ЭГОИЗМ: ВРОЖДЕННОЕ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЕ?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу эгоизма. Анализ литературы показал, что эгоизм до сих пор остается одним из наименее изученных личностных свойств, отсутствует единство в научных представлениях о психологическом содержании и природе эгоизма. В определении и понимании сути эгоизма наблюдаются разнородные тенденции: отождествление этого свойства личности с чертой характера; инстинктом; включение его в единый синонимичный ряд наряду с потребностями, направленностью, ценностными ориентациями. В настоящее время в психологической науке существуют две противоположные концепции, одна из которых утверждает биологическую природу свойства, другая - подчеркивает примат социальных факторов в процессе формирования эгоизма личности. Большинство исследователей используют аналитические стратегии изучения эгоизма. Мы считаем, что эти исследования можно рассматривать только как первый шаг на пути к целостному изучению данного свойства. Системное исследование эгоизма должно включать в себя анализ функционального единства целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивных характеристик этого свойства, а его реализация открывает широкие возможности для выявления психологических и психофизиологических механизмов функционирования этого свойства.

Об авторах

Р В Ершова

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Кафедра психологии

Е В Омельчанко

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Кафедра психологии

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  2. Ершова Р.В. Исследования организованности в психологии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. № 2. С. 14-23.
  3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. М., 1981. С. 126-129.
  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2014. 576 с.
  5. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  6. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1 (3). С. 63-73.
  7. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28-36.
  8. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья // Вісник Одеського національного університету. Психологія 17. 2012. № 8. C. 105-117.
  9. Левит Л.З. Эгоизм, личностная уникальность, нарциссизм: сходство и различия // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 212-225.
  10. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 83 с.
  11. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. 955 с.
  14. Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда // Журнал практической психологии и психоанализа. 2014. № 3. URL: http://psyjournal.ru/ (Дата обращения: 01.10.2014).
  15. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968. 912 c.
  16. Петров Э.Ф. Эгоизм: философско-этический очерк. М.: Наука, 1969. 207 с.
  17. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
  18. Психология развития / под ред. А.Л. Венгера; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
  19. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
  20. Федунина Н.Ю. Проблема личности в трудах Пьера Жане // Вопросы психологии. 2003. № 1. C. 116-129.
  21. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 457 с.
  22. Bogardus E.S. Essentials of social psychology. Los Angeles, 1923. 320 p.
  23. Hoover H. American individualism. NY: Doubleday, 1922. 78 p.

© Ершова Р.В., Омельчанко Е.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах