Конструкт субъективного профессионального благополучия: верификация на российской выборке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Субъективное профессиональное благополучие, по мнению авторов статьи, относится к числу ключевых условий профессионального здоровья и долголетия современного человека. Вместе с тем в существующих моделях достижение профессионального благополучия соотносится с реализацией человеком устремлений к личностному саморазвитию и автономности при условии профессиональной компетентности, доминирования благоприятного эмоционального и психосоматического состояния в комфортной рабочей среде, в то время как социально-профессиональная востребованность участников деятельности в качестве фактора их профессионального благополучия в этих моделях не учитывается, хотя любая профессиональная деятельность исходно нацелена на получение требуемых обществом результатов. Деятельность, результаты которой не соответствуют ожиданиям и требованиям общества, становится невостребованной, утрачивается востребованность ее участников, а проблема их субъективного профессионального благополучия теряет актуальность. Поэтому оценка человеком своего профессионального благополучия не может рассматриваться вне соотнесения с оценкой собственной социально-профессиональной востребованности. Как показано в статье, важно также учитывать этнокультурную обусловленность понимания благополучия человека. В этой связи целью исследования явилось теоретикоэмпирическое обоснование конструкта субъективного профессионального благополучия, включающего компонент социально-профессиональной востребованности, на российской выборке. Для проверки этого положения проведено эмпирическое исследование с участием 285 сотрудников территориальных налоговых органов России. Их трудовой стаж в налоговой службе составлял от 1 года до 34 лет, в том числе менее 3 лет - 18 % выборки. Возраст - от 22 до 62 лет, в том числе в возрасте менее 30 лет - 25 %. Женщины составили 70 %, мужчины - 30 % выборки. В исследовании использовались опросник социально-профессиональной востребованности личности (Kharitonova, 2014), методика оценки профессионального благополучия (Rut, 2016), опросник доминирующего эмоционального состояния личности (Kulikov, 2003), опросники «Увлеченность работой» и «Скука от работы» (Schaufeli, Diystra, Ivanova, 2015). Для обработки данных применялись методы факторного анализа (метод главных компонент, вращение варимакс) и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. По результатам факторного анализа установлено, что вновь предлагаемый конструкт субъективного профессионального благополучия включает три самостоятельных и взаимосвязанных компонента. Первый компонент (27 % объясненной дисперсии) содержал совокупность самооценок сотрудников, которые отражали их осознание своей социально-профессиональной востребованности: «Я как компетентный и востребованный профессионал». Второй компонент (19 %) содержал самооценки, которые отражали степень устойчивого доминирования позитивного эмоционального состояния личности. Третий компонент (14 %) содержал самооценки, которые отражали степень реализации сотрудниками своих устремлений к профессиональному росту, удовлетворенности профессиональными достижениями и отношениями в рабочем коллективе. Обоснованы два направления дальнейших исследований проблемы субъективного профессионального благополучия. Первое направление - дальнейшая разработка идей ресурсного подхода для развития и поддержания субъективного профессионального благополучия работников (Schaufeli, Bakker, Van Rhenen, 2009). Второе - исследования в рамках кросс-культурного, а также кросс-профессионального (Brauchli et al., 2013) подходов.

Об авторах

Александр Александрович Обознов

Институт психологии Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: aao46@mail.ru

доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Дарья Леонидовна Петрович

Государственный академический университет гуманитарных наук

Email: dlpe@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии

Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., 26

Ирина Викторовна Кожанова

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России

Email: i_koj@mail.ru

доцент, проректор по учебной работе

Российская Федерация, 603950, Нижний Новгород, ул. Грузинская, 48

Юлия Владимировна Бессонова

Институт психологии Российской академии наук

Email: farandi@mail.ru

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии

Российская Федерация,129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Список литературы

