ЭГОИЗМ: ВРОЖДЕННОЕ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЕ?
- Авторы: Ершова РВ1, Омельчанко ЕВ1
-
Учреждения:
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 7-15
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13460
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждаются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу эгоизма. Анализ литературы показал, что эгоизм до сих пор остается одним из наименее изученных личностных свойств, отсутствует единство в научных представлениях о психологическом содержании и природе эгоизма. В определении и понимании сути эгоизма наблюдаются разнородные тенденции: отождествление этого свойства личности с чертой характера; инстинктом; включение его в единый синонимичный ряд наряду с потребностями, направленностью, ценностными ориентациями. В настоящее время в психологической науке существуют две противоположные концепции, одна из которых утверждает биологическую природу свойства, другая - подчеркивает примат социальных факторов в процессе формирования эгоизма личности. Большинство исследователей используют аналитические стратегии изучения эгоизма. Мы считаем, что эти исследования можно рассматривать только как первый шаг на пути к целостному изучению данного свойства. Системное исследование эгоизма должно включать в себя анализ функционального единства целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивных характеристик этого свойства, а его реализация открывает широкие возможности для выявления психологических и психофизиологических механизмов функционирования этого свойства.
Об авторах
Р В Ершова
Московский государственный областной социально-гуманитарный институтКафедра психологии
Е В Омельчанко
Московский государственный областной социально-гуманитарный институтКафедра психологии
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Ершова Р.В. Исследования организованности в психологии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. № 2. С. 14-23.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. М., 1981. С. 126-129.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2014. 576 с.
- Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1 (3). С. 63-73.
- Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28-36.
- Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья // Вісник Одеського національного університету. Психологія 17. 2012. № 8. C. 105-117.
- Левит Л.З. Эгоизм, личностная уникальность, нарциссизм: сходство и различия // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 212-225.
- Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 83 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. 955 с.
- Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда // Журнал практической психологии и психоанализа. 2014. № 3. URL: http://psyjournal.ru/ (Дата обращения: 01.10.2014).
- Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968. 912 c.
- Петров Э.Ф. Эгоизм: философско-этический очерк. М.: Наука, 1969. 207 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
- Психология развития / под ред. А.Л. Венгера; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
- Федунина Н.Ю. Проблема личности в трудах Пьера Жане // Вопросы психологии. 2003. № 1. C. 116-129.
- Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 457 с.
- Bogardus E.S. Essentials of social psychology. Los Angeles, 1923. 320 p.
- Hoover H. American individualism. NY: Doubleday, 1922. 78 p.
![](/img/style/loading.gif)