Том 26, № 3 (2024): Политика в Черноморско-Каспийском регионе
- Год: 2024
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1804
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-3
Весь выпуск
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
Черноморский, Каспийский и Центрально-Азиатский регионы в глобальных процессах политического развития: представляю номер
Аннотация
В соответствии с общепринятым тезисом, который утвердился в научной литературе, считается, что роль Черноморско-Каспийского и Центрально-Азиатского регионов повышается и способствует динамичному развитию стран, которые в них входят. Действительно, под влиянием глобальных трансформаций, происходящих в мире, положение этих регионов, а также отдельных государств, значительно изменилось. Однако рассмотрение данного вопроса невозможно без критической оценки политики внерегиональных акторов: их роли в определении развития регионов и оказываемом влиянии на политические и экономические процессы в отдельных государствах. Хотя именно внерегиональные акторы зачастую определяли характер развития Черноморского, Каспийского и Центрально-Азиатского регионов и характер внутрирегиональных процессов. Именно внешние игроки последовательно встраивали каспийские, причерноморские и центральноазиатские государства в глобальные политические процессы, транспортные и энергетические проекты. Соответственно, странам этих регионов отводилась подчиненная роль. Хотя эти государства и разрабатывали собственные амбициозные геополитические проекты и долгосрочные программы развития, тем не менее итоги более чем тридцатилетнего развития Черноморского, Каспийского и Центрально-Азиатского регионов указывают на усиление зависимости от внерегиональных акторов и возросшую зависимость от происходящих в мировой политике и экономике процессов. Системный подход позволил исследовать значение Черноморского, Каспийского и Центрально-Азиатского регионов для внерегиональных акторов, их вклад в развитие мировой политики и экономики, выявить потенциальные направления их развития.
ПОЛИТИКА ЕВРАЗИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Политические процессы на Евразийском континенте: предыстория и современность
Аннотация
В настоящее время особую важность приобретают вопросы геополитических изменений на евразийском пространстве, тесно связанных с дальнейшим развитием процесса евразийской интеграции. Объектом изучения явились политические процессы в Евразии, в том числе проблемы формирования многополярного мира. Для этого необходимо провести сопоставление опыта продвижения России на восток континента и текущих политико-экономических событий. В исследовании использованы научные работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам развития взаимоотношений между Российской империей, Советским Союзом, Российской Федерацией и обитателями Великой Степи, а также новыми государственными образованиями, появившимися после развала СССР. Для анализа применены исторический, сравнительно-аналитический, трансдисциплинарный подходы и другие общенаучные методы. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях в странах Евразии, на Евразийском научном форуме в Санкт-Петербурге. Проведенный анализ позволил на основании принципа историзма показать влияние политических процессов и событий прошлого на внешнюю политику современных политических акторов в Среднеазиатском регионе и их позицию в отношении России. Уделено внимание факторам усиления русофобских настроений в среде новых политических элит, что серьезно осложняет межгосударственные отношения на континенте, а также уточнению неко торых понятий (например, «Центральная Азия»), применяемым в современном поли тологическом лексиконе. Представленные материалы и выводы будут способствовать объективации текущих исследований и экспертных оценок политических процессов, политических акторов, изменений политических реалий в Среднеазиатском регионе, а также развитию межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных
Особенности политических процессов в странах Центральной Азии на современном этапе
Аннотация
В условиях кризиса либерально-демократической модели во всех странах Центральной Азии, включая Киргизию, которая в течение долгого времени демонстрировала успехи в процессе демократического транзита, укрепляются авторитарные тенденции. Целью статьи является анализ содержания и характера политических процессов в странах Центральной Азии на современном этапе. На основе метода сравнительного анализа выделены общие и отличительные черты в политических режимах стран региона. Страны Центральной Азии сгруппированы по принципу повторяющихся тенденций во внутриполитических процессах. В странах Центральной Азии наиболее уязвимыми перед «цветными революциями» являются Киргизия и Таджикистан. Вероятность такого сценария, чреватого политической нестабильностью, побуждает одних политических лидеров стран региона (Казахстан, Узбекистан) проводить реформы и конструировать такой политический режим, который более или менее пропорционально отражает экономическую реальность и социальные потребности, а других (Киргизия, Таджикистан) - прибегать к методам «закручивания гаек», расчищать пространство от политической оппозиции. В обоих случаях это приводит к укреплению режима личной власти глав государств стран Центральной Азии, а, следовательно, президент по-прежнему будет оставаться на вершине властной иерархии. Однако, как показывают результаты последних президентских выборов в Узбекистане и президентских и парламентских выборов в Казахстане, в этих обществах существует запрос на сильную власть, способную обеспечить общественно-политический порядок и стабильность.
Внешнеполитическое развитие Узбекистана: новые ориентиры
Аннотация
После распада СССР Узбекистан проводил активную политику в Центральной Азии, рассчитывая занять доминирующие позиции в регионе. Одновременно узбекская сторона развивала отношения с внерегиональными державами: Россией, США, ЕС, Китаем. Однако отсутствие прогресса в эффективной реализации внешнеполитических контактов с внерегиональными государствами привело к пересмотру Ташкентом своих внешнеполитических подходов. Узбекистан сделал ставку на решение региональных проблем, а также развитие экономического сотрудничества с соседними государствами, но выстроить добрососедские отношения с другими центральноазиатскими странами не удалось. Ситуация изменилась после победы на президентских выборах 2016 г. Ш. Мирзиёева. Его приход к власти привел к пересмотру подходов в реализации внешней политики государства. Были восстановлены отношения со странами Центральной Азией, решены конфликтные отношения с ближайшими соседями. В последующие годы были расширены политические и торгово-экономические контакты с Россией и западными государствами. Ташкент стал проводить активную политику в Центральной Азии. Автором сделан вывод, что внешняя политика Узбекистана направлена на диверсификацию внешнеполитических контактов, участие в транспортных и энергетических проектах, способных принести экономическую выгоду. В результате современный внешнеполитический курс Узбекистана должен укрепить позиции страны в Центральной Азии.
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН И КАВКАЗ: БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ
Политика Ирана в области безопасности в Каспийском регионе
Аннотация
Каспийский регион, в контексте усиливающегося глобального противостояния между «Востоком» и «Западом», выступает одним из наиболее стратегически важных на Евразийском континенте. С. 1990-х гг. дискуссии по поводу Каспийского моря разворачиваются вокруг двух основных тем: энергетических ресурсов и обеспечения безопасности. Важность этих вопросов привела к формированию различных и по большей части противоречивых взглядов в прикаспийских странах по поводу правового статуса и оптимального использования каспийских ресурсов. В исследовании рассмотрен подход Ирана к внешней политике и безопасности в Каспийском море, чтобы ответить на вопрос, какие цели преследует Исламская Республика Иран по этому вопросу и какие меры были предприняты в данном отношении. Были применены проблемно-хронологический метод, контент-анализ и ивент-анализ. В результате выявлено, что Иран преследовал цель добиться равноправного, с его точки зрения, распределения акватории Каспия, отстаивая свою точку зрения на саммитах прикаспийских государств, однако точный процент акватории, принадлежащей Ирану, не определен до сих пор, что во многом и обуславливает затягивание иранской стороны с ратификацией Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В то же время Иран в целом удовлетворен достигнутыми соглашениями с прикаспийскими странами в области безопасности и недопущения иностранного военного присутствия на Каспии.
Эволюция политического развития Республики Казахстан в постсоветский период
Аннотация
Среди центральноазиатских государств опыт Казахстана занимает особое место. Процесс демократизации и сменявших его волн авторитарного отката и возвращения на демократические рельсы отражает специфику казахстанской политической системы. В то же время Казахстан, так же как и другие государства Центральной Азии, был подвержен влиянию исторически сложившихся методов управления и взаимоотношения между различными властными группами. В итоге, несмотря на декларируемые принципы разделения властей, в Казахстане сложилось доминирование института первого президента. В статье делается вывод, что укрепление вертикали исполнительной власти на первом этапе позволило стабилизировать экономическую ситуацию и проводить сбалансированный внешнеполитический курс, снизить влияние региональных элит. Однако консолидация власти президентом привела к нестабильности в политической сфере ввиду отсутствия рабочего механизма транзита власти. Несменяемость политических элит, снижение роли парламента в принятии ключевых решений развития государства фактически создали препятствия для внедрения действительно демократических норм. С приходом к власти К.Ж. Токаева начался новый этап политического развития страны. Однако, несмотря на устранение двоевластия и конституционную реформу 2022 г., режим правления в Казахстане не претерпел серьезных изменений.
Социальные науки в Армении: переосмысление политики и международных отношений после 1991 года
Аннотация
Развитие социальных наук на постсоветском пространстве воспринимается как малоисследованная сфера, включающая множество проблем, характерных для стран с переходной экономикой. Это касается таких областей, как система образования и система публикации научных трудов. Исследование посвящено изучению развития социальных наук в Армении с момента обретения ею независимости в 1991 г. после распада СССР. Авторы утверждают, что в армянском обществе, как и в других посткоммунистических странах, наблюдается сдвиг от историографического к социокультурному или гуманитарному дискурсу. Теории политологии и международных отношений адаптируются к реалиям переходных обществ и политическим кризисам, но часто оказываются недостаточно эффективными из-за отсутствия локализованных теоретических подходов и сформированных академических школ. Основная гипотеза исследования состоит в том, что развитие общественных наук в Армении носит фрагментарный характер, сосредоточено на узких аспектах международных отношений. В отношении политологии рассматриваются следующие направления: развитие дисциплины после распада СССР, преподавание политологии и международных отношений, а также деятельность аналитических центров и экспертных сообществ. Вывод авторов заключается в том, что, несмотря на тридцатилетнее развитие, политология в Армении остается фрагментированной и требует как большего сотрудничества внутри отрасли, так и государственной поддержки для улучшения концентрации и эффективности.
ГЕОПОЛИТИКА ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА
Теория и практика геополитического проектирования в современной Румынии
Аннотация
Геополитическое проектирование как процесс разработки и осуществления политических, экономических и военных стратегий, направленных на укрепление позиций страны на мировой арене, становится всё более актуальным инструментом для формирования и реализации национальных интересов государств. Цель данного исследования - выявление геополитической детерминации внешнеполитического курса современной Румынии. С помощью исторического метода (концептуализация геополитических идей), качественного контент-анализа (Стратегия национальной обороны 2020-2024 гг.) и дискурс-анализа в статье рассмотрено теоретическое и практическое измерение геополитических проектов, возникновение и развитие которых связано как с евроатлантической интеграцией, так и c позиционированием государства как регионального лидера на восточноевропейском пространстве. Особое внимание уделено рассмотрению внешнеполитических приоритетов и их отражению в реализации геополитических устремлений. Сделан вывод о том, что стремление Румынии укрепить свои позиции на международной арене реализуется через интеграцию в уже существующие евроатлантические геополитические проекты и предложение собственных инициатив, а идея присоединения Республики Молдова все еще является актуальной, но не имеет реальных перспектив в современных условиях.
Влияние «крымского фактора» на геополитические процессы в Черноморском регионе
Аннотация
На основе структурно-функционального, кросс-культурного анализа и метода бинарных оппозиций рассматривается влияние «крымского фактора» на геополитические процессы в Черноморском регионе. Исследование сосредоточено на факторе геополитического прессинга со стороны коллективного Запада, поликультурной специфики Крымского полуострова как фактора геополитики. Автор приходит к выводу о высокой значимости военно-стратегической, геоэкономической, социокультурной роли Крыма в политических процессах. Итоги «Крымской весны» 2014 г. во многом изменили расстановку сил в Северном Причерноморье, послужили новой точкой отсчета в геополитической динамике. При этом Крым с большой долей вероятности может сыграть важную роль в формировании новой геополитической идеологии России, необходимой на современном этапе развития.
Геополитика Черноморского региона: ключевые проблемы на современном этапе
Аннотация
В последние годы произошли значительные изменения в развитии региона, которые связаны с обострением геополитической обстановки в мире, попытками Запада оказать давление на Россию с целью ослабления ее политических и экономических позиций в мире. Огромное влияние на ситуацию в Черноморском регионе оказывает конфликт на Украине, в котором активное участие принимают США и ЕС. При этом членами ЕС являются причерноморские государства Румыния и Болгария, которые вместе с Турцией одновременно являются членами НАТО. Это привело к ситуации, когда значительно повысился конфликтный потенциал в Черноморском регионе. Одновременно с этим в регионе сформировалась и продолжает развиваться геополитическая ось Россия - Турция, которая в значительной мере выступает стабилизирующим фактором в развитии региона. Автором сделан вывод, что политическое развитие Черноморского региона находится под сильным влиянием конфронтации между Россией и коллективным Западом.