НЕТРИВИАЛЬНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛЕВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА МИЛГРЭМА В МОСКВЕ И НЬЮ-ЙОРКЕ
- Авторы: Митина ОВ1, Воронов АЯ2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Государственный академический университет гуманитарных наук
- Выпуск: Том 14, № 3 (2017)
- Страницы: 255-272
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/16586
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-3-255-272
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследовали нетривиальность результатов полевого эксперимента, проведенного по ме-тодологии Стэнли Милгрэма в нью-йоркском и московском метро. Критерием нетривиаль-ности служила статистическая значимость различия между эмпирическим и прогнозируемым результатом. 208 респондентам (психологам и студентам, изучающим психологию) было пред-ложено предсказать результат исследования в зависимости от пола экспериментатора и ис-пытуемого, возраста испытуемого и города, в котором проводили эксперимент. Полученные результаты подтвердили гипотезу авторов о нетривиальности экспериментов в метро: было показано, что существует статистически значимое различие между реальным поведением пас-сажиров метро (в Нью-Йорке и в Москве) и прогнозами московских и ташкентских респон-дентов. В большинстве случаев предсказанная вероятность того, что испытуемый уступит свое место по ничем не мотивированной просьбе экспериментатора (девушки или юноши), была намного меньше, чем в эксперименте. Для анализа данных путем построения модели с учетом всех упомянутых факторов применили метод структурного моделирования (SEM). Модель хорошо соответствует экспериментальным данным (CFI = 0,919). Было обнаружено, что пред-сказанные результаты зависят не только от пола, возраста и места жительства респондента, но и от степени его знакомства с исследованием. Полученные данные дают важный материал для дальнейшего изучения роли ситуационных (дизайн эксперимента) и индивидуальных (характеристик респондента) факторов в прогнозируемых результатах; они способствуют даль-нейшему пониманию проблемы формирования и поддержания неформальных социальных норм в различных культурах и освещают новые аспекты исследований, проводимых по экс-периментальной методологии Стэнли Милгрэма.
Ключевые слова
Об авторах
О В Митина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: omitina@inbox.ru
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия) Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 125009
А Я Воронов
Государственный академический университет гуманитарных наук
Email: a_voronov@inbox.ru
кандидат биологических наук, доцент факультета психологии Государственного академического университета гуманитарных наук (Москва, Россия). Ярославская ул., 1, Москва, Россия, 129366
Список литературы
- Al’-Batal, T.M. (2009). Problema soblyudeniya social’nyh norm: eksperimenty v moskovskom i sanktpeterburgskom metro (po Milgremu i Sabini). Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya 21 veka: problemy i perspektivy. Conference Procedeengs (pp. 218-226). Kolomna. (In Russ.).
- Bentler, P.M. (2000). EQS 6 structural equations program manual. Encino CA: Multivariate Software Inc.
- Bicchieri, C.(2006). The grammar of society: the nature and dynamics of social norms. New York: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511616037.
- Cialdini, R.B., Kallgren, C.A, & Reno R.R. (1991). A focus theory of normative conduct: A theoretical refinement and reevaluation of the role of norms in human behavior. Advances in Experimental Social Psychology, 58, 1015-1026. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60330-5.
- Cliffs, N.J., Schultz, N., Cialdini R.B., Goldstein, N.J., & Griskevicius, V. (2007). The constructive, destructive, and reconstructive power of social norms. Psychological Science, 18 (5), 429-434.
- Luo, M. (2004, 14 Sept.). Revisiting a social experiment, and the fear that goes with it. New York Times, 153 (52972), B1-B8.
- Milgram, S. (2001). Eksperiment v social’noi psihologii. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
- Milgram, S. (2010). The individual in a social world: Essays and experiments. London: Pinter & Martin Ltd.
- Milgram, S., Sabini, J. (1978). On maintaining social norms: a field experiment in the subway. In A. Baum, J.E. Singer, S. Valins (Eds.). Advances in environmental psychology (vol. 1, pp. 31-40).Hillsdale, NJ: Erlbaum.
- Mitina, O.V., Petrovskii, V.A. (2001). Netrivial’nost’ nauchnogo fakta i psihologicheskaya ekspertiza psihologov kak ekspertov. Mir psihologii, (4), 243-248. (In Russ.).
- Mitina, O.V., Voronov, A.Ya. (2012). Netrivial’nost’ polevogo eksperimenta v metro (paradigma Stenli Milgrema): sopostavlenie prognoznyh i real’nyh rezul’tatov. In V.A. Barabanshikov (Ed.). Eksperimental’nyi metod v strukture psihologicheskogo znaniya (pp. 656-663). Moscow: Institut psihologii RAN Publ. (In Russ.).
- Scott, J.F. (1971). Internalization of norms. Prentice Hall: Englewood.
- Takooshian, H. (1972). An observational study of norms in the New York City subway. Report on a class field experiment (Unpublished manuscript).
- Voronov, A.Ya., Al’-Batal, T.M. (2010). Soblyudenie neformal’nyh social’nyh norm: polevye eksperimenty v metro. In V.A. Barabanshikov (Ed.), Eksperimental’naya psihologiya v Rossii. Tradicii i perspectivi (pp. 781-786). Moscow: Institut psihologii RAN Publ. (In Russ.).
- Voronov, A.Ya., Mitina, O.V., Al’-Batal, T.M., Gorbunova, A.I. (2011). Soblyudenie neformal’nyh social’nyh norm: polevye eksperimenty v paradigme S. Milgrema. In V.A. Barabanshikov (Ed.). Sovremennaya eksperimental’naya psihologiya (vol. 2, pp. 375-392). Moscow: Institut psihologii RAN Publ. (In Russ.).