Особенности школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Нестабильная обстановка в современном мире приводит к постоянному появлению в России вынужденных мигрантов из разных регионов. В большинстве случаев вынужденная миграция является кризисной, травматической, экстремальной и фрустрирующей ситуацией. События в Украине стали причиной появления в нашей стране вынужденных мигрантов, в том числе детей школьного возраста, которым была предоставлена возможность продолжить обучение в школах России. Можно предположить, что стрессовая травматическая ситуация, в которой оказались дети, негативно повлияла на их физическое и психическое состояние, что в дальнейшем может отразиться на процессе адаптации к школе. Изучение особенностей школьной адаптации на ступени начального общего образования детей, переживших стрессовую травматическую ситуацию вынужденной миграции, способствует решению проблемы продуктивной организации адаптационных мероприятий в условиях общеобразовательного учреждения. Целью исследования было изучение особенностей школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов к условиям общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины). В исследовании приняли участие 241 учащийся младшего школьного возраста, из них 121 человек - младшие школьники, постоянно проживающие в Пензе и обучающиеся в образовательных учреждениях города, и 120 детей младшего школьного возраста из семей вынужденных мигрантов из Украины, начавших обучение в школах Пензы. Для выявления показателей эмоционального и социально-психологического элементов адаптации использовались проективные рисуночные методики «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», для диагностики агрессивности был использован «Тест руки» Э. Вагнера. Выявлено, что школьная адаптация детей из семей вынужденных мигрантов из Украины по сравнению с их сверстниками из России имеет определенные различия, которые в большей степени обнаруживаются в особенностях ее эмоционального и социально-психологического элементов. Результаты исследования могут учитываться при организации психолого-педагогического сопровождения процесса школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов.

Об авторах

Всеволод Валентинович Константинов

Пензенский государственный университет

Email: konstantinov_vse@mail.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология» Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40

Наталья Александровна Мали

Пензенский государственный университет

Email: n.mali2012@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольное и дефектологическое образование» Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40

Список литературы

  1. Berry, J.W. (2015). Global psychology: implications for cross-cultural research and management. Cross Cultural Management, 22(3), 342-355. http://doi.org /10.1108/CCM-032015-0031
  2. Berry, J.W. (2017). Vzaimootnosheniya etnicheskih grupp v polikul'turnyh obshchestvah. In N.M. Lebedeva (Ed.), Mezhkul'turnye otnosheniya na postsovetskom prostranstve (pp. 29-54). Moscow: Menedzher Publ. (In Russ.)
  3. Birman, D., Simon, C.D., Chan, W.Y., & Tran, N. (2014). A life domains perspective on acculturation and psychological adjustment: A study of refugees from the former Soviet Union. American Journal of Community Psychology, 53(1-2), 60-72. https://doi.org/10.1007/s10464-013-9614-2
  4. Chau, K., Kabuth, B., & Chau, N. (2016). Association between suicide ideation and attempts and being an immigrant among adolescents, and the role of socioeconomic factors and school, behavior, and health-related difficulties. International Journal of Environmental Research and Public Health, 13(11), 1070. https://doi.org/10.3390/ijerph13111070
  5. Gao, Q., Li, H., Zou, H., Cross, W., Bian, R., & Liu, Y. (2015). The mental health of children of migrant workers in Beijing: The protective role of public school attendance. Scandinavian Journal of Psychology, 56(4), 384-390. https://doi.org/10.1111/sjop.12232
  6. Gatalskaya, G.V., & Dzhiganskaya, K.N. (2016). The phenomenology of experiences and the success of adaptation of forced migrants. Russian Psychological Journal, 13(3), 10-25. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.1 (In Russ.)
  7. Georgiadou, E., Morawa, E., & Erim, Y. (2017). High manifestations of mental distress in Arabic Asylum seekers accommodated in collective centers for refugees in Germany. International Journal of Environmental Research and Public Health, 14, 612. https://doi.org/10.3390/ijerph14060612
  8. Geydenrikh, L.A. (2009). Sotsialno-Psikhologicheskie Osobennosti Obshcheniya Detey iz Semey Migrantov i Nemigrantov s Uchitelyami, Odnoklassnikami, Roditelyami: Ph.D. in Psychology Thesis. Rostov-on-Don: South Federal University. (In Russ.)
  9. Grigoryeva, M.V. (2008). Shkolnaya Adaptatsiya: Mehanizmyi i Faktoryi v Raznyih Usloviyah Obucheniya. Saratov: Saratov University Publ. (In Russ.)
  10. Gritsenko, V.V., & Efremenkova, M.N. (2016). Emotsionalnaya sfera lichnosti migrantov kak indikator predraspolozhennosti ikh k konfliktnomu ili konstruktivnomu povedeniyu. Sotsialny Mir Cheloveka: Conference Proceedings (pp. 244-247). Izhevsk: EGRO Publ. (In Russ.)
  11. Gritsenko, V.V., & Shustova, N.E. (2011). Sotsialno-Psihologicheskaya Adaptatsiya Detey iz Semey Migrantov. Moscow: Forum Publ. (In Russ.)
  12. Grishina, A.V., & Lunin, S.L. (2015). Ethnic Identity Types of Russian Youth as an Indicator of a Positive Readiness to Accept the Forced Migrants from Ukraine. Russian Psychological Journal, 12(2), 46-55.
  13. Gurova, E.V., Shlyakhta, N.F., & Sedova, N.N. (1992). Diagnostika Psikhicheskogo Razvitiya Detey. Moscow: Institut molodezhi Publ. (In Russ.)
  14. Dontsov, A.I., Stefanenko, T.G., & Utalieva, Zh.T. (2012). Yazyk kak faktor etnicheskoy identichnosti. Voprosy Psikhologii, (4), 75-85. (In Russ.)
  15. Dubrovina, I.V. (Ed.). (2006). Prakticheskaya Psikhologiya Obrazovaniya. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  16. Dyakova, E.V., & Grishina, A.V. (2016). Trudovaya i vynuzhdennaya migratsiya iz Ukrainy. Sotsialno-ekonomicheskie posledstviya. Nauka i obrazovanie. Khozyaystvo i ekonomika. Predprinimatelstvo. Pravo i upravlenie, (11), 10-12. (In Russ.)
  17. Kirdyashova, E.V., Pshenichnikova, N.A., & Kurkov, V.M. (2016). Kultura mezhlichnostnogo obscheniya u mladshikh shkolnikov iz semey migrantov kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Sotsialno-Psikhologicheskaya Adaptatsiya Migrantov v Sovremennom Mire: Conference Proceedings (pp. 75-83). Penza: PGU Publ. (In Russ.)
  18. Konstantinov, V.V., & Kovaleva, N.A. (2013). Parting with motherland as a socio-psychological problem of migration. Psikhologicheskii Zhurnal, 34(5), 3-15. (In Russ.)
  19. Konstantinov, V.V., & Mali, N.A. (2016). Osobennosti psikhologicheskoy adaptatsii mladshikh shkolnikov, vynuzhdenno pokinuvshikh territoriyu Ukrainy. Elementary School, (2), 32-35. (In Russ.)
  20. Konstantinov, V.V., & Mali, N.A. (2016). Psikhologicheskaya adaptatsiya mladshikh shkolnikov, prozhivayushchikh v Rossii i vynuzhdennyh migrantov. Mir Nauki, 4(4), 17-26. (In Russ.)
  21. Korolenko, A.S., & Lazareva, Z.N. (2015). Organizatsiya sotsialnoy pomoshchi v Rossii vynuzhdennym migrantam iz Ukrainy v sovremennykh sotsiokulturnykh usloviyakh. Sotsialnaya rabota - fenomen tsivilizovannogo obshchestva: Conference Proceedings (pp. 48-52). Saransk: N.P. Ogareva MGU Publ. (In Russ.)
  22. Kuznetsova, I.B. (2018). Refugees from Ukraine in Russia: Migration policy and everyday life. The Journal of Social Policy Studies, 16(4), 577-594. https://doi.org/10.17323/7270634-2018-16-4-577-594 (In Russ.)
  23. Kurbatova, T.N., & Mulyar, O.I. (2001). Proektivnaya Metodika Issledovaniya Lichnosti “Hand-Test”: Manual. Saint Petersburg: IMATON Publ. (In Russ.)
  24. Lebedeva, N., & Tatarko, A. (2013). Multiculturalism and Immigration in Post-Soviet Russia. European Psychologist, 18, 169-178. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000161
  25. Mali, N.A. (2017). Osobennosti Shkolnoy Adaptatsii Detey iz Semey Vynuzhdennykh Migrantov: Ph.D. in Psychology Thesis. Saratov: Chernyshevsky Saratov State University. (In Russ.)
  26. Panich, O.E., & Agapova, E.E. (2015). Psikhologicheskie proyavleniya adaptatsii vynuzhdennykh migrantov iz Ukrainy. Apriori. Seriya: Gumanitarnye nauki, (3), 47-55. (In Russ.)
  27. Park S., Lee M., & Jeon, J.Y. (2017). Factors affecting depressive symptoms among North Korean adolescent refugees residing in South Korea. International Journal of Environmental Research and Public Health, 14(8), 912. https://doi.org/10.3390/ijerph14080912
  28. Plohinsky, N.A. (1970). Biometriya. Moscow: MSU Publ. (In Russ.)
  29. Ryabichenko, T.A. & Lebedeva, N.M. (2016). The impact of value similarity with parents and peers on well-being of children in Russian families in Latvia. Social Sciences and Contemporary World, (2), 121-135. (In Russ.)
  30. Stefanenko, T.G. (2009). Etnopsikhologiya. Moscow: Aspekt-Press Publ. (In Russ.)
  31. Stefanenko, T.G., Tumgoeva, T.A., & Kotova, M.V. (2017). The Ingush’s cultural memory and social identity as a representative of repressed ethnic group. National Psychological Journal, (4), 45-56. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0404 (In Russ.)
  32. Stevens G., & Vollebergh, W. (2008). Mental health in migrant children. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(3), 276-294. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01848.x
  33. Umrikhina, E.A. (2019). Deti migrantov v inoyazychnoj srede: Perspektiva rodnogo yazyka. Izuchenie i Prepodavanie Russkogo Yazyka v Raznyh Lingvokul'turnyh Sredah: Conference Proceedings (pp. 575-588). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  34. Venger, A.L. (2003). Psihologicheskie Risunochnye Testy: Manual. Moscow: VLADOS-PRESS Publ. (In Russ.)

© Константинов В.В., Мали Н.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах