совладания (копинга) в критических ситуациях. Достижению этой цели также будет способствовать рост социальной сознательности, расширение эмоциональных возможностей, воспитание уважения к сложившимся социальным отношениям и культурным традициям.
Об авторах
Наджи Аби-Хашем
Бейлорский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: NajiAbiHashem@gmail.com
MDiv, MA, Ph.D., в настоящее время является внештатным научным сотрудником института религиоведения (ISR) Бейлорского университета (Уэйко, США), членом организации CARE International. Н. Аби-Хашем – независимый ученый, клинический психолог, этнопсихолог, писатель, оратор, консультант, ведущий преподавательскую деятельность в качестве приглашенного профессора в ряде университетов, колледжей, институтов и семинарий США и Ливана. Консультирует руководителей и специалистов социальной сферы во многих странах мира, особенно в тех, где идут войны, происходят кризисы или катастрофы. В сфере его научных и практических интересов проблемы психологии, психотерапии, консультирования, межкультурной работы, общественные проблемы, духовность, религиозные верования и ментальность, мировоззрение и гуманность, менталитет жителей стран Ближнего Востока, проблемы глобализации и транснационализма, иммигрантов и беженцев, миротворчества и культурного наследия, вопросы психического здоровья, горя, утраты и травмы, психосоциальные аспекты политики, фундаментализма, экстремизма, радикализма и др. Н. Аби-Хашем выступил с презентациями на 95 международных конференциях и съездах, опубликовал более 95 научных статей в журналах и энциклопедиях, глав в монографиях и учебниках, выпустил ряд обучающих видео и онлайн-программ (в том числе под эгидой Американской психологической ассоциации). Страницы в интернете: Independent.Academia.edu/NajiAbiHashem, Researchgate.net/profile/Naji_Abi-Hashem.
Соединенные Штаты Америки, WA 98133, Сиэтл, Wallingford Ave North, 14054Список литературы
- Abi-Hashem, N. (1998). Returning to the fountains. American Psychologist, 53(1), 63-64. https://doi.org/10.1037/0003-066X.53.1.63
- Abi-Hashem, N. (1999a). Maturity. In D.G. Benner & P.C. Hill (Eds.), Baker Encyclopedia of Psychology and Counseling (2nd ed., pp. 730-731). Grand Rapids, MI: Baker.
- Abi-Hashem, N. (1999b). Psychoneuroimmunology. In D.G. Benner & P.C. Hill (Eds.), Baker Encyclopedia of Psychology and Counseling (2nd ed., pp. 973-974). Grand Rapids, MI: Baker.
- Abi-Hashem, N. (2001). Rediscovering hope in American psychology. American Psychologist, 56(1), 85-86. https://doi.org/10.1037/0003-066X.56.1.85
- Abi-Hashem, N. (2011a). On cultural resiliency. The Australian Community Psychologist, 23(2), 23-31. Retrieved from https://groups.psychology.org.au/Assets/Files/Abi-Hashem-ACP-2-11.pdf
- Abi-Hashem, N. (2011b). Working with Middle Eastern immigrant families. In A. Zagelbaum & J. Carlson (Eds.), Working with Immigrant Families: A Practical Guide for Counselors (pp. 151-180). New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203879283
- Abi-Hashem, N. (2013). Religion and spirituality. In K.D. Keith (Ed.), Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology. (pp. 1091-1094). Malden, MA: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781118339893.wbeccp453
- Abi-Hashem, N. (2014a). Cross-cultural psychology and counseling: A Middle Eastern perspective. Journal of Psychology and Christianity, 33(2), 156-163. https://psycnet.apa.org/record/2014-33844-007
- Abi-Hashem, N. (2014b). Social support: A psychological and cultural perspective. APA International Psychology Bulletin, 18(2-3), 74-77. Retrieved from https://internationalpsychology. files.wordpress.com/2014/07/ipb_spring-summer_2014_7-19_final.pdf
- Abi-Hashem, N. (2015). Revisiting cultural awareness and cultural relevancy. American Psychologist, 70(7), 660-661. https://doi.org/10.1037/a0038984
- Abi-Hashem, N. (2019). Pastoral and spiritual response to trauma and tragedy. In P.A. Barker (Ed.), Tackling Trauma: Global, Biblical, and Pastoral Perspectives (pp. 151-172). Carlisle-Cumbria, UK: Langham Global Library
- Abi-Hashem, N., & Brown, J.R. (2013). Intercultural adjustment. In K.D. Keith (Ed.), Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology (pp. 744-746). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp299/abstract
- Amen, D. G. (2015). Change Your Brain, Change Your Life (revised and expanded). New York, NY: Harmony
- APA. (2012). Building Your Resilience. Retrieved from https://www.apa.org/topics/resilience
- Awbrey, S.M., & Scott, D.K. (1994). Knowledge into wisdom: Incorporating values and beliefs to construct a wise university. To Improve the Academy, 13(1), 161-176. https://doi.org/10.1002/j.2334-4822.1994.tb00264.x
- Bandura, A. (1998). Health promotion from the perspective of social cognitive theory. Psychology and Health, 13(4), 623-649. https://doi.org/10.1080/08870449808407422
- Beimorghi, A., Hariri, N., & Babalhavaeji, F. (2019). Transforming knowledge into wisdom: A grounded theory approach. Library Philosophy and Practice, 1-12. Retrieved from https://search.proquest.com/openview/60183136c3cc7e4607de7a491c272cda/1?pq-origsite=gscholar&cbl=54903
- Blockley, D. (2015). Finding resilience through practical wisdom. Civil Engineering and Environmental Systems, 32(1-2), 18-30. https://doi.org/10.1080/10286608.2015.1022725
- Bonanno, G.A. (2004). Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events? American Psychologist, 59(1), 20-28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20
- Buse, N.A., Bernacchio, C., & Burker, E.J. (2013). Cultural variation in resilience as a response to traumatic experience. Journal of Rehabilitation, 79(2), 15-23
- Caruana, V. (2014). Re-thinking global citizenship in higher education: From cosmopolitanism and international mobility to cosmopolitanisation, resilience and resilient thinking. Higher Education Quarterly, 68(1), 85-104. Retrieved from http://eprints.leedsbeckett.ac.uk/344/3/Caruana%20fv3.pdf
- Cefai, C., Matsopoulos, A., Bartolo, P., Galea, K., Gavogiannaki, M., Zanetti, M., ... & Kimber, B. (2014). A resilience curriculum for early years and primary schools in Europe: Enhancing quality education. Croatian Journal of Education, 16(2), 11-32
- Cohen, A.B. (2009). Many forms of culture. American Psychologist, 64(3), 194-204. https://doi.org/10.1037/a0015308
- Day, C., & Gu, Q. (2013). Resilient Teachers, Resilient Schools: Building and Sustaining Quality in Testing Times. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203578490
- Elsass, P. (1995). Strategies for Survival: The Psychology of Cultural Resilience in Ethnic Minorities. New York, NY: New York University Press.
- Ettun, R., Schultz, M., & Bar-Sela, G. (2014). Transforming pain into beauty: On art, healing, and care for the spirit. Evidence-Based Complementary & Alternative Medicine. Retrieved from https://www.hindawi.com/journals/ecam/2014/789852/
- Feder, A., Nestler, E.J., Westphal, M., & Charney, D.S. (2010). Psychobiological mechanisms of resilience to stress. In J.W. Reich, A.J. Zautra, & J.S. Hall (Eds.), Handbook of Adult Resilience (pp. 35-54). New York, NY: Guilford
- Geertz, C. (1973). Interpretation of Cultures: Selected Essays by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books
- Guorong, Y. (2002). Transforming knowledge into wisdom: A contemporary Chinese philosopher's investigation. Philosophy East and West, 52(4), 441-458. https://doi.org/10.1353/pew.2002.0035
- Harris, K.I. (2016). Heroes of resiliency and reciprocity: Teachers’ supporting role for reconceptualizing superhero play in early childhood settings. Pastoral Care in Education, 34(4), 202-217. https://doi.org/10.1080/02643944.2016.1154093
- Hawkley, L.C., Berntson, G.G., Engeland, C.G., Marucha, P.T., Masi, C.M., & Cacioppo, J.T. (2005). Stress, aging, and resilience: Can accrued wear and tear be slowed? Canadian Psychology/Psychologie Canadienne, 46(3), 115-125. https://doi.org/10.1037/h0087015
- Jordan, J.V. (2017). Relational-cultural therapy. In M. Kopala & M. Keitel (Eds.), Handbook of Counseling Women (2nd ed., pp. 63-73). https://doi.org/10.4135/9781452229546.n2
- Karatsoreos, I.N., & McEwen, B.S. (2013). Resilience and vulnerability: A neurobiological perspective. F1000 Prime Reports, 5(13), 1-5. https://doi.org/10.12703/p5-13
- Khukhlaev, O.E., Gritsenko, V.V., Pavlova, O.S., Tkachenko, N.V., Usubian, S.A., & Shorokhova, V.A. (2020). Comprehensive model of intercultural competence: Theoretical substantiation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(1), 13-28. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
- Kim, U., Yang, K.-S., & Hwang, K.-K. (Eds.). (2006). Indigenous and Cultural Psychology: Understanding People in Context. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/0-387-28662-4
- Kira, I.A., Arıcı Özcan, N., Shuwiekh, H., Kucharska, J., Al-Huwailah, A.H., & Kanaan, A. (2020). The compelling dynamics of “will to exist, live, and survive” on effecting posttraumatic growth upon exposure to adversities: Is it mediated, in part, by emotional regulation, resilience, and spirituality? Traumatology. Advance online publication https://doi.org/10.1037/trm0000263
- Koenig, H.G. (2008). Spirituality and pain: Finding purpose, meaning and hope in the midst of suffering. International Journal of Existential Positive Psychology, 2(1). Retrieved from http://journal.existentialpsychology.org/index.php/ExPsy/article/view/114
- Kristjánsson, K. (2013). Virtues and Vices in Positive Psychology: A Philosophical Critique. Cambridge, UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781139177818
- Kulig, J.C., Edge, D.S., Townshend, I., Lightfoot, N., & Reimer, W. (2013). Community resiliency: Emerging theoretical insights. Journal of Community Psychology, 41(6), 758-775. https://doi.org/10.1002/jcop.21569
- Lerch, D. (Ed.). (2017). The Community Resilience Reader: Essential Resources for an Era of Upheaval. Washington, DC: Island Press
- Marsella, A.J., & Pedersen, P. (2004). Internationalizing the counseling psychology curriculum: Toward new values, competencies, and directions. Counselling Psychology Quarterly, 17, 413-423. https://doi.org/10.1080/09515070412331331246
- Masten, A.S. (2015). Ordinary Magic: Resilience in Development. New York, NY: Guilford
- Mayo Clinic. (2019). Chronic Stress Puts Your Health at Risk. Retrieved from https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/stress-management/in-depth/stress/art-20046037
- Meichenbaum, D. (1994). A Clinical Handbook/Practical Therapist Manual for Assessing and Treating Adults with PTSD. Waterloo, Ontario: Institute Press.
- Niesel, R., & Griebel, W. (2005). Transition competence and resiliency in educational institutions. International Journal of Transitions in Childhood, 1(1), 4-11.
- Norcross, J.C., & VandenBos, G.R. (2018). Leaving it at the Office: A Guide to Psychotherapist Self-Care. New York, NY: Guilford.
- Norris, F.H., Stevens, S.P., Pfefferbaum, B., Wyche, K.F., & Pfefferbaum, R.L. (2008). Community resilience as a metaphor, theory, set of capacities, and strategy for disaster readiness. American Journal of Community Psychology, 41(1-2), 127-150. https://doi.org/10.1007/s10464-007-9156-6
- Paine, D.R., Sandage, S.J., Rupert, D., Devor, N.G., & Bronstein, M. (2015). Humility as a psychotherapeutic virtue: Spiritual, philosophical, and psychological foundations. Journal of Spirituality in Mental Health, 17(1), 3-25. https://doi.org/10.1080/19349637.2015.957611
- Pargament, K.I., & Cummings, J. (2010). Anchored by faith: Religion as a resilience factor. In J.W. Reich, A.J. Zautra, & J.S. Hall (Eds.), Handbook of Adult Resilience (pp. 193-210). New York, NY: Guilford
- Pooley, J.A., & Cohen, L. (2010). Resilience: A definition in context. The Australian Community Psychologist, 22(1), 30-37. Retrieved from https://www.psychology.org.au/APS/media/ACP/Pooley.pdf
- Sam, D.L., & Berry, J.W. (Eds.). (2006). The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511489891
- Sandberg, S., & Grant, A. (2017). Option-B: Facing Adversity, Building Resilience, and Finding Joy. New York, NY: Knopf Doubleday. https://optionb.org/book
- Seligman, M.E., Ernst, R.M., Gillham, J., Reivich, K., & Linkins, M. (2009). Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, 35(3), 293-311. https://doi.org/10.1080/03054980902934563
- Simon, J.B., Murphy, J.J., & Smith, S.M. (2005). Understanding and fostering family resilience. The Family Journal, 13(4), 427-436. https://doi.org/10.1177%2F1066480705278724
- Skovholt, T.M., & Trotter-Mathison, M. (2014). The Resilient Practitioner: Burnout Prevention and Self-Care Strategies for Counselors, Therapists, Teachers, and Health Professionals. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203893326
- Southwick, S.M., Bonanno, G.A., Masten, A.S., Panter-Brick, C., & Yehuda, R. (2014). Resilience definitions, theory, and challenges: Interdisciplinary perspectives. European Journal of Psychotraumatology, 5(1). Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/ejpt.v5.25338
- Sternberg, R.J. (2001). Why schools should teach for wisdom: The balance theory of wisdom in educational settings. Educational Psychologist, 36(4), 227-245. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3604_2
- Tabibnia, G., & Radecki, D. (2018). Resilience training that can change the brain. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 70(1), 59-88. https://doi.org/10.1037/cpb0000110
- Tillich, P. (1959). Theology of Culture. New York, NY: Oxford University Press.
- Ungar, M. (2008). Resilience across cultures. British Journal of Social Work, 38, 218-235. https://doi.org/10.1093/bjsw/bcl343
- Ungar, M. (2013). Resilience, trauma, context, and culture. Trauma, Violence, & Abuse, 14(3), 255-266. https://doi.org/10.1177/1524838013487805c
- Ungar, M. (Ed.). (2012). The Social Ecology of Resilience: A Handbook of Theory and Practice. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-0586-3
- Vanistendael, S. (2007). Resilience and spirituality. In B. Monroe & D. Oliviere (Eds.), Resilience in Palliative Care: Achievement in Adversity (pp. 115-135). Oxford, UK: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199206414.003.0008
- Wang, P., Liu, D.Z., & Zhao, X. (2014). The social ecology of resilience: A comparison of Chinese and Western researches. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 3259-3265. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.744
- Yates, T.M., & Masten, A.S. (2004). Fostering the future: Resilience theory and the practice of positive psychology. In P.A. Linley & S. Joseph (Eds.), Positive Psychology in Practice (pp. 521-539). New York, NY: Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9780470939338.ch32