  1. Bakker, A.B., & Demerouti, E. (2007). The Job Demands-Resources model: State of the art. Journal of Managerial Psychology, 22, 309-328
  2. Balykhina, T.M. (2000). Slovar Terminov i Ponyatiy Testologii. Moscow: MGUP Publ. (In Russ.)
  3. Berezovskaya, R.A. (2016). Occupational well-being: Problems and prospects of psychological studies. Psikhologicheskiye Issledovaniya, 9(45), 2. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html (In Russ.)
  4. Bessonova, Yu.V., & Bronevitsky, G.G. (2016). Psikhologicheskoye blagopoluchiye u predstaviteley opasnykh professiy. In: M.I. Volovikova, A.L. Zhuravlev, & N.Ye. Kharlamenkova (Eds.), Psikhologicheskiye Issledovaniya Lichnosti: Istoriya, Sovremennoye Sostoyaniye, Perspektivy (pp. 327-351). Moscow: Institut psikhologii RAS Publ. (In Russ.)
  5. Bessonova, Yu.V., Oboznov, A.A. & Petrovich, D.L. (2018). Psikhologicheskoye blagopoluchiye professionala v organizatsiyakh povyshennogo riska. In: A.N. Anokhin, A.A. Oboznov, P.I. Paderno, S.F. Sergeyev (Eds.), Chelovecheskiy Faktor v Slozhnykh Tekhnicheskikh Sistemakh i Sredakh (ERGO-2018): Conference Prosideengs (pp. 627-635). Saint Petersburg: ETU “LETI”, Interregional Ergonomic Association. (In Russ.)
  6. Brauchli, R., Schaufeli, W.B., Jenny, G.J., Füllemann, D., & Bauera, G.F. (2013). Disentangling stability and change in job resources, job demands, and employee well-being - A three-wave study on the Job-Demands Resources model. Journal of Vocational Behavior, 83(2), 117-129
  7. Cardwall, M. (2000). A-Z. Psychology. Moscow: FAIR-PRESS Publ.
  8. Kharitonova, Ye.V. (2014). Psikhologiya Sotsialno-Professionalnoy Vostrebovannosti Lichnosti. Moscow: Institut psikhologii RAS Publ. (In Russ.)
  9. Klimov E.A. (2005). Psikhologiya Professionalnogo Samoopredeleniya. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
  10. Kulikov, L.V. (2003). Rukovodstvo k Metodikam Diagnostiki Psikhicheskikh Sostoyaniy, Nastroyeniy i Sfery Chuvstv. Opisaniye Metodik, Instruktsii po Primeneniyu. Saint Petersburg: SPSU Publ. (In Russ.)
  11. Leontyev, D.A. (2012). Positive Psychology: An Agenda for the New Century. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9(4), 36-58. (In Russ.)
  12. MacKinnon, N.J., & Langford, T. (1994). The meaning of occupational prestige scores: A social psychological analysis and interpretation. The Sociological Quarterly, 35(2), 215-245. https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.1994.tb00408.x
  13. Oboznov, A.A. (2013). Vnutrenniye i vneshniye resursy psikhicheskoy regulyatsii deyatel'nosti. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergiyenko (Eds.), Chelovek, Subyekt, Lichnost v Sovremennoy Psikhologii: Conference Proceedings (vol. 1, pp. 561-563). Moscow: Institut psikhologii RAS Publ. (In Russ.)
  14. Petrovich, D.L., Oboznov, A.A., & Kozhanova, I.V. (2018). Professional demand as a factor of professional psychological well-being. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda, 3(4), 115-145. (In Russ.)
  15. Rut, Ye.I. (2016). Professionalnoye Blagopoluchiye Sotrudnikov Kommercheskikh Organizatsiy: Kriterii i Metodika Otsenki: MA in Psychology Thesis. Saint Petersburg: SPbSU Publ. (In Russ.)
  16. Ryff, C.D., & Keyes, C.L.M. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69, 719-727
  17. Schaufeli, W.B., Bakker, A.B., & Van Rhenen, W. (2009). How changes in job demands and resources predict burnout, work engagement, and sickness absenteeism. Journal of Organizational Behavior, 30, 893-917
  18. Schaufeli, W.B., Diystra, P., & Ivanova, T.Yu. (2015). Uvlechennost Rabotoy: Kak Nauchitsya Lyubit Svoyu Rabotu i Poluchat ot Neyo Udovolstviye. Moscow: Kogito-tsentr Publ. (In Russ.)
  19. Shchedrovitsky, G.P. (1995). Skhema mysledeyatelnosti: Stroyeniye, smysl, soderzhaniye. In: G.P. Shchedrovitsky, Selected Works (pp. 281-298). Moscow: Shkola Kulturnoy Politiki Publ. (In Russ.)
  20. Shvyrev, V.S. (2010). Konstrukt. In: V.S. Stopin, A.A. Guseynov, G.Yu. Semigin, A.P. Ogurtsov (Eds.), Novaya Filosofskaya Entsiklopediya. 2nd ed. Moscow: Mysl Publ. (In Russ.)
  21. Triandis, H. (2007). Culture and Social Behaviour. Moscow: FORUM. (In Russ.).
  22. Ulikh E. (1994). Psikhologiya truda v izmenyayushchemsya industrialnom mire. Inostrannaya Psikhologiya, 2(1), 13-20. (In Russ.)
  23. Van Horn, J.E., Taris, T.W., Schaufeli, W.B., & Schreurs, P.J.G. (2004). The structure of occupational well-being: A study among Dutch teachers. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 77, 365-375. https://doi.org/10.1348/0963179041752718
  24. Warr, P. (2013). How to think about and measure psychological well-being. In: M. Wang, R.R. Sinclair, & L.E. Tetrick (Eds.), Research Methods in Occupational Health Psychology: Measurement, Design and Data Analysis (pp. 76-90). New York: Psychology Press, Routledge
  25. Zhukovskaya, L.V., & Troshikhina, Ye.G. (2011). K. Ryff's Scale of Psychological Well-Being. Psikhologicheskiy Zhurnal, 32(2), 82-93. (In Russ.)

© Обознов А.А., Петрович Д.Л., Кожанова И.В., Бессонова Ю.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах