К 95-летию Сержа Московиси: теория социальных представлений - история, постулаты и распространение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Теория социальных представлений (The Theory of Social Representations) является одной из величайших теорий социальной психологии, имеющей в своем активе тысячи научных работ, опубликованных с момента ее возникновения. В статье рассматриваются причины успеха данной теории, который прежде всего можно объяснить относительной гибкостью ее первоначальных постулатов, что позволяло исследователям, порой очень далеким от психологии, адаптировать эти постулаты к изучаемым проблемам. Но триумф теории социальных представлений можно также объяснить усилиями Сержа Московиси, предпринимаемыми на протяжении всей его научной карьеры с целью распространения теории по всему миру. Серж Московиси (1925-1994) до конца жизни не переставал предлагать все новые и новые идеи относительно социальных представлений, многие из которых остаются неразработанными до настоящего времени и представляют собой настоящий клад для будущих исследователей.

Об авторах

Паскаль Молине

Университет Поля Валери, Монпелье 3

Email: pascal.moliner@univ-montp3.fr
Ph.D., профессор лаборатории EPSYLON EA4556 Французская Республика, 34199, Монпелье, Route de Mende

Инна Борисовна Бовина

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: innabovina@yandex.ru
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии Москва, Россия

Список литературы

  1. Abric, J.C. (1976). Jeux, Conflits et Représentations Sociales. Thèse de Doctorat, Aix-Marseille: Université de Provence.
  2. Ajzen, I. (1991). The Theory of Planned Behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211.
  3. Ajzen, I. (1992). A comparison of the Theory of Planned Behavior and the Theory of Reasoned Action. Personality and Social Psychology Bulletin, 18, 3-9.
  4. Asch, S.E. (1946). Forming impressions of personality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 41, 258-290.
  5. Bailly, A. (1995). Les représentations en géographie. Encyclopédie de géographie (pp. 369-381). Paris: Economica.
  6. Codol, J.P. (1970). Influence de la représentation d’autrui sur l’activité des membres d’un groupe expérimental. L’Année Psychologique, 70, 131-150.
  7. Cooper, J., & Croyle, R.T. (1984). Attitudes and attitude change. Annual Review of Psychology, 35, 395-426.
  8. Dagenais, D., & Jacquet, M. (2008). Theories of representation in French and English scholarship multilingualism. International Journal of Multilingualism, 5(1), 41-52.
  9. Downs, R.M., & Stea, D. (1977). Maps in Mind: Reflections on Cognitive Mapping. New York, NY: Harper & Row.
  10. Durkheim, E. (1893, 1947). La Division du Travail. Paris: Presses Universitaires de France. [The division of labor in society. New York, NY: The Free Press.]
  11. Durkheim, E. (1895, 1982). Les Règles de la Méthode Sociologique. [The Rules of the Sociological method. New York, NY: The Free Press.]
  12. Durkheim, E. (1898). Représentations individuelles et représentations collectives. Revue de Métaphysique et de Morale, 6, 273-302.
  13. Festinger, L. (1954). A theory of social comparison processes. Human Relations, 7, 117-140.
  14. Festinger, L. (1957). A theory of Cognitive Dissonance (vol. 2). Standford: Stanford University Press.
  15. Flament, C. (1971). Image des relations amicales dans les groupes hiérarchisés. L’Année Psychologique, 71, 117-125.
  16. Freud, S. (1908). On the Sexual Theories of Children (vol. 9). London: Standard Edition.
  17. Freud, S. (1922). Some Points in a Comparative Study of Organic and Hysterical Crisis (vol. 1). London: Hogarth Press.
  18. Gould, P., & White, R. (1974). Mental Maps. Harmondsworth: Penguin Books.
  19. Heider, F. (1958). The Psychology of Interpersonal Relations. New York: Wiley
  20. Jodelet, D. (1989, 1992). Folie et Représentations Sociales. Paris: Presses Universitaires de France. [Madness and Social Representations. Berkeley, CA: University of California Press.]
  21. Kronberger, N., & Wagner, W. (2000). Key words in context: statistical analysis of text features. In M.W. Bauer & G. Gaskell (Eds.), Qualitative Researching With Text, Image and Sound. A Practical Handbook (pp. 299-317). London: Sage.
  22. Lévi-Strauss, C. (1962, 1968). La Pensée Sauvage. Paris: Plon. [The Savage Mind. Chicago: The University of Chicago Press.]
  23. Lévy-Bruhl, L. (1922, 1978). La Mentalité Primitive. Paris: Alcan. [Primitive Mentality. New York, NY: AMS Press.]
  24. Linton, R. (1945). The Cultural Background of Personality. New York, NY: D. Appleton-Century Co.
  25. Lussaut, M. (2007). L’homme Spatial. Construction Sociale de L’espace Humain. Paris: Seuil.
  26. Mauss, M. (1903). Représentations Collectives et Diversité des Civilisations. Paris: Minuit, edition de 1974.
  27. Moscovici, S. (1961). La Psychanalyse, Son Image et Son Public. Paris: Presses Universitaires de France (2ème édition, 1976).
  28. Moscovici, S. (1969). Préface. In C. Herzlich, Santé et Maladie. Paris: Mouton.
  29. Moscovici, S. (1976). Social Influence and Social Change. New York: Academic Press Inc.
  30. Moscovici, S. (1989). Des représentations collectives aux représentations sociales. In D. Jodelet (Ed.). Les Représentations Sociales. Paris: Presses Universitaires de France.
  31. Piaget, J. (1932, 1965). Le Jugement Moral Chez L’enfant. Paris: Presses Universitaires de France. [The Moral Judgment of the Child. New York, NY: The Free Press.]
  32. Rateau, P., Moliner, P., Guimelli, C., & Abric, J.C. (2011). Social Representations Theory. In P.A.M. Van Lange, A.W. Kruglanski & E.T. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology (pp. 477-497). Thousand Oaks (USA): Sage Publications Ltd
  33. Rosenberg, M., & Hovland, C. (1960). Cognitive, Affective and Behavioral Components of Attitudes. In M. Rosenberg, et al. (Eds.), Attitude Organization and Change. New Haven, Connecticut: Yale University Press
  34. Simmel, G. (1908). Soziologie. Berlin: Duncker Hamblot. Edition française de 1999, Paris: Presses Universitaires de France.
  35. Tuan, Y-F. (1975). Images and mental maps. Annals of the Association of American Geographers, 65(2), 205-212.
  36. Vergès, P. (1996). Bibliographie des représentations sociales. Third International Congress on Social Representations. Aix-en-Provence.
  37. Wagner, W. (1994). Fields of research and socio-genesis of social representations: a discussion of criteria and diagnostics. Social Science Information, 33, 199-228.
  38. Wagner, W., Duveen, G., Farr, R., Jovchelovitch, S., Lorenzi-Cioldi, F., Markovà, I., & Rose, D. (1999). Theory and method of social representations. Asian Journal of Social Psychology, 2, 95-125
  39. Weber, M. (1921, 1978). Economy and Society. Berkeley, CA: University of California Press

© Молине П., Бовина И.Б., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах