ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отношение педагогов к здоровью рассматривается в ракурсе их профессиональной деятельности с позиций культурологического и системно-функционального подходов и связывается с идеей гуманизации образовательного процесса. Феномен «отношение к здоровью» показан как интегральное понятие, возникшее на стыке психологии здоровья, философии и педагогики здоровья. Представлены данные нескольких исследований в области культуры здоровья педагогов (российских и зарубежных), в том числе исследований, проведенных автором статьи, свидетельствующие о низком уровне культуры здоровья отечественных работников системы образования (в аспекте личностной позиции), что связывается с безразличным или деструктивным отношением педагогов к своему здоровью и влияет на качество реализации ими здоровьесозидающей функции. Здоровьесозидающая функция рассматривается как триединство компонентов: 1) создание безопасной для здоровья образовательной среды, 2) включение в содержание образования вопросов, связанных с формированием у обучающихся навыков здорового образа жизни, здоровьеориентированных ценностных установок и мотивации на созидающее поведение, 3) саморазвитие педагога в области здоровья (профессионального и индивидуального). В целом, сохранение и укрепление здоровья педагогическими средствами рассматривается в статье как придание гуманистической направленности образовательной среде и процессу обучения, отрицание насильственных методов обучения, как опора на внутреннюю позитивную мотивацию к учебной деятельности, развитие личностного и физического потенциала учащихся.

Об авторах

Т Н Леван

Российский университет дружбы народов

Институт медико-биологических проблем

Список литературы

  1. Гаркуша Н.С. Сравнительный анализ ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 7. С. 30-37.
  2. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты проблемы формирования основ культуры здоровья у детей и подростков // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции: коллективная монография / под ред. Т.Н. Ле-ван. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 71-89.
  4. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: монография. - Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2008.
  5. Нежкина Н.Н., Смирнова Н.В., Майорова М.К. Охраняем здоровье учителя и ученика // Народное образование. 2008. № 9. C. 209-215.
  6. Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / под ред. Т.Н. Ле-ван. Новосибирск: СибАК, 2013.
  7. Ченцова С.Н., Антонова А.А., Сердюков В.Г. Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ // Астраханский медицинский журнал. 2013. Т. 8. № 1. С. 302-306.
  8. Formation of the health of children and adolescents in life-long education. Novosibirsk: SibAK, 2013.
  9. Chentsova S.N., Antonova A.A., Serdyukov V.G. Topical issues of the study and evaluation of the health of school teachers. Astrakhan Medical Journal. 2013, vol. 8, no. 1, pp. 302-306.

© Леван Т.Н., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах